управлением, осуществляемой АК ”Транснефть”, куда входит
АО”СИБНЕФТЕПРОВОД”. В силу этого система магистральных нефтепроводов (СМН)
является естественной монополией.
Фактически СМН находится в государственной собственности и полностью
контролируется государством посредством установления цен (тарифов) на
транспортные услуги, распределением прав доступа к экспортным
нефтепроводам, согласования инвестиций в нефтепроводный транспорт, также
влияющих на тариф. Государство сохраняет право принимать решения по
внесению изменений и дополнений в Устав Компании и акционерных обществ
нефтепроводного транспорта, по ликвидации, слиянию, присоединеию или
преобразованию в предприятие иной организационно-правовой формы, по
утверждению ее отчетов, избранию Совета директоров, назначению президента
(генеральных директоров).
Монополия имеет обычно более высокую эффективность производства в
связи с его большими масштабами, концентрацией мощностей, осуществлением
крупных капиталовложений в научно-технический прогресс т.п. Это дает
монополии большие возможности снижения издержек. Поэтому вопрос сохранения
или уничтожения монополиивсегда является вопросом конкретного баланса ее
положительных и отрицательных свойств.
Организация нефтяного рынка. Система нефтетранспорта является
связующей структурой, которая обеспечивает нормальное функционирование
нефтяного рынка. Сеть межрегиональных нефтепроводов объединяет поставки
нефти от различных производителей в общий поток и распределяет его
потребителям согласно договорам на оказание транспортных услуг компанией
“Транснефть” и ее акционерных обществ.
Стандартный набор услуг, предоставляемый АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” своим
контрагентам, включает транспортировку, перевалку , налив и ответственное
хранение нефти. Фактически же АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” вменены обязанности
оперативного обеспечения поставок нефти потребителям (с учетом текущего
состояния их сырьевых запасов) и на экспорт с соблюдением таможенного
режима и контролем документации.
Принципиально важно, что коммерческие потоки нефти (т.е. потоки,
планируемые по сумме договоров) не совпадают с оперативными физическими
потоками. Последние возникают как результат приспособления системы к
возникающей ситуации путем маневрирования потоками, свободными емкостями
нефтепарков, запасами нефти в системе.
Коммерческие потоки нефти (графики движения партий нефти от
предприятий добычи к потребителям и на экспорт) разрабатывает
Межведомственная комиссия при Правительстве России,по которым
руководствуется АО”СИБНЕФТЕПРОВОД”. Эти графики утверждаются затем
Минтопэнерго и становятся официальным заданием на транспортировку и
поставки, которое АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” должно выполнить в фиксированный
период времени (месяц, квартал). Задание определяет коммерческую схему
грузопотоков как результат согласования заявок и договоров и тем самым
плановые квоты доступа грузоотправителей к мощностям сети.
В коммерческих потоках нефти учитываются ограничения, налагаемые
выработанной АК “Транснефть” и принятой нефтяными компаниями “схемой
нормальных грузопотоков”. Последняя составлена исходя:
из существующих мощностей НПЗ по переработке нефтей с учетом состава
оборудования НПЗ и возможностей их приспособления к изменениям параметров
качествасырья (содержания серы, плотности и т.п.);
структуры и состояния мощностей нефтепроводов;
возможностей системы транспорта по подготовке поставляемых потребителями
смесей с заданными параметрами.
На основании этого задания и сообразуясь с текущей ситуацией
АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” вырабатывает оперативные схемы физических (реальных)
потоков нефти в системе. Реализуя эти схемы, компания должна одновременно
отслеживать исполнение всей суммы договоров о приеме нефтей в сеть и
поставках их потребителям.
Таким образом, схема коммерческих потоков определяет цели и программу
функционирования сети нефтепроводов в агрегированных валовых показателях, а
реализуемые АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” физические потоки являются способами
достижения этих целей, согласованными с имеющимися мощностями и
адаптированными к текущей ситуации.
Координация потоков нефти в системе обеспечивает рациональное
удовлетворение заявок грузоотправителей в режиме реального времени, включая
изменения маршрутов, оперативную корректировку графиков, перенос
задолженности в поставках во времени. Это требует оперативного согласоваия
режимов приема и поставки нефти по множеству потребителей и поставщиков и
последующей сверки исполнительных балансов.
Можно утверждать, что работа”строго по уставу” без выполнения этих
дополнительных функций или отсутствие органа, координирующего оперативные
потоки и деятельность предприятий нефтетранспорта, дезорганизовала бы
функционирование нефтяного рынка. Ни одно предприятие транспорта нефти не
может реально работать без координации компанией фимзических
трансрегиональных потоков нефти.
Поставка нефти на экспорт (а значит и предоставление доступа к
экспортным нефтепроводам и терминалам) производится по ежеквартальным и
месячным графикам, выработанным Межведомственной комиссией и утвержденным
Минтопэнерго. В этих графиках приходится учитывать не только указанные выше
ограничения, но и возможности размещения российской нефти на зарубежных
нефтяных рынках (что не всегда доступно нефтедобывающим корпорациям).
Поставки по государственным обязательствам пользуются в таких графиках
известным приоритетом.
Предприятия транспорта приобретают нефть для собственных нужд на
общих основаниях и отражают эти покупки в исполнительных балансах.
Для оперативного учета и контроля Компания использует собственную
систему связи между вычислительными центрами предприятий и
Автоматизированную систему исполнения договоров (АСКИД), которая ежесуточно
собирает данные о приеме и сдаче нефтей предприятиями транспорта, о запасах
нефти в трубопроводах и резервуарах, о свободной емкости резервуарных
парков, о потерях и т.п.
АСКИД формирует ежесуточную сводку валовых показателей перекачки, а
также нарастающие с начала месяца балансы нефти по свем контрольным точкам
сети в целом. Параллельно ведется регистрация и контроль актов приемки-
сдачи нефтей от одних предприятий к другим (по объему и показателям
качества), а также учет времени хранения нефтей.
Тарифы. Перейдя в 1992г. к экономическим расчетам по транспортным
тарифам, АК “Транснефть” фактически отказалась от выполнения ею ранее
функций распределения нефти. Она покупала нефть у производителей и
продавала ее потребителям. Введение тарифов повысило самостоятельоность
предприятий и упростило их финансовые отношения с другими участниками
нефтяного рынка, число которых возросло. Тарифы утверждаются Федеральной
энергетической комиссией (ФЭК) РФ, корректируются два раза в год и
публикуются в журнале ”Трубопроводный транспорт нефти”. Все
грузоотправители на данном маршруте перекачки уплачивают одинаковый тариф
на единицу грузооборота.
Общий для естественных монополий принцип ценообразования состоит в
распределении по объектам расчетной выручки предприятий, куда входят
эксплуатационные издержки, чистая прибыль и налоги. Прибыль вместе со
средствами амортизации должна обеспечить первоочередные потребности
предприятий по модернизации производства и социальному развитию.
Процедура расчета транспортных тарифов состоит в следующем.
Предприятия планируют тарифную выручку и грузооборот по участкам сетей,
находящихся под их управлением. Отношение тарифной выручки к грузообороту
дает значение удельного тарифа в руб./тыс.км. на территории данного
нефтепроводного предприятия (управления).
АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” собирает и контролирует обосновывающие материалы
нефтепроводных предприятий и представляет удельные тарифыв сводном виде для
утверждения. Затем удельные тарифы умножают на длины участков сети и
получают тарифы на перекачиваемых направлениях перекачки. Грузо отправитель
согласует с Компанией (или ее дочерним акционерным обществом) маршрут
перекачки и оплату транспортировк, суммируя тарифы по составляющим маршрут
участкам сети. Аналогичным способом устанавливаются тарифы за перевалку и
налив нефти.
Структура рублевого тарифа за поставку нефти на НПЗ России и СНГ
представлена на рис.1.
[pic] Рис.1.2
Нефтетранспортный тариф используется по следующим направлениям: на
оплату налогов и сборов (включая сбор за перекачку нефти) ( 29,5%; на
обеспечение надежности и безопасности нефтепроводного транспорта ( 39,1%;
эксплуатационные расходы ( 20,5%; расходы на оплату труда ( 6,8%;
содержание социальной сферы ( 4,1%.
Размер этого тарифа, входящего также переменной составляющей в тариф
за транспортивку нефти на экспорт, должен покрывать эксплуатационные
затраты, расходы по работам по техническому перевооружению, реконструкции,
диагностики и капитальному ремонту, с уплатой налогов в бюджет, а также
социальные расходы. Оценочые расчеты показывают, что при снижении тарифа на
1% с учетом обязательных платежей доля тарифа на обеспечение надежности и
безопасности сокращается до 3%, что эквивалентно затратам на замену 50 км
нефтепровода.
Постоянная валютная составляющая тарифа за транспортировку нефти на
экспорт имеет строго целевое использование, т.е. направляется на
поддержание в рабочем состоянии импортного оборудовани, закупленного ранее
за счет бюджетны средств, а также на техническое перевооружение и
модернизацию оъектов трубопроводного транспорта. Компания осуществляет
закупки импортного оборудования только в случае уверенности в невозможности
заменить его отечественным аналогом.
Проблемы тарифов. Государственное регулирование ограничивает тарифы
минимальным уровнем, достаточным для покрытия текущих расходов транспорта,
обеспечения финансовой стабильности всей совокупности предприятий
нефтетранспорта и достижения минимальной финансовой независимости. Быстрое
изменение экономических и социальных условий в стране требует специальных
механизмов подстройки для своевременного автоматического изменения тарифов
( в частности, механизм индексации).
Ценовое (тарифное) регулирование должно связывать норму прибыли не с
себестоимостью, а с капиталом и инвестициями. Процедуры регулирования
должны быть в ясной и исчерпывающей форме зафиксированы в производственном
договоре, иначе границы полномочий ответственных лиц и прав администрации
Компании окажутся размытыми. Производственный договор должен быть основным
документом, позволяющим разрешать споры сторон.
Главный принцип тарифного регулирования состоит в прерогативе
государства устанавливать не сами тарифы, а формализованный механизм
определения тарифов. Таким расчетным механизмом могла бы служить формула,
связывающая тарифную выручку с суммой обоснованных затрат системы, налогов,
платежей по обслуживанию инвестиций и справедливой чистой прибыли,
соотнесенной со стоимостью основных фондов. Раскладка же тарифов по
тарифным участкам в соответствии с утвержденной формализованной методикой
должна быть прерогативой Компании.
Уровень прибыли должен быть достаточным для привлечения капитала и
реализации перспективных проеков развития и реконструкции системы
нефтепроводов.
Проблемы государственного регулирования в нефтепроводном транспорте.
Целью ближайшего этапа преобразований является стабилизация рынка нефти,
которая позволит более обоснованно прогнозировать его конъюнктуру, то есть
оценивать динамику платежеспособного спроса, возможности экспорта,
располагаемые ресурсы и потребности в транспортных услугах, а значит
сделать более эффективным управление системой.
Структурные преобразования АК”Транснефть” должны исходить из
следующих целей:
повышения эффективности и надежности нефтеснабжения сейчас и в будущем;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|