как применение отдельных видов даже очень прогрессивной техники может
происходить при небольшой ее загрузке. Техника может использоваться не по
прямому назначению, может увеличиться трудоемкость ее обслуживания, в
результате чего вырастают затраты по управлению без должных результатов.
Кроме того, новая техника управления должна сопровождаться изменениями
информационной системы, организации управленческого труда и квалификации
кадров, организационной структуры аппарата управления. Совершенствование
техники в отрыве от других элементов системы управления снижает ее
эффективность и не создает реального технического обеспечения системы
управления.
Под техническим обеспечением системы управления понимается
оснащение процессов управления современными техническими средствами,
соответствующими применяемым методам управления, материально-технической
базе производства и методам его организации и сочетающимися со всеми
остальными элементами системы управления.
Основными требованиями, предъявляемыми к техническому обеспечению
управления, являются:
16. комплексность механизации и автоматизации процессов управления и
отдельных видов работ;
17. пропорциональность производительности разных видов техники, связанной
между собой процессом управления;
18. непрерывность использования технических средств и движения
информационных потоков;
19. ритмичная работа техники и всех звеньев аппарата управления;
20. экономичность эксплуатации техники управления.
Эти черты технической базы управления характеризуют ее как систему
определенным образом организованных технических средств.
Таким образом, можно сказать, что уровень технической оснащенности
в значительной мере определяет всю систему организации управления.
Анализ технического обеспечения представляет собой один из
центральных разделов общего анализа организации управления. Целью анализа
организации технического обеспечения являются: оценка уровня механизации и
автоматизации процессов управления и отдельных видов работ; определение
степени комплексности оснащения процессов управления техникой; выявление
соответствия технических средств характеру механизируемых процессов
управления, т.е. рациональность ее использования; оценка использования
наличной техники, выявление излишней техники и обоснование дополнительной
потребности в ней.
Анализ технического обеспечения опирается на данные статистической
отчетности и оперативного учета, которые особенно подробно характеризуют
состав и использование вычислительной техники. При анализе технического
оснащения широко применяется система показателей, характеризующих
состояние, качественный состав и использование техники управления [9, с.
223-224].
1.3. Подсистема кадрового обеспечения: назначение, содержание, исследование
Основным элементом системы управления являются кадры руководителей
и специалистов, которые возглавляют работу коллективов людей, определяя
направление развития предприятия и его подразделений, ставят конкретные
задачи на определенные периоды, обеспечивают необходимое условие для их
выполнения [8, c. 99].
Кадры управления – ведущее звено всей системы управления. Кадры
формируют всю управляющую систему, обеспечивают ее эффективное
функционирование.
К кадрам управления относятся работники, профессиональная
деятельность которых полностью или преимущественно связана с выполнением
функций по управлению производством. Не все штатные работники аппарата
управления относятся к кадрам управления (например, шофер служебной
машины). С другой стороны, не все «управленцы» относятся к работникам
аппарата управления, например мастер. Основной признак для выделения кадров
управления – личное фактическое и постоянное участие в управлении
производством.
При анализе роли кадров управления важно правильное понимание роли
субъективного фактора в управлении.
По мере роста разделения труда и его специализации в сфере
управления происходит выделение различных категорий работников.
Существуют различные классификации кадров управления:
21. по должностному признаку,
22. по уровням в иерархии управления,
23. по специальному образованию,
24. по отраслям общественного производства и др.
Однако базовой классификацией является классификация работников в процессе
принятия и реализации решений. По этому признаку кадры управления
подразделяются на три большие группы:
25. руководителей,
26. специалистов,
27. вспомогательного персонала.
Главное в деятельности руководителя – принятие управленческих
решений. Только руководителю предоставлено право на порученном участке
(объекте) непосредственно принимать решения.
В зависимости от объема и характера реализуемых функций
руководители подразделяются на:
28. линейных,
29. функциональных.
Линейные руководители полностью отвечают за реализацию всех функций
по управлению конкретным производственным объектом (цехом, объединением,
отраслью и т.д.). Функциональные руководители, подчиняясь непосредственно
своему линейному руководителю, одновременно функционально, т.е. по
некоторым специальным вопросам, подчиняются соответствующему вышестоящему
функциональному руководителю.
Руководитель – ключевое звено системы управления производством.
Все руководители по уровню, занимаемому в системе управления,
подразделяются на три группы:
30. руководители низового звена,
31. руководители среднего звена,
32. руководители высшего звена управления.
К руководителям низового звена относятся бригадиры, начальники участков,
цехов, прорабы и т.п., а также руководители подразделений внутри
функциональных отделов и служб подразделений (объединений). Руководителями
среднего звена считаются начальники промышленных объединений и директора
производственных объединений, директора самостоятельных предприятий, а
также их функциональные заместители. К руководящим работникам высшего звена
относят руководителей министерств и ведомств, их функциональных
заместителей.
Самую многочисленную категорию кадров управления составляют
специалисты. К специалистам-управленцам относят работников, которые
принимают непосредственное участие в разработке вариантов решений, в
подготовке и реализации конкретных решений. Основным результатом их труда
является создание новой информации, необходимой для осуществления процессов
управления. В системе производства функционирует и многочисленная категория
специалистов, которые не связаны с процессом управления. Это технологи,
конструкторы, снабженцы, технические контролеры и др. Их относят к
производственному инженерно-техническому персоналу.
В системе управления работает многочисленная группа
вспомогательного технического персонала. К этой категории работников
относятся: секретари, машинистки, делопроизводители, операторы
машиносчетных бюро, счетоводы, учетчики, чертежники, экспедиторы и т.д.
Эти работники отвечают за своевременную техническую обработку информации –
ее упорядочение, размножение, выдачу, пересылку и т.д. [8, с. 100-101].
В информационном обеспечении руководителей важное значение имеет
уровень их информационной культуры и восприимчивости информации. От умения
грамотно работать с информацией напрямую зависит конечный результат
управленческой деятельности - эффективность и качество трудовых процессов.
Не менее важное значение имеет и качество управленческой информации,
которое в свою очередь, напрямую зависит от квалификации информационных
работников. Основными требованиями, предъявляемыми к специалистам,
подготавливающим информацию для "первых лиц" и управленцев-специалистов,
являются:
фундаментальная подготовка по теории и практике управления;
понимание сути функциональной нагрузки соответствующего руководителя;
знания механизма принятия управленческих решении;
профессиональные навыки в подготовке управленческой информации и опыт
делового общения с руководителями;
понимание того, что научно-техническая информация для руководителя
является лишь информацией к размышлению, т.к. для принятия окончательного
решения о внедрении тех или иных новаций на конкретном объекте
требуется кроме нее самая разнообразная информация о состоянии и
возможностях их внедрения, о наличии для этого материальных и людских
ресурсов, о возможности получения положительного эффекта, о соблюдении
действующего законодательства и т.п. [11, с. 18].
Конкретный состав кадров управления того или иного органа
определяет его штатное расписание, т.е. перечень утвержденных в
установленном порядке и соответствующих структуре органа должностей.
Система работы с кадрами управления – это совокупность всей
деятельности, связанной с формированием кадров управления и обеспечением их
эффективного функционирования.
В заключение необходимо отметить, что главными элементами системы
работы с кадрами являются:
33. требования к кадрам,
34. подбор, оценка и расстановка кадров,
35. подготовка и повышение их квалификации [8, с. 101].
Успешное функционирование различных систем управления во много
предопределяется правильным комплектованием, подготовкой и системой
повышения квалификации кадров руководителей и специалистов.
Анализ организации комплектования, подготовки и повышения
квалификации руководителей специалистов необходим в современных условиях
для проектирования рациональных подсистем кадрового обеспечения
предприятий, объединений.
В процессе анализа организации управления выявляется степень
соблюдения в данной организации принципов подбора и комплектования
руководителей и специалистов. С этой целью, прежде всего выявляется
удельный вес организованного подбора кадров как отношение количества
руководителей и специалистов, привлеченных в коллектив.
Выявляется также степень текучести кадров руководителей и
специалистов как отношение количества работников, выбывших из коллектива по
собственному желанию и без достаточно уважительных причин, к
среднесписочному количеству работников.
Степень сочетания молодых и старых руководителей и специалистов
оценивается удельным весом молодых работников в общем составе руководителей
и специалистов, а также по отдельным их категориям. При этом возрастной
ценз отнесения работников к числу молодых дифференцируется в зависимости от
ранга руководителя [9, с. 183].
2. Исследование подсистемы информационного обеспечения
2.1. Коммуникационный процесс
Часто случается так, что передаваемое сообщение оказывается
неправильно понятым и, следовательно, обмен информацией — неэффективным.
Джон Майнер, выдающийся исследователь в области управления, указывает, что,
как правило, лишь 50% попыток обмена информацией приводит к обоюдному
согласию общающихся. Чаще всего причина столь низкой эффективности состоит
в забвении того факта, что коммуникация — это обмен.
В ходе обмена обе стороны играют активную роль. Обмен информацией
происходит только в том случае, когда одна сторона «предлагает» информацию,
а другая воспринимает ее. Чтобы было именно так, следует уделять
пристальное внимание коммуникационному процессу.
Коммуникационный процесс — это обмен информацией между двумя или
более людьми.
Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания
информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений. Однако сам факт
обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в
обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его
эффективности, следует выделить следующие стадии процесса, в котором
участвуют двое или большее число людей.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых
элемента.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|