| |Без родителей |0 |
Таблица 4
Распределение женщин по показателям семейного статуса, (%)
|Показатели |Женщины, |
| |планирующие прерывание |
| |беременности |
|Брак |Зарегистрирован |30 |
|женщины | | |
|официально| | |
| |Не зарегистрирован |60 |
| |Расторгнут |10 |
|Брак |Первым |50 |
|является | | |
| |Вторым |35 |
| |Другим |15 |
|Женщина |Совместно с родителями |35 |
|проживает | | |
| |Отдельно от родителей |55 |
| |Совместно с родителями мужа |10 |
Таблица 5
Распределение женщин по возрастным группам, (%)
|Показатели |< 21 года |21-25 лет |26-30 лет |> 30 лет |
|Женщины, планирующие |15% |50% |20% |15% |
|прерывание беременности | | | | |
|Небеременные женщины |40% |31% |12% |16% |
Согласно данным таблицы 1. Работающих на производстве женщин 67%. 13%
женщин продолжают обучение и 20% женщин не работают (находятся в отпуске по
уходу за ребенком).
Образовательный уровень женщин. Планирующих прерывание беременности.
Различен. 44% женщин имеют высшее и неоконченное высшее образование. У 43%
образование среднее специальное, и 13% контингента имеют более низкий
уровень образования.
В таблице распределения по показателям репродуктивной активности
показано. Что большинство женщин (76%) уже имеют детей, что может
препятствовать рождению ребенка в будущем. Действительно, только 30%
планирующих прерывание беременности выразили желание иметь детей в будущем.
Очень интересно распределились женщины по показателям семейного
статуса. 90% контингента живут в браке, но только 30% из них живут в
официально зарегистрированном браке. Вероятно, данное положение вещей может
свидетельствовать о неустойчивости семейного положения, о страхах женщины
за возможный разрыв отношений с партнером, что несомненно, создает
неустойчивое материальное положение. Только 10% контингента
охарактеризовали свое материальное положение как среднее. Остальные 90%
сочли его низким.
В группе женщин прерывающих беременность только чуть больше половины
(55%) проживают отдельно от родителей. Можно предположить, что у другой
половины женщин: остро стоит жилищная и материальная проблема, без решения
которых практически невозможно планирование рождения ребенка. С другой
стороны, женщины, которые проживают отдельно и не имеют семьи, обладают
большей возможностью для установления контактов с сексуальными партнерами.
Данному предположению способствует тот факт, что у 50% женщин брак является
первым, тогда как у другой половины брак является вторым или «другим».
Большинство женщин (85%) воспитывались в полной семье. И тот факт, что
90% женщин живут в браке (официально зарегистрированном и
незарегистрированном) можно рассматривать как возможность усвоения
женщинами стереотипов поведения матери с противоположным полом, т.е.
стремление создать семью.
Отец ребенка был первым половым партнером у 70% женщин, планирующих
прерывание беременности. Информацию о сексуальных отношениях от полового
партнера впервые получили 47% женщин и позже дополнили ее из литературы
57%. Ранее делали искусственные аборты более половины (56%) женщин. Нельзя
утверждать с вероятностью, но можно предположить, что у большинства женщин,
планирующих прерывание беременности, отсутствует определенная система и
культура полового воспитания.
Распределение по группам здоровья произошло следующим образом: к
первой группе здоровья отнесли себя только женщины, которые ранее не делали
искусственного аборта, остальные отнесли себя ко второй группе здоровья
(ссылаясь на частые гинекологические заболевания).
Проводя сравнительную оценку социокультурного статуса и репродуктивной
активности женщин, планирующих прерывание беременности, можно составить
общую характеристику прерывающих беременность:
- не очень высокий уровень образования;
- имеют одного ребенка или более;
- в половине случаев проживают отдельно от родителей;
- наличие абортов;
- отсутствие культуры и системы полового воспитания;
- достаточно высокая сексуальная и репродуктивная активность;
- низкий материальный уровень.
2.2. Методики исследования
Для сбора общих данных и составления социокультурной репродуктивной
характеристики была использована карта опроса, составленная Н.Л. Мамышевой,
Н.В. Слободской, А.М. Уразаевым.
В карте использовались вопросы о возрасте, семейном, профессиональном
статусе женщин, неделе беременности и возможности ее сохранения, о
родительской семье, зависимости женщины от родителей, мужа, данные о
здоровье. Карта опроса представлена в приложении.
Методика «Шкала реактивной и личностной тревожности
Ч.Д. Спилбергера-Ю.А. Ханина»
Методика позволяет определить уровень тревожности в данный момент
(реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как
устойчивая характеристика человека).
Личностная тревожность дает представление о склонности воспринимать
достаточно широкий круг ситуаций как угрозу своему «Я» и реагировать на эти
ситуации проявлением состояния тревожности.
Реактивная тревожность является ситуативной и характеризуется
субъективно неприятными эмоциями напряжения, беспокойства.
Шкала реактивной и личностной тревожности имеет две самостоятельные
подшкалы для отдельного измерения того или иного вида тревожности. В каждой
шкале содержится 20 вопросов.
По значению в баллах, полученному для реактивной тревожности
открывается возможность оценки параметра реактивной личности в плане
включенности, погруженности в деятельность в ситуацию взаимодействия
внутреннего и внешнего. Балльное значение показывает активность личности в
плане ее характерологических свойств. Возможная сумма баллов от 20 до 80.
Низкий уровень тревожности соответствует 20-30 баллам, средний — 31-45
баллам, высокий показатель 46 и более баллов.
Методика «Характерологический опросник К Леонгарда-Г. Шмишека»
Методика предназначена для выявления акцентуаций характера. В основе
акцентуаций лежит сфера направленности личности, интересов и склонностей.
Сфера интеллекта и ассоциаций, сфера чувств и воли. Тест представлен 88
вопросами, на которые должен ответить испытуемый. 10 шкал, соответствующих
определенным акцентуациям характера. Согласие с утверждением выражается
знаком «+» («да»), несогласие — «-» («нет»). Минимальное значение каждой
шалы опросника 0 баллов, максимальное — 24 балла. Значение более 12 баллов
соответствует акцентуации.
Шкалы опросника
1. Гипертимный тип: высокие оценки по этой шкале говорят о повышенном
фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью,
предприимчивостью.
2. Возбудимый тип: таким людям свойственна повышенная импульсивность,
ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
З. Эмотивный тип: чувствительные и впечатлительные люди, отличаются
глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.
4. Педантичный тип: высокие оценки говорят о ригидности, инертности
психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.
5. Тревожный тип: основная черта — склонность к страхам, повышенная
робость и пугливость, высокий уровень тревожности.
6. Циклотимный тип: высокие оценки по этой шкале говорят о смене
гипертимных и дистимных фаз.
7. Демонстративный тип: высокие оценки говорят о повышенной
способности к вытеснению, демонстративности поведения.
8. Неуравновешенный тип: характеризуется стойкостью аффектов и, в то
же самое время, — их спонтанностью, что приводит к неустойчивому поведению,
определяемому то одним, то другим «застреванием».
9. Дистимный тип: характеризуется сниженным настроением, фиксацией на
мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью.
10. Экзальтированный тип: лицам этого типа свойственен большой
диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных
событий и в полное отчаяние от печальных.
Мотивационный профиль личности (В.Э. Мильман).
Методика В.Э. Мильмана основана на выделении автором максимально
обобщенной побудительной типологии, в которой реальность разделяется на 2
противоположные части. Эти побудительные факторы можно назвать
функциональными тенденциями. Методика предназначена для тестирования
мотивационной структуры у студентов, учащихся, работающих взрослых
(некоторые несовпадения в терминологии мы объяснили в первой главе). Тест
состоит из 14 групп утверждений. Каждая из них разделяется на 8
альтернативных пунктов (а, б, в, г, д, е, ж, з). Испытуемый должен выразить
свое отношение к каждому из них по пятибалльной системе. Суммарные
диагностические оценки относятся собственно к мотивационным шкалам,
составляющим мотивационный профиль личности, и двум шкала эмоционального
поведения, составляющим эмоциональный профиль. Шкалы мотивационного
профиля:
П — поддержания жизнеобеспечения;
К — комфорт;
С — социальный статус;
О — общение;
Д — общая активность;
ДР — творческая активность;
ОД — общественная полезность.
Существуют еще 2 шкалы — общежитейская и рабочая, представляющие
соответствующие сферы жизни.
Шкала коррекции представлена вопросами, которые требуют подробного
ответа. Если человек этого не делает, то количество баллов по данному
вопросу уменьшается от 3 и 2 баллов до 1 и 0 баллов. На основе результатов
теста строится профиль. Автор выделяет 5 мотивационных профилей:
1. Прогрессивный. Характеризуется повышением общего уровня развивающих
мотивов (общественной полезности, творческой активности, общей активности)
над уровнем мотивов поддержания (поддержания жизнеобеспечения, комфорта,
социального статуса).
2. Регрессивный. Этот тип противоположен предыдущему и характеризуется
повышением общего уровня мотивов поддержания над развивающими мотивами. В
наиболее отчетливом виде выражается в последовательном снижении профильной
линии слева направо.
3. Импульсивный. Характеризуется резкими перепадами профильной линии с
тремя выраженными пиками, чаще всего по шкалам «К», «О», «ДР», но могут
быть и другие соотношения.
4. Экспрессивный. Также характеризуется заметными перепадами
профильной линии с наличием 2 пиков. Чаще всего встречаются сочетания пиков
по шкалам «К» и «ДР». В этом типе наблюдается выборочная дифференциация
мотивационных факторов раздельно по группам поддерживающих и развивающих
мотивов.
5. Уплощенный. Характеризуется достаточно плоским, маловыразительным
профилем без отчетливых подъемов и спусков, даже наличие одного пика не
меняет положения в целом.
Инструкция : «Перед вами 14 утверждений, касающихся Ваших жизненных
устремлений и некоторых сторон вашего образа жизни. Просим Вас высказывать
свое мнение по каждому из 8 вариантов ответов, проставив в соответствующих
клетках бланка одну из следующих оценок утверждения:
(+) — «да»; + — «нет»; = — «когда как»; - — «нет»; ? — «не знаю».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|