реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Современное состояние нормативно-правового регулирования в фармацевтической деятельности

реферат

населения, что является одной из важнейших причин ухудшения качества

здоровья нации.

Необходимым остановиться на ряде проблем, которые в настоящее время

являются животрепещущими, определяя медико-демографическую ситуацию в

стране и требуя принятия срочных мер органами исполнительной и

законодательной власти.

Потребность в лекарственных средствах удовлетворяется отечественной

промышленностью менее, чем на половину, цены на них очень высоки, многие, в

том числе жизненно важные препараты малодоступны для большинства населения.

Складывающая ситуация создает реальную угрозу национальной

безопасности России и требует включения проблем охраны здоровья в число

приоритетов государственной политики.

Надо сказать, что здравоохранение в России может и должно быть только

единой (общенациональной) функциональной системой, развивающейся и

совершенствующейся с учетом произошедших экономических изменений. Нельзя

соглашаться с переходом от здравоохранения, как системы, к стихийному рынку

медицинских услуг, в ущерб охране здоровья населения.

Необходимо четко определить взаимоотношения федерального центра и

регионов и при этом обязательно сохранить единый центр управления

здравоохранением, восстановив и укрепив вертикаль управления.

В свете сказанного, реформирование отечественного здравоохранения без

разработки основательной и действенной правовой базы невозможно и

нереально.

Сегодня нам необходимо критически проанализировать прошлый и настоящий

опыт законотворчества в сфере здравоохранения с тем, чтобы максимально

обеспечить соблюдение конституционно закрепленных прав граждан России в

области охраны здоровья и оказания медицинской помощи.

Формирование современной и эффективной законодательной базы

здравоохранения уже началось. В 1997-1999 годах принят ряд федеральных

законов, прежде всего: “О лекарственных средствах”, “О санитарно-

эпидемиологическом благополучии населения”, “О наркотических средствах и

психотропных веществах”, “Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний”,

“О качестве и безопасности пищевых продуктов”. В действующие законы,

принятые в 1992-1996 годах, внесено ряд изменений и дополнений в

соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

В качестве первоочередной задачи мы рассматриваем ускорение

рассмотрения и принятия разработанного Комитетом Государственной Думы по

охране здоровья с участием членов Комитета Совета Федерации по науке,

культуре, образованию, здравоохранению и экологии базового федерального

закона “О здравоохранении в Российской Федерации”

Рассматривая принятые законы и разрабатываемые проекты законов нельзя

не отметить, что их отличает две особенности: увязка с действующим

федеральным законодательством и учет особенностей своего региона, его

демографических, климатических и социально-экономических особенностей. По-

видимому, такой подход единственно правильный, именно он может обеспечить

проведение целенаправленной и результативной деятельности органов

здравоохранения. Качество региональных законов с каждым годом повышается.

Анализ, проведенный Минздравсоцразвития РФ, показал, что во многих

субъектах Российской Федерации ведется целенаправленная работа по созданию

законодательной базы с учетом всех составляющих, призванных обеспечить

охрану здоровья человека. Это законодательное регулирование и социально-

экономических вопросов, и организации здравоохранения, и охраны труда, и

природоохранной деятельности.

Минздравсоцразвития РФ, осуществляя постоянный мониторинг законов и

других нормативных правовых актов субъектов Федерации, уже приступил к

распространению положительного опыта законотворческой работы отдельных

регионов.

В законотворческой деятельности следует исходить из необходимости

соответствия региональных законов действующему федеральному

законодательству при одновременном учете специфики каждой территории, ее

социально - экономических особенностей, медико-демографических,

экологических и климатических характеристик.

И еще один вопрос - правовое регулирование экспертизы проектов

федеральных законов и нормативных актов, принимаемых исполнительной и

законодательными ветвями власти. Есть смысл подумать о специальном

Федеральном законе, регулирующем принятие законов и других актов в сфере

здравоохранения. Принятие такого закона позволит регулировать разработку и

проведение экспертизы законопроектов, касающихся данной сферы и, в конечном

итоге, будет способствовать принятию качественных, научно обоснованных,

юридически выверенных и согласованных законов с учетов перспектив

дальнейшего развития и углубления законодательства как единой целостной

системы. Должен подчеркнуть, что такие нормативные акты необходимо

разрабатывать как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов

Федерации. И это особенно важно. Взаимное обогащение и пополнение

законодательного пространства на различных уровнях послужит скорейшему

решению насущных задач.

Минздравсоцразвития Российской Федерации является федеральным

органом, отвечающим за реализацию государственной политики в области охраны

здоровья граждан России и обеспечение санитарно-эпидемиологического

благополучия населения. В этой связи, по-видимому, можно считать

оправданной политику Минздравсоцразвития РФ, который берет на себя основную

тяжесть работы по формированию законодательной базы и совершенствованию

конкретных законодательных актов. Вместе с тем к этому процессу следует

шире привлекать законотворческую инициативу субъектов Российской Федерации.

Государственная Дума и Совет Федерации как субъекты законодательной

инициативы вносят свою лепту в формирование законодательной базы в области

охраны здоровья.

2.2. Развитие нормативной базы на фармацевтическом рынке.

Несмотря на то, что фармацевтическая отрасль вступила в

приватизацию одной из последних, ее реформирование производилось самым

радикальным способом. В настоящее время этот сектор экономики практически

полностью приватизирован.

Новые организационно-правовые и рыночные условия (в первую очередь

- конкуренция) способствовали тому, что развитие (расширение) сети аптечных

учреждений происходило без учета существовавших ранее нормативов и

принципов их размещения. Произошедшие изменения, наряду с недостаточным

обновлением нормативно-законодательной базы, привели к нецелесообразности

существования большинства аптечных учреждений, т.е. появлению избыточного

количества оптовых и розничных организаций.

Изменилась структура аптечной сети. Если раньше аптеки с

производственными отделами составляли большинство, то теперь их значительно

меньше 10%, а аптечных учреждений, оказывающих полный спектр услуг

(индивидуальное изготовление лекарств, ночное дежурство, отпуск кислорода,

спирта, наркотических средств и т.д.), еще меньше.

Привлекательность рынка медикаментов способствовала развитию

фармацевтического “бизнеса”, в который пришли люди, имеющие капитал, в том

числе и не являющиеся профессионалами в области фармации. Произошло резкое

снижение моральных принципов в сфере оборота ЛС.

Без грамотного изменения законодательно-нормативной базы

установить цивилизованные отношения на современном фармацевтическом рынке

весьма сложно. Пока приходится рассчитывать только на конкуренцию. (Еще в

1776 году Артур Смит доказал, что конкуренция – не только неотъемлемое

свойство рынка, но и автоматический рыночный механизм, “невидимой рукой”

уравновешивающий частные интересы и экономическую эффективность).

Первоочередной задачей является формирование ясной и четкой

государственной политики, которая должна быть обеспечена законодательно.

Существующая законодательная и нормативная база недостаточно полна

и совершенна. Она регулирует отдельные, разрозненные вопросы. В течение

ряда лет отсутствует системное и полное государственное регулирование в

сфере оборота и производства лекарственных средств. Роль государственных

органов в этих вопросах крайне ослаблена. Нет четкой инфраструктуры

управления фармацевтической отраслью. Как следствие – слабое руководство

процессом реформ в отрасли со стороны государственных органов: их решения

не предвосхищают событий, а в лучшем случае являются реакцией на

сложившуюся ситуацию.

3. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ

СРЕДСТВ

Формирование ясной и четкой государственной политики в области

фармации, которая должна быть обеспечена законодательно, сегодня остается

первостепенным вопросом.

Проведенный подкомитетом анализ действующего законодательства,

нормативных актов в этой сфере показал их непоследовательность,

фрагментарность. Можно утверждать, что до сих пор системное и полное

государственное регулирование сферы лекарственного обеспечения средств

отсутствует, а роль государственных органов в этом отношении ослаблена.

Сегодня идет работа с большим количеством новых федеральных

нормативных актов, постановлений, приказов, инструкций, касающихся нашей

сферы. Однако выполнить требования отдельных законодательных и нормативных

документов бывает непросто по нескольким причинам. Во-первых, понятия,

термины, которые используются в документах, противоречат друг другу, а

порой и здравому смыслу. Во-вторых, большинство законов – это законы

непрямого действия, а требования многих подзаконных актов искажают их

смысл. В-третьих, требования различных документов не соответствуют друг

другу, поскольку в законах содержится множество ссылок на другие акты

(правительственные, ведомственные и др.).

Именно отсюда и происходит активное создание собственной

законодательной и нормативной базы в регионах.

На первый взгляд, список принятых в регионах нормативных актов

впечатляет. Однако это обманчивое впечатление, потому что в основном

упомянутые документы регулируют лекарственное обеспечение льготных

категорий граждан. В то же время одно из центральных мест в государственной

политике в области фармации должно занимать нормативное регулирование, т.е.

разработка стандартов отрасли, норм, правил, инструкций, приказов, которые

должны не противоречить друг другу, а дополнять.

Для того чтобы совершенствовать законодательный процесс, можно

предложить разработать систему мониторинга и координации разрабатываемых

законодательных и нормативных документов в области фармации. Субъекты

Федерации вправе разрабатывать в пределах своей компетенции нормативные

документы, не снижающие требований, установленных федеральными.

Нельзя не остановиться и на проблемах отечественной фармацевтической

промышленности.

Сейчас для отечественного производителя острее всего стоит вопрос

закупки дорогостоящего оборудования (как правило, импортного), которое

сможет обеспечить надлежащее качество и конкурентоспособность российского

товара. Поэтому представляется рациональным включить в перечень ввозимых на

территорию РФ товаров, не подлежащих налогообложению, специальное

технологическое оборудование (запасные и комплектующие части к нему) для

производства лекарственных субстанций и средств.

Необходимо закрепить в Налоговом кодексе льготу на прибыль, т.е.

освободить от налога прибыль от производства ЖНВЛС (сейчас она закреплена

только постановлением правительства № 478 от 15.04.96). Кроме того,

необходимо все же доказать правительству ошибочность и антисоциальность

введения НДС на лекарственные средства.

Принятие этих поправок к Налоговому кодексу позволит не только

поддержать отечественного производителя, но и снизить затраты государства

на лекарственное обеспечение, сделать лекарственную помощь доступной для

более широких слоев населения.

Остро стоит проблема ценообразования на лекарственные средства.

Практика работы по реализации постановления выявила ряд существенных

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.