реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации

реферат

насыщенного и личностно ориентированного общения с взрослым. Разница в

темпе развития детей из дома ребенка и из семьи увеличивается к тому

периоду, когда у детей должны активно развиваться общие движения /

ползание, умение садиться, сидеть, вставать, стоять и переступать/,

подражание, первые предметные действия, лепет, подготовительные этапы

понимания речи/ уровень, соответствующий 7 -8 -му месяцу жизни нормально

развивающегося ребенка/. При этом темп развития большинства детей,

воспитывающихся в семье, значительно ускоряется, в то время как у детей

дома ребенка к этому периоду нарастает отставание в развитии. В свою

очередь, значительное отставание в развитии предпосылок понимания речи, в

формировании лепета, подражания, первых предметных действий и общих

движений приводит к тому, что становление всех взаимосвязанных с ними

функциональных систем происходит только на втором - третьем году жизни.

В то же время чем раньше у воспитанников домов ребенка диагностируется

отставание в развитии и осуществляется необходимое коррекционно-развивающее

воздействие, тем меньше выражена степень отставания к концу первого года

жизни и тем большая вероятность того, что дальнейшая коррекционная работа

дает положительные результаты.

Таким образом, ранее коррекционное вмешательство может изменить весь

ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное

воздействие в условиях дома ребенка должно быть направленно на обогащение

эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на

удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и

исследовании предметного мира вокруг себя, на реализацию потребности

ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого, а позднее - в

сотрудничестве с ним.

Ребенок, обучение которого, вследствие задержки в развитии, происходит

медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их будут

организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя

полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу

необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного

ребенка.

ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОМА

РЕБЕНКА.

§ 1. Изучение речевого развития детей

в условиях дома ребенка

Для проведения констатирующего эксперимента мы взяли две группы детей:

контрольную / 9 детей детского сада номер 11 "Журавушка"/ и

экспериментальную / 9 детей дома ребенка/.

17 февраля 2000 года мы продиагностировали группу детей детского

сада, а 18 февраля 2000 года - группу детей дома ребенка.

В основу проведения нижеописанных методик были положены следующие

параметры измерения уровня речевого развития детей раннего возраста:

- выявление уровня восприятия речи, взрослого,

- выявление понимания речи взрослого,

- выявление объема активного и пассивного словаря,

- выявление состояния звукопроизношения,

- определение уровня активного словарного запаса детей,

- выявление состояния контексной речи,

- выявление состояния грамматического строя речи.

Для изучения "развития речи детей раннего возраста мы применяли

следующие методики:

МЕТОДИКА № 1. "Изучение понимания речи".

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого. Материал : кукла и 4-

5 хорошо знакомых детям предметов / чашка, погремушка, собачка/.

Процедура проведения : исследование было проведено индивидуально с

каждым ребенком

1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.

2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.

3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо

часть лица или тела.

4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или

тела у себя.

5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.

6 Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия

/положить кубики в коробку/. Задание усложняется в зависимости

от возраста ребенка.

7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками,

ногами, головой, всем корпусом.

Формулировку задания повторяли несколько раз.

Обработка данных.

Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений

формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число

правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество

набранных ребенком баллов:

1 раз - 2 балла,

2 раза - 1 балл / при выполнении задания/,

О баллов / при невыполнении задания/. Более 2 раз - 0 баллов.

Если ребенок набрал от 11 - до 14 баллов, то это высокий уровень

понимания речи.

От 7 до 10 баллов - Средний уровень понятия речи, от 6 до 0

баллов - низкий уровень понимания речи.

МЕТОДМКА № 2. " Найди игрушку".

Цель: выявить понимание речи взрослого. Материал: различные знакомые

предметы /игрушки, пирамидки, куклы и т.д./

Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем,

как ребенок реагирует на предметы: сосредоточенно ли всматривается в

игрушки, берет ли в руки, вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку,

понимает ли обращенную к нему речь.

Обработка данных.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все вышеперечисленные

параметры оценки понимания речи ребенком взрослого. Число выполненных

фрагментов определило количество набранных ребенком баллов: качество

выполнения:

5 баллов - в речи ребенка встречаются все 5 приведеннных фрагментов,

определяющих результативность.

Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания.

Выполнены все параметры.

3-4 балла - 3-4 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи.

0-2 балла - 0-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи.

Выводы об уровне развития речи.

5 баллов - высокий уровень.

3-4 - средний уровень.

0-2 - низкий уровень.

МЕТОДИКА № 3. "Кто это".

Цель: выявить объем активного словаря.

Материал: предметные картинки.

Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь

предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени

частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова,

обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В

качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий:

одежда / шапка, шарф, рубашка, юбка/, овощи / капуста, морковка,

картофель, редиска/, домашние животные / кошка, собака, попугай,

транспорт, игрушки, птицы.

Обработка данных.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов.

1 балл - наличие правильного ответа.

О баллов - неправильный ответ.

Выводы об уровне объема словаря.

10 баллов - высокий уровень объема словаря,

7-9 -баллов - средний уровень,

2-6 балла - низкий уровень.

1. балла - очень низкий уровень.

МЕТОДИКАМ 4 “Назови, что ты видишь”

Цель: Выявить состояние звукопроизношения.

Материал: предметные картинки.

Процедура проведения: подбор предметных картинок осуществлялся так, чтобы в

их названия входили проверяемые звуки, в начале, в середине ив

конце слова. Если ребенок неправильно произносил звук в слове, мы

предлагали произнести это слово с данным звуком по подражанию, а

затем прямые и обратные слоги с этим звуком.

Обработка данных.

Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировали ошибки в

произношении звуков: в начале, середине и юнце слова.

Также мы отмечали, сокращают или упрощают ли дети слоговую структуру

слов или используют уже имеющиеся у него звуки, замещая ими звуки, еще не

сформировавшиеся в его произношении.

Оценка результатов.

Правильное произношение оценивается в 1 балл, неправильное в 0

баллов.

13 баллов - все звуки произносит четко, не сокращает и не упрощает

слоговую структуру, не замещает.

10-12 баллов - упрощает и замещает звуки, еще не сформировавшиеся в его

произношении: "р".

5-9 баллов - не произносит звуки "р"„смычные, щелевые.

0-4 баллов - ребенок произносит только гласные и звуки раннего

онтогенеза.

Выводы об уровне развития.

13 - баллов - очень высокий уровень

10-12 баллов - высокий уровень.

5-9 баллов - средний уровень.

0-4 балла - низкий уровень.

МЕТОДИКАМ 5. "Расскажи по картинке".

Цель: определить уровень активного словарного запаса детей.

Материал: серия сюжетных картинок.

Процедура проведения: ребенку показывают серию сюжетных картинок:

1. "Мальчик вскапывает землю".

2. "Мальчик сеет".

3. "Мальчик поливает цветы".

4. "Мальчик собирает цветы".

Если ребенок отвлекался и не мог понять, что изображено на

картинке, то мы разъясняли и специально обращали внимание на это.

После того, как рассмотрены картинки, мы предлагали рассказать о

том, что он увидел на них. На рассказ по каждой картинке отводилось по две

минуты.

Обработка данных:

Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировались наличие и

частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и

конструкций предложений.

Оценка результатов.

10 баллов - в речи ребенка встречаются все десять приведенных в таблице

фрагментов речи.

8-9 баллов - 8-9 фрагментов речи.

6-7 баллов -6-7 фрагментов речи.

4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи.

2-3 балла - 2-3 фрагмента речи.

1. баллов - не более одного фрагмента речи.

Выводы об уровне развития.

10 баллов - очень высокий уровень развития речи.

8-9 баллов - высокий уровень,

4-7 баллов - средний уровень.

2-3 балла - низкий уровень.

0-1 балла - очень низкий уровень.

МЕТОДИКА № 6. " Опиши картинку".

Цель: выявить состояние контексной речи. Материал: сюжетные картинки.

Процедура, проведения: исследование было проведено индивидуально. Мы

предъявляли ребенку сюжетные картинки:

"дети играют в жмурки", " мама и папа учат Иру кататься на лыжах", " Миша

и Саша бегают на перегонки", "врач лечит Олю", "дядя Миша ухаживает за

розами". Предъявляется следующая инструкция: " посмотри внимательно на

картинку и расскажи, что ты на ней видишь. Имена можешь менять по своему

усмотрению". Параметры качественной оценки.

0. - у существительных / категории единственного и множественного числа/.

1. 2-у глаголов / категории единственного и множественного

числа/.

3- категории совершенного и несовершенного вида.

4 - предлоги.

5 - наличие местоимений.

6 - связная речь.

Оценка результатов.

6 баллов - в речи ребенка встречаются 6 фрагментов речи,

4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи,

0-1 баллов - не более одного фрагмента речи.

и Выводы об уровне развития.

6 баллов - высокий уровень.

4-5 балла - средний уровень,

2-3 балла - низкий уровень,

0-1 балла - очень низкий уровень.

МЕТОДИКА № 7.

" Опиши картинку".

Цель: выявить состояние грамматического строя, речи.

Материал: сюжетные - картинки.

Процедура проведения: ребенку предлагали сюжетную картинку, ответы на

которую требовали состояние различных видов предложений: простого, простого

распространенного - с употреблением дополнения прямого или косвенного с

употреблением предлогов.

Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком

баллов.

1 фразы: короткие - 1 балл

элементарные - 2 балла,

развернутые - 3 балла,

свободные - 4 балла.

2. употребление фраз, правильно согласованные в глагольных

и падежных окончаниях - 2 балла.

3. употребление предлогов - 2 балла.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.