реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Общие аспекты эргономики при автоматизированном труде

реферат

виде машин.

При работе с простыми орудиями труда весь поток информации,

необходимый для управления воздействием на предмет труда, преобразует

человек и он, таким образом, во всех отношениях и в любой момент

осуществляет и контролирует процесс воздействия. Машина в интересующем

нас аспекте является преобразователем информации, а не только энергии,

т.е. она частично без участия человека формирует командные сигналы и

регулирует воздействие. В результате принципиальная особенность работы

человека с машиной заключается в неполном контроле с его стороны за

протекающим процессом воздействия на предмет труда.

Первый тип систем, которые можно называть системами "человек -

инструмент", делится на четыре класса в зависимости от того, какую

функцию человека реализует орудие труда (Патанков, 1992).

1. С эффективными орудиями (инструментами). Психофизиологическая

особенность этого класса заключается в изменении характера воздействия

на предмет труда по сравнению с естественными двигательными реакциями

человека.

2. С афферентными орудиями. С помощью таких орудий естественный

образ предмета труда превращается в измененный образ, который можно

рассматривать как простейшую информационную модель предмета. Эта

модель гомоморфна объекту. Искусственного кода здесь нет, а есть

изменение масштаба, ракурса, выпадение отдельных признаков и появление

новых (например, при работе с микроскопом). В результате человек

должен в процессе обучения выработать специальный (отличный от

жизненного опыта) набор энграмм - эталонов, необходимых для

восприятия.

3. С орудиями памяти (например, чертеж, фотография, запись). В

этом случае используется искусственный код. Перекодирование как

специфический психический процесс становится важным компонентом

деятельности человека.

4. С орудиями преобразования информации (компьютер). В результате

использования таких орудий происходит изменение психологической

структуры принятия решений. Ряд операций продуктивного мышления

человек может превратить в простые операции прямого замыкания,

высвобождая тем самым свой мозг для творческого мышления.

Второй тип систем, или систем "человек - машина", делится на три

класса:

1. С простой машиной, в которой совершается преобразование

информации по элементарной линейной программе (передача то человека

части реакций прямого замыкания). Обратная информация от предмета

труда поступает почти полностью к человеку, и он сам вносит коррективы

в программу машины.

2. С репродуктивно - преобразующей машиной (обычные ПЭВМ). В этом

классе характерным является существенное, почти полное отчуждение

человека от предмета труда и его преобразования. Если человеку

понадобится включиться в рабочий процесс, он должен будет по

искусственному коду реконструировать как состояние предмета труда, так

и процессы, которыми управляет машина.

3. С продуктивно - преобразующей машиной (современные процессоры).

Взаимодействие человека с такой машиной уже носит характер

информационного обмена между относительно замкнутыми системами

информации.

Человека, работающего с помощью машины, будем называть оператором.

Ввиду того что именно этот тип деятельности является основным

предметом эргономического исследования, рассмотрим его

психофизиологическую сущность более подробно, не затрагивая

антропометрических аспектов, что иначе было бы весьма затруднительно

при характеристике собирательного образа.

Наиболее характерной чертой деятельности оператора является то,

что он лишен возможности непосредственно наблюдать за управляемыми

объектами и вынужден пользоваться информацией, которая поступает к

нему по каналам связи. Деятельность человека, совершаемая не с

реальными объектами, а с их заместителями или имитирующими их

образами, называют деятельностью с информационными моделями реальных

объектов.

Информационная модель - совокупность информации о состоянии и

функционировании объекта управления и внешней среды (Гулин, 1988). Она

является для оператора своеобразным имитатором, отражающим все

существенно важные для управления свойства реальных объектов, т.е. тех

источников информации, на основе которого он формирует образ реальной

обстановки, производит анализ и оценку сложившейся ситуации, планирует

управляющие воздействия, принимает решения, обеспечивающие правильную

работу системы и выполнение возложенных на нее задач, а также

наблюдает и оценивает результаты их реализации.

Объем информации, включенной в модель, и правила ее организации

должны соответствовать задачам и способам управления. Физически

информационная модель реализуется с помощью устройств отображения

информации. Наиболее существенной особенностью деятельности человека с

информационной моделью является необходимость соотнесенья сведений,

получаемых с помощью приборов, экранов, табло как между собой, так и с

реальными управляемыми объектами. Именно на основании соотнесенья этих

сведений строится вся деятельность оператора. Рассмотрим основные

этапы деятельности оператора при решении определенной технологической

задачи или выполнении операции СЧМ.

Первый этап - восприятие информации - процесс, включающий

следующие качественно различные операции: обнаружение объекта

восприятия; выделение в объекте отдельных признаков, отвечающих

стоящей перед оператором задаче; ознакомление с выделенными признаками

и опознавание объекта восприятия.

Различия между операциями обнаружения и выделения информативных

признаков определяются тем, что явления, связанные с обнаружением

объекта восприятия, протекают на уровне рецепторных полей

воспринимающих систем, в то время как способность к выделению

информативного содержания формируется на основе прошлого опыта и

требует специального обучения.

В процессе ознакомления с выделенными признаками оператор

устанавливает связи между отдельными свойствами объекта восприятия,

формирует собственные системы эталонов, на основании которых он может

в последствии опознать объект или ситуацию. Процессам ознакомления и

опознавания сопутствуют обычно укрупнение признаков, объединяющих их в

структуры, которые затем выступают как единые оперативные единицы

восприятия.

Оперативная единица восприятия - это семантически целостное

образование, формирующееся в результате рецептивного обучения и

создающее возможность практически одномоментного, симультанного и

целостного восприятия объектов внешнего мира, независимо от числа

содержащихся в них признаков. Формирование оперативных единиц

восприятия обеспечивает не только целостность и предметность

восприятия, но и возможность в дальнейшем мысленного реконструирования

ряда особенностей объекта, не нашедших непосредственно отражения в

информации, предъявленной оператору, равно как и возможность выделения

полезной информации в помехах.

Второй этап - оценка информации, ее анализ и обобщение на основе

заранее заданных или сформированных критериях оценки. Оценка

производится на основе сопоставления воспринятой информационной модели

со сложившейся у оператора внутренней образно-концептуальной моделью

обстановки (системы управления). Концептуальная модель представляет

собой продукт осмысливания оператором сложившейся ситуации с учетом

стоящих перед ним задач. В отличии от информационной модели она

относится к внутренним психологическим способам - средствам

деятельности оператора.

Основным фактором, вызывающим утомление, является интегральная

экстенсивностная напряженность деятельности (нагрузка). Помимо

абсолютной величины нагрузки на степени развития утомления сказывается

еще ряд факторов, среди которых необходимо выделить следующие:

- функциональные возможности организма человека;

- статический или динамический характер нагрузки;

- интенсивность нагрузки, то есть ее распределение во времени;

- постоянный и ритмический характер нагрузки.

Функциональные возможности организма находятся в прямой

зависимости от антропометрических параметров и соматического типа

человека, а также от степени тренированности.

Статическая физическая нагрузка при прочих равных условиях ведет к

большему развитию утомления, чем динамическая, причем субъективное

ощущение усталости в этом случае выражено особенно отчетливо, что

отмечалось ранее в наших работах по функциональным особенностям

индивидуумов с различными соматическими типами.

Время наступления утомления и его выраженность зависят от степени

интенсивности нагрузки следующим образом: при увеличении интенсивности

нагрузки утомление наступает раньше, при уменьшении интенсивности

нагрузки - время наступления утомления не изменяется (в последнем

случае производительность труда значительно снижается, что невыгодно).

Существует определенная оптимальная интенсивность нагрузки, при

которой утомление развивается медленнее всего (Койносов, Орлов, Сосин,

1998).

Помимо величины нагрузки существует ряд дополнительных или

способствующих развитию утомления факторов. Сами по себе они не ведут

к развитию утомления, однако, сочетаясь с действием основного фактора,

способствуют более раннему и выраженному наступлению утомления. Эти

факторы можно разбить на три больших группы:

1) микроклимат 2) использование техники 3) нарушение режима

труда и отдыха.

К первой группе относятся: пониженное содержание кислорода во

вдыхаемом воздухе или изменение его парциального давления, повышенное

содержание углекислого аза, высокая температура среды, повышенная

влажность, изменение барометрического давления и т.п.

Наибольшим разнообразие характеризуется вторая труппа. Среди

причин, входящих в эту группу, следует назвать изменение состава

воздуха - загрязненность его различными газами ( например, продуктами

неполного сгорания топлива и др.); действие механических сил ведущих к

вибрации, тряске, ускорениям, воздействие электромагнитных колебаний,

шумов и ультразвука, изменение освещенности, неудобство рабочей позы и

многое другое.

Наконец к третьей группе относятся факторы, связанные в основном с

нарушением режима труда и отдыха: недостаточность времени для

восстановления сил после утомления, неправильное использование

перерывов между работой, непродуманное планирование работы и отдыха.

На развитие утомления сильно влияют эмоциональные факторы.

Выраженность и время наступления утомления человека, его общего и

специального физического развития, степени тренированности.

Среди видов утомления следует специально указать на один

специфический вид, возникающий при отсутствии деятельности. Оно

довольно часто встречается в современном производстве у специалистов,

деятельность которых связана с приемом нерегулярно и неожиданно

поступающей информации, то есть работающих в режиме ожидания. Этот вид

утомления занимает промежуточное место между общим и умственным

утомлением. Чувство усталости у этих специалистов частично обусловлено

статической рабочей позой, хотя в основном определяется развитием

сенсорной напряженности.

Сказанное позволяет считать, что описанные фазы определяются

сочетанием физических и информационный характеристик работы. Но

существует еще одна специфическая форма изменения функционального

состояния оператора, в меньшей степени связанная с физическими

характеристиками. Это в основном реакция организма оператора на

информационную структуру системы. Такая форма измененного

функционального состояния называется специфической напряженностью.

Динамика работоспособности, динамика утомления являются

неспецифическими проявлениями организма, общей реакцией на

интенсивность и экстенсивность рабочей деятельности, в то время как

состояние специфической напряженности зависит от структуры и

содержания потока информации.

В связи с этим основным критерием оценка специфической

напряженности, вернее, оценки характера реакции организма на

информационную структуру рабочего процесса является критерий

адекватности. Исследование были условно названы состоянием адекватной

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.