Проблема индивидуализации в процессе физического воспитания решается на
основе органического сочетания двух направлений — общеподготовительного и
специализированного. Общеподготовительное направление ведет к освоению
обязательного для всех минимума жизненно важных двигательных умений,
навыков и связанных с ними знаний, а также к достижению определенного
уровня разностороннего развития физических качеств.
Специализированное направление ведет к углубленному совершенствованию в
избранной деятельности. Здесь уже не только методы, но и содержание занятий
определяются в зависимости от индивидуальных склонностей, одаренности.
Сочетание обоих направлений создает условия для всестороннего и в то же
время глубоко индивидуализированного физического совершенствования.
Индивидуальный подход выражается в дифференциации учебных заданий и
путей их выполнения, норм нагрузки и способов ее регулирования, форм
занятий и приемов педагогического воздействия в соответствии с
индивидуальными особенностями занимающихся.
Учитывать индивидуальные особенности—это не значит идти на поводу у
них. Индивидуальные свойства, в частности типологические особенности высшей
нервной деятельности, поддаются направленному изменению.
4. Принцип систематичности
Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся
регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом, а также
последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их
содержания.
Непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование
нагрузок с отдыхом. Регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем
эпизодические. Вопрос заключается в том, какими основными чертами должна
характеризоваться регулярность процесса физического воспитания и как она
увязывается с оптимальным чередованием нагрузки и отдыха.
Физическое воспитание мыслится в целом как непрерывный процесс,
охватывающий все основные периоды жизни.
Функциональные и структурные изменения, происходящие в организме во
время и в результате занятий физическими упражнениями, обратимы, т. е. они
претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий.
Понятно, что оптимальные условия для физического совершенствования
создаются лишь в том случае, если процесс физического воспитания
непрерывен. Такая непрерывность обеспечивается определенной системой
чередования нагрузок и отдыха.
Одно из главных положений принципа систематичности исходит именно из
того, что в процессе физического воспитания недопустимы перерывы, которые
приводят к утрате положительного эффекта занятий, и что, следовательно,
эффект каждого последующего занятия должен, образно говоря, «наслаиваться»
определенным образом на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их. В
итоге эффект ряда занятий как бы суммируется—возникает кумулятивный эффект
системы занятий, т. е. относительно стойкие адаптационные перестройки
функционального и структурного характера, которые составляют основу
физической подготовленности, тренированности и стабильных двигательных
навыков.
В жизни, в практике физического воспитания, занятия часто чередуются по
содержанию, направленности, объему и интенсивности нагрузки.
Восстановительные процессы в различных органах и системах протекают не
одновременно (гетерохронно). Более того, даже в пределах одной и той же
функциональной системы наблюдается гетерохронность восстановления. Не
удивительно, что реальное чередование нагрузок и отдыха в процессе
физического воспитания оказывается весьма сложным и в то же время
несравненно более гибким, чем это можно представить в стандартной схеме.
Таким образом, в процессе физического воспитания возможны и
целесообразны различные формы чередования занятий и отдыха. Однако в любом
случае должна сохраняться непрерывность процесса. Рациональный отдых в этой
связи надо рассматривать в качестве столь же необходимого компонента
процесса физического воспитания, как и занятия, упражнения, нагрузки.
Естественно, что фактическая система чередования занятий и отдыха
зависит от конкретных задач, уровня предварительной подготовленности
занимающихся, их возрастных особенностей, общего режима жизни и других
условий. По мере повышения подготовленности интервалы между занятиями
уменьшаются, и процесс физического воспитания как бы уплотняется.
Повторяемость и вариативность. В процессе физического воспитания ярко
выражен момент повторяемости: повторяются не только отдельные упражнения,
но и последовательность их в занятиях, а также — в определенных чертах — и
последовательность самих занятий на протяжении недельных, месячных и других
циклов. Без многократных повторений невозможно сформировать и упрочить
двигательные навыки. Повторения не менее необходимы и для того, чтобы
обеспечить долговременные приспособительные перестройки морфо-
функционального порядка, на базе которых происходит развитие физических
качеств, закрепить достигнутое и создать предпосылки дальнейшего прогресса.
Повторяемость—только одна из черт рационального построения процесса
физического воспитания. Столь же существенное значение имеет
противоположная черта—вариативность, т.е. широкое видоизменение упражнений
и условий их выполнения, динамичность нагрузок и разнообразие методов их
применения, обновление форм и содержания занятий.
Последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их
содержания. Проблема оптимальной последовательности занятий теснейшим
образом связана с проблемой доступности. Намечая путь следования в процессе
физического воспитания, надо исходить, прежде всего, из возможностей
занимающихся и закономерностей их развития, идти от того, что посильно на
данном этапе, к тому, что становится доступным на следующем, и т. д.
Доступность, таким образом, обусловливает последовательность.
При выборе пути следования в процессе обучения и воспитания
руководствуются правилами «от известного к неизвестному», «от простого к
сложному», «от легкого к трудному». Вместе с тем эти правила выражают лишь
некоторые, далеко не безусловные, моменты последовательности и потому
нуждаются в конкретизации и существенных дополнениях.
Процесс физического воспитания всегда должен быть всесторонним. Речь
идет о последовательном акцентировании различных его сторон применительно к
закономерностям возрастного развития.
Вполне логичен переход от широкого общего физического образования к
специализированным занятиям. Вначале осваивается то, что составляет
элементарную основу всевозможных видов деятельности и служит предпосылкой
дальнейшего совершенствования.
Последовательность материала на каждом данном этапе физического
воспитания зависит от многих конкретных условий, но более всего — от
объективно существующих связей между намеченными видами двигательной
деятельности, от их преемственности и взаимодействий. Необходимо в каждом
конкретном случае найти такую систему расположения материала, которая
соответствовала бы оптимальным связям и взаимодействиям. Первостепенное
значение при этом имеет использование закономерностей так называемого
«переноса» двигательных навыков и физических качеств, который может быть
как положительным, так и отрицательным.
Строя систему занятий физическими упражнениями, необходимо максимально
использовать «положительный перенос» навыков и качеств и по возможности
исключить тормозящее влияние «отрицательного переноса». Из этого, однако,
не следует, что нужно вообще избегать упражнений, способных вызвать эффект
«отрицательного переноса». Содержание физического воспитания определяется,
в конечном счете, требованиями жизни, а в жизненной практике необходимы
всесторонне развитые качества и самые разнообразные навыки, в том числе и
такие, которые могут вступать друг с другом в отрицательные взаимодействия.
По мере упрочения двигательных навыков и развития физических качеств
появляется возможность успешно преодолевать отрицательные взаимодействия и
добиваться общего прогресса.
В связи с изложенным возникает проблема ограничения тормозящего
действия «отрицательного переноса» и превращения его в положительный
фактор. Эту проблему решают прежде всего путем распределения во времени
отрицательно взаимодействующих упражнений и постепенного сближения их, а
также путем изменения удельного веса соответствующих упражнений и порядка
сочетания их на различных этапах физического воспитания. Что касается
упражнений, которые с самого начала сопровождаются «положительным
переносом», то их целесообразно концентрировать во времени.
Существенное значение для выбора оптимальной последовательности занятий
и упражнений в пределах каждого отдельного занятия имеет учет ближайшего
последействия различных по характеру нагрузок. Последние же оставляют фон,
который в течение ряда часов может неблагоприятно сказываться на выполнении
скоростных упражнений.
Последовательность занятий и упражнений зависит от многих конкретных
условий, в том числе от особенностей контингента занимающихся, от общей
направленности занятий на том или ином этапе физического воспитания, от
величины применяемых нагрузок и особенностей их динамики и т. д. Учесть всю
совокупность этих условий и применительно к ним выбрать наиболее
целесообразный путь не просто. Со временем, несомненно, будет достигнуто
подлинно оптимальное программирование каждого отдельного занятия и системы
занятий в целом.
5. Принцип постепенного повышения требований
(динамичности)
Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к
занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в
постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном
нарастании объема и интенсивности связанных с ними нагрузок.
Необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту
нагрузок. Физическое воспитание находится в постоянном движении, в
развитии, изменяясь от занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная
черта при этом — повышение сложности упражнений, нарастание силы и
длительности их воздействия.
Переход в процессе физического воспитания от одних форм двигательной
деятельности к другим, все более сложным, необходим в первую очередь для
выполнения образовательных задач: не обновляя упражнения, нельзя приобрести
достаточно широкий круг жизненно важных умений и навыков. Это необходимо
вместе с тем и как условие дальнейшего совершенствования: по мере
обновления упражнений становится богаче запас двигательных умений и
навыков, благодаря чему легче осваивать новые формы двигательной
деятельности и совершенствовать приобретенные ранее умения и навыки.
Наряду с усложнением форм двигательной деятельности в процессе
физического воспитания должны возрастать все компоненты физической
нагрузки. Это более всего диктуется закономерностями развития таких
физических качеств, как сила, быстрота и выносливость.
Степень положительных изменений, происходящих в организме под
воздействием физических упражнений, пропорциональна объему и интенсивности
нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия — в том числе если
нагрузки не превышают меру, за которой начинается переутомление,—то чем
больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные
перестройки; чем интенсивнее нагрузки, тем мощнее процессы восстановления и
«сверхвосстановления».
Существенно, что ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не
остаются неизменными. По мере приспособления к данной нагрузке
биологические сдвиги, вызываемые ею, становятся меньше. Происходит
«экономизация функций»: функциональные возможности организма, возросшие в
результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему теперь
справляться с той же работой более экономно, с меньшим напряжением функций.
В этом и состоит биологический смысл адаптации к нагрузкам.
Но, как только нагрузка становится привычной и перестает вызывать
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|