реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Лечебная физкультура (Теория физического воспитания)

реферат

Лечебная физкультура (Теория физического воспитания)

1. ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ

Теория физического воспитания, как и всякая обоб-

щающая научная дисциплина, требует при знакомстве с ее содер-

жанием четкого определения наиболее общих исходных понятий, от-

носящихся к изучаемому объекту, и уточнения их связей с основны-

ми смежными понятиями. Речь идет в первую очередь о понятиях

и , а

также о тяких непосредственно связанных с ними понятиях, как

, , и .

1.1. Физическое воспитание и система физического

воспитания

Понятие , о чем говорит

уже сам термин, входит в общее понятие в широком

смысле. Это означает, что, так же как и воспитание в целом, физи-

ческое воспитание представляет собой процесс решения определен-

ных воспитательно-образовательных задач, который характеризу-

ется всеми общими признаками педагогического процесса (направ-

ляющая роль пелагога-специалиста, организация деятельности в

соответствии с педагогическими принципами и т. д.) либо осущест-

вляется в порядке самовоспитания. Отличительные же особенности

физического воспитания определяются прежде всего тем, что это

процесс, направленный на формирование двигательных навыков и

развитие так называемых физических качеств человека, совокуп-

ность которых в решающей мере определяет его физическую рабо-

тоспособность.

В физическом воспитании различают две специфические сторо-

ны, или : обучение движениям (двигательным действиям) и

воспитание физических качеств (способностей).

Обучение движениям имеет своим основным содержанием физи-

ческое образование, т. е. системное освоение челоиеком в проиессе

специального обучения рациональных способов управления своими

движениячи, приобретение таким путем необходимого в жизнц

фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Образовательная сторона физического воспитания имеет первосте-

пенное значение для рационального использования человеком своих

двигательных возможностей в жизненной практике. Другая не ме-

нee существенная сторона физического воспитания -- целенаправ-

ленное воздействие на комплекс естественных свойств организма,

относящихся к физическим качествам человека: стимулирование и

peгулирование их развития посредством нормированных функцио-

нальных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью (фи-

зическими упражнениями), а также путем оптимизации индивиду-

ального режима жизни и рационального использования природных

условий внешней среды. Эту сторону физического воспитания назы-

вают воспитанием физических качеств (или физическим воспитани-

ем в узком смысле).

В определенном смысле можно сказать, что суть воспитания

физических качеств заключается в управлении их развитием.

Непосредственным объектом и одновременно фактором управления является

процесс двигательной деятельности. С помощью двигательной деятельности,

орга-

низованной соответствующим образом (физических упражнений), и других

средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функцио-

нальное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызы-

вать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование

регу-

ляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функ-

циональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д.).

Со-

вокупность их приводит не только к количественным, но и к качественным изме-

нениям фуикциональных возможностей организма в целом. Воспитывая таким пу-

тем физические качества, достигают при известных условиях существенного

изме-

нения степени и направленности их развития. Это выражается в

прогрессировании

тex или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и других), повы-

шении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других

показа-

телях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и

свойств

телосложения (разумеется, в той мере, в какой это допускают генетически

закреп-

ленные особеиности конституции человеческого организма). Развитию

физическик

качеств в процессе их воспитания придается, таким образом, направленный

харак-

тер, что и позволяет в этом смысле говорить об управлении их развитием.

Обучение движениям и воспитание физических качеств практи-

жски настолько тесно взаимосвязаны, что постоянно переходят

друг в друга. Но они никогда не сводятся друг к другу и по-разному

соотносятся на различных этапах воспитания. В целостной рацио-

нально организованной практике физического воспитания эти сторо-

ны всегда так или иначе сочетаются с другими компонентами вос-

питания в широком смысле слова. При этом физическое воспитание

приобретает значение одного из основных факторов всестороннего

развития личности, если обеспечено единство всех видов воспита-

ния (физического, нравственного, интеллектуального, эстетическо-

го), что, как будет видно из последующего, характерно для воспи-

тания в социалистическом обществе.

Наряду с термином применяют термин

. По существу они имеют аналогичный

смысл, но вторым термином пользуются преимущественно тогда, ко-

гда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического

воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности, тре-

бующей физической подготовленности. Последняя (физическая под-

I отовленность) есть результат физической подготовки, воплощенный

в достигнутой работоспособности и в сформированных двигательных

навыках, необходимых в определенной деятельности либо способ-

ствующих ее освоению. Различают общую и специальную физиче-

скую подготовку. О б щ а я ф и з и ч е с к а я п о д г о т о в к а пред-

ставляет собой неспециализированный (или относительно мало

специализированный) процесс физического воспитания, содержание

которого ориентировано на то, чтобы создать широкие общие пред-

посылки успеха в самых различных видах деятельности (либо в не-

которых из них). С п е ц и а л ь н а я ф и з и ч е с к а я п о д г о т о в-

к а -- это разновидность физического воспитания, специализиро-

ванного применительно к особенностям какой-либо деятельности

(профессиональной, спортивной и др.), избранной в качестве объ-

екта углубленной специализации. Соответственно, результат общей

физической подготовки обозначают термином , а результат специальной физиче-

ской подготовки -- . Вся эта группа терминов лодчеркивает, таким

образом, конкретно прикладную роль физического воспитания --

его практическое значение в подготовке человека к выполнению

определенных социально обусловленных функций.

Итак, физическое воспитание есть вид воспитания, специфика

которого заключается в обучении движенилм (двигательным дейст-

виям) и воспитании (управлении развитиел) физических качеств че-

ловека. В прикладном отношении физическое воспитание представ-

ляет собой процесс физической подготовки человека к социально

обусловленной деятельности (трудовой, военной и т. д.). В единстве

с другими нидами воспитания и при достаточных социальных усло-

виях физическое воспитание может приобретать значение одного из

основных факторов всестороннего развития личности.

Физическое воспитание -- общественное явление. Оно возникает

вместе с обществом и развивается по законам общественного раз-

вития. Идеи, направляющие социальную практику физического

воспитания, и формы ее организации всегда обусловлены конкрет-

ными общественными отношениями, что находит свое выражение в

особенностях систем физического воспитания, создаваемых в усло-

виях различных общественных формаций.

Понятие сроки естествен-

ного старения, увеличив тем самым творческое долголетие человека.

Эти возможности целесообразного управления физическим развити-

ем реализуются при известных условиях в процессе физического вос-

питания. Научное понимание роли физического воспитания в физи-

ческом развитии человека исходит именно из того, что процесе

физического развития в принципе управляем; в целесообразно напра;

вляющем воздействии на этот процесс прежде всгго и состоит спе-

цифическая социальная функция (назначение) физического вос-

питания.

Это, понятно, не означает, что физическое воспитание целиком

предопределяет физическое развитие. Последнее, как уже было ска-

зано, зависит от многих факторов и условий, естественных и соци-

альных, самые фундаментальные среди которых -- условия матери-

альной жизни общества. Тем не менее физическому воспитанив при-

надлежит особая роль как специальному фактору рациональноге

регулировяния физического развития человека в соответствии с

требованиями, предъявляемыми к нему обществом. Именно от фи-

зического воспитания (если есть все другие необходимые условия~

непосредственно зависят тенденции, сознательно привносимые в фи-

зическое развитие, его направленность, степень, а также и то, какие

двигательные способности, умения и навыки формируются и совер-

шенствуются у человека в течение жизни.

Физическое воспитание в условиях социалистл~~еского общества

содействует всестороннему развитию личности. Оптимизация физи-

ческого развития при этом идет по пути достижения все более высо-

ких показателей физического совершенства. Понятие обобщает представления об оптимальной мере гармо-

чического физического развития и всесторонней физической аодго-

товлеиносхи человека. Причем подразумевается, что эта мера опти-

мально соответствдет требованиям трудовой и других сфер его жиз-

недеятельности, выражает достаточно высокдю степень развития

индивидуальной физической одаренности и отвечает закономерно-

стям долголетнего сохраиения крепкого здоровья. Конкретно исто-

рический характер физического совершенства состоит в том, что

его действительные черты (признаки, показатели и т. п.) определя-

ются реальными запросами и условиями жизни общества на каж-

дом данном историческом этапе и потому меняются по мере разви-

тия общества. Отсюда следует, в частности, что нет и не может быть

некоего неизменного идеала физического совершенства, как нет и

не может быть неизменкых эталонных показателей его.

Впервые идеал всестороннего гармонического развития челове-

ка приобретает вполне конкретные черты в связи с массовым вопло-

щением его в жизнь на современном историческом этапе строитель-

ства коммунистического общества, когда неуклонно возрастают воз-

можности воспитания нового человека, гармонически сочетающего

в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совер-

щенство. Перед научной теорией воспитания сейчас стоит ответст-

веннейшая задача -- разработать обоснованные педагогические кри-

терии всестороннего гармонического совершенства человека, в том

числе физического совершенства, которые вполне соответствовали

бы требованиям общественного прогресса на современном этапе

развития социалистического общества и в перспективе.

1.3. Физическое воспитание и физическая культура

Из сказанного о физическом воспитании (1.1 и 1.2)

понятно, что оно имеет существенное значение для личности и об-

щества в целом. Результаты физического воспитания, которые вы-

ражаются в поклзателях совершенствования человека, а также все

то, что обеспечивает достижение этих результатов и создается в

связи с практикой физического воспитания (специальные знания,

средства, методы и т. ri.), представляют значительную общекуль-

турную ценность. В данном качестве физическое воспитание отно-

сится к физической культуре общества.

Физическая культура (в широком смысле слова) составляет важ-

ную часть культуры общества -- всю совокупность его достижений

в создании и рациональном использовании специальных средств, ме-

годов и дсловий направленного физического совершенствования че-

ловека ~. В самом содержании физической культуоы и органически

связанных с нею явлений можно с некоторой условностью выделить

две основные стороны, или части:

-- во-первых, все то ценное, что создает и использует общество

в качестве специальных средств, методов и условий их применения,

позволяюи~их оптимизировать физическое развитие и обеспечить

определенный уровень физической подготовленности людей (функ-

ционально-обеспечивающая сторона физической культуры);

-- во-вторых, позитивные результаты использования этих

средств, методов и условий (результативная сторона физической

культуры) .

Функционально-обеспечивающую сторону физической культуры наиболее пол-

но характеризует состояние системы физического воспитания --

прогрессивность

заложенных в ней идей и организационных форм, научно-практические достоин-

ства ее содержания, степень методической разработанности, а опосредованно

--

условия, обеспечивавщие ее качественное функционирование: обеспеченность

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.