теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам врачебного
контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с учётом
отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально-
прикладная физическая подготовка проводятся с учётом функциональных
возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение техникой
прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и
систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных
занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности,
доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное её
повышение.
Несмотря на оздоровительно-восстановительную направленность занятий в
специальном отделении, они не должны сводиться только к лечебным целям.
Преподаватели должны стремиться к тому, чтобы студенты этого отделения
приобрели достаточную разностороннюю и специальную физическую
подготовленность, улучшили своё физическое развитие и в итоге были
переведены в подготовительное учебное отделение.
Учебные группы всех учебных отделений закрепляются за преподавателями
физического воспитания на весь период обучения. Если у студентов
специального и подготовительного учебных отделений в процессе учебных
занятий улучшились состояние здоровья, физическое развитие и
подготовленность, то они на основании заключения врача и решения кафедры по
окончании учебного года (или семестра) переводятся в следующую медицинскую
группу или учебное отделение. Если в результате болезни или других
объективных причин наблюдается ухудшение состояния здоровья, то студенты
переводятся в специальную медицинскую группу в любое время учебного года.
Зачётные требования и обязанности студентов
Программой предусмотрена сдача студентами зачётов по физическому
воспитанию. Зачёт проводится в виде собеседования преподавателя с каждым
студентом. В ходе собеседования определяется степень овладения студентом
теоретического программного материала. К зачёту допускаются студенты,
полностью выполнившие практический раздел учебной программы, т.е.
выполнившие все запланированные практические контрольные упражнения и
нормативы. Контрольные упражнения и нормативы по оценке физической
подготовленности студентов выполняются только в условиях спортивных
соревнований.
Сроки и порядок выполнения контрольных требований, упражнений и нормативов
определяются учебной частью вуза совместно с кафедрой физического
воспитания на весь учебный год и доводятся до сведения студентов.
К выполнению зачётных требований, упражнений и нормативов допускаются
студенты, регулярно посещавшие учебные занятия и получившие необходимую
подготовку.
Отметка о выполнении зачёта по физическому воспитанию вносится в зачётную
книжку студентов в конце каждого семестра.
В процессе прохождения курса физического воспитания каждый студент обязан:
систематически посещать занятия по физическому воспитанию (теоретические и
практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;
повышать свою физическую подготовку и выполнять требования и нормы и
совершенствовать спортивное мастерство;
выполнять контрольные упражнения и нормативы, сдавать зачёты по физическому
воспитанию в установленные сроки;
соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания;
регулярно заниматься гигиенической гимнастикой, самостоятельно заниматься
физическими упражнениями и спортом, используя консультации преподавателя;
активно участвовать в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных
мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, в вузе;
проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять
самоконтроль за состоянием здоровья, физического развития, за физической и
спортивной подготовкой;
иметь аккуратно подогнанные спортивный костюм и спортивную обувь,
соответствующие виду занятий.
Возрастное воспитание складывается не только из тренировки и развития их в
«образовательный» период жизни (7 –25 лет) , но и в дальнейший период ( для
людей среднего и пожилого возраста ) , что является вторым этапом в жизни
человека при воспитании физических качеств .
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
ТРЕНИРОВКИ
Система физических упражнений, направленных на повышение функционального
состояния до необходимого уровня (100% ДМПК и выше), называется
оздоровительной, или физической, тренировкой (за рубежом - кондиционная
тренировка). Первоочередной задачей оздоровительной тренировки является
повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих
стабильное здоровье. Важнейшей целью тренировки для людей среднего и
пожилого возраста является профилактика сердечно-сосудистых заболеваний,
являющихся основной причиной нетрудоспособности и смертности в современном
обществе. Кроме того, необходимо учитывать возрастные физиологические
изменения в организме в процессе инволюции. Все это обусловливает специфику
занятий оздоровительной физической культурой и требует соответствующего
подбора тренировочных нагрузок, методов и средств тренировки.
В оздоровительной тренировке (так же, как и в спортивной) различают
следующие основные компоненты нагрузки, определяющие ее эффективность: тип
нагрузки, величину нагрузки, продолжительность (объем) и интенсивность,
периодичность занятий (количество раз в неделю), продолжительность
интервалов отдыха между занятиями.
ТИП НАГРУЗКИ
Характер воздействия физической тренировки на организм зависит, прежде
всего от вида упражнений, структуры двигательного акта. В оздоровительной
тренировке различают три основных типа упражнений, обладающих различной
избирательной направленностью:
1 тип -- циклические упражнения аэробной направленности, способствующие
развитию общей выносливости;
2 тип -- циклические упражнения смешанной аэробно- анаэробной
направленности, развивающие общую и специальную (скоростную) выносливость;
3 тип -- ациклические упражнения, повышающие силовую выносливость. Однако
оздоровительным и профилактическим эффектом в отношении атеросклероза и
сердечно-сосудистых заболеваний обладают лишь упражнения, направленные на
развитие аэробных возможностей и общей выносливости. (Это положение особо
подчеркивается в рекомендациях Американского института спортивной
медицины.) В связи с этим основу любой оздоровительной программы для людей
среднего и пожилого возраста должны составлять циклические упражнения,
аэробной на- правленности (К. Купер, 1970; Р. Хедман, 1980; А. Виру,
1988,идр.).
Исследования Б. А. Пироговой (1985) показали, что решающим фактором,
определяющим физическую работоспособность людей среднего возраста, является
именно общая выносливость, которая оценивается по величине МПК .
В среднем и пожилом возрасте на фоне увеличения объема упражнений для
развития общей выносливости и гибкости снижается необходимость в .нагрузках
скоростно-силового характера (при полном исключении скоростных упражнений).
Кроме того, у .лиц старше 40 лет решающее значение приобретает снижение
факторов риска ИБС (нормализация холестеринового обмена, артериального
давления и массы тела), что возможно только при выполнении упражнений
аэробной направленности на выносливость. Таким образом, основной тип
нагрузки, используемый в оздоровительной физической культуре, -- аэробные
циклические упражнения. Наиболее доступным и эффективным из них является
оздоровительный бег. В связи с этим физиологические основы тренировки будут
рассмотрены на примере оздоровительного бега. В случае использования других
циклических упражнений сохраняются те же принципы дозировки тренировочной
нагрузки.
По степени воздействия на организм в оздоровительной физической культуре
(так же, как и в спорте) различают пороговые, оптимальные, пиковые
нагрузки, а также сверх нагрузки. Однако эти понятия относительно
физической культуры имеют несколько иной физиологический смысл.
Пороговая нагрузка--это нагрузка, превышающая уровень привычной
двигательной активности, та минимальная величина тренировочной нагрузки,
которая дает необходимый оздоровительный эффект: возмещение недостающих
энергозатрат, повышение функциональных возможностей организма и снижение
факторов риска. С точки зрения возмещения недостающих энергозатрат
пороговой является такая продолжительность нагрузки, такой объем бега,
которые соответствуют расходу энергии не менее 2000 ккал в неделю. Такой
расход энергии обеспечивается при беге продолжительностью около 3 ч (3 раза
в неделю по 1 ч), или 30 км бега при средней скорости 10 км/ч, так как при
беге в аэробном режиме расходуется примерно 1 ккал/кг на 1 км пути (0,98 у
женщин и1.08 ккал/кг у мужчин).
Повышение функциональных возможностей наблюдается у начинающих бегунов при
недельном объеме медленного бега, равном 15 км. Американские и японские
ученые наблюдали повышение МПК на 14 "/о после завершения 12-недельной
тренировочной программы, которая состояла из 5-километровых пробежек 3 раза
в неделю (К. Купер, 1970). Французские ученые при принудительной тренировке
животных на тред- бане (3 раза в неделю по 30 мин) через 10 недель
обнаружили значительное увеличение плотности капиллярного русла миокарда и
коронарного кровотока. Нагрузки, вдвое меньшие по объему (по 15 мин),
подобных изменений в миокарде не вызывали.
Снижение основных факторов риска также наблюдается при объеме бега не менее
15км в неделю. Так, при выполнении стандартной тренировочной программы (бег
3 раза в неделю по 30 мин) отмечалось отчетливое понижение артериального
давления до нормальных величин. Нормализация липидного обмена по всем
показателям (холестерин, ЛИВ, ЛВП) отмечается при нагрузках свыше 2 ч в
неделю. Сочетание таких тренировок с рациональным питанием позволяет
успешно бороться с избыточной массой тела. Таким образом, минимальной
нагрузкой для начинающих, необходимой для профилактики сердечно-сосудистых
заболеваний и укрепления здоровья, следует считать 15 км бега в неделю, или
3 занятия по 30 мин.
Оптимальная нагрузка--это нагрузка такого объема и интенсивности, которая
дает максимальный оздоровительный эффект для данного индивида. Зона
оптимальных нагрузок ограничена снизу уровнем пороговых, а сверху --
максимальных нагрузок. На основании многолетних наблюдений автором было
выявлено, что оптимальные нагрузки для подготовленных бегунов составляют 40-
-6О мин 3--4 раза в неделю (в среднем 30-- 40км в неделю). Дальнейшее
увеличение количества пробегаемых километров нецелесообразно, поскольку не
только не способствует дополнительному приросту функциональных возможностей
организма (МНЮ, но и создает опасность травматизации опорно-двигательного
аппарата, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы
(пропорционально росту тренировочных нагрузок). Так, Купер (1986) на
основании данных Далласского центра аэробики отмечает рост травматизации
опорно-двига- тельного аппарата при беге более 40 км в неделю. Наблюдалось
улучшение психического состояния и настроения, а также снижение
эмоциональной напряженности у женщин при недельном объеме бега до 40 км.
Дальнейшее увеличение тренировочных нагрузок сопровождалось ухудшением
психического состояния. При увеличении объема беговых нагрузок у молодых
женщин до 50--60 км в неделю в ряде случаев отмечалось нарушение
менструального цикла (в результате значительного снижения жирового
компонента), что может стать причиной половой дисфункции. Некоторые авторы
беговым "барьером" называют 90 км в неделю, превыше- ние которого может
привести к своеобразной "беговой наркомании" в результате чрезмерной
гормональной стимуляции (выделение в кровь эндорфинов). Нельзя не учитывать
также отрицательное влияние больших тренировочных нагрузок на иммунитет,
обнаруженное многими учеными (Горшков, М. Я. Левин, 1984, и др.).
В связи с этим все, что выходит за рамки оптимальных тренировочных
нагрузок, не является необходимым с точки зрения здоровья. Оптимальные
нагрузки обеспечивают повышение аэробных возможностей, общей выносливости и
работоспособности, т. е. уровня физического состояния и здоровья.
Максимальная длина тренировочной дистанции в оздоровительном беге не должна
превышать 20 км, поскольку с этого момента в результате истощения мышечного
гликогена в энергообеспечение активно включаются жиры, что требует
дополнительного расхода кислорода и приводит к накоплению в крови токсичных
продуктов. Бег на 30--40 км требует повышения специальной марафонской
выносливости, связанной с использованием свободных жирных кислот (СЖК), а
не углеводов. Задача же оздоровительной физкультуры -- укрепление здоровья
путем развития общей (а не специальной) выносливости и работоспособности.
Проблемы марафонского бега. Преодоление марафонской дистанции является
примером с в е р х н а г р у з к и, которая может привести к длительному
снижению работоспособности и истощению резервных возможностей организма. В
связи с этим марафонская тренировка не может быть рекомендована для занятий
оздоровительной физкультурой (тем более что она не приводит к увеличению
"количества" здоровья) и не может рассматриваться как логическое завершение
оздоровительного бега и высшая ступень здоровья. Более того, избыточные
тренировочные нагрузки, по мнению некоторых авторов, не только не
препятствуют развитию возрастных склеротических изменений, но и
способствуют их быстрому прогрессированию (А. Г. Дембо, 1980, и др.).
В связи с этим целесообразно хотя бы вкратце остановиться на
физиологических особенностях марафонского бега.
В последние годы марафонская дистанция становится все более популярной,
несмотря на трудности, связанные с ее преодолением и экстремальным
воздействием на организм. Бегу на сверхдлинные дистанции присущ аэробный
характер энергообеспечения, однако соотношение использования углеводов и
жиров для окисления различно в зависимости от длины дистанции, что связано
с запасами мышечного гликогена. В мышцах нижних конечностей у спортсменов
высокого класса содержится 2 % гликогена , а у любителей оздоровительного
бега--всего 1,46%. Запасы мышечного гликогена не превышают 300--400 г, что
соответствует 1200--1600ккал (при окислении углеводов освобождается 4,1
ккал). Если учесть, что при аэробном беге расходуется 1 ккал/кг на 1 км
пути, то спортсмену весом 60 кг этого количества энергии хватило бы на 20--
25 км. Таким образом, при беге на дистанцию до 20 км запасы мышечного
гликогена полностью обеспечивают мышечную деятельность, и никаких проблем
возмещения энергетических ресурсов не возникает, причем на долю углеводов
приходится около 80 % общих энергозатрат, а на долю жиров--только 20%. При
беге на ЗО км и более запасов гликогена уже явно не хватает, и вклад жиров
в энергообеспечение (за счет окисления СЖК) возрастает до 50 % и более. В
крови накапливаются токсичные продукты обмена, отравляющие организм. При
продолжительности бега 4 ч и более эти процессы достигают максимума и
концентрация мочевины в крови (показатель интенсивности белкового обмена)
достигает критических величин (Юммоль/л). Питание на дистанции не решает
проблемы нехватки углеводов, так как по время бега процессы всасывания из
желудка нарушены. У недостаточно подготовленных бегунов падение глюкозы в
крови может достигать опасных величин -- 40-4 в квадрате мг вместо 100мг%
(норма).
Дополнительные трудности возникают также вследствие потери жидкости с потом
-- до 5--6 л, а в среднем -- 3--4 % массы тела. Особенно опасен марафон при
высокой температуре воздуха, что вызывает резкое повышение температуры
тела. Испарение с поверхности тела 1 мл пота приводит к отдаче 0,5 ккал
тепла. Потеря 3 л пота (средняя потеря во время марафонского забега)
обеспечивает теплоотдачу около 1500ккал. Так, во время Бостонского марафона
.у бегунов 40--50 лет наблюдалось повышение температуры тела (по данным
телеметрической регистрации) до 39--41 градусов (Магов, 1977). В связи с
этим возрастала опасность теплового удара, особенно при недостаточной
подготовленности; описаны даже случаи смерти от теплового удара во время
марафона.
Отрицательное влияние на организм может оказать и подготовка к марафону,
требующая значительного увеличения тренировочных нагрузок. Американские
авторы Браун и Грэхем (1989) отмечают, что для успешного преодоления
марафона необходимо последние 12 недель перед стартом бегать ежедневно
минимум по 12 км или по 80-100 км в неделю, что значительно больше бегового
оптимума (уже не оздоровительная, а профессиональная тренировка). У людей
старше 40 лет такая нагрузка нередко приводит к перенапряжению миокарда,
двигательного аппарата или центральной нервной системы.
Вот почему, прежде чем приступить к марафонской тренировке, необходимо
решить, какую цель вы преследуете, и трезво взвесить свои возможности -- с
учетом физиологического эффекта марафона. Тем же, кто достаточно
подготовлен и во что бы то ни стало решил подвергнуть себя этому нелегкому
испытанию, необходимо пройти цикл специальной марафонской тренировки. Смысл
ее состоит в том, чтобы безболезненно и как можно раньше "приучить"
организм к использованию для энергообеспечения жиров (СЖК), сохраняя, таким
образом, запасы гликогена в печени и мышцах и предотвращая резкое снижение
глюкозы в крови (гипогликемию) и уровня работоспособности. Для этого
необходимо постепенно увеличивать дистанцию воскресного бега до 30--38 км,
не изменяя при этом объемы нагрузок в остальные дни. Это позволит избежать
чрезмерного увеличения суммарного объема бега и перенапряжения опорно-
двигательного аппарата.
ИНТЕНСИВНОСТЬ НАГРУЗКИ
Интенсивность нагрузки зависит от скорости бега и определяется по ЧСС или в
процентах от МПК.
В зависимости от характера энергообеспечения все циклические упражнения
делятся на четыре зоны тренировочного режима (рис. 9).
1. Анаэробный режим--скорость бега выше критической (выше уровня МНЮ,
содержание молочной кислоты (лак тата) в крови достигает 15--25ммоль/л. В
оздоровительной тренировке не используется.
2. Смешанный аэробно-анаэробный р е ж и м -- скорость между уровнями ПАНО и
МПК, лак- тат крови -- от 5 до 15 ммоль/л. Периодически может
использоваться хорошо подготовленными бегунами для развития специальной
(скоростной) выносливости при подготовке к соревнованиям.
3. Аэробный режим--скорость между аэробным порогом и уровнем ПАНО (2.0--4.О
ммоль/л). Используется для развития и поддержания уровня общей
выносливости.
4. Восстановительный режим--скорость
ниже аэробного порога, лактат меньше 2 ммоль/л. Используется как метод
реабилитации после перенесенных заболеваний.
Помимо оздоровительной тренировки, занятия физической культурой должны
включать обучение основам психорегуляции, закаливания и массажа, а также
грамотный самоконтроль и регулярный врачебный контроль. Только комплексный
подход к проблемам массовой физкультуры может обеспечить эффективность
занятий для коренного улучшения здоровья населения , а значит и физических
качеств .
Список использованной литературы
1. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание.
-М.: Высш. школа, 1983.
2 Коц Я.М., Спортивная физиология. -М.: Физкультура и спорт, 1986.
Страницы: 1, 2
|