Этические проблемы искусственного оплодотворения
Министерство здравоохранения РФ
Российский государственный медицинский университет
Кафедра философии
Реферат
Дисциплина: Биомедицинская этика
Тема: Этические проблемы
искусственного оплодотворения
Преподаватель Силуянова И.В.
Выполнен Кукайло Н.В.
Группа 692
Москва-1999
Вопросы этики искусственного оплодотворения — это проблемы отношения к
началу человеческой жизни. Но если в случае аборта врач и женщина вступают
в моральное отношение с человеческой жизнью, пусть сроком в несколько дней,
недель, месяцев, то в случае искусственного оплодотворения, это отношение
не столько к началу уже существующей жизни, сколько к возможности самого ее
начала. И если аборт, контрацепция, стерилизация — это борьба с
возникновением человеческой жизни, то, искусственное оплодотворение — это
борьба за возможность ее возникновения.
Показательно, что в этой «борьбе» искусственный аборт и искусственное
оплодотворение тесно связаны между собой: практика искусственного аборта
поставляет пациентов для практики искусственного оплодотворения. Так, по
некоторым данным, распространенность искусственного аборта как одного из
способов планирования семьи ведет к росту вторичного (приобретенного)
бесплодия. Специалисты полагают, что вторичное бесплодие на 55% является
осложнением после искусственного аборта. И если в среднем уровень бесплодия
остается примерно таким же, как и 20-30 лет назад, то в настоящее время его
структура меняется в сторону увеличения вторичного бесплодия .
Таким образом, очевидно, что исторически потребность в искусственном
оплодотворении вырастает отнюдь не только из потребностей борьбы с
собственно бесплодием вообще, сколько из потребностей борьбы с трубным
бесплодием — эпифеноменом медицинской деятельности и либеральной идеологии.
Эпидемия абортов 2-ой половины XIX века исторически и логически связана с
разработкой методик искусственного оплодотворения. Проф. И. Мануйлова
констатирует: медицинская рекомендация к «экстракорпоральному
оплодотворению, как правило, является следствием анатомических нарушений в
маточных трубах вследствие искусственного аборта».
Общественное сознание порождает весьма яркие эпитеты для искусственного
оплодотворения: «новая технология размножения», «техногенное производство
людей», «асексуальное размножение». В оборот входят понятия: «избирательный
аборт», «торговля репродуктивным материалом», «продукция оплодотворения»,
«суррогатное материнство» и т. п. Каждое из этих понятий — реальная единица
«этического минного поля», которое новые репродуктивные технологии создают
для современной культуры. Как быть с эмоционально-психологическим миром
личности, рожденной «в пробирке», ее моральным самосознанием, ее
юридическими правами, социальным статусом в конце концов? А как отнестись к
такой тенденции — «в полной семье сегодня детей рождается меньше, а вне
брака — больше, чем 30 лет назад».
Давно уже перестали рассматриваться на уровне фантастики идеи
искусственного оплодотворения спермой «генетически полноценных доноров».
Сегодня понятие «полноценность» предполагает подбор донора в смысле цвета
глаз, волос, национальности и «этнических особенностей реципиентки». Далеко
ли от так понимаемой «полноценности» до заманчивой идеи о получении с
помощью генетических манипуляций на эмбриональном уровне человеческого
существа с заранее заданными свойствами? Тем более, что уже сейчас наука
располагает возможностью управления выбором пола.
Идея «управления» на уровне эмбрионального материала неразрывно связана с
искусственным оплодотворением, как бы ни хотели многие закрывать на это
глаза. Симптоматично, что в трех фундаментальных типологических моделях
искусственного оплодотворения оно никогда не являлось самоцелью, но всегда
выступало лишь средством для решения другой задачи — задачи
совершенствования человека. Эта задача ставится и в селекционно-
зоотехнической модели. Эта задача стоит и в научно-мифологической
(фантастической) модели (создание искусственного человека — гомункула,
искусственного интеллекта и т. п.). Для цели совершенствования и таким
образом спасения человека совершается и непорочное зачатие Богородицы.
Очевидно, что для реализации идеи «управления» особенностями человека
технологически, этически и политически еще далеко. Сейчас же врачей и
общественность беспокоит здоровье «пробирочных детей».
По данным диссертационного исследования Бахтиаровой В. О. «Состояние
здоровья детей, родившихся в результате экстракорпорального оплодотворения
и искусственного осеменения», из 82 пробирочных детей — 44 имели
неврологическую симптоматику. Среди наиболее часто встречающихся
расстройств: «задержка внутриутробного развития — 29,3% (от общего числа
исследованных детей, зачатых методом ЭО), 28,3% (от общего числа
исследованных детей, зачатых методом ИО)», «асфиксия при рождении — 89,4%
(ЭО), 90,5% (ИО)», «неврологические изменения — 53,6% (ЭО), 38,3% (ИО)»
К опасениям общего характера, высказанных автором, относятся:
1. В какой степени беременности, возникшие у бесплодных женщин,
способствуют повышению генетического груза в популяции за счет рождения
детей с врожденной и наследственной патологией?
2. Каково влияние медикаментозных средств, длительно используемых при
лечении бесплодия (особенно гормонов) на плод?
3. Какова генетическая опасность использования спермы донора при
искусственном оплодотворении?
К этим опасениям можно добавить и следующие вопросы:
не станет ли метод искусственного оплодотворения косвенной поддержкой
тенденции «асексуального размножения» и в итоге основанием принципиальных
сдвигов в традиционных формах семейно-брачных отношений? Можно ли опасаться
культурологических, демографических сдвигов в результате изменения
структуры семейно-брачных, родственных отношений? Ответы на эти вопросы
предполагают освещение истории и динамики создания технологий
искусственного оплодотворения.
История вопроса. Идея «непорочного зачатия» стара как мир. Степень и мера
ее влияния на возникновение идеи искусственного оплодотворения вряд ли
может быть определена точно. Но очевидно, что в основе попыток разработать
методы искусственного оплодотворения лежит принцип — «для искусственного
оплодотворения совокупление не существенно и не необходимо». Тем более
аналогия оплодотворения без совокупления в животном мире у рыб, например,
есть. Неудивительно, что метод искусственного оплодотворения начинает
использоваться впервые в ветеринарии.
Первый известный науке опыт искусственного оплодотворения на собаках был
произведен в конце XVIII века (1780 г.) аббатом Спаланцани. С 1844 г. метод
искусственного оплодотворения начинает использоваться для оплодотворения
кобыл и коров. Так, публикации в журнале «Вестник конозаводства» за 1902
год свидетельствует, что метод искусст. оплодотворения в случаях сужения
канала шейки матки кобыл вполне испытан и вошел в общее употребление.
Среди пионеров-разработчиков этой методики в России известен И. И.
Иванов. С 1899 года он начинает публиковать свои работы по искусственному
оплодотворению над различными видами животных. Исследователи именно ему
отдают пальму первенства в выдвижении идеи о возможности оплодотворения в
искусственной среде. Основываясь на многочисленных экспериментах над
животными, он опровергает мнение о необходимости секретной деятельности
придаточных половых желез при акте оплодотворения.
В конце XIX века идеи искусственного оплодотворения начинают
использоваться и для «борьбы с женским бесплодием». В 1917 году доктор
Ильин Ф. констатирует, что к 1917 году наука располагает 69 описанными и
успешными случаями искусственного оплодотворения женщин спермой своего
мужа.
Благодаря изданию «Пол, секс, человек» (Пер. с фран., изд-во «Мир», 1993
г.), российская общественность узнала о существовании «скандальной»
диссертации Ж. Жерара (1885 г.) «Вклад в историю искусственного
оплодотворения (600 случаев внутрисемейного осеменения)», которая получила
во Франции в свое время большой общественный резонанс. И это неудивительно.
Во 2-ой половине XIX века интимная жизнь супругов (т. е. то, что входит
сегодня в понятие репродуктивной медицины — контрацепция, бесплодие) не
находилась еще в компетенции медицины. Работа Ж Жерара была своеобразным
вызовом общественному мнению, поскольку незадолго до этого, в 1883 году, в
Бордо в суде по аналогичному поводу было принято решение, что
«искусственное осеменение противно законам природы».
Нельзя не обратить внимание и на следующее обстоятельство. В 1884 году во
Франции принимается закон о разводе, что становится серьезным социальным
основанием не только для продолжения дебатов об искусственном
оплодотворении, но и социальным «мотивом» продолжения научных разработок
этого направления. Показательно, что в 1925 году доктор Шорохова А. А. в
своем докладе на VI съезде Всесоюзного общества гинекологов и акушеров в
Ташкенте рассматривает искусственное оплодотворение не только как метод
преодоления бесплодия (который в случае искусственного осеменения спермой
донора или мужа (ИОСДиМ) связан, как правило, с мужским бесплодием), но как
«нежелание женщин сходиться с мужчиной» или как «право иметь ребенка
неполовым путем». Есть все основания предположить, что все 88 женщин,
которым проводила операции доктор Шорохова А. А., пытались отстоять это
«право».
Возвращаясь к истории экстракорпорального оплодотворения, отметим, что
идея И. И. Иванова о жизнеспособности семени вне организма, стала
основанием новой технологии искусственного оплодотворения. В 1912 году
доктор Дорерлейн докладывает о работах Иванова в Мюнхенском обществе
акушеров и гинекологов. Долгие годы эта идея, «питаясь» технологическими
изобретениями, социальными потребностями, «гуманистическими» прожектами,
все же не выходит из режима экспериментальной деятельности.
В 1944 году было достигнуто первое успешное культивирование ооцита
человека и экстракорпоральное оплодотворение (ЭО), приведшее к развитию
двухклеточного эмбриона.
В 1968 году в клинике Бон-Холл (Кембридж, Англия) медику Р. Эдвардсу и
эмбриологу Н. Степто удалось имплантировать в полость матки женщины,
страдающей бесплодием, эмбрион, полученный в пробирке в результате
соединения яйцеклетки и сперматозоида. Через девять месяцев родился первый
в мире «пробирочный» ребенок — Луиза Браун.
В Лондонском центре гинекологии и искусственного оплодотворения 29 апреля
1982г. впервые в Европе были рождены искусственно зачатые близнецы
(оплодотворение в пробирке). Там же в 1982 году впервые в мире рождение в
результате переноса яйцеклетки и спермы в матку, а в 1987 впервые в Европе
рождение от донорской яйцеклетки и рождение от донорской спермы.
В России исследования в этой области начинают целенаправленно
производиться с 1965 года в группе раннего эмбриогенеза, которая в 1973
году перерастает в лабораторию экспериментальной эмбриологии. Первый
«пробирочный» ребенок появляется в России в 1986 году в результате работы
лаборатории клинической эмбриологии (рук. — проф. Б. В. Леонов) Научного
центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН. По данным на 1994 год
проф. Б. В. Леонова, в лаборатории родилось более 15000 таких детей.
Количество же центров, где производятся такие операции в России,
приближается к 10, в мире же их около 300. В 1990 году в мире насчитывается
около 20000 детей, зачатых «в пробирке». Причем динамика в цифрах такова,
что еще в 1982 году их было всего 74. Оценка эффективности этого метода у
разных специалистов в разных странах разная. Наши специалисты склоняются к
цифре — 10-18%.
Методика искусственного оплодотворения. Среди методов искусственного
Страницы: 1, 2
|