реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Детский церебральный паралич как проблема невропатологии и специальной педагогики

реферат

рефлексом затрудняет повороты на бок и на живот.

Выраженность тонических рефлексов зависит от тяжести поражения мозга.

В тяжелых случаях они резко выражены и их легко обнаружить. При более

легких поражениях дети научаются тормозить рефлекс. Тонические рефлексы

оказывают влияние и на мышечный тонус артикуляционного аппарата. ЛТР

повышает тонус мышц корня языка, в результате чего затрудняется

формирование голосовых реакций. При выраженности асимметричного тонического

рефлекса мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре повышается

асимметрично: больше на стороне, противоположной повороту головы ребенка. В

этом случае затрудняется произношение звуков. Симметричные шейные

тонические рефлексы затрудняют дыхание, произвольное открывание рта,

продвижение языка вперед. Этот рефлекс повышает мышечный тонус в спинке

языка. При этом кончик языка плохо выражен и часто имеет форму лодочки.

Подобные нарушения артикуляционного аппарата затрудняют формирование

голосовой активности и звукопроизносительной стороны речи. У таких детей

тихий, плохо модулированный голос с носовым оттенком.

Исследование шейно-тонического рефлекса при детском церебральном параличе

с явлениями кривошеи

В зависимости от тяжести и распространенности различают следующие

формы детских церебральных параличей: спастическую диплегию, спастическую

гемиплегию, двойную гемиплегию, параплегию, моноплегию, атонически-

астатический синдром («вялая» форма детского церебрального паралича),

гиперкинетическую форму.

Спастическая диплегия (синдром Литтля) - наиболее частая форма

детского церебрального паралича, характеризующаяся двигательными

нарушениями в верхних и нижних конечностях; причем ноги страдают больше,

чем руки. Степень вовлечения в патологический процесс рук может быть

различной - от выраженных парезов до легкой неловкости, которая выявляется

при развитии у ребенка тонкой моторики. Мышечный тонус в ногах резко

повышен: ребенок стоит на полусогнутых и приведенных к средней линии ногах;

при ходьбе наблюдается перекрещивание ног. Развиваются контрактуры в

крупных суставах. Сухожильные рефлексы высокие, отмечаются клонусы стоп.

Вызываются патологические рефлексы.

При спастической гемиплегии нарушения отмечаются преимущественно на

одной стороне. В руке больше повышен мышечный тонус сгибателей, а в ноге -

разгибателей. Поэтому рука согнута в локтевом суставе, приведена к

туловищу, а кисть сжата в кулак. Нога разогнула и повернута внутрь. При

ходьбе ребенок опирается на пальцы. Сухожильные рефлексы высокие с

расширенной зоной на стороне пареза (иногда с двух сторон); могут быть

клонусы стоп и коленной чашечки; вызываются патологические рефлексы.

Паретичные конечности отстают в росте от здоровых. При гемипаретической

форме церебрального паралича у ребенка может возникнуть задержка речевого

развития за счет алалии, особенно при поражении левого полушария. В 50%

случаев у детей старшего возраста наблюдаются гиперкинезы. Они появляются

по мере снижения мышечного тонуса. Психическое развитие замедлено. Степень

задержки варьирует от легкой до тяжелой. На задержку развития влияет

наличие часто возникающих эпилептиформных припадков.

Двойная гемиплегия характеризуется двигательными нарушениями во всех

конечностях, однако обычно руки страдают больше, чем ноги. Мышечный тонус

часто асимметричен. Тяжелое поражение рук, лицевой мускулатуры и мышц

верхней части туловища влечет за собой выраженную задержку речевого и

психического развития. Дети не сидят, не ходят, не могут себя обслуживать.

В дошкольном возрасте, когда двигательная активность становится более

выраженной, у некоторых детей появляются гиперкинезы в дистальных отделах

рук и ног, а также оральные синкинезии. У большинства больных выражен

псевдобульбарный синдром. Сухожильные рефлексы высокие, но могут вызываться

с трудом из-за высокого тонуса и контрактур. Эта форма детского

церебрального паралича часто сочетается с микроцефалией и малыми аномалиями

развития (дизэмбриогенетическими стигмами), что свидетельствует о

внутриутробном поражении мозга. При двойной гемиплегии нередко наблюдаются

эпилептиформные припадки. В связи с тяжелыми двигательными расстройствами

рано формируются контрактуры и деформации.

Атонически-астатическая форма характеризуется мышечной гипотонией.

Тонические шейные и лабиринтный рефлексы выражены не резко; их можно

обнаружить во время эмоционального напряжения ребенка и в момент попытки

произвести произвольные движения. При этой форме церебрального паралича на

2-3 году жизни выявляются симптомы поражения мозжечка: интенционный тремор,

туловищная атаксия, расстройства координации движений. У этих больных резко

страдают статические функции: они не могут держать голову, сидеть, стоять,

ходить, сохраняя равновесие. Сухожильные рефлексы высокие. Часты речевые

нарушения в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Отмечается

выраженная задержка психического развития. Степень снижения интеллекта

зависит от локализации поражения мозга. При поражении преимущественно

лобных долей доминирует глубокая задержка психического развития. При

преимущественном поражении мозжечка психическое развитие страдает меньше,

но в этом случае доминируют симптомы поражения мозжечка.

Гиперкинетическая форма характеризуется преимущественным поражением

подкорковых образований при резус-конфликтной беременности. Гиперкинезы

появляются после первого года жизни, за исключением тяжелых случаев, когда

их можно обнаружить уже на первом году. Гиперкинезы сильнее выражены в

мышцах лица, нижних отделах конечностей и мышцах шеи. Различают гиперкинезы

типа атетоза, хореоатетоза, торзионной дистонии. Эпилептиформные припадки

наблюдаются редко. Сухожильные рефлексы высокие, с расширенной зоной. Часто

наблюдаются речевые расстройства. Психическое развитие страдает меньше, чем

при других формах, однако тяжелые двигательные и речевые нарушения

затрудняют развитие ребенка, его обучение и социальную адаптацию.

СИНДРОМЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Речевые нарушения у детей с церебральными параличами характеризуются

задержкой речевого развития, дизартрией и алалией.

Задержка речевого развития отмечается уже в доречевой период. Гуление

и лепет появляются поздно, отличаются фрагментарностью, бедностью звуковых

комплексов, малой голосовой активностью. Первые слова также запаздывают,

активный словарь накапливается медленно, формирование фразовой речи

нарушается. Задержка речевого развития, как правило, сочетается с

различными формами дизартрии или алалии.

У детей с церебральными параличами наиболее часто отмечается

псевдобульбарная дизартрия. Для этой формы дизартрии характерно повышение

тонуса речевой мускулатуры. Язык в полости рта напряжен, его спинка

спастически изогнута, кончик не выражен. Губы спастически напряжены.

Повышение мышечного тонуса может чередоваться с гипотонией или дистонией в

отдельных мышечных группах артикуляционного аппарата. Парезы

артикуляционных мышц вызывают расстройство звукопроизношения по типу

псевдобульбарной дизартрии. Характерны нарушение голосообразования и

расстройство дыхания. Часто наблюдаются содружественные движения

(синкинезии) в артикуляционной мускулатуре.

Наряду с псевдобульбарной дизартрией, которая может встречаться при

всех формах церебрального паралича, имеют место и другие формы дизартрии.

Так, экстрапирамидная форма дизартрии наблюдается при гиперкинетической

форме детского церебрального паралича. Эта форма характеризуется мышечной

дистонией, гиперкинезами артикуляционных мышц, выраженным нарушением

интонационной стороны речи. При атонически-астатической форме детского

церебрального паралича отмечается мозжечковая дизартрия, особенностью

которой является асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией.

Речь носит замедленный и толчкообразный характер. К концу фразы голос

затихает (скандированная речь).

Часто встречается смешанная дизартрия.

Моторная алалия приводит к недоразвитию всех сторон речи:

фонематической, лексической, грамматической и семантической.

При сенсорной алалии затруднено понимание обращенной речи. Отмечаются

выраженные нарушения фонематического восприятия, вторично страдает развитие

моторной речи.

Речевые нарушения у детей с церебральными параличами редко бывают

изолированными. Чаще дизартрия сочетается с задержками речевого развития

или с алалией.

СЕНСОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ

При детских церебральных параличах (особенно при гиперкинетической

форме) довольно часто снижается острота слуха (обычно отмечается на

высокочастотные тона). Это может способствовать нарушению произношения ряда

звуков в отсутствие дизартрии. Ребенок, который не слышит звуков высокой

частоты (т, к, с, п, э, ф, ш), не употребляет их в своей речевой продукции.

В дальнейшем отмечаются трудности при обучении таких детей чтению и письму.

У некоторых больных недоразвит фонематический слух. Любое нарушение

слухового восприятия может привести к задержке речевого развития, а в

тяжелых случаях – к грубому недоразвитию речи.

Ранняя диагностика недостаточности слуха у детей с церебральными

параличами имеет большое значение, так как своевременная коррекция этого

дефекта позволяет избежать задержек речевого развития. Снижение остроты

слуха у ребенка с двигательными нарушениями может затруднить выбор

подходящей для него школы. В этом случае школу следует выбирать с учетом

ведущего дефекта, исходя из того, что мешает адаптации ребенка (слуховой

или двигательной).

СИНДРОМЫ НАРУШЕНИЙ ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ

Нарушения пространственных представлений. Восприятие пространства

(пространственный гнозис) рассматривается как результат совместной

деятельности различных анализаторов, среди которых особо важное значение

имеет двигательно-кинестетический. У детей с церебральными параличами имеет

место недоразвитие пространственного гнозиса, что связано с недоразвитием

или поражением теменной доли больших полушарий головного мозга и с

нарушениями зрительного восприятия.

Нарушения зрительного восприятия связаны с недостаточностью фиксации

взора и конвергенции, сужением полей зрения, птозом, двоением, нистагмом и

снижением остроты зрения. Нарушения подвижности глазных яблок являются

следствием пареза мышц, двигающих глазное яблоко. Нарушения слухового

восприятия также имеют значение в нарушении формирования пространственного

гнозиса. Подобные сенсорные нарушения в дальнейшем служат причиной

нарушения внимания и неумения сосредоточиться на задании.

Нарушение формирования схемы тела, стереогнозиса. Наличие

патологических тонических рефлексов и парезов рук приводит к недоразвитию

зрительно-моторной координации. Наряду с нарушением формирования

пространственного гнозиса это затрудняет формирование восприятия формы и

овладение умением соотносить в пространстве объемные и плоские величины.

При этом страдает также развитие схемы тела. Задерживается формирование

понятий «правое» и «левое». Большое значение в недоразвитии схемы тела

имеют недостаточность кинестетических ощущений, недоразвитие реакции

равновесия, поражение нижней части теменной доли правого или левого

полушария мозга. Так, при поражении левой теменной доли с большим трудом

формируются представления о правом и левом, развиваются элементы

астереогнозии, в дальнейшем затруднено усвоение письма, чтения и счета.

Эмоциональные нарушения. У больных детскими церебральными параличами

часто отмечаются эмоциональные нарушения, которые проявляются в виде

повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению

страхов. Страх нередко возникает даже при простых тактильных раздражениях,

при изменении положения тела, окружающей обстановки. Некоторые дети боятся

высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек, новых людей. У детей с

гиперкинетическим синдромом страхи могут перерасти в синдром витальной

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.