реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Алкоголь - исследования, влияние

реферат

многочисленные, порой уникальные опыты и наблюдения о влиянии алкоголя на

нервную систему ребенка; убедительными примерами доказывается, что уже

небольшие дозы алкоголя губительно влияют на формирующийся мозг и

особенности растущего человека.

А. М. Коровин подробно изучил также и характер алкоголизации детей:

что они пьют, частоту опьянения, отношение детей к спиртным напиткам и др.

Опираясь на убедительный статистический материал, он еще раз подтвердил,

что первыми "алкогольными" воспитателями являются родители. Так, поят

мальчиков родители в 68,3%, а девочек в 72,2% случаев.

Путем сопоставления групп пьющих и непьющих школьников М. Коровин

показал отрицательное влияние алкоголя на физическое и умственное развитие

детей, на их поведение. Автор приходит к следующим выводам:

- главными пропагандистами употребления спиртных напитков среди детей

являются их родители;

- сельские школьники пьют в тех же случаях, что и взрослое население – в

праздники, торжества и т. п.;

- мальчики предпочитают крепкие спиртные напитки, девочки – более слабые;

- у "пьющих" школьников чаще, чему "трезвых", отмечаются слабое

телосложение, отставание в умственном развитии и дурное поведение.

На алкоголизации учащихся отражался и социальный статус их семей. По

доле детей, знакомых со спиртными напитками, все семьи отчетливо

разделялись на три группы:

1) служащих – 51,8% детей употребляли алкоголь;

2) рабочих – 41,9; крестьян – 41,8; кустарей – 41,6;

3) торговцев – 26,2; духовенства – 20,8%.

Ряд исследований 20-30-х гг. иллюстрирует противоречия между

декларируемыми алкогольными установками членов семьи и сложившимися

алкогольными обычаями, которых они придерживаются. Так, по материалам

Михайлова (1930) в семьях

- поощряют выпивку детей 0,5% родителей,

- 71,6 – запрещают,

- 15 – пугают,

- 5,6% – бьют.

Но вместе со столь явными антиалкогольными декларациями в семье могут

уживаться и такие формы активного приобщения детей к алкогольным обычаям,

как посылка их за покупкой спиртных напитков. По данным Э.И. Дейчмана

(1927), посылают детей-школьников

- за пивом в 37,5% семей,

- за вином в 15,7%,

- за водкой в 7,9%.

А.И. Исхакова (1929) приводит данные о частоте употребления спиртных

напитков родителями и детьми в различных ситуациях:

Пьют ежедневно 4,5% родителей — 0,7% детей

по воскресеньям 7,3% — 2,0%

по праздникам 54,2% — 25,0%

в гостях 1,1% — 0,5%

редко 7,5% — 4,8%

Легко убедиться, что характер алкоголизации родителей во многом прямо

копируется детьми. И. Канкарович (1930) указывает, что алкоголизм родителей

не менее чем в половине случаев сопровождается алкоголизмом их детей.

Таким образом, в исследованиях 20-30-х гг. дана в основном картина

существовавшей в то время алкоголизации детей и подростков с особым

акцентом на влияние семьи, родителей в приобщении детей к спиртному.

Современный период изучения ранней алкоголизации отмечен

многочисленными попытками более глубоко раскрыть причины злоупотребления

спиртными напитками.

Проведенный Российскими учеными анализ употребления пива школьниками

трех городов обнаруживает одну существенную деталь. Во всех трех возрастных

группах среди мальчиков лидировали представители Инты, а среди девочек –

Петербурга. Школьницы крупного города больше "эмансипированы" в вопросах

алкоголизации, чем их сверстницы из менее урбанизированных регионов.

Важным звеном в развитии алкоголизации школьников является приобщение

их к алкогольным обычаям семьи (рис. 1). Как видно из иллюстрации, в

отношении употребления спиртных напитков в семье, во всех трех городах и у

мальчиков, и у девочек наглядно прослеживается прямая зависимость частоты

алкоголизации в семье от "уровня урбанизации" (с максимальными показателями

во всех возрастных группах по Петербургу).

Мальчики

Девочки

[pic][pic]

Рис. 1.Частота употребления школьниками спиртных напитков в семье (на 100

обследуемых)

Исследование показало, что число девочек 16-17 лет, положительно

оценивающих употребление алкогольных напитков по праздникам, превосходило

соответствующие показатели у мальчиков, их сверстников. Таким образом,

алкогольные обычаи микросреды во многом определяют алкогольные установки

детей, их оценки пьянства окружающих, отношение к возможности собственной

алкоголизации и ее динамику. Они являются первым и наиболее важным звеном в

развитии алкоголизации у подростков, основой "социальной толерантности" к

пьянству.

Анализ результатов исследований алкоголизации молодежи показывает, что

уровень потребления спиртного выше в. среде подростков, состоящих на учете

в милиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей алкоголиков. Факт

знакомства детей со спиртными напитками, конечно, не может быть критерием

оценки степени алкоголизации. Гораздо продуктивнее оценивать стиль

алкоголизации – совокупность алкогольных установок индивида, определяющих

соответствующую форму потребления спиртного и опьянения. Задачей дальнейших

социально-психологических исследований будет разработка системы методов

вероятностного прогнозирования алкоголизации для тех или иных типов

подростков группы риска.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ И ХАРАКТЕРА РАННЕЙ

АЛКОГОЛИЗАЦИИ

Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей

рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной

среды. Этим и определяется постоянный интерес к изучению проблемы

распространенности и характера ранней алкоголизации.

К ранней алкоголизации относится знакомство с опьяняющими дозами

алкоголя в возрасте до 16 лет. О раннем (подростковом) алкоголизме следует

говорить при появлении его первых признаков в возрасте до 18 лет. При

анализе алкоголизации несовершеннолетних мы исходили из важного в

методологическом плане положения о том, что употребление спиртных напитков

подростками необходимо рассматривать как одну из форм нарушения поведения

(Личко, 1977). Это требует более широкого и глубокого подхода к

рассматриваемой проблеме, не ограничивающегося рамками социальной и

клинической наркологии.

В таблице 1 приводится качественный состав спиртных напитков,

употребляемых молодежью. Как видно из таблицы, мальчики чаще девочек

употребляют основные виды спиртных напитков, причем с возрастанием их

крепости эта разница становится существенной. Среди городских школьников

распространено потребление преимущественно слабых алкогольных напитков –

пива, вина, учащиеся же сельских школ более знакомы со вкусами крепких

спиртных напитков. В 20-30-е гг. можно было встретить достаточно широкое

употребление школьниками самогона: в 1,0 – 32,0%, у мальчиков и 0,9 – 12% у

девочек. С возрастом увеличивалась частота употребления водки.

Практически во всех социально-гигиенических и клинико-социальных

исследованиях алкоголизации молодежи использовался метод опроса в различных

модификациях – от заочной анкеты до интервью по телефону и клинического

интервью.

Наиболее трудносопоставимы между собой данные о распространенности и

частоте употребления алкогольных напитков среди молодежи, так как авторы не

только различных стран, но даже одной и той же страны в один и тот же

исторический период использовали качественно отличные друг от друга методы

выявления употребляющих и не употребляющих алкоголь, различные

классификации по возрасту и т. д.

Таблица 1

Преимущественно употребляемые подростками и юношами спиртные напитки (в

процентах)

|№ |Авторы |Год, страна |Контингент |Спиртные напитки |

| | | | |водка |вино |пиво |другие напитки|

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |

|1 |R. Frohlich |1901, Австрия |учащиеся низших |49,2 М; 41 Ж |82 М; 81 Ж |92 M; 91 Ж | |

| | | |школ 6-14 лет | | | | |

|2 |Д. Н. Бородин |1910, Россия |ученики земских |водка и вино |61,1Ж |85 M; 55 Ж | |

| | | |уч. 9-13 лет |77,8 М | | | |

|3 |А. М. Коровин |1910, Россия |сельские |30 М; 21,3 Ж |9 М; 25,3 Ж |22 М; 32 Ж |наливки и |

| | | |школьники 8-13 | | | |коньяки 0,1 М;|

| | | |лет | | | |0,8 Ж |

|4 |Д. П. Никольский|1910, Россия |студенты 20-25 |30,0 |33,1 |34,2 |коньяк – 2,7 |

| | | |лет | | | | |

|5 |П. А. Розанов |1912, Россия |учащиеся |26,2 М; 6,3 Ж |59 М; 29 Ж |41 M; 11 Ж | |

| | | |начальных уч. | | | | |

| | | |7-13 лет | | | | |

|6 |О. Рюле |1923, Германия |«пролетарские |25,0 |53,0 |70,0 | |

| | | |дети» | | | | |

|7 |Э. И. Дейчман |1927, СССР |школьники 8-11 |62 М; 31 Ж |79 М; 71 Ж |83 М; 66 Ж |самогон |

| | | |лет | | | |32 М; 12 Ж |

Продолжение таблицы 1

|8 |Т. М. Богомолова|1928, СССР |школьники 6-16 |20,0 М; 5,8 Ж |66 М; 63 Ж |68 M; 47 Ж |самогон |

| | | |лет | | | |5,З М; 0,9 Ж |

|9 |Б. С. Сигал |1928, СССР |учащиеся ФЗУ |39 М 10,3 Ж |57,9 |63,6 |самогон –18,5 |

| | | |16-18 лет | | | | |

| | | |школьники 11-14 | | | | |

| | | |лет | | | | |

|10 |А. И. Исхакова |1929, СССР |школьники 10-17 |2,0 |55,6 |43,7 |самогон – 1,0 |

| | | |лет | | | |брага – 0,5 |

|11 |Д. Ф. Зайдель |1930, СССР |учащиеся ФЗУ |17,8 |15,2 |32,0 | |

| | | |14—19 лет | | | | |

|12 |Михайлов |1930, СССР |учащиеся ФЗУ |27,8 |8,2 |50,7 |самогон – 11,4|

| | | |10—18 лет | | | | |

|13 |П. И. Сидоров, |1983, СССР |143 «трудных» | |39,4 |43,4 | |

| |С. Н. Зинатулин | |подростка из | | | | |

| | | |сельских районов| | | | |

|14 |R. L. Капе, Е. |1972, США |школьники 12—20 |16,0 |34,0 |50,0 | |

| |Patterson | |лет | | | | |

|15 |К. Ostrowska |1981, Польша |2991 учащийся 20|13,5 |57,3 |21,4 | |

| | | |школ Варшавы | | | | |

С 1967 по 1974 г. Shuder (1976) провел опрос 1004 подростков

относительно потребления ими алкоголя. Среди подростков 16-18 лет,

происходящих из семей, где старшие потребляли алкоголь, 94% регулярно пили

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.