нтиглобалисты регулярно проводят в разных странах мира социальные форумы, различные акции протеста.В 1994 году произошло восстание индейцев штата Чьяпас под руководством Субкоманданте Маркоса. Субкоманданте Маркос обратился ко всем известным людям планеты, говоря о смерти ТНК и грядущей четвертой мировой войне. Была создана Сапатистская армия национального освобождения, и в апреле 2001 года Субкоманданте Маркос возглавил мирный поход на Мехико. К этому походу присоединились Габриэль Гарсия Маркес, Оливер Стоун, редактор «Монд Дипломатик» Игнасио Рамоне, ряд депутатов Европарламента. Севидж Оливер. Информирование и вовлечение общественности в процесс принятия решений по вопросам окружающей среды. Эколого - культурный центр, К., 2006 - С. 22Принято считать, что антиглобализм зародился во Франции. В июне 1998 года нескольких французских изданий, общественных ассоциаций и профсоюзов объединились в Ассоциацию граждан за налогообложение финансовых операций, «АТТАК-Франция» (ATTAC - Association for the Taxation of Financial Transactions for the Aid of Citizens). Главным требованием АТТАК является установление «Налога Тобина» (налога, предложенного в 1972 году нобелевским лауреатом Джеймсом Тобином). Его суть состоит в том, что 0.1% от всех финансовых операций направляется на борьбу с бедностью и поднятия экономики стран третьего мира. Кроме того, организация выступает за списание долгов развивающимся странам.В декабре 1998 года активисты «АТТАК-Франция» провели в Париже международную встречу, на которую пригласили делегации «Движения безземельных» (Бразилия), «Политического и информационного центра международной солидарности» (Южная Корея), «Женского движения» (Канада), «Фермеров крестьянской организации Karnathaka» (Индия), «Международного форума альтернатив» (Бельгия).Позднее в ряды «антиглобалистов» влились: марксисты, пацифисты, защитники животных, анархисты, «зелёные», изоляционисты, представители сексуальных меньшинств, профсоюзные организации, приверженцы притесняемых религий, представители молодежных, экологических, студенческих и антивоенных движений, борцы за права человека, защитники прав потребителей, националисты, противники абортов, безработные, хиппующие студенты. В 2003 году в мире насчитывалось более 2500 антиглобалистских организаций. Королевская голландская корпорация "Shell" печально известна всему миру своей "деятельностью" в Нигерии. Все происходящее в этой африканской стране - это демонстрация того, как предпочитают действовать транснациональные корпорации (ТНК) в странах "слаборазвитой демократии". Несмотря на то, что "Shell" уже несколько десятилетий добывает нефть в районе дельты Нигера, люди, пострадавшие от нефтедобычи, не увидели ни цента из тех денег, которые получила компания. Разливы нефти, газовые факелы, исчезновение лесов и другие результаты активности компании полностью уничтожили природу дельты и искалечили жизнь сотен тысяч людей.Первые мирные проявления протеста местных сообществ против разрушительной деятельности "Shell" относятся еще к началу 70-х годов. Эти протесты практически сразу были грубо подавлены. Бессрочное тюремное за-ключение, пытки, насилие и другие нарушения прав человека - вот с чем обычно сталкиваются те, кто противостоит компании в Нигерии. Сталкиваясь с ужесточением экологического законодательства в той или иной стране, ТНК могут реагировать различно. Одни компании приводят свою природоохранную практику в соответствие с новыми требованиями. Другие используют тактику затягивания перехода на новые стандарты, начиная долгие переговоры с властями. ТНК, как правило, обладают мощными лоббистскими ресурсами, и известны многочисленные примеры, когда компании препятствовали введению новых государственных экологических стандартов, если они им были не выгодны. Более того, иногда ТНК добиваются отмены уже существующих правил и запретов, в том числе в развитых странах. Так, в 2005 г. нефтегазовые ТНК одержали верх в более чем двадцатилетнем противостоянии с экологами в отношении снятия запрета на хозяйственную деятельность в Национальном арктическом заповеднике на Аляске. В развивающихся странах, как правило, правительства еще более склонны к уступкам в переговорах с крупными инвесторами. В то же время жесткие экологические стандарты могут также служить причиной ухода компаний с определенных территориальных рынков или барьерами для выхода на них новых компаний. Для того, чтобы предотвратить использование транснациональными компаниями различий в экологических требованиях разных стран и способствовать решению экологических проблем в глобальном масштабе правительствами создаются международные органы экологического регулирования. Наиболее влиятельными глобальными организациями, осуществляющими, наряду с другими своими функциями, меры экологического регулирования, являются ООН (в том числе Всемирный банк как разработчик кредитных и инвестиционных методик) и ВТО. В системе ООН также существуют специализированные экологические организации: ЮНЕП и Глобальный экологический фонд. Позиции ООН и ВТО по многим аспектам экологической деятельности государств и компаний существенным образом различаются, что опять-таки создает возможность маневра для международных хозяйствующих субъектов.3.3 Международные акции зеленыхЭффективное международное сотрудничество в области охраны окружающей среды невозможно без активного участия международных организаций. Необходимость такого участия обусловлена некоторыми особенностями экологической проблематики. Во-первых, современная наука пока не способна ответить на многие вопросы, связанные с механизмом воздействия человека на природу и способами решения возникающих при этом проблем. Требуются обширные и дорогостоящие исследования, успех которых в немалой степени зависит от наличия постоянно действующих глобальных и региональных систем обмена научной информацией и экологического мониторинга.Во-вторых, учитывая, что международные соглашения являются в настоящее время одной из основных форм реакции международного сообщества на проблемы окружающей среды, нельзя не признать неудовлетворительной обычную медлительность, проявляемую государствами при их разработке, заключении и ратификации. Думается, что методы традиционной дипломатии по большей части исчерпали себя применительно к экологической проблематике и им на смену должны прийти новые нормотворческие механизмы, способные адекватно реагировать на стремительные изменения в состоянии окружающей среды и уровне научных знаний о природе. Важно также отметить, что исключительно актуальным остается вопрос об осуществлении государствами уже взятых на себя международно-правовых обязательств. В целях повышения действенности природоохранных конвенций необходимо, чтобы, с одной стороны, обязательства участников носили более конкретный характер, а с другой стороны, существовали органы, контролирующие их соблюдение, наподобие тех, которые созданы в рамках международных соглашений по правам человека.В-третьих, экологические проблемы отличает их тесная, объективно обусловленная взаимосвязь с проблемами экономического развития, контроля за численностью населения, борьбы с нищетой. Это означает, что принятие мер, направленных на преодоление негативных экологических тенденций, должно осуществляться с учетом социальных, демографических и экономических факторов.Международные организации, как постоянно действующие структуры, располагающие собственными интеллектуальными, техническими и финансовыми ресурсами и обладающие определенной политической независимостью по отношению к участвующим государствам, представляют собой инструмент, наилучшим образом приспособленный для решения тех задач, которые возникают в ходе осуществления международного природоохранного сотрудничества. По этой причине уже к концу 60-х гг. экологические проблемы оказались в повестке дня ведущих международных организаций, учредительные документы которых, кстати сказать, непосредственно не предусматривали охрану окружающей среды в качестве одного из направлений их деятельности.В настоящий момент экологическая проблематика включена в сферу интересов таких авторитетных региональных организаций, как Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейский союз, Организация американских государств. На глобальном уровне ответственность в данной области взяла на себя Организация Объединенных Наций, превратившись со временем во "всемирный форум по организации международной деятельности в области окружающей среды"1. Среди достоинств системы ООН один из авторов выделяет ее всемирный масштаб, сочетание политических, социально-экономических и научно-технических направлений в ее деятельности, а также межправительственный характер, позволяющий добиваться практической реализации решений и дающий возможность мобилизовать на решение глобальных экологических проблем большое число других международных правительственных и неправительственных организаций, национальных научных учреждений и отдельных выдающихся ученых.Первая экологическая акция ООН датируется еще 1949 г., когда в Лейк-Саксессе (США) была проведена Международная научно-техническая конференция по охране природы. В 60-е гг. в ООН наметилась тенденция перехода от разрозненных, бессистемных мероприятий, связанных с отдельными аспектами природопользования, к более комплексной деятельности, поставленной уже на постоянную основу. В этот период экологические проблемы заняли свое место в повестке дня многих специализированных учреждений ООН. Так, например, Всемирная организация здравоохранения начала заниматься вопросами воздействия загрязняющих веществ на здоровье человека, Всемирная метеорологическая организация -- влиянием загрязнения атмосферы на климат, Организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства занялась изучением влияния экологической деградации на производство продовольствия и проблемами чрезмерной эксплуатации рыбных ресурсов, а ЮНЕСКО взяла на себя ответственность за развитие научных знаний об окружающей среде.Тем не менее поворотным пунктом в природоохранной деятельности ООН можно считать состоявшуюся в 1972 г. в Стокгольме Конференцию ООН по проблемам окружающей человека среды. Именно Стокгольмская конференция заложила основы сбалансированного и комплексного подхода к решению на глобальном уровне всего спектра экологических проблем. Принятые в шведской столице решения придали мощный импульс международному природоохранному сотрудничеству, предопределив стремительное развитие международного права окружающей среды и задав новые параметры экологической деятельности ООН. Кроме того, конференция оказала влияние и на внутреннюю политику многих государств, в национальных приоритетах которых прежде отсутствовали вопросы охраны природы. После Стокгольма в массовом порядке начали разрабатываться государственные экологические программы, а также стали создаваться механизмы для их реализации.Непосредственным итогом работы конференции явилось принятие в ходе заключительного пленарного заседания солидного числа документов, среди которых особое место занимает Декларация об окружающей человека среде. Некоторые делегаты сравнивали Декларацию по ее значению в истории человечества с Великой хартией вольностей, а представитель Канады охарактеризовал этот документ как первый важный шаг на пути к разработке международного права окружающей среды. Несколько позже известный французский юрист Кисс отметил, что Декларация может служить базисом для любых будущих действий в области охраны окружающей среды. Время подтвердило справедливость этого замечания. Положения Стокгольмской декларации так или иначе были отражены во многих международных природоохранных конвенциях, а также в решениях международных организаций и конференций; на них нередко ссылается в ходе своей кодификационной деятельности Комиссия международного права. Таким образом, хотя Стокгольмская декларация и не обладает обязательной юридической силой, присущей международному договору, нельзя не согласиться с теми исследователями, кто признает за этим документом статус источника международного права окружающей среды.Декларация начинается с тезиса о том, что человек является одновременно и продуктом, и создателем окружающей его среды. Окружающая среда предопределяет интеллектуальный, социальный и духовный рост человека. В Декларации подчеркивается, что охрана и улучшение окружающей среды выступают необходимым условием для человеческого благополучия, причем ответственность за осуществление деятельности в этом направлении возлагается не только на правительства, но и на отдельных людей.Вторая часть Стокгольмской декларации представляет собой свод двадцати четырех руководящих принципов, которым государства и международные организации должны следовать, предпринимая действия, способные повлиять на состояние окружающей среды. Первый из этих принципов имеет, пожалуй, фундаментальное значение, поскольку он устанавливает неразрывную связь между охраной окружающей среды и реализацией основных прав и свобод человека. Последующие шесть принципов формируют то, что, по выражению одного из авторов, является сердцем Декларации10. В них подчеркивается, что естественные ресурсы, под которыми следует понимать не только нефть и полезные ископаемые, но и воздух, воду, почву, растения и животных, требуют бережного отношения в интересах настоящего и будущих поколений. На человеке лежит особая ответственность за сохранение природного наследия.Принципы с 8 по 25 определяют меры, которые должны быть предприняты государствами в целях охраны и улучшения окружающей среды, причем особое внимание уделяется специфическим нуждам развивающихся стран. Отдельно указывается на необходимость сбалансированного и систематического подхода к планированию государствами своего развития, обеспечивающего более рациональное управление природными ресурсами.С правовой точки зрения наибольший интерес представляет заключительная группа принципов, в особенности принцип 21, согласно которому государства имеют, с одной стороны, суверенное право эксплуатировать свои природные ресурсы в соответствии с собственной природоохранной политикой, а с другой стороны, обязаны обеспечить условия, чтобы деятельность, осуществляемая в пределах их юрисдикции или контроля, не наносила ущерба окружающей среде других государств или территорий, находящихся за пределами национальной юрисдикции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|