реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Защита прав потребителей

реферат
p align="left">- свободное заключение договоров на приобретение товаров, использование работ и услуг;

- надлежащее качество и безопасность товаров (работ, услуг);

- полную и достоверную информацию о товарах (работах, услугах);

- объединение в общественные организации потребителей.

Согласно ст. 8 Закона РК "О защите прав потребителей" потребители имеют право на:

- свободное заключение договоров на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг;

- свободный выбор товаров (работ, услуг);

- приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;

- получение полной и достоверной информации о товарах (работах, услугах) и об их продавцах (изготовителях, исполнителях);

- недискриминационный доступ к товарам (работам, услугам) и инфраструктуре продавца (изготовителя, исполнителя);

- обжалование в судебном порядке действия (бездействие) продавца (изготовителя, исполнителя) самостоятельно или через общественные объединения по защите прав потребителей;

- просвещение в сфере защиты прав потребителей;

- государственную, судебную и общественную защиту своих прав;

- образование общественных объединений потребителей;

- возмещение причиненных убытков, если законодательными актами или договором не предусмотрено иное.

Потребитель обязан своевременно, в установленные сроки оплачивать за приобретенный товар (выполненную работу, оказанную услугу), если иное не установлено законодательством Республики Казахстан либо соглашением сторон.

Для отдельных контингентов потребителей, отнесенных законодательством Республики Казахстан к категориям приоритетных, могут предоставляться льготы и преимущества в сфере торговли, бытового и иных видов обслуживания за счет предприятий, организаций, учреждений либо индивидуального предпринимателя.

Права потребителей и их защита гарантируются Конституцией Республики Казахстан, Законом РК "О защите прав потребителей" и иными нормативными правовыми актами. Правительство Республики Казахстан вправе регулировать отношения в сфере защиты прав потребителей в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

2.2 Права и обязанности продавца

Статьей 11 Закона РК "О защите прав потребителей" определены права продавца (изготовителя, исполнителя):

- самостоятельно устанавливать цены на производимые товары (работы, услуги), за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан;

- обращаться в судебные органы для защиты своих прав и законных интересов;

- устанавливать на товар (работу, услугу), предназначенный для длительного использования, срок службы.

- установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.

- принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).

Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.

Согласно ст. 12 Закона продавец (изготовитель, исполнитель) обязан:

- продавать товар (работу, услугу) надлежащего качества и отвечающий требованиям безопасности;

- продавать товар (работу, услугу) по параметрам, установленным соответственно условиями публичной оферты, договоров или иных сделок;

- размещать контрольно-измерительные приборы, поверенные в соответствии с требованиями государственной системы обеспечения единства измерений, в общедоступном месте торгового объекта;

- в случаях возникновения сомнения у потребителя в массе и объеме предоставлять ему возможность самостоятельно проверить указанные характеристики при помощи контрольно-измерительных приборов;

- при продаже товаров, отнесенных законодательством Республики Казахстан к сертифицируемым, по требованию потребителя предъявлять ему сертификат соответствия товара (копию);

- применять контрольно-кассовые машины с фискальной памятью в порядке и случаях, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан;

- изъять из обращения товар, не отвечающий требованиям безопасности и нормам, установленным законодательством о регулировании торговой деятельности;

- выполнять предписания уполномоченных государственных органов, вынесенных в установленном порядке;

Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы, услуги) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения исходя из функционального назначения товара (результата работы).

На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы, услуги) продавец (изготовитель, исполнитель) обязан устанавливать срок годности.

Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели продавец (изготовитель, исполнитель) обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока - в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о качестве и месте происхождения товаров (работ, услуг), потребительских свойствах, гарантийных обязательствах и порядке предъявления претензий, способах и правилах использования продукции, ее хранения.

3. Работа антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей

Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции проводит государственную политику и осуществляет контроль в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития конкуренции на товарных и финансовых рынках; поддержки предпринимательства; обеспечения контроля соблюдения законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей и о рекламе, о регулировании деятельности субъектов естественных монополий в области связи.

Реализация этих задач во многом позволяет обеспечить сбалансированную защиту интересов добросовестных производителей, соблюдение конституционных прав и свобод граждан - потребителей.

Значительное место в политике по защите прав потребителей занимает пресечение нарушений со стороны недобросовестных товаропроизводителей и продавцов на рынке товаров (работ, услуг).

Территориальные органы Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции - департаменты по регулированию естественных монополий - способствуют усилению государственного контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей. В этих целях территориальные органы рассматривают заявления и обращения граждан, оказывают консультационную и практическую помощь потребителям по вопросам законодательства о защите прав потребителей, принимают меры по восстановлению нарушенных прав потребителей, проводят проверки хозяйствующих субъектов как по собственной инициативе, так и по заданию Агентства РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, прибегают к мерам административного воздействия: возбуждают дела по признакам нарушения законодательства о защите прав потребителей, выдают предписания, а в случае их неисполнения постановления о наложении штрафов, осуществляют досудебную и судебную защиту прав потребителей.

Важнейшим направлением деятельности Агентства РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (АРЕМ) и его территориальных органов является работа с обращениями граждан и юридических лиц.

В числе основных причин, вызывающих обращения граждан является продажа товаров с недостатками, предоставление услуг ненадлежащего качества, а также непредоставление хозяйствующими субъектами информации о товарах (работах, услугах), их изготовителях (исполнителях, продавцах), нарушение сроков исполнения услуг. Специалисты по защите прав потребителей органов местного самоуправления берут на себя основной груз рассмотрения обращений потребителей по месту их жительства, что позволяет территориальным управлениям больше внимания уделять аналитической и профилактической работе, методическому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, обучению специалистов.

Основным направлением в работе антимонопольных органов по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о защите прав потребителей является профилактика нарушений и их устранение в добровольном порядке. В этих целях антимонопольные органы используют различные формы и методы работы. Среди них - согласование нормативных правовых актов, затрагивающих права потребителей, дача специалистами центрального аппарата АРЕМ официальных разъяснений по законодательству о защите прав потребителей, информационная и просветительская работа через средства массовой информации, консультирование и оказание практической помощи в разрешении конфликтных ситуаций не только потребителям, но и предпринимателям, проведение целевых проверок отдельных секторов потребительского рынка товаров, работ, услуг и др.

Для устранения нарушений антимонопольные органы применяют предусмотренные законодательством административные процедуры - возбуждают дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей, выдают предписания, налагают штрафы за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний.

Приоритетными в деятельности АРЕМ РК и его территориальных органов (департаментов) в этой области являются меры, направленные на пресечение правонарушений.

Статьей 13 Закона РК "О защите прав потребителей" предусмотрена обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) своевременно предоставлять потребителям необходимую и достоверную информацию о качестве и месте происхождения товаров (работ, услуг), потребительских свойствах, гарантийных обязательствах и порядке предъявления претензий, способах и правилах использования продукции, ее хранения.

Законом Республики Казахстан "О конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция путем введения потребителей в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Статьями 16,17 Закона "О защите прав потребителей" установлена ответственность продавцов (изготовителей, исполнителей за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце). Статья 16 предусматривает наложение административного штрафа за нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре.

Законодательством в области технического регулирования и стандартизации установлены требования к безопасности и качеству продукции, в том числе приобретаемой для личных нужд. Эти требования содержатся в законах "О техническом регулировании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Законе РК "О ветеринарии" и др. законов Республики Казахстан.

В то же время нормы указанных законов, которыми установлены требования к информации о товаре, качеству и безопасности продукции, далеко не всегда подкреплены мерами по обеспечению их единообразного применения, в том числе требованиями к маркированию, упорядочению способов нанесения информации о товаре. Эти требования должны содержаться в государственных стандартах и иных нормативных документах, принимаемых в соответствии с положениями норм законодательных актов. Отсутствие единообразия в области технического регулирования, применения терминов и определений, классификации, маркирования и идентификации продукции приводит к нарушениям требований законодательных актов в этой области, массовым жалобам граждан-потребителей и добросовестных товаропроизводителей в связи с приобретением товаров ненадлежащего качества, не обеспеченных информацией, позволяющей потребителю сделать осознанный выбор.

Широкое распространение получила продажа товаров по образцам с применением дистанционных продаж и рекламы. При использовании этих форм торговли имеет место значительный рост нарушений прав потребителей на надлежащую информацию о товаре. Отсутствие в Законе "О рекламе" положений, предусматривающих ответственность за не предоставление необходимой информации о рекламодателе, изготовителе, продавце усложняет реализацию норм Закона РК "О защите прав потребителей", приводит к ущемлению прав потребителей при заключении и исполнении договора розничной купли-продажи.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.