|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Законодательный процесс в Российской Федерации
|
|
|
Законодательный процесс в Российской Федерации
30 Законодательный процесс в Российской Федерации Содержание - Введение 3
- 1. Понятие законодательного процесса 4
- 2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение 7
- 3. Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой 10
- 4.Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой 15
- 5. Рассмотрение законов в согласительной комиссии. 20
- 6. Президент РФ в законодательном процессе 21
- Заключение 29
- Список литературы 30
ВведениеИзменения, произошедшие в социально-политической и экономической сферах в Российском государстве породили необходимость срочного изменения текущего законодательства (отмена старых нормативно-правовых актов и принятие новых).Процесс принятия новых законов в Российской Федерации именуется законодательным процессом и именно ему будет посвящена данная работа.На взгляд Исакова В., всю проблематику подготовки и принятия законов в правовом государстве можно разделить на три предметных сферы:ь проблемы политического характера, законодательной политики;ь проблемы регламентного уровня, иначе говоря, проблемы организации законодательного процесса;ь проблемы языка, стиля, терминологии, классификации, кодификации, систематизации - все то, что обобщенно называют "проблемами юридической техники" Исаков В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве: российские проблемы и решения // Российская юстиция, 1997, N 7.С.72..Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание законодательного процесса.Задачей выполнение которой будет достижением указанной цели будет являться рассмотрение следующих вопросов:1. Понятие законодательного процесса2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение3. Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой4. Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой5. Рассмотрение законов в согласительной комиссии6. Президент РФ в законодательном процессе.1. Понятие законодательного процессаПринятие закона состоит из нескольких последовательно следующих одна за другой ста-дий, совокупность которых называется законодательным про-цессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком.Нарушение консти-туционного порядка прохождения законопроекта хотя бы на одной из этих стадий лишает принятый акт законной силы. Поэтому Конституция РФ и Регламенты палат детально рег-ламентируют законодательный процесс. Споры и разногласия по поводу неопределенности некоторых формулировок этих актов привели к рассмотрению соответствующих вопросов законодательного процесса Конституционным Судом РФ.С общепринятой точки зрения Конституция РФ содер-жит неточное понимание "принятия" федеральных законов. Она устанавливает, что эти законы принимаются Государ-ственной Думой (ч. 1, ст. 105), создавая тем самым впечатле-ние, будто законодательный процесс на этом заканчивается. На самом деле Государственная Дума только утверждает законопроект, который после этого именно в таком каче-стве передается в Совет Федерации. Совет Федерации одоб-ряет или не одобряет тоже законопроект и только после того, как Президент РФ подпишет законопроект и опубли-кует его, законопроект становится законом, т. е. может счи-таться принятым. Однако такое понимание процесса пере-растания законопроекта в закон в нашей конституционной системе отсутствует, в связи с чем приходится пользовать-ся закрепленной в Конституции терминологией.Конституционный Суд РФ в одном из своих решений внес определенную ясность в этот вопрос, указав, что поня-тие "принятый федеральный закон", содержащееся в ч. 1 ст. 107 Конституции Российской Федерации, относится к ре-зультату законотворческой деятельности обеих палат и, сле-довательно, отличается от понятия "принятый Государствен-ной Думой федеральный закон" (ч. 1, 2 и 3 ст. 105, ст. 106). Не совпадающее содержание этих понятий отражает специфи-ку отдельных стадий законодательного процесса.В Российской Федерации законодательный процесс со-стоит из следующих основных стадий: -- законодательная инициатива и предварительное рас-смотрение,рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой,рассмотрение Советом Федерации законов, приня-тых Государственной Думой,рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий,повторное рассмотрение Государственной Думой за-конов, отклоненных Советом Федерации,повторное рассмотрение Государственной Думой за-конов, отклоненных Президентом РФ,-- повторное рассмотрение Советом Федерации зако-нов, отклоненных Президентом РФ,-- подписание и обнародование законов Президентом РФ.Разумеется, некоторые из этих стадий являются только возможными, а не обязательными. Так, повторное рассмот-рение закона в Государственной Думе возможно только в случае неодобрения этого закона Советом Федерации или отклонения Президентом РФ, то же самое - в отношении повторного рассмотрения закона в Совете Федерации и со-здания двухпалатной согласительной комиссии. Однако Кон-ституция РФ и Регламенты палат предусматривают для каж-дого такого случая порядок, составляющий самостоятельную стадию законодательного процесса. В соответствии с Консти-туцией РФ особый порядок предусмотрен для одобрения в обеих палатах федеральных конституционных законов (эти законы соответствующим большинством одобряются двумя палатами и после этого подлежат подписанию Президентом и обнародованию, т. е. без возможности вето Президента).В последнее время Федеральное Собрание Российской Федерации уделяет большое внимание юридической форме принимаемых законодательных актов, их простоте, точности и компактности. Более четко и единообразно оформляется структура законов, упрощается стиль изложения нормативных предписаний, упорядочивается терминология. Наблюдается тенденция принятия новой редакции законов, не отвечающих изменившимся условиям, вместо неоднократного внесения в них многочисленных изменений и дополнений.Вместе с тем коренные изменения, происходящие в обществе, предъявляют повышенные требования к законодательной технике. Не секрет, что эффективность действия поспешно разработанных и принятых нормативных актов без строгого соблюдения юридической формы намного снижается, и более того - они способны приводить к существенным противоречиям всей системы российского законодательства, его отставанию от веления времени, к коллизиям правовых норм.Требования к законодательной технике своеобразно сформулировал еще Петр I: "Все прожекты зело исправны должны быть, дабы казну изрядно не разорять и отечеству ущерба не чинить. Кто прожекты будет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю - в назидание потомкам". Надо думать, подобные меры возымели бы свое действие и на нынешних чиновников, занимающихся правотворчеством.Анализируя качество принятых за последнее время федеральных законов, В.В. Путин в ежегодном Послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 г. указал на то, что позитивные результаты в законотворчестве не могут оправдать принятия законов, часто противоречащих друг другу. Одни законы, будучи принятыми, не исполняются. Другие же постоянно подвергаются изменениям, иной раз, даже не вступив в силу.А.С. Пиголкин определяет законодательную технику как систему "основанных на практике правотворчества и теоретически осмысленных принципов и правил (приемов) оформления наиболее совершенных и целесообразных по форме и структуре законопроектов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний мысли законодателя, доступность и легкую обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов, внутреннюю согласованность и непротиворечивость системы законодательства" Законотворчество в Российской Федерации: Научно-практич. и метод. пособ. / Под. ред. А.С. Пиголкина. - М., 2000. - С.241..2. Законодательная инициатива и предварительное рас-смотрение В каждом государстве желание внести законо-проект в парламент присуще многим органам, организациям и должностным лицам, но если бы все они осуществили свое желание, то работа законодательного органа оказалась была блокированной, поэтому Конституция и законы ясно очер-чивают круг субъектов, имеющих право на официальное вне-сение законопроектов в парламент. Такое право отличается от простого обращения в парламент тем, что автоматически порождает обязанность парламента начать рассмотрение вне-сенного законопроекта в соответствии с принятой процедурой Магомедов С.К. Технико-правовые аспекты законотворчества // Адвокат, 2002, № 7С.45..Право законодательной инициативы - это возможность вносить в законодательный орган законопроекты, т.е. предварительные тексты законов. Ему корреспондирует обязанность законодательного органа обсудить вопрос о принятии таких законопроектов к рассмотрению Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, М.: Издательство, 1994.С.103.Внесение законопроекта в парламент, порождающее обязанность парламента начать рассмотрение данного законопроекта в соответствии с принятой процедурой, называется законодательной инициативой. Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ правом законода-тельной инициативы обладают Президент РФ, Совет Феде-рации, члены Совета Федерации, депутаты Государствен-ной Думы, Правительство РФ, законодательные (предста-вительные) органы субъектов РФ, а также Конституцион-ный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.В прежних, советских конституциях право законода-тельной инициативы демагогически закреплялось за обще-ственными организациями, хотя свободно пользоваться им они не могли. Но в плюралистическом свободном обществе это стало невозможным из-за резкого увеличения числа общественных организаций. Поэтому законопроекты, в ко-торых заинтересованы общественные объединения, не пред-ставленные в Государственной Думе, могут быть внесены в Государственную Думу только через субъектов права зако-нодательной инициативы, указанных в Конституции РФ.Законопроекты согласно Конституции РФ вносятся толь-ко в Государственную Думу. Этим закрепляется привилегия Думы начинать рассмотрение любого законопроекта, что ис-ключает аналогичную возможность для Совета Федерации. Совет Федерации, включенный в круг субъектов законода-тельной инициативы, может реализовать это свое право толь-ко путем внесения законопроекта в Государственную Думу.Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к законопроектам, законодательных предложений о разработке и принятии новых законов, законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо признании этих законов утратившими силу; предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.Необходимым условием внесения законопроекта явля-ется представление вместе с ним ряда разработок и мате-риалов, в том числе текста законопроекта; обоснования не-обходимости принятия закона и прогноза последствий его принятия; перечня законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия кото-рых потребует принятие данного законопроекта и др. В пред-ставленных материалах указываются фамилии депутатов Государственной Думы, являющихся инициаторами разра-ботки законопроекта, государственные органы, обществен-ные объединения, учреждения, организации, а также от-дельные лица, принимавшие участие в их подготовке. В текст внесенного законопроекта должны быть включены положе-ния о сроках и порядке вступления закона в силу, об отмене, изменениях и дополнениях ранее принятых законов и других нормативных правовых актов в связи с принятием данного закона, предложение Президенту РФ и поручение Правительству РФ о приведении в соответствие с вновь при-нятым законом их правовых актов.Законопроекты, внесенные в Государственную Думу, подлежат регистрации Думой. Контроль за регистрацией осу-ществляет Комитет по организации работы Государствен-ной Думы. Если форма представленного законопроекта не отвечает требованиям или не представлены необходимые ма-териалы, такой законопроект может быть возвращен Сове-том Государственной Думы его инициатору для выполнения им установленных требований к законопроекту. Законопро-ект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, на-правляется Советом Государственной Думы в соответствую-щий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. В случае направления законопроекта в несколько комитетов Совет определяет один из них ответственным комитетом. Совет может установить срок для под-готовки законопроекта. Для работы над законопроектами ко-митеты могут создавать рабочие группы. В состав рабочих групп могут включаться депутаты, представители соответ-ствующего субъекта права законодательной инициативы, а также представители органов государственной власти, об-щественных объединений, научных учреждений, эксперты и специалисты.Законопроекты по предметам совместного ведения Рос-сийской Федерации и субъектов РФ направляются субъек-там РФ для дачи предложений и замечаний. Они также мо-гут быть направлены на заключение Правительства РФ, министерств и ведомств, государственных и общественных ор-ганов, на научную экспертизу. Обсуждение законопроекта и комитетах Государственной Думы происходит открыто, мо-жет освещаться средствами массовой информации. Подго-товленный к рассмотрению законопроект направляется и Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение палаты.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|