реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Юридические права, свободы и обязанности

реферат
2. Механизм защиты прав, свобод и законных интересов личности по международному праву и российскому законодательству.

Механизмы защиты прав и свобод человека учеными и правозащитниками определяются как способы защиты прав и свобод человека, а именно созданные международными и национальными внутригосударственными нормами институты, осуществляющие контроль за соблюдением норм о правах и свободах человека как на внутригосударственном, так и на международном уровне.

Можно выделить целый ряд внутригосударственных механизмов, в задачу которых входит гарантия соблюдения прав человека, или же они хотя бы располагают таким потенциалом. В число таких механизмов входят:

1) суды (конституционные, общей юрисдикции, мировые суды);

2) юридические учреждения гражданского общества;

3) механизмы прямой демократии;

4) право подачи петиций;

5) парламентские механизмы;

6) свободные средства массовой информации;

7) уполномоченный по правам человека Справочник для правозащитных организаций. - Варшава, 1997. - С. 42..

Вот как ими представлены данные механизмы:

Суды.

Суды могут эффективно действовать при условии структурной независимости от других ветвей власти. Правовой статус судьи делает его подлинно независимым. Основное условие независимости судей - должный механизм их подбора. В некоторых странах (во Франции, Испании, Италии, а также в Польше) действуют особые судейские советы, в состав которых входят представители судей, а иногда парламента и правительства. Снять судью с работы до достижения им пенсионного возраста можно только решением дисциплинарной судебной коллегии, действующей по особой процедуре. Ни президент, ни парламент не могут лишить судью занимаемой должности; этот принцип - основная гарантия независимости судебной системы.

Компетенция судов.

Определение компетентности судов должно базироваться на так называемом праве на судебное разбирательство, а это право предполагает, что окончательные решения по всем спорным вопросам, касающимся прав (обязанностей) гражданина, принимаются судом.

Правовые учреждения в гражданском обществе.

Особое значение для защиты прав человека имеет наличие в обществе свободы объединений и права на объединения. Властные структуры не имеют права регулировать или контролировать цели, ради достижения которых происходит объединение граждан. Более того, правительства должны проявить добрую волю в том, что касается финансового обеспечения неправительственных организаций (объединений, фондов), а функция неправительственных организаций (НПО) по надзору за органами государственной власти должна иметь правовые гарантии. Органы власти должны принимать во внимание отчеты НПО по соблюдению международных норм по правам человека. Кроме того, НПО должны иметь возможность мониторинга законодательного процесса в тех случаях, когда законы имеют отношение к правам человека. Они также должны иметь право осуществлять мониторинг правоохранительных органов, таких как милиция и тюрьмы. И, наконец, НПО должны иметь не ограниченную законом возможность вести просветительскую деятельность в области прав человека.

Механизмы прямой демократии.

Нередко в странах с демократической формой правления создаются очень крупные партии, а это может привести к так называемой «парламентской диктатуре» со стороны партий, которые по существу формируют правительство. Такое положение может отрицательно сказаться на тройственной структуре разделения властей (одни и те же люди сначала принимают законы, а затем применяют их). В качестве противовеса подобному развитию событий необходимо ввести в политические системы государств элементы непосредственной демократии. В конституциях многих государств предусматривается организация референдума. Результаты референдума часто имеют обязательный характер. Подобным образом, если определенная группа граждан подпишет требование о рассмотрении парламентом положений проекта какого-либо закона, парламент обязан выполнить это требование.

Право подачи петиций.

Право подачи петиций было включено гражданами США в Билль о правах, в текст первой поправки к Конституции. Американское и западноевропейское право на петицию принципиально отличается от права подачи жалобы в странах «реального социализма». Право подачи петиций предусматривает также возможность коллективного обращения к властям по определенным вопросам. Санкцией за игнорирование права граждан подавать петиции является провал на выборах. В странах же «реального социализма» жалоба была легализованной формой доноса (на предприятиях висели печально известные ящики для сбора жалоб).

Парламентские механизмы.

Отдельные граждане и НПО обращаются к депутатам местных органов самоуправления или национального парламента, а те, в свою очередь, требуют от правительства объяснений по вопросам, затронутыми гражданами. В случае серьезных нарушений прав человека парламент может назначить следственную комиссию. Комиссия имеет право выслушать показания всех должностных лиц, связанных с данным запросом; разбирательство проводится в соответствии с процедурой, предусмотренной Уголовным кодексом.

Свободные средства массовой информации.

Свобода печати заключается не только в свободном создании и распространении прессы, но и в обязательной «прозрачности» властей. Под этим понимается обязанность должностных лиц отвечать на вопросы журналистов. Существует только одна причина для ограничений - законоположения относительно государственной тайны и секретности некоторых государственных служб. Эти положения должны быть сформулированы очень точно; в правовом государстве журналист уполномочен обратиться с жалобой в суд, который обязан определить, действительно ли информация, в предоставлении которой журналисту было отказано, является секретной. Правом предусматривается также свобода журналиста проводить расследование действий органов государственной власти.

Уполномоченный по правам человека (Омбудсмен).

Институт омбудсмена возник первоначально в Швеции, однако за последние тридцать лет он получил распространение во всем мире. Омбудсмен не выносит судебных решений (поскольку он лишен права принимать окончательные решения); это самостоятельный государственный орган, связанный с парламентом и назначаемый специально для рассмотрения жалоб граждан по поводу неправильных или незаконных решений, принятых по их делам государственными органами или судебными инстанциями. По традиции омбудсмен концентрирует свою деятельность на защите прав человека.

Механизмы в распоряжении граждан.

В любом правовом государстве гражданин располагает несколькими важными правовыми механизмами. К ним относятся:

1) прямое действие конституции в области прав и свобод человека: если отсутствует закон, защищающий конституционные права и свободы, суд или государственный орган могут принять решение, основанное непосредственно на соответствующей статье конституции. В таком случае жалоба или иск подаются непосредственно на основании данного положения конституции. Если постановление какого-либо закона признается неконституционным, гражданин имеет действенное право требовать защиты непосредственно на основании статьи конституции вплоть до требования отмены неконституционного положения закона. Он также имеет право требовать, чтобы суд запретил дальнейшее нарушение данного права или свободы, причем такое требование может быть выполнено еще до вынесения судом окончательного решения по делу. Обнаружив, что имеет место нарушение какого-либо права или свободы человека, суд дает распоряжение приостановить действия администрации или восстановить ранее существовавшее положение вещей;

2) персональная, в том числе финансовая ответственность должностных лиц за нарушение конституционных прав и свобод Справочник для правозащитных организаций. - Варшава, 1997. - С. 47..

Действующая Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство (ч. 1 ст. 1). Права и свободы человека и гражданина, их признание, защита и гарантии утверждаются как основной и определяющий критерий правового характера законодательства и практики его применения. Элементами российского механизма защиты прав человека и гражданских свобод являются:

1) Национальное законодательство, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. (ст. 15 Конституции РФ от 12. 12. 1993 года)

2) Судебные органы: Конституционный Суд; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.

3) Административно-правовые способы защиты прав человека органами исполнительной власти.

4) Уполномоченные по правам человека представительных органов власти.

5) Комиссии по правам человека при главах исполнительной власти.

6) Неправительственные (общественные) правозащитные организации (НПО).

Остановимся на некоторых из них.

Национальное законодательство, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации закрепляет следующее: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». В связи с этим международное право и международные договоры являются основным фактором совершенствования внутригосударственного законодательства, в том числе в сфере прав человека.

В Российской Федерации законодательную основу соблюдения прав и свобод человека и гражданина составляют Конституция РФ и конституции или уставы субъектов РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В нашем законодательстве содержится немало предписаний, согласно которым тот или иной порядок деятельности определяется, те или иные отношения регулируются, а компетентные органы руководствуются, с одной стороны, Конституцией, законами, иными актами органов Российской Федерации, а также теми законами СССР или их отдельными нормами, которые продолжают действовать на территории Российской Федерации, поскольку они не противоречат российскому законодательству, а с другой стороны, международными договорами Российской Федерации и воспринятыми ею в порядке правопреемства международными договорами СССР. Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. - проф. Г.В. Игнатенко и проф. О.И. Тиунов. - М.: НОРМА, 2001. - С. 155. В качестве примера можно назвать Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, согласно которому порядок отношений органов и должностных лиц, граждан, как процессуальных участников, с соответствующими органами и должностными лицами иностранных государств определяется законодательством Российской Федерации и ее международными договорами. Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 года, Уполномоченный по правам человека в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, настоящим законом, законодательством РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.

Взаимодействие правовых систем в сфере прав человека проявляется в согласованном регулировании отношений, относящихся к данному предмету регулирования. Для того, чтобы нормы международного права о правах человека можно было применять в Российской Федерации, они должны тем или иным образом обладать юридической совместимостью, что достигается приведением внутригосударственного законодательства в соответствие с между- народными принципами и нормами. То есть это происходит при согласовании в процессе разработки, когда внутригосударственные правовые категории, принципы и нормы принимаются во внимание при подготовке международных договоров, а внутригосударственное законодательство приводится в соответствие со вступившими в силу международными договорами.

Используются следующие формы приведения законодательства в соответствие с международными договорами:

1) разработка и принятие принципиально новых законодательных актов, ранее не известных правовой системе государства (Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года, Федеральный закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 года в редакции от 28 июня 1997 года и т.д.);

2) принятие законов, заменяющих ранее действовавшие и существенно изменяющих нормативное содержание. В частности, законы Российской Федерации, заменяющие законы СССР;

3) принятие актов, вносящих частичные изменения и дополнения в действующие законодательные акты. Например, совершенствование норм об усыновлении иностранными гражданами детей, являющихся гражданами РФ. Положения Кодекса о браке и семье РСФСР (статьи данного кодекса предписывали в подобных ситуациях руководствоваться внутригосударственным законодательством при условии получения разрешения) пришли в противоречие с потребностями надлежащей защиты интересов детей и не отвечали предписаниям вступившей в силу в 1990 году Конвенции о правах ребенка, согласно которой ребенок может быть передан на воспитание или помещен в семью в другой стране, если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным. Федеральным законом, принятым 10 февраля 1995 года, в соответствующие статьи Кодекса о браке и семье были внесены существенные изменения. Последствием принятия изменений в кодексе стало следующее: усыновление стало невозможным, если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством и международными договорами РФ. Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. - проф. Г.В. Игнатенко и проф.О.И. Тиунов. - М.: НОРМА, 2001. - С. 162.

Несмотря на то, что в российском законодательстве сохраняются значительные пробелы и нормативные решения, которые отличаются от положений заключения договоров, подписание в 1996 году Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ряда других международных договоров о правах человека позволит продолжить работу по дальнейшей разработке и законодательному закреплению механизма реализации соответствующих международных норм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.