Юридическая практика
2 Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования НОУ СПО «Сибирский казачий юридический колледж» Курсовая работа Дисциплина: "Теория государства и права" Тема: "Юридическая практика" выполнила студентка 1-го курса группы 11-з заочного отделения специальности 0201 «Правоведение» Разумова О.В. Научный руководитель: Шагланова А.Н. Омск 2007 Содержание Введение I. Определение сущности права через различные подходы к правопониманию I.1 Функции права II. Структура юридической практики. Определение и характеристика видов и форм юридической деятельности III. Взаимодействие юридической науки и практики Заключение Список использованной литературы Введение Юридическая практика - это деятельность компетентных органов и субъектов по изданию, толкованию и реализации юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом. В этом определении заключается очень большое многообразие видов, подвидов, типов и форм юридической практики и их взаимодействие между собой. Юридическая деятельность представляет собой сложнейшее социальное явление, систему и многоаспектное понятие. В связи с этим, для проведения данного исследования была поставлена цель, определён объект, предмет, поставлены задачи и намечены методы исследования. Цель нашей научной работы заключается в следующем: Рассмотреть типы, формы и виды юридической практики как системы, единого процесса, все стадии которого направлены на единый результат - регулирование общественных отношений. Объект исследования: юридическая практика. Предмет исследования: направленность нормативно-правовых актов юридической практики на регулирование общественных отношений. Задачи: 1. Изучить юридическую литературу и документы юридической практики. 2. Подобрать материал, освещающий все стадии юридического делопроизводства. Методы: 1. Теоретический: анализ юридической литературы и документов юридической практики. I. Определение сущности права через различные подходы к правопониманию В отечественной и зарубежной научной литературе нет единого подхода к определению понятия права, а тем более, однозначного о нём представления. Спектр мнений здесь весьма широк и разнообразен. Приступая к рассмотрению понимания сущности права, следует заметить, что этот вопрос является не только исходным, но и в известной мере ключевым при изучении всей правовой проблематике. Ибо, от того, как понимается и как определяется право, во многом зависит понимание и трактовка всех иных, имеющих непосредственное отношение к праву, вопросов. Например, придерживаясь узкого понимания и соответствующей ему трактовки права как системы норм, исходящих от государства, мы, следуя логике, должны будем соответствующим образом трактовать и источники права, называя в качестве таковых лишь те, которые содержат в себе нормы права. Исходя же из более широкого представления о праве как о феномене, складывающемся не только из норм, но и из ряда других компонентов, включая правовое сознание, правовые отношения, правовые обыкновения, правовые традиции и пр., в качестве источников права должны будем рассматривать гораздо более широкий круг правовых явлений. Следует обратить внимание также на то, что право как явление и юридическая категория имеет весьма сложный, многоаспектный характер. В силу этого его глубокое и разностороннее изучение с неизбежностью предполагает не только "чисто" юридический, правовой к нему подход, но и рассмотрение его с позиций социологии, политологии, психологии и ряда других, имеющих к нему непосредственное отношение, дисциплин. Право как многоаспектное, комплексное явление может адекватно изучаться только комплексным путём. При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта: 1) то, что любое право есть, прежде всего, регулятор (формальная сторона); 2) то, чьи интересы данный регулятор обслуживает (содержательная сторона). Весьма важным представляется также иметь в виду, что право - это не только статичное, но и динамичное явление. Рассогласование в понимании права зачастую обуславливается различным представлением о степени влияния традиционных идей естественного права на современные теории права; противоречивыми подходами авторов - исследователей права - к разрешению проблем соотношения в его понятии и содержании общечеловеческого и общенационального, с одной стороны, и классового - с другой. В рамках классового подхода право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведённую в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса). В качестве примера сугубо классового подхода к определению понятия права можно сослаться на довольно типичное определение, в соответствии с которым право рассматривается как "совокупность установленных и охраняемых государством норм, выражающих волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса" [7, с.103]. Или на определение права как на систему нормативно-обязатель-ного регулирования поведения людей, "поддерживаемую государством и выражающую материально обусловленную волю господствующих классов (при социализме - волю народа)" [там же]. Примером внеклассового или надклассового подхода к определению права может служить дефиниция, в соответствии с которой оно рассматривается как система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы страны и выступают регулятором общественных отношений [там же]. Общесоциальный подход рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.) Наряду с этими можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах. Теория естественного права (философский подход к праву) сформировалась в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представителями данного подхода являются Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье. Один из представителей, И. Кант, для которого было свойственно соединение теоретического (философского) и практического начал, определял право как "совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы" [9]. Философия права получила своё развитие у Гегеля. По Гегелю, право означает осуществление свободы свободной воли или ещё короче - "наличное бытие свободы" [9]. Основной постулат рассматриваемого направления - вывод о существовании высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих непрямую. Оттенки мнений разнообразны, но практика ориентируется на поиск лучшего решения - справедливого и разумного. Теология призывает молиться Богу, светский вариант ориентирует на природу вообще, природу человека, природу вещей. Основные идеи естественно-правовой теории: 1. Разделяется право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, т.к. не всякий закон содержит в себе право). 2. Отождествляется право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы). 3. Источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой "человеческой природе", права приобретаются от рождения либо от Бога. Достоинства: § это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй; § в ней замечено, что законы могут быть неправовыми т.е. безнравственными, что они должны приводиться в соответствие с такими общечеловеческими ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.; § провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым "выбивает" теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур. Недостатки: § такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) "уменьшает" его формально-юридические свойства, в результате чего теряется чёткий смысл законного и противозаконного; § такое понимание связано не толь с правом, сколько с правосознанием (которое может быть разным Историческая теория права сформировалась в конце XVIII - начале XIX вв. Представители данного подхода: Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие. Основные идеи: 1. Право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьёму-то указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно; 2. Право - это, прежде всего, правовые обычаи (исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр "национального духа", глубин народного сознания и т.д. 3. Представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, т.к. в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие его "естественные" права. Достоинства: § впервые обращено серьёзное внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учёта в правотворческом процессе; § справедливо подчёркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению; § верно подмечены преимущества правовых обычаев как проверенных временем и стабильных норм поведения. Недостатки: § данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеологически отживающего феодального строя; § её представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству; между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений. Марксистская теория права сформировалась в XIX-XX вв. Её представителями были: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и другие. Основные идеи данного подхода: 1. Право понимается как возведённая в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление. 2. Содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счёте определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках производственную власть. 3. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством. Достоинства: § в связи с тем, что право понимается как закон (т.е. как формально определённый нормативный акт), чётко выделены критерии правомерного и противоправного;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|