реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Юридическая ответственность органов внутренних дел и их сотрудников

реферат
p align="left">Эти лица не подлежат наказанию в виде исправительных работ и административного ареста. К дисциплинарной ответственности сотрудники органов внутренних дел привлекаются за нарушения служебной и государственной дисциплины, если за такие нарушения не установлены административная и уголовная ответственность.

Она может наступать при отрицательных результатах деятельности работника, возглавляемого им подразделения; за нарушение правил внутреннего распорядка органов внутренних дел, за необоснованное приостановление уголовных дел и другие нарушения, если они не влекут уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность может налагаться на основании Положения о службе в органах внутренних дел РФ. Статья 38 этого Положения называет следующие виды дисциплинарных наказаний, применяемых к сотрудникам этих органов:

замечание;

выговор;

строгий выговор;

предупреждение о неполном служебном соответствии;

снижение в специальном звании на одну степень;

лишение нагрудного знака;

увольнение из органов внутренних дел.

Одно правонарушение может повлечь несколько видов юридической ответственности /например, дисциплинарное взыскание и возмещение вреда в рамках гражданско-правовой ответственности/. Но за каждый случай совершенного дисциплинарного правонарушения может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Гражданско-правовая ответственность, связанная с нарушениями работников органов внутренних дел, имеет определенную особенность: на основании ст. 1070 ГК РФ государство несет материальную ответственность в установленных законом случаях и за ущерб, причиненный гражданам независимо от вины сотрудников.

Материальная ответственность сотрудников органов внутренних дел: - наступает, за нарушение ими норм гражданского, трудового Ст.39 Положения о службе в органах внутренних дел РФ. и ряда других отраслей права. Она состоит в применении к нарушителям различных санкций имущественного и неимущественного характера. Особенности материальной ответственности заключаются в следующем:

наступает только тогда, когда причинитель вреда находится в трудовых или служебных отношениях с потерпевшим, в противном случае наступает гражданско-правовая ответственность;

распространяется на случаи причинения ущерба только государственной и общественной собственности, а гражданско-правовая - имеет дело с возмещением любого имущественного ущерба;

для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел наступает лишь в случае причинения ущерба во время исполнения служебных обязанностей.

Материальная ответственность лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в случаях причинения или ущерба государству при исполнении служебных обязанностей регулируется Положением о материальной ответственности В.Н.Бутылин. Вопросы дисциплинарной ответственности, административной и материальной ответственности. В учебном пособии: Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел. Под ред. В.В.Лазарева., В.С. Афанасьева., Н.Л. Гранат. М., 1993., С. 76-77., в соответствии с которым как сотрудник органов внутренних дел, причинивший ущерб /ст.7/, так и начальник данного органа /ст.12/ несут материальную ответственность в различных размерах / в размере месячного оклада денежного содержания, в полном или кратном размере/ - в зависимости от состава правонарушения.

Ущерб, причиненный сотрудником органов внутренних дел в результате неправильного исполнения служебных обязанностей, другим организациям, предприятиям и гражданам, возмещается соответствующим органом внутренних дел в полном объеме независимо от вины причинителя вреда. Лица рядового и начальствующего состава, причинившие материальный ущерб, отвечают в порядке регресса перед соответствующим органом внутренних дел по специальным правилам.

В основном это будет неполное возмещение ущерба, так как ущерб причиняется ими при исполнении служебных обязанностей. За ущерб, причиненный не при исполнении служебных обязанностей, эти лица несут материальную ответственность в общегражданском порядке.

Работники органов внутренних дел несут повышенную ответственность «за нарушение норм права, поскольку наделены большим объемом прав и обязанностей по отношению к гражданам» Бутылин В.Н. Правонарушения и юридическая ответственность сотрудников внутренних дел. В учебнике Теория права и государства. Под ред.Лазарева В.В. М., Право и закон., 1996г., С.249. Причиненный ими вред часто отличается большей тяжестью, чем вред обычного субъекта. А потому меры наказания данной категории субъектов отличаются повышенной суровостью Богданова М.С. Юридическая ответственность: основание, виды, субъекты . Диссерт.на соиск.уч.степ.канд.юр.наук. М., 1998г.,С.161..

Так, например, за оскорбление - ч.I ст.130 УК РФ - обычный субъект наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, либо исправительными работами на срок до 6 месяцев.

Если же унижение человеческого достоинства было допущено должностным лицом в сфере уголовного судопроизводства, ответственность данного субъекта усиливается - лицо наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет.

Такие же правила установлены и за нарушения равноправия граждан, неприкосновенности, частной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, нарушения неприкосновенности жилища Ст.ст.136-139 УК РФ..

Существуют в уголовном законодательстве и статьи, касающиеся ответственности за деяния, ущемляющие основные права и свободы человека, унижение человеческого достоинства в сфере уголовного судопроизводства УК РФ ст. 299 Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности; ст.300 Незаконное освобождение от уголовной ответственности; ст.301 Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей; ст.302 Принуждение к даче показаний..

Сотрудник органа внутренних дел, выполняющий свои функциональные обязанности является должностным лицом. Должностное лицо - лицо, осуществляющее /по назначению или в силу выборов / функции представителя Советский энциклопедический словарь. Гл.ред.А.М. Прохоров. 2-е изд.-М.: Сов.энциклопедия., 1983г., с .404. власти или занимающее в государственных или общественных учреждениях, организациях, на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей.

Законодатель выделил три категории лиц, которые относятся к должностным:

представитель власти;

лица, занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей;

лица, выполняющие такие обязанности по специальному полномочию.

Представители власти - это лица, наделенные властными полномочиями, то есть имеющие право в пределах своей компетенции давать обязательные к исполнению указания, распоряжения, приказы и в необходимых случаях осуществлять принудительные меры не только внутри учреждения или даже какой-либо отдельной ведомственной системы, а по отношению к широкому кругу граждан.

Таким образом, к представителям власти относится весь состав органов внутренних дел, осуществляющий функции по непосредственной охране правопорядка и руководству этой функцией Г.М.Миньковский. Ответственность работников органов внутренних дел за должностные преступления и преступления против правосудия. В учебном пособии: Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел. Под ред. В.В.Лазарева., В.С.Афанасьева., Н.Л.Гранат.М. 1993г., с.81-82..

Должностные преступления - это действия /бездействие/, которые причиняют существенный вред и совершаются с использованием служебного положения и вопреки интересам службы. Должностное преступление необходимо отличать от дисциплинарного проступка. Различие между ними состоит в степени их общественной опасности, которая определяется главным образом последствиями содеянного. В УК РФ предусмотрены следующие преступления: злоупотребление должностными полномочиями /ст. 285/, превышение должностных полномочий /ст.286/, халатность /ст.293/, получение взятки /ст.290/, дача взятки /ст.291/, должностной подлог /ст.292/, присвоение полномочий должностного лица /ст.288/,незаконное участие в предпринимательской деятельности /ст.289/.

Все лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел составляют группу особых субъектов ответственности. Это объясняется той специфической ролью отрасли государственного управления, в рамках которой они осуществляют свои функции. Решение сотрудниками органов внутренних органов таких задач, как обеспечение личной безопасности граждан, раскрытие, расследование и предупреждение преступлений и административных правонарушений обуславливает их особое положение в системе государственной службы. Особенности правового положения сотрудника органов внутренних дел обязывают его быть требовательным не только к гражданам, но, прежде всего, к самому себе.

Проанализировав состояние дисциплины и законности в МВД Удмуртской Республики за период с 1995 по 1999 гг., можно сделать вывод о том, что руководство МВД республики серьезно озабочено не только правонарушениями и преступлениями, имеющими социально-экономическую природу, но и чрезвычайными происшествиями среди личного состава, ведущими зачастую к гибели и травматизму сотрудников органов и подразделений внутренних дел области. В их числе дорожно-транспортные происшествия, суициды, гибель и травматизм сотрудников при исполнении служебных обязанностей и в результате неосторожного обращения оружием.

Наряду с достижением некоторых положительных результатов в оперативно- служебной деятельности, растёт число правонарушений, совершенных сотрудниками, начиная от нарушения учётно-регистрационной дисциплины и кончая тяжкими преступлениями.

Анализ статистических данных МВД Удмуртской Республики (см. приложение 1) свидетельствует о том, что с 1995 по 1999 гг. количество сотрудников, привлеченных к уголовной ответственности возросло в 2,2 раза и составило в 1999 году 33 факта.

В 1995 году наибольшее количество привлеченных к уголовной ответственности было в подразделениях ГИБДД: 5 случаев - ( 33% от общего количества привлеченных ), в то время как в 1999 году - только 3 случая ( 10% от общего количества привлеченных).

Вместе с тем, увеличился процент сотрудников, привлеченных к уголовной ответственности, в подразделениях уголовного розыска и патрульно-постовой службы милиции.

(Уголовный розыск: 1995г. - 6,6% от числа всех сотрудников, привлеченных к уголовной ответственности . 1999г. - 27,3%. Патрульно-постовая служба милиции: 1995г. - 6,6%. 1999г. - 21,2% ).

В то время как в 1995 г. нельзя было делать вывод о том, что те или иные преступления, за которые сотрудники органов внутренних дел привлекались к уголовной ответственности, совершались чаще, чем другие, то по итогам 1999г. можно говорить, что такая тенденция прослеживается: так по ст.286 ч.3 УК РФ (Превышение должностных полномочий с применением насилия) 12 сотрудников (36,3%) были привлечены к уголовной ответственности, по ст. 264 ч.1 УК РФ (Нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека) - 9 сотрудников (27,3%).

В 47 случаях (38%) с 1995 по 1999гг. производство по уголовным делам было прекращено в соответствии со ст.ст.6,9 УПК РСФСР (в сводной таблице эти случаи не указаны).

Статистика показала (см. приложение 2), что с 1995 по 1999гг. число сотрудников, привлеченных к дисциплинарной ответственности за нарушения законности возросло 1,8 раз. В 1996 году ими совершено 106 нарушений законности, а в 1999 году - уже 225 (количество нарушений возросло в 2,1 раза).

Наиболее распространенными видами нарушений законности являются такие нарушения уголовно-процессуального законодательства как нарушение сроков содержания под стражей, фальсификация материалов уголовных дел.

В 7,8 раз по сравнению с 1995 годом увеличилось количество фактов незаконного привлечения к административной ответственности, имеют место факты незаконного применения физической силы и спецсредств.

Наряду с нарушениями законности остро стоит вопрос о нарушении дисциплины (см. приложение 3), что в свою очередь, также снижает эффективность оперативно-служебной деятельности всего личного состава, не способствует повышению авторитета сотрудников органов внутренних дел в глазах населения. Работа, проводимая по борьбе с нарушениями дисциплины, зачастую носит формальный характер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.