p align="left">Состав правоотношения налоговой ответственности представляет сложное социально-правовое явление, складывающееся из совокупности следующих элементов: - субъекты (участники) - права и обязанности субъектов (участников) - их действия (поведение) - объект правоотношения. В правоотношении, складывающемся относительно налоговой ответственности, принимают участие как минимум две стороны: государство в лице компетентных органов, указанных в налоговом законодательстве, и правонарушитель. Предостерегая организации и физические лица от совершения противоправных действий в налоговой сфере, налоговая ответственность преследует две цели: 1) охранительную, посредством которой ограждается общество от нежелательных ситуаций, связанных с нарушением имущественных ситуаций, связанных с нарушением имущественных интересов государства; 2) стимулирующую, посредством которой поощряет правомерное поведение субъектов налогового права. Цели налоговой ответственности реализуются в функциях: Юридическая функция проявляется в двух аспектах: правовосстановительном (компенсационном) и штрафном (карательном). Социальная функция налоговой ответственности выражается в осуществлении общего предупреждения налоговых правонарушений посредством побуждения субъектов налогового права к соблюдению норм налогового права. Главное предназначение функций налоговой ответственности заключается в обеспечении нормального действия механизма правового регулирования налоговых отношений. Таким образом, налоговая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями НК РФ, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке. Признаки налоговой ответственности: - материальные, характеризующие налоговую ответственность в качестве охранительного налогового правоотношения; - процессуальные, характеризующие механизм реализации материального охранительного правоотношения посредством производства по делу о налоговом правоотношении, осуществляемого компетентным органом согласно нормам НК РФ; - функциональные, отражающие целенаправленность существования и применения налоговой ответственности. II. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение Статья 116. Нарушение срока постановки на учёт в налоговом органе. 1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодекса срока подачи заявления о постановке на учёт в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечёт взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей. 2. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учёт в налоговом органе на срок более 90 календарных дней - влечёт взыскание штрафа в размере 10 тыс. рублей. Статья 117. Уклонение от постановки на учёт в налоговом органе. 1. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учёт в налоговом органе - - 20 - влечёт взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. рублей. 2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учёт в налоговом органе более 90 календарных дней - влечёт взыскание штрафа в размере двадцати процентов от доходов, полученных в период деятельности без постановки на учёт более 90 календарных дней, но не менее 40 тыс. рублей. Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счёта в банке. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счёта в каком-либо банке - влечёт взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей. Статья 119. Непредставление налоговой декларации. 1.Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учёта, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи - влечёт взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для её представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 рублей. 2. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации - влечёт взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня. Статья 120. Грубое нарушение правил учёта доходов и расходов и объектов налогообложения 1. Грубое нарушение организацией правил учёта доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи - влечёт взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей. 2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода - влекут взыскание штрафа в размере 15 тыс. рублей. 3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы - влекут взыскание штрафа в размере 10 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. рублей. Под грубым нарушений правил учёта доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учёта, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учёта и в отчётности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Статья 121. Нарушение правил составления налоговой декларации. Статья исключена. Федеральный закон от 9 июля 1999г. № 154-ФЗ. Статья 122. Неуплата или уплата сумм налога (сбора). 1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) - влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора). 2. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершённые умышленно - влекут взыскание штрафа в размере 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора). Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов. Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом - влечёт взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению. Статья 124. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещении. Статья утратила силу. Федеральный закон от 30 декабря 2001г. № 196-ФЗ. Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест - влечёт взыскание штрафа в размере 10 тыс. рублей. Несоблюдение установленного настоящим Кодексом порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест - влечёт взыскание штрафа в размере 10 тыс. рублей. Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. 1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах - влечёт взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. 2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у неё документы, предусмотренные настоящим кодексом. Со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьёй 135 настоящего Кодекса - влечёт взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей. Статья 127. Отказ о предоставлении документов и предметов по запросу налогового органа. Статья исключена. Федеральный закон от 9 июля 1999г. № 154-ФЗ. Статья 128. Ответственность свидетеля. Неявка либо уклонение от неявки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля - влечёт взыскание штрафа в размере 1000 рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний - влечёт взыскание штрафа в размере 3000 рублей. Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода. 1. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки - влечёт взыскание штрафа в размере 500 рублей. 2. Дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода - влечёт взыскание штрафа в размере 1000 рублей. Статья 1291. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу. 1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьёй 126 настоящего Кодекса - влечёт взыскание штрафа в размере 1000 рублей. 2. Те же деяния совершённые повторно в течение календарного года - влечёт взыскание штрафа в размере 5000 рублей. Статья 129. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса. 1. Нарушение установленного настоящим Кодексом порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов - влечёт взыскание штрафа в трёхкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения. 2. Те же деяния, совершённые более одного раза - влекут взыскание штрафа в шестикратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Налоговую преступность нельзя признать принципиально новым общественно опасным социально-правовым явлением для России. В различные периоды в той или иной степени велась борьба с преступными нарушениями налогового законодательства, которая в отдельные годы приобретала исключительно острый характер. По нашему мнению, о реальных масштабах налоговой преступности свидетельствуют следующие показатели: 1. значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения; 2. очевидная разность между расходами на потребление отдельных граждан и декларируемых ими доходами; 3. скрытая занятость населения; 4. рост объёма денежной наличности, находящейся в небанковском обороте; 5. обострение кризиса неплатежей, заключающееся в неспособности или нежелании организаций рассчитываться деньгами с другими хозяйствующими субъектами в рамках коммерческой деятельности, а также с бюджетом; 6. снижение собираемости налогов, отмечающееся даже в период ожидания сезонного роста поступления налогов в бюджет; 7. увеличение из года в год значительными темпами размера бюджетной недоимки; 8. повышение объёмов капиталов, незаконно ввозимых за рубеж. Налоговая преступность органически взаимосвязана с рыночными отношениями, частной собственностью и предпринимательством. С ростом числа предприятий, основывающихся на частной форме собственности, возникло острое противоречие между финансовыми интересами государства, с одной стороны, и интересами новых собственников - с другой. Основные и экономические причины кризиса, поразившего бюджетную и налоговую системы России, коренятся за их пределами. К ним, прежде всего относятся падение уровня производства, снижение доходности предприятий, вывоз капитала за рубеж. В данном случае также необходимо учесть и то обстоятельство, что подавляющее большинство отечественных предприятий-налогоплательщиков используют устаревшее оборудование, технологии, испытывают острую нехватку оборотных средств и не могут сбыть свою неконкурентоспособную продукцию, как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Всё это приводит в первую очередь к возникновению взаимных неплатежей, а затем к снижению возможностей уплачивать налоги.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|