p align="left">Санкции за экономические правонарушения, как меры государственного принуждения, имеют характер имущественного и ( или ) неимущественного воздействия и применяются к субъекту предпринимательской деятельности (штраф, конфискация имущества ). Административно-правовые санкции, согласно «КоАП» Республики Беларусь 2003 года, более разнообразны (например, лишение специального права, права заниматься определенной деятельностью и т.п.) и могут применяться за правонарушения совершаемые в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности , налогообложения и т.д.[ 38,c. 79-80]. Таблица 3.1.1 Перечень основных декретов и указов Президента Республики Беларусь, предусматривающих экономические санкции (без учета экономических санкций за нарушение налогового и таможенного законодательства). |
№ п/п | Наименование акта | Номер и дата | Опубликован | Количество экономических санкций | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | 1 | Указ «О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков за качество продукции(работ, услуг)». | № 268 20.05.98 | Сборник декретов, указов Президента Республики Беларусь и постановлений Правительства Республики Беларусь 1998 г., №15. | 5 | | 2 | Указ «Об упорядочении предоставления кредитов на строительство (реконструкцию) и покупку жилых помещений». | № 53 22.01.99 | Национальный реестр правовых актов Республика Беларусь 1999 г., № 8, № 40, 2000 г, № 10, № 38, 2002г. № 100. | 2 | | 3 | Декрет «О некоторых мерах по недопущению искажений данных государственной статистической отчетности | № 31 03.08.99 | Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 1999г. №40, 2002 г. № 100 | 5 | | 4 | Указ «О некоторых мерах по стабилизации цен(тарифов) в Республике Беларусь(с изменениями и дополнениями)». | № 285 19.05.99 | Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 1999г. № 40, № 89;2000г № 95,№ 107;2001г. №111;2003г. № 124; 2004г. №91, № 142. | 17 | | 5 | Декрет «О дополнительных мерах по государственному регулированию производства и оборота алкогольной, не пищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из не пищевого сырья и табачных изделий». | № 31 03.08.99 | Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 1999 г., № 65. | 5 | | 6 | Указ «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций». | № 7 04.01.00 | Национальный реестр правовых актов Республика Беларусь 2000 г. , № 5. | 17 | | 7 | Указ «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров». | № 117 07.03.01 | Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2000 г., № 25. | 7 | | 8 | Декрет «О некоторых мерах по совершенствованию порядкаполученияи использование безвозмездной помощи». | № 8 12.03.01 | Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2001 г., № 28. | 4 | | 8 | Декрет «О некоторых мерах по совершенствованию порядка получения и использование безвозмездной помощи». | № 8 12.03.01 | Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2001 г., № 28. | 4 | | 9 | Указ «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений». | № 40 16.01.02 | Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2002 г., № 9. | 25 | | 10 | Декрет «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности». | № 4 27.01.03 | Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2003 г., № 14. | 2 | | 11 | Указ «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротстве)». | № 508 12.11.03 | Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2003 г., № 127. | 4 | | 12 | Указ «Об особом праве (золотой акции)государства на участие в управлении хозяйственными обществами». | № 125 01.03.04 | Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2004 г., №т 37. | 1 | | |
Обязательным условием для применения экономических санкций является наличие установленных и описанных в актах проверки фактов нарушений предписаний законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность и предусматривающих экономическую ответственность за данный вид правонарушений. Вторым условием является вина индивидуального предпринимателя, должностного лица или иных работников субъекта хозяйствования, если их действия (бездействия) были совершены в пользу или в интересах этого субъекта хозяйствования. Отсутствие этих условий исключает экономическую ответственность. Для гражданско-правовой ответственности характерно то, что она, во-первых, устанавливается не только законодательством, но и договором. Во-вторых, вина нарушителя здесь предполагается. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2 ст. 372 ГК Республики Беларусь). В-третьих, гражданско-правовая ответственность принимается по требованию потерпевшей стороны, которая сама решает, прибегнуть ей к мерам имущественного воздействия на нарушителя акта или нет. В-четвертых, гражданско-правовая ответственность направлена на восстановление имущественного положения потерпевшей стороны договора. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора, законодательного акта по иску потерпевшей стороны с нарушителя взыскивается не только неустойка или другие способы обеспечения исполнения обязательств, но и убытки (ст. 14. 310- 352 ГК Республики Беларусь). В доход государства взыскивается лишь всё полученное по ничтожным сделкам (п.2 ст. 170 ГК Республики Беларусь ). На основании анализа действующее законодательством об экономических санкциях и их применениях в современных условиях И. Сыроквашко констатирует, что в некоторых нормативных актах допускаются неточные формулировки, нет точного разграничения понятий (например, «штраф», «финансовая санкция» и др.), что позволяет контролирующим органам толковать нормативные акты «под себя» и даже накладывать санкции за несуществующие нарушения. Можно сделать вывод, что в условиях формирования правового государства, перехода к рыночной экономике контролирующие органы не должны подменять органы правосудия. Материалы о наложении экономических санкций следует передавать на рассмотрение специализированных составов хозяйственных судов. Автор также полностью поддерживает И. Сыроквашко, полагающего, что в условиях кризиса платежной системы, малодоходности и финансовой неустойчивости организаций наложение и изъятие санкций должно быть заменено другими экономическими мерами и методами (экономические нормативы, доудержание только недоначисленных налогов, отзывов бюджетных средств, уменьшение налоговой нагрузки, свободные ценообразование, введение определенных режимов функционирования, запрос деклараций, отслеживание финансовых операций, подлежащих особому контролю и т.д.) [34, c. 155-156]. Таким образом, экономическая санкция-это структурный элемент норм юридической ответственности. Она определяет вид и пределы наказания правонарушителя, применяется на основе правонарушения, конкретизируется актом применения соответствующей правовой нормы, реализуется, как правило, посредствам государственного принуждения, воздействует на статус правонарушителя. В настоящий момент, использование экономических санкций в отношении субъектов хозяйствования имеет ряд законодательных проблем и недоработок, но вместе с тем установление в законодательстве санкций оказывает на поведение субъектов хозяйствования положительное мотивационное влияние, выполняет общепревентивную функцию, которая выступает одной из охранительных функций. 3.2 Порядок применения экономических санкций Новые экономические отношения, возникшее в последнее пятнадцать лет породили и совершенно новые правовые институты, в частности институт экономической ответственности юридических лиц, который не был известен в социалистическом государстве. Разобщенность в терминологии и отсутствие в законодательстве взаимодействия отдельных правоотношений привело к тому, что при осуществлении хозяйственной деятельности, выполняя одни требования, нельзя было не нарушить другие. В такой атмосфере любая проверка для субъекта хозяйствования означала обязательное наказание. Поэтому своевременным и важным шагом было принятие Указа Президента Республика от 15.11.99 г. № 673( в настоящее время в редакции Указа Президента Республики Беларусь № 722 от 6 декабря 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673) которым утвержден Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применение экономических санкций (далее-Порядок). Согласно этому Указу Президента Республики Беларусь № 722 субъекты предпринимательской деятельности, совершившие экономические правонарушения, несут ответственность на основании актов законодательства, действующих во время и по месту совершения правонарушения. Экономические санкции применяются к субъектам предпринимательской деятельности за правонарушения, совершенные по истечении 10 дней после вступления в силу соответствующих актов законодательства. Иными словами, субъекты хозяйствования освобождаются от экономической ответственности, если нарушение было совершено в течении первых 10 дней действия нормативного акта, предусматривающего ответственность. Экономические санкции налагаются уполномоченными контролирующими органами. Кроме налоговых применять меры экономической ответственности за нарушение законодательства о налогах и предпринимательстве могут и другие органы. Например, в соответствии с п. 12 ст. 8 Закона от 4. 06. 2001 г. № 30-3 «Об органах финансовых расследований Республики Беларусь» последнее в праве выносить в пределах своей компетенции решения о взыскании платежей в бюджет с последующей передачей этих решений в налоговые органы для исполнения. Экономические санкции могут применяться и многими другими органами . Например, Департаментом цен при Министерстве экономики-за нарушения в области ценообразования, органами государственного строительного надзора-за нарушения законодательства об архитектурной и градостроительной деятельности. Особо следует отметить компетенцию по применению экономических санкций такого органа, как Комитет государственного контроля. В соответствии со ст. 18 Закона «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь». Комитет и его территориальные органы вправе применять экономические санкции, а также меры административного воздействия за выявленные нарушения в сфере отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в порядке, установленном законодательством. Иными словами, Комитет госконтроля вправе применять экономические санкции, отнесенные законодательством к компетенции иных контрольных органов. Субъект предпринимательской деятельности не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же экономического правонарушения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|