реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Характеристика закона "Об иностранных инвестициях в РФ" от 09.07.1999г.

реферат
p align="left">Данная норма служит привлечению капитала, полученного в виде прибыли, для повторного инвестирования вместо вывоза его за пределы РФ. Однако в соответствии со ст. 2 Закона иностранная инвестиция понимается как вложение иностранного капитала в виде объектов гражданских прав, принадлежащих инвестору. В определении иностранных инвестиций признак обязательности перевоза капитала через границу РФ в Законе отсутствует. Таким образом, предоставление реинвестированию иностранным инвестором режима инвестирования представляется излишним, так как источник получения капитала не имеет значения и капитал по принадлежности иностранному инвестору становится иностранным. Следовательно, даже еще не вывезенный за пределы РФ, но полученный иностранным инвестором в виде прибыли по инвестициям, он считается иностранным и новое его вложение в объекты предпринимательской деятельности будет в соответствии с нормами Закона иностранной инвестицией.

Хотелось бы также обратить внимание на то, что реинвестированием признано только капитальное вложение. Однако подобное ограничение не совсем понятно. Предыдущий Закон специальных норм о реинвестировании не содержал.

4. Новые определения иностранных инвестиций, инвестиционного проекта, приоритетного инвестиционного проекта.

Иностранные инвестиции

Как уже отмечалось, иностранной инвестицией в соответствии со ст. 2 Закона является вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору. Закон об иностранных инвестициях на территории РФ должен регулировать все инвестиции, за исключениями, прямо установленными в нем самом (например, в банковский сектор). Однако практически все наиболее важные для инвесторов положения Закона (например, "дедушкина оговорка") распространяются только на прямые инвестиции, точнее только на их отдельный вид - участие в приоритетном инвестиционном проекте.

Иностранные инвестиции в новом Законе, в отличие от предыдущего, определяются через процесс (инвестиция есть вложение капитала), в то время как во всех законах об инвестициях (за исключением Закона о капитальных инвестициях) процесс вложения капитала определяется как инвестирование, а под инвестицией понимаются объекты прав, вкладываемые иностранным инвестором в процессе инвестирования.

5. Прямые иностранные инвестиции

Задолго до принятия Закона прямые и портфельные инвестиции уже были определены в Законе РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г. N 3615-1 (с последующими изменениями). Пункт 10 ст. 1 этого Закона устанавливает, что прямая инвестиция - это "вложение в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием", а портфельная инвестиция - "приобретение ценных бумаг". Положение N 482, утвержденное Центробанком РФ 7 июля 1997 г., определяет как прямые инвестиции инвестирование в уставный капитал ООО или АО при первичном размещении акций (долей) или при увеличении уставного капитала. Окончательный текст Закона содержит совершенно новое определение прямых инвестиций. С одной стороны, оно сужает рамки прямых инвестиций по сравнению с установленными в Законе "О валютном регулировании и валютном контроле", но с другой - не дает возможности однозначно разграничить прямые и портфельные инвестиции. Кроме того, хотелось бы обратить внимание на то, что Закон не учел международный опыт определения прямых инвестиций. Так, Международный валютный фонд рекомендовал понимать под прямым инвестированием "капиталовложение, которое производится с целью приобретения долгосрочного участия в предприятии, действующем в стране, не являющейся страной инвестора, или которым инвестор стремится к получению реального влияния в управлении предприятием". Эта рекомендация основана на теории инвестирования и была также учтена в Сеульской конвенции 1985 г. "Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций", которую РФ ратифицировала в 1992 г. Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г. N 3615-1

Прямыми инвестициями в соответствии со ст. 2 Закона являются следующие:

1) Покупка иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного общества или товарищества в соответствии с гражданским законодательством РФ. Думается, не совсем корректно давать определение прямой иностранной инвестиции через установление размера приобретаемой доли. Получается, что если, к примеру, иностранный инвестор приобретает девять процентов участия, то это не будет прямой инвестицией, хотя сущность данной сделки от этого не меняется при анализе Закона (ст. 5), отклоненного Президентом, можно прийти к выводу, что разработчики относили покупку менее 10% долей (вклада) в уставном (складочном) капитале к разряду портфельных инвестиций. На наш взгляд, логичнее было бы дать общее определение прямой инвестиции, а уже на прямые инвестиции определенного размера распространить льготы и гарантии.

Под прямой инвестицией в Законе понимается только покупка долей (вкладов). Следовательно, приобретение акций АО таковой не является, даже когда это происходит при учреждении общества, а также при увеличении уставного капитала и направлено на получение дохода и участие в управлении компанией. Первые законопроекты об иностранных инвестициях, в отличие от окончательного варианта, включали подобное приобретение акций в прямые инвестиции. Так, в тексте законопроекта, принятого в первом чтении, проводилось различие между покупкой обыкновенных и привилегированных акций. Первые относились к прямым инвестициям, а вторые - к портфельным. Но в тексте проекта, принятого в третьем чтении, данное разграничение было исключено, и покупка любых акций была отнесена к портфельным инвестициям. В редакции Специальной комиссии норму о портфельных инвестициях исключили, а приобретение акций не было отнесено к прямым инвестициям. Исходя из этого, можно сделать вывод, что законодатель не рассматривает приобретение акций российских компаний (независимо от типа акций) как прямые инвестиции и не распространяет на таких инвесторов некоторые льготы и гарантии, предусмотренные Законом (к примеру, "дедушкину оговорку").

Кроме того, формулировка ст. 5 не позволяет разграничить приобретение долей при учреждении компании или при увеличении уставного капитала и приобретение долей на вторичном рынке у одного из участников ООО. Последнее по своей природе не является прямой инвестицией, так как фактически не приводит к притоку средств в организацию, однако по определению Закона считается прямой инвестицией.

2) При вложении капитала в основные фонды создаваемого на территории РФ филиала иностранного юридического лица в экономическом смысле происходит поступление денежных средств в РФ. Однако в юридическом смысле имеет место лишь "перекладывание средств из кармана в карман" одного лица, так как их собственником остается иностранный инвестор.

И наконец, осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем лизинга определенных видов оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей. Вообще существует большое количество инвестиционных проектов, не подпадающих под определение прямых инвестиций в соответствии с Законом, но в то же время не являющихся портфельными инвестициями. Например, строительная деятельность, покупка предприятия, займы российским компаниям, в том числе целевые. В первых вариантах Закона подобные виды инвестиций определялись как отдельные формы инвестирования, в связи, с чем действие Закона на них распространялось. В Законе важнейшие вопросы, связанные с осуществлением таких и некоторых иных форм инвестиций, остаются неразрешенными.

6. Приоритетные инвестиционные проекты

Одним из наиболее интересных определений, введенных новым Законом, является "приоритетный инвестиционный проект". В соответствии со ст. 2 Закона под ним понимается "инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций, в который составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ на день вступления в силу настоящего Федерального закона) (примерно 41 млн. долларов), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ на день вступления в силу настоящего Федерального закона) (примерно 4 млн. долларов), включенный в перечень, утверждаемый Правительством РФ".

Анализируя новое определение приоритетного инвестиционного проекта, хотелось бы остановиться на следующих моментах.

1) Поскольку инвестиционный проект в соответствии со ст. 2 Закона понимается как "обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции", приоритетным инвестиционным проектом является реализация только прямых инвестиций. Сомнительно, что разработчики Закона намеревались таким образом ограничить рамки приоритетного инвестиционного проекта, так как на практике возможно большое количество проектов, которые также могут быть важны для государства и нуждаться в привлечении дополнительных финансовых средств иностранных инвесторов, а соответственно в предоставлении им гарантий на уровне приоритетного инвестиционного проекта, включая "дедушкину оговорку" (например, строительство крупных объектов, продажа предприятий и др.). На данный момент инвестиции в такие проекты не будут считаться участием в реализации приоритетных инвестиционных проектов. Формулировка определения приоритетного проекта в таком виде (обязательно включающего прямые инвестиции) появилась впервые в проекте, подготовленном Специальной комиссией после наложения на Закон вето Президента. В результате сфера применения планируемой прогрессивной в отношении защиты прав инвесторов статьи о "дедушкиной оговорке" была значительно сужена.

2) Перечень приоритетных инвестиционных проектов в соответствии со ст. 2 Закона утверждается Правительством РФ, т.е. приоритетный проект, для того чтобы быть признанным таковым, должен не только соответствовать требованиям объема инвестиций, но и оказаться включенным в перечень проектов, считаемых приоритетными Правительством РФ. Принимая во внимание три исключительно возможные формы осуществления прямых инвестиций, довольно сложно предположить, что Правительство признает приоритетным, например, (1) лизинговую сделку, или (2) инвестиции в основные фонды филиала какого-либо иностранного юридического лица (тем более, что в основные фонды необходимо вложить порядка 41 млн. долларов, чтобы соответствовать критериям приоритетного проекта по объему инвестиций), или (3) покупку долей иностранным инвестором в какой-либо российской компании (в соответствии с каким критерием Правительство будет определять, что покупка долей одной компании приоритетнее приобретения долей другой компании?). Наиболее вероятно, что Правительство будет исходить из критериев объема инвестиций и приоритетности проекта для российской экономики. Однако приоритетными в понимании настоящего Закона могут быть только прямые инвестиции.

3) Приоритетные инвестиционные проекты подлежат регистрации уполномоченным органом. Означает ли это, что проект, в котором могут участвовать иностранные инвесторы, должен быть сначала назван Правительством приоритетным, а затем, когда он начнет претворяться в жизнь (например, определенные инвесторы заявят желание участвовать в проекте или какое-либо соглашение будет подписано), будет подлежать регистрации, после чего его участников наделят дополнительными правами и обязанностями? Каким образом согласовать между собой две процедуры - включение проекта в перечень Правительством и регистрацию проекта специальным органом, - и с какого момента проект подлежит регистрации, в Законе не разъяснено. В связи с этим остается ожидать принятия актов Правительства РФ по данным вопросам.

4) Объем инвестиций в приоритетный проект подсчитывается в рублях или в долларах. Главная проблема, вытекающая из включения в Закон жестких сумм в обоих измерениях, состоит в следующем. Эквивалент в иностранной валюте в соответствии со ст. 2 определяется на дату вступления Закона в силу. Это равнозначно закреплению определенного, а не определимого объема инвестиций в проект. Ведь инфляция в очень короткий срок приведет к разрыву между рублевыми и валютными показателями. Это, в свою очередь, повлечет приоритет рублевых инвестиций, так как их необходимо будет меньше для участия в проекте. Из Закона вытекает, что в принципе иностранные инвестиции можно оценивать в любой иностранной валюте, в том числе и в менее стабильной, чем российский рубль. Можно допустить, что иностранный инвестор вправе выбирать, в какой валюте ему оценивать инвестиции, в зависимости от курсовой разницы валют на рынке. Любопытно, что такое определение объемов инвестиций было дано в самый последний момент работы над Законом специальной комиссией.

Статья 6 Закона гласит, что оценка вложения капитала осуществляется в рублях, независимо от того, в какой валюте произведено инвестирование. Следовательно, если инвестор оценивает свои инвестиции в рублях, а осуществляет их в долларах, он должен применять две разные ставки. Допустим, фактически инвестиции стоят 1 млрд. руб. на дату внесения. К моменту вступления Закона в силу их стоимость падает, и они не будут подпадать под определение приоритетного инвестиционного проекта. А если инвестиции осуществляются частично в долларах, частично в рублях, какие ставки тогда должны применяться?

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.