Взаимодействие следователя с органами дознания
62 СОДЕРЖАНИЕ - ВВЕДЕНИЕ 3
- ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ 5
- ГЛАВА 2. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ 8
- 2.1. Процессуальные формы взаимодействия следователя с органами дознания 8
- 2.2. Организационные формы взаимодействия следователя с органами дознания 28
- 2.3. Роль начальника следственного подразделения и начальника ОВД в организации взаимодействия 33
- ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА 40
- ГЛАВА 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ 47
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ВВЕДЕНИЕВо введении данной дипломной работы хотелось бы сказать, что в настоящее время получили развитие новые формы взаимодействия, внедряется специализация сотрудников, совершенствуется опыт создания следственно-оперативных групп по отдельным направлениям деятельности. Оправдала себя практика организации специализированных подразделений оперативных службах и следствии.В то же время за последние годы утрачивается приоритетность основной функции органов внутренних дел - раскрытие тяжких преступлений. В работе по раскрытию преступлений реально участвует лишь каждый десятый сотрудник, не в полной мере используются криминалистические средства и методы, низкой остается организаторская роль руководителей горрайлинорганов.В связи с создавшимся положении необходимой и важной темой исследования является проблема взаимодействия органов дознания и предварительного расследования. Этим обусловлена актуальность темы дипломной работы.Поэтому цель работы - выявить и рассмотреть недостатки действующего уголовно-процессуального законодательства, показать те проблемы, которые сопровождают взаимодействие органов дознания и следователя, и на основе этой работе выдвинуть предложения по изменению действующего законодательства. Автор ставит перед работой следующие задачи: 1. Дать анализ взаимодействию органов дознания и следователя. 2. Провести анализ норм действующего законодательства, регулирующих вопросы форм и методов взаимодействия органов дознания и следователя. 3. Провести анализ судебной практики по указанным вопросам, выявить позицию судебной практики по рассматриваемой проблеме. Методами исследования, применяемые для исследования указанных задач, являются современные положения теории научного познания общественных процессов и правовых явлений. Представляется целесообразным воспользоваться следующими частнонаучными методами: сравнительно-правовым, социально-правовым, системно-структурным. Степень научной разработанности проблемы. Понятию взаимодействия органов дознания и следователя в юридической науке и правоприменительной практике посвящено достаточно много научных работ. Освещение отдельных проблем взаимодействия органов дознания и следователя имеет место в работах таких ученых, как Паутова Т.А., Смирнова И.С., Невский С.А., Сычев Е.А., Петелин Б.Я. и многих других. Однако решение поставленных перед работой задач осложняется тем, что в настоящее время отсутствуют систематизированные научные разработки, позволяющие установить правовую природу, основополагающие теоретические характеристики взаимодействия органов дознания и следователя. Объектом научного анализа настоящей работы являются взаимодействие органов дознания и следователя как теоретические категории и как правовое явление социальной действительности. Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников, а также судебной практики. Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале и судебной практике. Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство. Судебная практика представлена разъяснениями Верховного Суда РФ. Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа взаимодействия органов дознания и следователя как правового явления, института, присутствующего в российском законодательстве. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯС точки зрения науки философии взаимодействие - философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие - объективная и универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы. Советский энциклопедический словарь. Издание 2. - М., 1983. Переходя на более низкий уровень можно рассматривать конкретно взаимодействие органов внутренних дел так, как это делает наука ОРД: Взаимодействие - деятельность, заключающаяся в наиболее целесообразном выборе и реализации организационных и тактических мер, направленных на создание оптимальных условий для решения задач борьбы с преступностью путем осуществления упорядоченных и взаимоувязанных действий двух или более субъектов. Еще более конкретизируя понятие и оставаясь в рамках науки ОРД можно вывести что: Взаимодействие органов дознания и предварительного следствия это основанная на законе, согласованная по целям, месту и времени, деятельность данных субъектов, осуществляемая в целях предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также розыска преступников. Там же приводятся формы взаимодействия вышеуказанных органов. Это: 1. Законность 2. Научность 3. Плановость 4. Общность интересов 5. Нормативность 6. Равенство прав субъектов. Основным нормативным актом, регулирующим процесс взаимодействия дознания и предварительного следствия ОВД является Приказ МВД РФ от 20 июня 1996 г. № 334 «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений». Данный иормативно-правовой акт хотя и не дает определения взаимодействия, но определяет его основополагающие принципы как то: - соблюдение законности, конституционных прав и свобод граждан; - комплексное использование сил и средств органов внутренних дел; - персональная ответственность следователя, руководителей оперативных подразделений и начальников милиции общественной безопасности за проведение и результаты следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;- самостоятельность следователя в принятии решений, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством; - самостоятельность сотрудников оперативных подразделений в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности а рамках действующего законодательства;- согласованность планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;- непрерывность взаимодействия в организаторской деятельности, расследовании и раскрытии преступлений до принятия решения по уголовному делу.Прежде всего обращает на себя внимание конкретность указанных принципов в отличии от приведенных ранее, что и не удивительно, поскольку непосредственно закон, как регулятор практической деятельности ОВД должен быть более конкретен нежели общетеоретические научные выкладки. Кулагин Н.И. Взаимодействие органов расследования с учреждениями массовой информации : учеб. пособие / Н.И. Кулагин, В.Н. Ростов. - Волгоград: Волгоград. Акад. МВД России, 2004. - С. 12. Кроме принципов закон определяет основные задачи взаимодействия: - обеспечение неотложных следственных действий и оперативно- розыскных мероприятий при совершении преступлений; - всестороннее и объективное расследование преступлений, своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, а также розыск скрывшихся преступников; - осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам и организациям вне зависимости от форм собственности преступными действиями виновных лиц. Кругликов А.П. Взаимодействие следователей и органов дознания по Уставу уголовного судопроизводства 1864 года // Российский следователь. - № 1. - 2005. - С. 54.Хотелось бы отметить что если две первые задачи решаются в настоящее время органами внутренних дел на достаточно высоком уровне, то третья задача, а конкретнее возмещение материального ущерба в современных условиях является почти недостижимой. Юридическая наука выделяет также формы такого взаимодействия:Обмен информациейСовместное планированиеСовместный анализ и оценка оперативной обстановкиСовместная учеба и разбор реализованных делСовместная работа на месте происшествия.Данные формы выведенные наукой нашли свое отражение в нормативной базе деятельности ОВД практически без изменений, а в завершение общей характеристики взаимодействия дознания и предварительного расследования хотелось бы привести нормативно-правовую основу данного взаимодействия: - Конституция Российской Федерации;- уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации;- законодательство в сфере оперативно-розыскной деятельности; - международные договоры РФ по вопросам взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью; - Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений, ведомственные и межведомственные нормативные акты.ГЛАВА 2. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ 2.1. Процессуальные формы взаимодействия следователя с органами дознанияВ соответствии с внутриведомственными нормативными актами взаимодействие между следователем, оперативным работником и дежурной частью начинается, как правило, с момента поступления в дежурную часть сообщения о преступлении, подследственном следователю. В органах внутренних дел сложилась четкая система дежурных частей, деятельность которых регламентируется ведомственными нормативными актами. Дежурная часть призвана по поступлении сообщения о совершении или готовящемся преступлении немедленно на него реагировать, организовывать на этой стадии четкое взаимодействие следователя, оперативных работников, эксперта-криминалиста и др. Специалистов и их незамедлительный выезд для осмотра места происшествия, раскрытия преступления по горячим следам и задержании преступника. Бердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как организационная система // Советское государство и право. - 1973. - № 12. - С. 106. При непосредственном обращении граждан в дежурную часть, каждое заявление о преступлении заносится в книгу учета № 1 заявлений и сообщений о преступлении, в которой отмечается число, время, от кого и о чем поступили (в органах прокуратуры также имеются журналы учета заявлений и сообщений о преступлениях, в которые заносятся сведения, поступившие к следователям и прокурорам). При этом в обязательном порядке оформляется протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, а заявителю выдается уведомление о принятии заявления. Как только заявление или сообщение будет подтверждено след-ственно-оперативной группой с места происшествия. Оно регистриру-ется в Журнале о совершенных преступлениях. Зарегистрированные заявления и сообщения передаются на рас-смотрение начальнику органа внутренних дел, который дает соответ-ствующие направления возбуждать уголовное дело, провести проверку. Провести досудебную подготовку материалов. В книге учета заявлений и сообщений об этом делается пометка. В ней же указывается номер и дата возбуждения уголовного дела. При отказе в возбуждении уголовного дела указывается номер проверочного ма-териала. Материалы об отказе в возбуждении уголовного дела регистри-руются в Журнале учета материалов, по которым вынесены постанов-ления об отказе в возбуждении уголовного дела. Каждому из материа-лов присваивается очередной порядковый номер. По поступившему заявлению или сообщению о преступлении в срок не более трех суток со дня его получения, а в исключительных случаях в срок не более десяти суток должно быть при-нято решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о производстве по делу. Невский С.А., Сычев Е.А. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений // Российский следователь. - 2003. - № 9. - С. 7 Возбуждение уголовного дела - первая стадия уголовного про-цесса, которая создает необходимые основания для дальнейших след-ственных действий. Сам факт возбуждения уголовного дела указывает на то, что правоохранительные органы установили признаки состава преступления в том или ином деянии и начали действия, в которые по мере продвижения вовлекается множество государственных служб и граждан. С выявлением повода орган дознания, следователь, прокурор или суд принимают меры для установления оснований возбуждения уголовного дела. Наука уголовного процесса трактует их как фактиче-ские данные о наличии в деянии признаков состава преступления и от-сутствию обстоятельств, исключающих производство по делу. Следовательно, своевременность и обоснованность возбуждения уголовного дела зависят от проверки обстоятельств происшествия, которые предшествует вынесению постановления о возбуждении уголовного дела. Таким образом, установление оснований возбуждения уголовного дела можно назвать предварительной проверкой повода к этому, будь то заявление гражданина или непосредственное обнаружение при-знаков преступления Хомич В. Предварительная проверка материалов, послуживших поводом к возбуждению уго-ловного дела. //Законность, - № 12. - 1995. - С. 23..
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|