реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Взаимодействие Отдела Внутренних Дел со средствами массовой информации в обеспечении правопорядка

реферат
p align="left">Сегодня, пожалуй, ни одно государство в мире не может быть уверено в том, что оно успешно решило проблему правового регулирования деятельности СМИ, несмотря на то, что для достижения этой цели затрачивается всё больше усилий. Основная трудность, естественно заключается в сложности самой проблемы, а также в том, что общественно-политическое развитие всё время дополняет её новыми аспектами, которые ещё не подверглись основательному научному анализу. Этот факт констатируют многие специалисты. Один из наиболее известных, профессор Э. Парашос, пишет: «Многие исследования последних двух десятилетий дают общее представление о законах, регулирующих деятельность средств массовой информации в конкретных регионах мира, но очень немногие представляют возможность всесторонне ознакомиться с этими законами».

В России, где идёт процесс формирования гражданского общества и государственно-правовой системы, проблема СМИ, правового регулирования их деятельности стоит особенно остро.

В основе права СМИ, как и в основе других отраслей права, лежит Конституция России. Её анализ свидетельствует, что эта основа достаточно фундаментальна и главное состоит в том, что Конституция предусмотрела надёжные гарантии прав и свобод человека, относящихся к СМИ.

Принципиальное значение для деятельности СМИ имеет признание идеологического и политического многообразия (ч.1-3 ст.13), а также положения о том, что каждому гарантирована свобода слова и мысли. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом. Свобода массовой информации гарантируется, а цензура запрещается (ст.29).

Одновременно Конституция установила и определённые ограничения свободы массовой информации. Запрещены пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную вражду, а также пропаганда социального, национального, расового, религиозного или языкового превосходства (ч.2 ст.29) Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1997г.

.

Анализ приведённых положений Конституции даёт основание для вывода о том, что они соответствуют мировым стандартам, закреплённым нормами международного права. Российская Конституция определила фундаментальные основы деятельности СМИ, а более конкретные вопросы должны решаться специальным и отраслевым законодательством.

Закон «О средствах массовой информации», принятый парла-ментом Российской Федерации 27 декабря 1991 г. и вступивший в силу 8 февраля 1992 г., подтверждает недопустимость цензуры (ст. 3). В нем содержатся базовые положения о свободе информации как деятельности по поиску, получению, производству и распростра-нению массовой информации; о возможности учреждать средства массовой информации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также изготавливать, приобретать и эксплуатировать тех-нические устройства, предназначенные для производства и рас-пространения продукции средств массовой информации (ст. 1). Более того, законом разрешается частная собственность на средства мас-совой информации и запрещается владение (учреждение) СМИ иностранными гражданами -- но не иностранными компаниями (ст. 7). В ст. 18 закона говорится, что учредители не могут вмеши-ваться в деятельность редакции средств массовой информации. Исключение может быть сделано только в том случае, если в дого-воре о регулировании взаимоотношений, который обязаны зак-лючить учредитель и редакция, имеется явное указание на допус-тимость подобного вмешательства.

В современной практике, однако (в отличие от времени, когда принимался закон), учредители являются также главными спон-сорами печатного издания, что влечет за собой нарушения данно-го положения. Лишь в некоторых случаях главный редактор, учре-дитель (соучредитель) и владелец основного пакета акций пред-стают одним и тем же лицом. В большинстве случаев финансовая зависимость средств массовой информации от их спонсора пре-вращает редакционную независимость в далекую мечту. Наконец, государственные органы активно вмешиваются в деятельность тех СМИ, учредителями или соучредителями которых они являются.

Со времени принятия данного закона Верховным Советом Рос-сийской Федерации вступили в силу около тридцати других и не-сколько десятков указов Президента РФ, касающихся средств мас-совой информации. Далее следует краткое перечисление соответ-ствующих федеральных законов.

Уголовный кодекс Российской Федерации, который вступил в силу 1 января 1997 г. и заменил прежний (1962), определяет клеве-ту как «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репута-цию» (ст. 129). Кодекс впервые в истории российского законода-тельства вводит уголовную ответственность за правонарушения, связанные с аудиовизуальным сектором и новыми информацион-ными технологиями.

Ст. 151 Гражданского кодекса 1995 г. и ст. 43 закона о средствах массовой информации возлагают ответственность за правильность информации на ответчика (на журналиста или редакцию СМИ).

Закон «О государственной тайне» принят парламентом 21 июля 1993 г. Государственная тайна определяется в нем как «защищае-мые государством сведения в области его военной, внешнеполи-тической, экономической, разведывательной, контрразведыватель-ной и оперативно-розыскной деятельности, распространение ко-торых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». Раскрытие государственных тайн влечет за собой наказание Закон РФ от 21.07.1993г. «О государственной тайне».// СЗ РФ. 1993. №30. Ст. 3124.

.

Закон «О порядке освещения деятельности органов государствен-ной власти в государственных средствах массовой информации» 1994 г. имеет большое значение, поскольку большая часть СМИ в России принадлежит государственным учреждениям разных уровней. За-кон предусматривает ряд событий, связанных с деятельностью государственных органов, подробную информацию о которых дол-жны сообщать соответствующие государственные СМИ. В их число входят обращения и заявления, сделанные Президентом Российс-кой Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой и Правительством РФ; открытие первых официальных сессий палат парламента и нового правительства; а также инаугурация Прези-дента.

Закон «О связи» принят Государственной Думой 20 января 1995 г. Он устанавливает правовые основы для деятельности в области связи, наделяет органы государственной власти полномочиями по регулированию подобной деятельности, определяет права и обя-занности физических и юридических лиц, участвующих в предос-тавлении услуг связи или пользующихся такими услугами. В нем регулируется порядок получения вещательными станциями лицен-зий на передачу их сигналов. Закон предусматривает, что «государ-ственные органы имеют право приоритетного использования лю-бых сетей и средств связи независимо от ведомственной принад-лежности и форм собственности».

Закон «Об информации, информатизации и защите информа-ции» принят Государственной Думой 25 января 1995 г. и вступил в силу 20 февраля того же года. Разработан он только что созданным тогда Комитетом по политике информатизации (сокращенно: Роскоминформ) при Президенте Российской Федерации -- ведущим правительственным органом, занимающимся проблемами инфор-мационного общества и информационных технологий. Закон оп-ределяет большое число понятий и задач, связанных с информа-цией. В нем рассматриваются вопросы прав на информацию, име-ются также положения о доступе к информации Федеральный закон РФ от 25.01.1995г. «Об информации, информатизации и защите информации».// СЗ РФ. 1995. №3. Ст.1230.

.

Закон «О рекламе» принят Государственной Думой 14 июня 1995 г. и вступил в силу в июле 1995 г. Он определяет рекламу и правовых субъектов в этой области. В нем делается акцент на таких терминах, как «достоверность», «добросовестность» и «этичность» в рекламе. Закон определяет особенности различных форм рекла-мы и предлагает методы государственного и общественного конт-роля за рекламой. Этим законом введен полный запрет на телеви-зионную рекламу алкогольных напитков и табака с 1 января 1996 г.

Закон «Об экономической поддержке районных (городских) га-зет», принятый Государственной Думой 24 ноября 1995 г., предус-матривает выделение из федерального бюджета дотаций газетам, издаваемым органами местного самоуправления, по рекоменда-ции общественных объединений при представлении финансово-экономического обоснования. Такие издания включаются в Феде-ральный реестр и могут получать дотации на покрытие части зат-рат по оплате бумаги, полиграфических услуг и федеральной почтовой связи.

Закон «О государственной поддержке средств массовой инфор-мации и книгоиздания Российской Федерации» принят Государственной Думой 18 октября 1995 г. и вступил в силу 1 января 1996 г. -- одновременно с рядом поправок в действующее налоговое и тамо-женное законодательство. Они предусматривают налоговые и иные льготы средствам массовой информации. При этом не делается различий между государственными и частными изданиями, изда-телями, агентствами новостей или вещательными организациями. Издания и программы эротического и рекламного характера ис-ключены из числа пользующихся льготами. Организации СМИ, которые выпускают и распространяют издания, книги и другую продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой, ос-вобождаются от НДС и налогообложения прибыли в части, зачис-ляемой в федеральный бюджет. В законе предусмотрены другие федеральные налоговые и таможенные льготы, льготные расцен-ки на аренду помещений в зданиях (если они находятся в феде-ральной собственности) и льготные тарифы на услуги связи Федеральный закон РФ от 18.10.1995г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации».// СЗ РФ. 1995. №48. Ст.5128.

.

В 1998 г. Государственная Дума приняла пакет законов, продле-вающих до января 2002 г. государственную поддержку СМИ в Рос-сии. Эти законы были поддержаны всеми думскими фракциями и приняты подавляющим большинством голосов. Данными закона-ми еще на три года продлевается действие закона о государствен-ной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации, который должен был утратить силу 1 ян-варя 1999 г. Несмотря на острый экономический кризис в России, Президент РФ подписал и тем самым ввел закон в действие сразу после того, как он был принят парламентом.

С ослаблением финансовой инфраструктуры и резким сокра-щением рекламного рынка вещатели и издатели еще более, чем прежде, зависят от предоставляемых правительством унифициро-ванных налоговых и таможенных льгот, льготных тарифов на элек-тричество и услуги связи, низких расценок на аренду помещений, находящихся в государственной собственности -- все это предос-тавляется по действующим в настоящее время законам. Согласно пояснительной записке, которая сопровождает законопроекты, они замедлили процесс снижения доли информационных изданий и программ в СМИ и снизили темпы падения в книгопечатании.

Закон «Об участии в международном информационном обмене», принятый Государственной Думой 5 июня 1996 г. и подписанный Президентом России 4 июля 1996 г., представляет собой основной документ, регламентирующий вопросы международного информа-ционного обмена, в том числе средств массовой информации. Закон нацелен на обеспечение эффективного участия и сильных пози-ций России в международной информационной инфраструктуре. В нем обязанностями органов государственной власти называются такие задачи, как обеспечение субъектов Федерации иностранны-ми информационными продуктами и услугами, пополнение и за-щита информационных ресурсов (банков данных, архивов и т.п.), внедрение современных технологий и содействие информацион-ному обмену через государственные границы. Согласно закону, нельзя ограничивать вывоз из Российской Федерации массовой информации, документированной в материальной и идентифици-руемой форме. Закон дает некоторым правительственным учреж-дениям право контролировать различные аспекты международно-го, обмена информацией. В двух случаях вводится лицензирование деятельности по международному информационному обмену: когда информационные ресурсы вывозятся из России или государство платит за информацию, ввозимую в Россию для пополнения на-циональных банков данных.

5 сентября 1997 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на уча-стие в референдуме граждан Российской Федерации». Он был под-писан Президентом РФ Б. Ельциным 19 сентября 1997 г. и вступил в силу 30 сентября 1997 г. Предвыборная агитация определяется в нем как «деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, из-бирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избира-телей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них». Закон регламен-тирует агитацию во время проведения избирательных кампаний и референдумов, гарантирует всем зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям и избирательным блокам равные ус-ловия доступа к средствам массовой информации в той форме и таким образом, какие они выберут самостоятельно. В законе уста-навливаются единообразные временные рамки предвыборной аги-тации: она должна начинаться в день регистрации кандидата и прекращаться за 24 часа до дня голосования. В течение трех дней до дня голосования, а также в самый этот день не допускается опуб-ликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами и референдумом. Закон ус-танавливает специальные правила для средств массовой информации, учредителями которых являются государственные и муници-пальные органы, и для СМИ, субсидируемых государством либо пользующихся предоставленными государством преимуществами или налоговыми льготами, которых нет у других средств массовой информации. В ст. 40 закона оговаривается, что такие общероссий-ские вещательные компании обязаны выделять всем зарегистри-рованным кандидатам и партиям не менее одного часа бесплатно-го эфирного времени по будням в то время, когда телепрограммы собирают наибольшую аудиторию. Соответствующие региональные станции должны предоставлять по 30 минут бесплатного эфирного времени в рабочие дни. Все другие средства массовой информации имеют право участвовать в избирательной кампании, но обязаны назначить единые условия для всех кандидатов. Как в случае бес-платного, так и платного эфирного времени, каждый кандидат или партия должны иметь право на получение равной доли време-ни, выделенного для предвыборной агитации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.