реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Введение в предпринимательское право

реферат
p align="left">Экономическое руководство государства в настоящее время все более отделяется от актов исполнительно-распорядительной деятельности, теряет характер приказов-директив, “экономизируется”. Применение экономических рычагов (налогов, льгот, экономических санкций, дотаций, субсидий) занимает в сфере отношений руководства все более значительное место, а отношения, основанные на “власти и подчинении”, характерные для административного права, уступают свое место воздействию на интерес и с помощью интереса.

Различия трудового права и предпринимательского права. От трудового права предпринимательское право отличается тем, что воздействует не на отношения отдельных лиц, нанявшихся на работу и подчиняющихся в силу этого правилам внутреннего трудового распорядка, установленному режиму работы и другим отношениям найма, а на предпринимательские отношения предприятий и их подразделений в целом как хозяйственных образований.

Наличие организационно-имущественного обособления, хозяйственного договора является признаком предпринимательских отношений, позволяющим отграничить их от трудовых отношений.

К трудовому праву следует отнести регулирование отношений по коллективному договору, деятельности трудовых коллективов, их советов в той части, которая адресована правам отдельных работников. В той же части, где трудовой коллектив предприятия реализует свою волю в хозяйственном обороте, определяет условия контракта с руководителем, принимает решение о преобразовании подразделения предприятия, его деятельность и возникающие вследствие этого отношения подпадают под предпринимательское правовое регулирование.

Различия финансового права и предпринимательское право. От финансового права предпринимательское право отличается тем, что регулирование бюджета (государственного плана формирования и реализации доходов государства) является предметом финансового права.

Регулирование же источников доходов предприятий и их использование в воспроизводственном кругообороте составляет предмет предпринимательского права. Предпринимательская деятельность невозможна вне образования по определенным правилам доходов и их реализации. Она предполагает надлежащее формирование предприятием себестоимости, точное определение доходов и прибыли. Поэтому в части движения денежных средств хозяйствующих субъектов регулирование осуществляется нормами предпринимательского права. В части же образования государственных доходов на основе налогов, направления бюджетных средств отношения составляют предмет финансового права.

Отграничение земельных и предпринимательских отношений. Этот вопрос не вызывает особых сложностей. Сам объект - земля и связанные с нею отношения, даже по поводу вовлечения ее в оборот на основе передачи в собственность, ввиду особой важности данного объекта, составляют предмет земельного права. То же следует сказать о водных, горных, лесных и природоохранных отношениях. Для хозяйственной деятельности земельные и иные природоресурсные отношения являются, хотя и важными, но не главными, а сопутствующими. Поэтому хозяйственно-правовым регулированием не охватываются.

Разграничение государственного права и предпринимательского права. Конституционные установления, определяющие государственное устройство федерации, разграничение предметов ведения высших органов власти и управления федерации и республик, положения других законов в части, обеспечивающей реализацию государственного устройства и полномочия органов власти и управления в сфере экономики, составляет предмет государственного права.

Что касается вопросов установления прав и обязанностей государства в целом, отдельных республик, регионов с отдельными предпринимателями, они регулируются нормами предпринимательского права.

Эти границы четко просматриваются в реальной ткани взаимодействия государства (федерации и входящих в нее республик), регионов с хозяйственными образованиями, когда акты государственных органов направлены на установление, изменение или прекращение хозяйственных правоотношений воспроизводственного процесса. Так, акты о создании или прекращении субъектов хозяйственной деятельности, о защите рынка от монополистической деятельности отдельных субъектов, установлении приоритетов и льгот для хозяйствующих субъектов реализуются с помощью норм предпринимательского права.

Деятельность государственных органов вне экономической сферы или даже в сфере экономики, но не затрагивающая отношений конкретных субъектов в области хозяйствования, является предметом государственного права. Деятельность государства (его органов) в сфере экономики, затрагивающая права и интересы субъектов хозяйствования, - предмет предпринимательского права.

Сельскохозяйственное право и предпринимательское право. В любой отрасли народного хозяйства регулирование отношений имеет свои отраслевые особенности. Имеются они и в отрасли сельского хозяйства, функционирующей в составе агропромышленного комплекса страны.

В последние годы выдвинута концепция самостоятельности сельскохозяйственного права, как обеспечивающего регулирование всех общественных отношений, возникающих в ходе производства и реализации сельскохозяйственной продукции, ее переработки в рамках деятельности агропромышленного комплекса.

По сути дела отношения организации сельскохозяйственного производства и взаимодействующих с ним обслуживающих организаций, организаций промышленности, торговли, кооперации являются теми же предпринимательскими отношениями, возникающими в связи с профессиональным производством товаров. Та часть сельскохозяйственного права, которая обеспечивает регулирование данных отношений, является подотраслью предпринимательского права.

2. ИСТОЧНИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

2.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

Под источником права понимаются определенные формы выражения государственной воли, складывающиеся из принятых в определенном порядке компетентными государственными органами актов, которыми устанавливаются нормы права.

Источниками предпринимательского права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие предпринимательские отношения.

Законодательство о предпринимательской деятельности включает законы и подзаконные нормативно-правовые акты, являющиеся источниками предпринимательского права.

Если предпринимательское право представляет собой совокупность правовых норм по регулированию предпринимательских отношений, то законодательство о предпринимательской деятельности - совокупность нормативных актов, в которых содержатся данные нормы.

Конечно, нормы одной отрасли права могут включаться в нормативные акты другой отрасли законодательства. Так, с одной стороны, нормы предпринимательского права содержатся в гражданском законодательстве. С другой стороны, в нормативных актах предпринимательского законодательства содержатся нормы гражданского права, примером чего являются транспортные уставы и кодексы. Преимущественно это акты предпринимательского законодательства, но в части регулирования перевозки пассажиров и багажа они содержат нормы гражданского права.

Выражая содержание предпринимательского права как отрасли права, предпринимательское законодательство является его внешней формой и характеризуется теми же признаками, что и предпринимательское право.

Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы, как нормативные акты высших органов государственной власти, обладают высшей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Статья 76 Конституции РФ разграничивает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами. Поэтому федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Переход к законодательству, а не подзаконному регулированию экономики, несомненно, следует отнести к положительному явлению в жизни страны. Достоинство закона, состоящее в его высоком уровне подготовки и принятия, непререкаемости, абсолютном знании (никто не вправе ссылаться на его незнание) делают закон мощным рычагом реализации экономического строительства. Именно закон регламентирует исходные позиции рыночной экономики.

Основным видом источников законодательства о предпринимательской деятельности являются законы Российской Федерации.

Главным источником безусловно является Конституция Российской Федерации. Для предпринимательского права центральное значение имеют нормы ст. 8 и ст. 9, определяющие равенство форм собственности. Переход к рыночным отношениям диктует необходимость использовать в экономике конкурентное взаимодействие всех форм собственности: государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности.

Будучи Основным законом нашей страны, Конституция РФ содержит в себе нормы различных отраслей права.

Конституционные основы устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен. К числу таких прав и свобод нужно отнести право на собственность, право на информацию, право на судебную защиту и т.п.

Конституционные нормы создают основу для единообразного предпринимательского правового регулирования. Это выражается в том, что в соответствии со ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия отнесены к компетенции Российской Федерации. Поэтому любые акты субъектов РФ, принимаемые по этим вопросам, незаконны.

Особое место занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты в виде основ и кодексов. Отраслевые кодифицированные нормативные акты являются прежде всего базой для развития всего текущего отраслевого законодательства на территории Российской Федерации.

В принятом в 1994-1995 гг. новом Гражданском кодексе РФ предмет предпринимательского права вошел в предмет гражданского права. Авторы Гражданского кодекса часть предпринимательских отношений по горизонтали отнесли к сфере гражданского законодательства, а предпринимательские по вертикали, не вошедшие в эту сферу и не регулируемые комплексно административным правом, оставили не урегулированными. Учитывая сложность и многоуровневость предпринимательских отношений, а также объективно оценивая социально-экономическую обстановку в России в настоящее время и необходимость скорейшего создания основ нормативно-правовой базы рыночной экономики, позиция авторов Кодекса вполне объяснима.

Представляется, что высказываемые предложения о проведении кодификации предпринимательского законодательства путем издания единого федерального закона, который установит общие правила и основные положения регулирования предпринимательских отношений во всех отраслях экономики и по всем видам хозяйственной деятельности, приведет предпринимательское законодательство в единую систему.

Среди подзаконных, регулирующих предпринимательские отношения, нормативных актов большой массив составляют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Указы Президента не могут противоречить Конституции и федеральным законам РФ. В случае их противоречия действует норма Конституции, законы РФ. Указы Президента как средство регулирования предпринимательских отношений применяются при пробельности в решении законом тех или иных вопросов или при необходимости оперативного принятия законодательных решений.

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также являются источниками предпринимательского права. Постановления Правительства РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и Указам Президента РФ.

В противном случае постановление Правительства РФ может быть отменено Президентом РФ в соответствии с п. 3 ст. 115 Конституции РФ. Акты правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитие и исполнение законов.

В ряде источников предпринимательского права стоят акты министерств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере (например, антимонопольных органов и др.).

Местные органы власти и управления также могут издавать нормативные акты хозяйственно-правового содержания, опираясь на Конституцию РФ и соответствующие законы.

Статья 73 Конституции РФ предусматривает возможность регулирования субъектами РФ отношений, находящихся вне пределов ведения, установленных ст. 71-72. Главные регулирующие возможности территориальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды. Так, например, район вправе определить правила пользования природными ресурсами, правила пользования водозаборными сооружениями, условия и порядок разгосударствления и приватизации муниципальных предприятий и муниципального имущества (ст. 55 п. 7, 11, 16 Закона “О местном самоуправлении”) и др.

Советское и современное российское законодательство о предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов никогда не было кодифицировано.

В настоящее время основной массив нормативных актов составляют акты министерств и ведомств, а законами и указами урегулированы далеко не все вопросы предпринимательской деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.