реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Возникновение государства и права

реферат
p align="left">Суверенитет государства может быть принудительно частично ограничен другими государствами в интересах международной безопасности, например для пресечения готовящейся им войны, а также добровольно - по договоренности с другими государствами. Если же власть государства на его территории, особенно в области экономики, ограничивается незаконно или в противоречие с нормами международного права, то такое государство утрачивает свой суверенитет и превращается в колонию (придаток) другого государства.

Суверенная власть развитого государства исходит от народа, основывается на его суверенитете в решении коренных вопросов внутренней и внешней политики государства. Формально такой суверенитет провозглашается признанием народа носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве. Но такой суверенитет будет реальным только в случае, если народ имеет возможность выражать и реализовывать свою волю через референдумы и выборы в органы власти.

Наряду с государственным и народным суверенитетом в государстве может быть признан суверенитет нации. Нация в государстве - часть народа, обычно большая (например, русские в России). Под суверенитетом нации понимается ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Суверенитет власти государства, народа или нации устанавливается конституцией государства.

- Собственная правовая система (связь с правом). Государство осуществляет свою власть на основе общеобязательных правил поведения, закрепляемых в различных источниках, например, в нормативных правовых актах. В большинстве развитых государств правовая система основывается на конституции ( основном законе ) , принимаемой на референдуме после всенародного обсуждения. Иные акты органы государства принимают на основе и во исполнение конституции.

- Налоги и денежная единица (налоги и сборы). Для содержания государственного аппарата и выполнения своих функций государство закрепляет в законах систему налогов. Налоги являются основным источником пополнения государственного бюджета (казны). Получение государством значительных доходов от продажи природных ресурсов и полезных ископаемых, которые не нужно производить, можно рассматривать как временное явление, поскольку такие ресурсы исчерпаемы.

Налоги в государстве исчисляются и собираются в денежной единице, принятой в нем. Она нередко является единственным законным платежным средством в данном государстве, исключающим официальные расчеты в иностранной валюте. Собственная денежная единица не исключает использование наряду с ней межгосударственных денежных единиц, установленных нормами международного права.

- Символика. Каждое государство имеет свой герб, флаг, гимн и столицу, являющимися его символами, в которых обобщенно отражаются его история, традиции, памятные события, цели развития. Они идентифицируются государством внутри страны и в международных отношениях.

Исходя из признаков государства, его можно определить как организацию управления обществом, имеющую собственный аппарат управления, осуществляющую власть на определенной территории в отношении проживающего на ней населения.

3. Причины возникновения права. Признаки, отличающие права от социальных норм первобытнообщинного строя (классово-волевой, общеобязательный и формально-определительный характер). Пути формирования правовых норм.

Деятельность людей, каждого человека в обществе регулируется различными нормами. Такие нормы называют социальными, так как соблюдение их человеком имеет значение для других людей. Социальные нормы имеют следующие общие признаки:

-формируются в процессе жизнедеятельности людей, развиваясь исторически;

-являются правилами поведения, соответствующими требованиями времени и обстановки;

-представляют собой образцы для контроля за деятельностью людей.

Социальные нормы весьма разнообразны и образуют свою систему. Наряду с правовыми нормами к социальным относятся нормы морали, обычаи, религиозные, корпоративные и технические. Выявление в системе социальных норм места и роли норм права имеет важное практическое значение для определения возможностей и пределов регулирования правом общественных отношений.

Все признаки права, несмотря на различие их содержания, обладают рядом общих признаков, позволяющих ограничить их от ненормативных правовых предписаний и других социальных норм. К числу этих признаков относятся:

-Властность (классово - волевой признак). Этот признак норм права стоит на первом месте, так как они устанавливаются властью государства. До возникновения государства не могли появиться и правовые нормы, посредством которых государство реализует свою власть. Поэтому любая правовая норма, исходящая от государственных органов, содержит властное веление государства.

Властность норм права является их неотъемлемым признаком не только потому, что они регламентируют определенные правила поведения, но и потому, что они устанавливают такие отношения, урегулированность которых правовыми нормами рассматривается руководителями государства как необходимое условие для самосохранения и стабильного развития обществ, нейтрализации хаоса в общественной жизни.

С течением времени отдельные правовые нормы могут утрачивать свою властность, их станет невозможно исполнять в связи с изменившейся социально - экономической обстановкой, стихийными действиями и другими обстоятельствами. В таких случаях государство, реализуя свою власть в новых условиях, обязано своевременно изменить их или признавать утратившими силу. Иначе устаревшие нормы права будут способны породить антиправовой хаос, от которого пострадают люди.

Формальная определенность (формально-определительный характер). По этому признаку правовые нормы отличаются от норм морали, существующих в устной форме. Правовым нормам необходима письменная форма для того, чтобы властное веление государства было выражено в ней четко и недвусмысленно, понято всеми людьми. Правовые нормы письменно закрепляются в нормативно - правовых актах.

Общеобязательность. Данный признак тесно связан с властностью правовых норм. Уклонение от общеобязательной правовой нормы рассматривается как правонарушение.

Общеобязательность позволяет норме права постоянно влиять на общественные отношения. Однако, чтобы норма права могла действовать реально, она сама должна отвечать определенным требованиям:

-не противоречить традициям и интересам большинства граждан государства;

-содержать такие правила поведения, чтобы в жизни не было существенных затруднений в их реализации;

-обстоятельства, предусмотренные нормой права, при которых она подлежит применению, должны быть легко узнаваемыми всеми правоприменителями.

Названные признаки правовой нормы тесно взаимосвязаны. Исходя из этого, нормы права можно определить как властные, письменно закрепленные, общеобязательные правила поведения людей в обществе, установленные государством и охраняемые им от нарушений.

-Право и мораль. Нормы морали распространяют свое влияние на всех и каждого, на все виды деятельности и мышление людей.

Мораль появилась задолго до государства и, следовательно, права, и поэтому первична по отношению к ним. Нормы морали, в отличие от права, не являются общеобязательными и не имеют письменной формы закрепления. Однако право нередко заимствует из морали такие принципы и категории, как гуманизм, добросовестность, справедливость, заботливость и т.п., тем самым делая их общеобязательными. Ответственность за нарушение правовых норм является действенным средством воздействия на нарушителей моральных норм, поскольку нормы права, особенно в правовом государстве, нередко основаны на нормах морали. Собственно, право отчасти и возникло потому, что нормы морали, не снабженные государственным принуждением, оказались не в силах самодостаточно и надлежащим образом регулировать усложняющиеся общественные отношения между различными социальными группами, каждая из которых пыталась выработать свою мораль.

Существенное влияние морали на право придает ему моральную направленность.

-Право и обычаи. Обычаи - это правила поведения, сформировавшиеся в результате многократного длительного применения, вошедшие в привычку и тем самым регулирующие поведение людей.

Право допускает действие обычаев, не нарушающих свободу других лиц. В то же время обычаи, имеющие прогрессивное значение, могут послужить основой правовых норм, быть закреплены в целях придания им большей значимости и обязательности.

-Право и религиозные нормы. Религия издавна использовалась «власть придержащими» как средство для удержания, укрепления и возвеличивания их власти. Ее нормы имели большое воспитательное значение. Не случайно ряд библейских заповедей позднее трансформировались в соответствующие правовые нормы.

Религиозные нормы, если государство признает религию государственной, имеют большое регулятивное воздействие, особенно на верующих. Однако светское государство не признает общеобязательность религиозных норм.

-Право и корпоративные нормы. Корпоративные нормы имеют сходство с правовыми, поскольку закрепляются письменно, но выражают волю только членов общественных объединений.

Однако корпоративными, по сути, являются также нормы, устанавливаемые в отдельных организациях и трудовых коллективах и распространяющиеся на их сотрудников. Такие корпоративные нормы признаются трудовым законодательством и устанавливаются в правилах внутреннего трудового распорядка и других актах организации.

-Право и технические нормы. Технические нормы - это правила, определяющие безопасное обращение людей с техникой, орудиями и средствами производства. Они часто закрепляются в актах органов государственной власти.

В свою очередь, право как вид социальных норм имеет собственные признаки, отличающие его от других социальных норм, в которых выражается его сущность.

-Право возникает с появлением государства, выражает его волю и развивается вместе с ним. Поэтому сущность права обуславливается его государственным строем, характером отношений классов и социальных групп, а также материальными условиями жизни конкретного общества и его культурой.

-Право в силу его общеобязательности ограничивает деятельность органов и должностных лиц самого государства.

-Право состоит из норм, каждая из которых имеет собственные признаки (властность, формальную определенность, нормативность и общеобязательность) и относится к определенному виду.

-Право представляет собой сложную формализованную систему с множеством элементов - отраслей, институтов и норм.

-Право в отличие от других социальных норм существует в конкретном государстве в единственном числе. Создаваемы государством нормы права не могут противопоставляться друг другу. Все они образуют право в совокупности и должны применяться только во взаимосвязи.

-Право может быть учреждено не только государством, но и всем обществом, народом в результате социальной революции или референдума по инициативе граждан.

-Право не совпадает с нормативно - правовыми актами, действующими в государстве, поскольку отдельные из них могут быть признаны несоответствующими другими правовыми актами и отменены.

Таким образом, право - это вид социальных норм, возникающих с появлением государства, в которых выражаются его властные веления, обеспечивающие его деятельность и охраняемые им от нарушений.

4. Характеристика теорий происхождения государства: теологической, патриархальной, договорной, психологической, органической, марксисткой, насилия и др.

На сегодняшний день существует несколько теорий происхождения государства. Традиционно выделяются теологическая, классовая, патриархальная, договорная теория, теория насилия, марксистская, органическая, а также ирригационная теория.

Все перечисленные теории охватывают те или иные стороны происхождения государства.

Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).

Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства, государственной власти, утверждает и защищает тезис «вся власть от бога».

Оценивая данную теорию, необходимо отметить, что освещение власти божественным, придавало власти и авторитет, и безусловную обязательность. Не случайно, что эта теория была весьма распространена в средние века.

Божественная теория получила своеобразное развитие и в трудах некоторых современных теологов, которые утверждали, что переход к производящей экономике, начавшийся 10 -12 тысяч лет назад, имел божественное начало и религиозное обоснование данного предположения содержится еще в библии.

Теологическая теория исходит из религиозных воззрений, она не является научной, но отражает отдельные реальные процессы, действительно имевшие место в процессах становления государства

Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. В соответствии с патриархальной теорией государственная власть является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа - это как власть отца в семье.

Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха ассоциируется властью отца над членами его семьи

Зародилась эта теория в Греции, обоснование получила сначала в трудах Аристотеля, но своё развитие нашла в XVII веке в сочинениях англичанина Фильмера “Патриарх”. Фильмер, сторонник неограниченной королевской власти, пытался, опираясь на библию, доказать, что Адам, который, по его мнению, получил власть от бога, передал затем эту власть своему старшему сыну - патриарху, а тот уже своим потомкам - королям.

Вместе с тем, современное состояние научных знаний о происхождении государства, возникновению частной собственности, отнюдь не умаляет первоначальную роль семьи. С одной стороны, появление ” “больших семей” общинников-земледельцев - основного звена раннеклассового общества, с другой - династическое присвоение должностей в раннеклассовых первичных городах-государствах - это вполне реальные, научно установленные процессы.

Значительной теорией происхождения государства является договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в Древней Греции. Договорная теория была переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосударственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, то они могут быть лишены власти.

В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди. Согласно этой теории государство - это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.

В договорной теории различали первичный договор объединения и вторичный договор подчинения, договор народа с князем или иным государственным органом.

При этом общественный договор предполагался не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, ложившегося в основу появления государства, а как состояние общества, когда люди добровольно объединились в его государственно-организационную форму.

Договорная теория была крупным шагом вперёд в познании государства, т.к. полностью отрицала религиозные представления о происхождении государства и государственной власти. Побочно она выявила некоторые реалии в возникновении отдельных государственных образований.

Отражала эта теория и договорную практику многих феодальных европейских городов, заключавших договоры с князем о его материальном обеспечении взамен на управление городом, на защиту города.

Договорная теория имела и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного монарха, вплоть до революционного восстания.

Даже в XX веке эти идеи получали своё распространение и воплощение, например, когда было заключено соглашение («поразумения») в кризисный период 80-х годов между польской «Солидарностью», представлявшей как бы польский народ, и властью.

Позитивное содержание договорной теории происхождения государства было столь значительным, что оно и сейчас используется во многих демократических, либеральных движениях.

Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма.

Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души.

Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства

Теория насилия. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права.

Теория насилия в основу происхождения государства кладёт акт насилия, как правило, завоевание одного народа другим. Для закрепления власти победителя над завоеванным народом, для насилия над ним и создается государство.

Государство, по мнению представителей этой теории, возникало из силы, навязанной обществу извне. Классовое деление общества имело этническое, даже расовое происхождение.

Сторонники теории насилия считают, что государство не результат внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила, что первобытная родовая демократия сменяется государственный организацией только под внешними ударами.

Данная теория, улавливая отдельные явления в образовании государства, преувеличивает их, придает им универсальный характер. Действительно, завоевания одним народом другого имели место, отражались и на социально-этнической структуре вновь возникающего общества.

Вместе с тем и «завоевательный» фактор в образовании государств отбрасывать не следует, помня о том, что история дает множество примеров поглощения, растворения побеждённым народом завоевателей, сохранение и усвоение завоевателями государственных форм побеждённых народов.

Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного общества. Психике индивида якобы изначально присуща потребность к повиновению, подчинению "выдающимся личностям

Расовая теория появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы - деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые - недочеловеки - слепо повиноваться первым.

Расовая теория считала важнейшим средством решения всех проблем войну, которая, являлась жизненной необходимостью для государства. К примеру, Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что возникновение государства имеет экономические причины: общественное разделение труда, появление частной собственности, а в последующем - раскол общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Результат этих процессов -возникновение государства. Но если государство возникло в результате деления общества на классы, то напрашивается вывод , что государство есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Согласно материалистической предпосылками возникновения государства является возникновение частной собственности и классовое расслоение, связанное с неравным распределением собственности.

Литература:

- Нечаева А. Семейное право. М.: Юристъ, 2007.

- Кружалова Л.В., Морозова И.Г. Справочник юрист по семейному праву. СПб., 2007

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.