реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Возникновение государства в Древнем Риме

реферат
p align="left">Наряду с этими мероприятиями в интересах низших слоев римских граждан Гай Гракх провел и мероприятия в интересах всадников. В их пользу был изменен порядок откупа налогов с провинций.

Наконец, поскольку Гай Гракх был трибуном, возросла роль этой магистратуры, оттеснившей на второй план даже консулов. Однако, удовлетворив интересы большинства римских граждан, Гай потерял их поддержку в попытке распространить права римского гражданства на свободных жителей Италии. Сенатской аристокра-тии удалось провалить этот непопулярный среди римских граж-дан законопроект, популярность Гая упала, он был вынужден сло-жить с себя полномочия трибуна и в 122 году до н.э. был убит.

Провал законопроекта о предоставлении прав римских граж-дан свободным жителям Италии, считавшимся союзниками Рима, вызвал крайнее недовольство союзников, вылившееся в I в. до н.э. в союзнические войны, существенно осложнившие положение Рима в условиях массовых восстаний рабов и длившихся десятилетиями завоевательных войн в провинциях.

В результате Союзнической войны 91--88 гг. до н.э. жителям Италии удалось уравняться в правах с римскими гражданами. Но это не ослабило политическое напряжение в Риме -- обострились противоречия между возникшими в среде свободных граждан груп-пировками оптиматов, опиравшихся на сенат, и популяров, боров-шихся против сенатской олигархии. И те и другие использовали подкупаемых люмпенов. Борьба между ними привела в I в. до н.э. к гражданским войнам История государства и права зарубежных стран. Часть1.Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1998.

.

Крайнее обострение политической ситуации в Риме, вызван-ное восстаниями рабов, недовольством мелких землевладельцев, чьи хозяйства приходили в упадок, не выдерживая конкуренции с крупными латифундиями в результате участия хозяев в бесконеч-ных военных походах, союзнических и гражданских войнах, потре-бовали усиления центральной государственной власти. Все более очевидной становится неспособность старых политических учреж-дений справиться с осложнившейся ситуацией. Предпринимаются попытки приспособить их к новым историческим условиям. Наибо-лее важная из них была предпринята в период диктатуры Суллы (82--79 гг. до н.э.). Опираясь на верные ему легионы, Сулла заста-вил сенат назначить его диктатором на неопределенное время. Он приказал составить проскрипции -- списки своих противников, которые подлежали смерти, а их имущество -- конфискации. Уве-личив число сенаторов, упразднив должность цензора, он попол-нил сенат своими сторонниками и расширил его компетенцию. Огра-ничена была власть трибуна -- его предложения должны предва-рительно обсуждаться сенатом, -- а также и компетенция народ-ного собрания -- из нее были изъяты судебные полномочия и кон-троль за финансами, возвращенный сенату.

Установление пожизненной диктатуры выявило стремление нобилей и верхушки всадников выйти из кризисной ситуации пу-тем установления сильной единоличной власти. Оно же показало, что попытки приспособить старую государственную форму к но-вым историческим условиям обречены на неудачу (реформы Сул-лы были отменены Помпеем и Крассом). После Союзнической вой-ны 91--88 гг. до н.э. жители Италии получили права римских гра-ждан. Если до нее этими правами пользовались около 400 000 человек, то теперь их число возросло до двух миллионов. Включе-ние союзников в римские трибуны привело к тому, что комиции перестали быть органами римского народа. Их законодательная деятельность приостанавливается, право избрания должностных лиц утрачивается. Успешные завоевательные войны превратили Рим из небольшого государства-города в столицу огромного государст-ва, к управлению которым старая государственная форма полиса была совершенно неприспособлена.

Необходимость выйти из острого политического кризиса, не-приспособленность старой государственной формы к новым исто-рическим условиям и переход к наемной армии были основными причинами падения полисно-республиканского строя в Риме и ус-тановления военно-диктаторского режима.

Через короткий промежуток времени после диктатуры Сул-лы власть захватывает первый триумвират (Помпеи, Красе, Це-зарь). После него устанавливается диктатура Цезаря, получившего в 45 году до н.э. титул императора (до этого дававшийся иногда как награда полководцу). Затем образуется второй триумвират (Анто-ний, Лепид, Октавиан) с неограниченными полномочиями "для уст-роения государства". После распада триумвирата и победы над Антонием Октавиан получает звание императора и пожизненные права народного трибуна, а в 27 году до н.э. -- полномочия на управление государством и почетное наименование Август, ранее употреблявшееся как обращение к богам. Эта дата и считается началом нового периода истории Римского государства -- периода империи.

Глава IV. Римская империя.

4.1. Общественный и государственный строй.

Установление военно-диктаторского ре-жима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые клас-совые и социальные противоречия.

С расширением пределов Римского государства растет чис-ленность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права граж-данства были предоставлены жителям Италии). Этот процесс про-должался и с переходом к империи: права граждан все чаще пре-доставлялись и внеиталийским жителям провинций -- завоеван-ных Римом стран. Наконец, в 212 году эдиктом императора Кара-каллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Наряду с этим развивается социальная и сословная диффе-ренциация свободных. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укре-пился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сослов-ное деление в нем. Ряды нобилей и всадников, поредевшие в пери-од гражданских войн, пополняются крупными рабовладельцами из Италии и провинций -- муниципалами, провинциальной знатью, а также государственными чиновниками. Нобилитет превращается в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев История древнего мира. Античность. М.: - «Владос», 2000., С. 47

.

То обстоятельство, что социально-эко-номические изменения в период империи были в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период, определило и характер политической структуры Рима -- уста-ревшие республиканские учреждения сохраняются и в первые века существования империи. Немалую роль в этом сыграли и тради-ционные республиканские представления, утверждавшиеся почти половину тысячелетия, покончить с которыми сразу было невоз-можно.

Период империи принято делить на два этапа:

1) принципат (I в. до н.э. -- III в. нэ.), от "принце пс-сенатус" -- первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основа-тель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего;

2) доминат (III--V вв.), от "доминус" -- господин, владыка, что

свидетельствовало об окончательном признании абсолютной вла-сти императора.

4.2. Принципат.

Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью торегшт, избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образовани-ем собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями.

Уже Октавиан получил imperium, включавший помимо тра-диционного командования армией (он взял на себя командование всеми армиями) право объявлять войну, заключать мир и между-народные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. Постановления принцепса начинают рассматри-ваться как имеющие силу закона, и к концу принципата общепри-знанным станет положение: "что решил принцепс, то имеет силу закона" Немировский А.И. У истоков исторической мысли. - Воронеж, 1979., С. 109

.

Принцепсы избираются в нарушение республиканских тради-ций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами. Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор -- формировать сенат из своих сторонников, как трибун -- наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Кроме того, Октавиан получил звание понтифика -- верховного жреца, ведав-шего отправлением религиозных культов.

Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына или усы-новленного), которого сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чаще бывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовых переворотов, совершаемых с по-мощью армии. Преемники Октавиана стали пользоваться теми же полномочиями, постепенно усиливая власть принцепса, хотя пона-чалу им приходилось иногда преодолевать оппозицию сената.

Компетенция сената существенно изменяется. Поскольку из народных собраний сохранились только трибутные, созывавшиеся к тому же все реже, с I в. постановления сената -- сенатус-кон-сульты получают силу закона. Но право принцепса назначать се-наторов и периодически проводившиеся принцепсами "чистки" се-ната привели к тому, что со II в. сенат практически только утвер-ждал предложения принцепса. Почти то же произошло с перешед-шим от народного собрания к сенату правом избирать и контроли-ровать магистратов -- часть из них могла быть избрана только из кандидатов, предложенных принцепсом. Ограничиваются права се-ната по распоряжению государственными финансами и управле-нию провинциями. Полностью утрачивается его компетенция в во-енной и внешнеполитической областях.

Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ве-домств со штатом чиновников. В совет включались префекты, "дру-зья" императора, начальники ведомств канцелярии. В канцелярию входили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др. Члены совета, выполнявшего совещательные функции, и начальники ве-домств канцелярии назначались самим принцепсом из его прибли-женных.

Произошла реорганизация управления провинциями, ставши-ми составными частями Римского государства. Они были разделе-ны на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и граж-данскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вто-рые -- назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, из-биравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении -- сената и принцепса.

Разделение провинций на императорские и сенатские имело еще одно важное последствие. Доходы с сенатских провинций по-ступали в государственную казну, которой распоряжался сенат, доходы же с императорских провинций шли в казну принцепса -- фикс. Поскольку к первым были отнесены немногочисленные (11 из 45), давно завоеванные и, следовательно, разграбленные Римом про-винции, казна сената была перманентно скудной, а порой и пустой. Императорские провинции были завоеваны сравнительно недавно, и ограбление их только начиналось, что давало принцепсу громад-ные доходы, увеличиваемые поступлениями от императорских по-местий и широко практиковавшихся проскрипций. Сенат иногда вынужден был брать у принцепса деньги взаймы.

Постепенно власть принцепса распространялась и на сенат-ские провинции, и к III в. они все стали императорскими.

4.3. Доминат.

Уже в период принципата рабовладельческий строй в Риме начинает клониться к упадку, а во II--III вв. назревает его кризис. Углубляется социальное и сословное расслоение свобод-ных, усиливается влияние крупных земельных собственников, рас-тет значение труда колонов и уменьшается роль рабского труда, приходит в упадок муниципальный строй, исчезает полисная идео-логия, на смену культу традиционных римских богов идет христи-анство. Экономическая система, основанная на рабовладельческих и полурабовладельческих формах эксплуатации и зависимости (ко-лонат), не только перестает развиваться, но и начинает деградиро-вать. К III в. становятся все более частыми и широкими восстания рабов, почти неизвестные начальному периоду принципата. К вос-ставшим рабам присоединяются колоны и свободная беднота. По-ложение осложняется освободительным движением покоренных Римом народов. От захватнических войн Рим начинает переходить к оборонительным. Резко обостряется борьба за власть между вра-ждующими группировками господствующего класса Поляк Г.Б., Маркова А.Н. «Всемирная история». М.: - «ЮНИТИ»,1995., С. 162

.

Принципат подавил дух гражданственности у римлян, рес-публиканские традиции ушли теперь уже в далекое прошлое, по-следний оплот республиканских учреждений -- сенат окончатель-но подчинился принцепсу. С конца III, в. начинается новый этап истории империи -- доминат, во время которого Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.