ысказывается также мнение, что функции государства следует делить на основные и неосновные. Конечно, такое деление весьма условно, т.к. критерий такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все ви-ды деятельности государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направле-ния становятся для государства основными.К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции государства на основе этого принципа. Соответственно функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управлен-ческие, правоохранительные, в том числе судебные, и информационные. Осо-бенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс ре-ализации государственной власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей государственной власти законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма ча-сто используемая в научных и практических целях.Следует обратить особое внимание на информационную функцию, кото-рая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации. Она - эта функция - имеет свое содержание, способы и структуры, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы пере-дачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.Классификация функций, опирающаяся на разделение властей, не у всех ученых-юристов вызывает признание. Дело в том, что это, как считают мно-гие ученые, собственно, не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, су-дебная деятельность и т. д. Происходит, по их мнению, смешение функций государства и государственной власти. Функции же государства - это деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией. Поэтому в теории государства наиболее распространено и признаваемо чле-нение функций на внутренние и внешние, т. е. на определение деятельности го-сударства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно организованным обществам, другим государством (внешняя функция). Внутренние функции государства проявляют себя в экономическое, политической, социальной, идеологической сферах жизни общества. Например, в экономической области на разных этапах государственности функции могут выполнять роль «ночного сторожа» (невмешательство в экономичес-кую жизнь), выполнять регулятивную социальную роль, осуществлять хо-зяйственно-организаторскую функцию, обеспечивать учет меры труда и ме-ры потребления, планово-программное воздействие на экономику и т. п. Понятно, что та или иная функция более или менее ярко проявляется на со-ответствующем этапе государственности, например, учет меры труда и меры потребления («не трудящийся да не ест») в раннеклассовых, социалистичес-ких государствах. Внешние функции - защита общества от нападений извне, мирное сотрудничество с другими государствами, обеспечение геополитических инте-ресов и т. п. - также характеризуют деятельность государства как целостную организацию общества, но уже обращенную не внутрь, а вовне его жизнеде-ятельности. Деление функций на внутренние и внешние - это определенное наследст-во, доставшееся современной отечественной теории государства от ее предыдущего марксистско-ленинского методологического подхода. На предыдущем этапе в теории государства классификация функций жестко привязывалась к классовой сущности государства. Внутренние функции проходили по «ведом-ству» классовой сущности государства, например хозяйственно-организатор-ская функция наиболее ярко характеризовала социалистическое государство, ведь его назначение, как декларировалось, сводилось к построению социали-стической экономики. Во всех прежних учебниках неизменно подчеркива-лось, что «по мере продвижения к коммунизму экономическая роль государ-ства будет усиливаться, в связи с чем неизменно возрастает роль, объем и сложность содержания его хозяйственно-организаторской функции, посколь-ку она имеет целью создание материально-технической базы коммунизма». Исторический опыт показал, что это не так. И на современном этапе как раз требуется отказ от государственного патернализма, уход от уравнитель-ной психологии и социального иждивенчества, вытекавших из организаторско-хозяйственной функции государства. Внешним функциям, как правило, отводилась роль общесоциаль-ных функций: борьба за мир, обеспечение международного сотрудничества и т. п., хотя зачастую все это имело демагогический характер. Сейчас членение функций на внутренние и внешние утратило в извест-ной степени свое значение, т.к. многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства), и наоборот. Более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и ис-пользования ядерной, информационной технологий, в области зашиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию. 2.5. Структура государства, обеспечивающая выполнение функцийОсобую проблему представляет решение вопроса о централизации и децентрализации функций государства, который имеет несколько аспектов. В условиях тоталитарного и, как правило, унитарного государства происхо-дит чрезмерная централизация функций - большинство вопросов решается в центре. В условиях федеративного государства, создания новых государст-венных образований, например СНГ, с неизбежностью встают вопросы о разграничении сфер деятельности между центром и субъектами федерации, между надгосударственными органами и органами государства. При этом возникает целый ряд противоречий, касающихся раздела собственности, чет-кого определения границ (государственных и административных), двойного гражданства, свободы передвижения граждан и многих других вопросов.Например, в пределах Российской Федерации возникают проблемы децентрализации функций. Необходимо разграничить сферы деятельности полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти на местах как бы трех уровней: органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, органами власти автономных об-ластей и округов и органами власти краев, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга.Есть такие вопросы, при решении которых централизация, понимаемая как монополия центра, не только неизбежна, но и полезна делу. Это относится к таким стратегическим вопросам, как совместная оборона, обеспече-ние национальной безопасности и политической стабильности, освоение космоса, обеспечение транспорта, связи и т. п. Но есть вопросы другого ро-да, где объективно требуется децентрализация функций государства, учет местной специфики, который может быть осуществлен только местными ор-ганами власти. Например, в процессе перехода к рыночной экономике для обеспечения стабильных рабочих мест необходимо тесное взаимодействие центральных органов и органов местного самоуправления.2.6. Госу-дарственный аппарат. Бюрократия и функции государст-ва. Функции государства, государственной власти, органа государстваНо проблеме децентрализации функций в Российской Федерации свой-ствен еще один аспект. Выше уже отмечалось, что становление многоуклад-ной рыночной экономики влечет изменение ролей государства и человека в обществе. Формирование саморазвивающегося гражданского общества, состоящего из экономически, политически и юридически самостоятельных (автономных) субъектов, предполагает сужение роли государства, в том чис-ле сужение его функций, и расширение роли граждан и их объединений. В функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех средств и способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций. Такой обеспечивающей структурой является государствен-ный аппарат - система органов государства, создаваемых специально для выполнения функций государства. Подчеркнем, что функции государства, а не различные функции различных ветвей власти, обеспечивает государственный аппарат в целом, в комплексе, в системе. Но при этом, разумеется, каждое звено этого аппарата, каждый орган имеет и свои собственные функции, представляющие разделение труда по уп-равлению обществом. Вот почему надо различать функции государства, функ-ции государственной власти и функции государственных органов. Итак, для обеспечения выполнения своих функций в любом государстве формируется специальная структурная организация, называемая государствен-ным аппаратом. Он олицетворяет материальную силу государственной власти. Аппарат государства - это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделен-ных властными полномочиями, а также располагающих материально-техниче-скими возможностями для осуществления своих функций. Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата. Для об-разования государственного органа необходима правовая основа, т. е. издание специального нормативно-правового акта. Обычно система государственных органов устанавливается конституцией (основным законом государства). Раз-личают представительные законодательные органы, принимающие законы (парламент, верховный совет, федеральное собрание, конгресс и т. д.), органы исполнительной власти (правительство, министерства и ведомства), - на эти органы возлагается обязанность организовывать реализацию принятых зако-нов. И наконец, судебные органы, разрешающие различные имущественные и иные споры, контролирующие исполнение законов. Государственные органы обеспечивают осуществление сильной и эффективной государственной власти, которая не обязательно должна быть авторитарной, диктаторской. Необходима и возможна легитимная (основанная на законе) сильная власть. Государствен-ные органы, как официальные представители государства, имеют право изда-вать нормативно-правовые (общего характера) либо индивидуальные правовые акты (акты применения права), обязательные для исполнения. Для государст-венного аппарата требуются специально подготовленные кадры чиновников-управленцев, обладающих необходимой квалификацией и профессионализмом. Слой людей, занятых на работе в аппарате государства и профессиональ-но занимающихся управлением общественными делами, определяют как бюро-кратию (от греч. «бюрократ» - столоначальник, букв.: «власть стола»). Но этот термин используют и для обозначения отрицательной характеристики таких проявлений в деятельности государственного аппарата, как формализм, воло-кита, карьеризм, стремление к личной выгоде, коррумпированность и черствость, равнодушие к людям и их нуждам. Для преодоления этих негативных явлений используются демократические методы и стиль работы, понимаемые не как абстрактная идея, а как целая си-стема специально разработанных и реально действующих мер и механизмов, призванных обуздать, сдержать бюрократизацию. Таким корректирующим средством служит принцип «разделения властей», предполагающий создание системы взаимных «сдержек и противовесов». Эффективны такие меры, как замещение должностных постов по конкурсу, перевод управленческого аппа-рата на работу по контракту, лишение государственных служащих права участ-вовать в коммерческой деятельности, но одновременно установление для них высокого уровня заработной платы, обеспечивающего их заинтересованность в честной службе. Управленческий аппарат должен быть инструментом орга-нов власти, избранных и контролируемых народом. Деятельность государст-венного аппарата должна осуществляться на основе принципа законности, предполагающего строгое, точное и неукоснительное соблюдение законов. Государственный орган следует отличать от различных общественных организаций, объединений. Он наделяется властно-принудительными пол-номочиями для осуществления своих функций, имеет свою сферу, свою об-ласть занятий, которую именуют предметом ведения. Для функциональной характеристики государственного органа используется понятие компетен-ции, которое означает взятый в единстве круг и объем полномочий и обязан-ностей, принадлежащих этому государственному органу, а также предмет его ведения. Государственный орган может делать только то, что ему разре-шено. Принцип «разрешено все, что не запрещено» не относится к деятель-ности государственных органов. Этот принцип действует в сфере имущест-венных отношений граждан, юридических лиц. Государственный орган, как правило, реализует свою компетенцию, из-давая соответствующие акты (постановления, распоряжения, приказы, ин-струкции и т. д.). Но для определенной категории государственных органов основным является реальная хозяйственная, организационная, властная де-ятельность. Государственные органы имеют определенные формы деятельности, ие-рархию, например, выделяют центральные и местные органы. Такие отрасли юридической науки, как наука государственного права, наука администра-тивного права, осуществляют специальное изучение государственного орга-на, государственного аппарата. В теории государства задача ставится более скромная: определить взаи-мосвязь функций государства и обеспечивающих их выполнение структур, т. е. государственных органов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|