p align="left">Содержательный смысл этих ограничений в большой степени совпадает с нормами ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией. Большинство государственных служащих, по крайней мере, те, с которыми заключаются контракты, именно в контрактах дают письменные обязательства соблюдать ограничения, связанные с государственной службой. В п. 3.3 Примерной формы контракта с государственными служащими (приложение к Положению о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими), утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.10.2003 № 1271, указано о соблюдении государственными служащими ограничений, связанных с государственной службой, установленных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами, а также ограничения, установленные ст. 22 Закона о госслужбе. Обоснованность требований к государственным служащим не вызывает сомнений в связи с тем, что, во-первых, в силу ст. 30 Закона о госслужбе с ними заключаются контракты; во-вторых, в содержании контрактов обязательно указываются ограничения, связанные с государственной службой, неисполнение которых может быть основанием для применения п. 5 ст. 47 ТК. Следует отметить, что несмотря на то что в соответствии с п. 5 ст. 30 Закона о госслужбе названы отдельные категории государственных служащих, с которыми не заключаются контракты, тем не менее на них также распространяются ограничения, связанные с государственной службой, указанные в ст. 22 Закона о госслужбе. К числу таких лиц относятся: Премьер-министр, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также судьи. Комплекс мер по предупреждению коррупции должен отражаться в письменных обязательствах, в которых согласие подтверждается личными подписями лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций: государственных должностных и приравненных к ним лиц. Для того чтобы иметь основания применить п. 5 ст. 47 ТК, нанимателям необходимо проследить, соответствует ли текст письменных обязательств положениям ст. 17 и 20 Закона о борьбе с коррупцией.С целью недопущения коррупции государственным должностным лицам и лицам, приравненным к ним, запрещается: - вмешательство с использованием своих служебных полномочий в деятельность иных государственных органов и других организаций, если это не входит в круг их полномочий и не основано на законодательном акте Республики Беларусь; - использование своего служебного положения при решении вопросов, затрагивающих их личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной деятельностью; - оказание неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении; - участие в качестве поверенных третьих лиц в делах государственной организации, в которой они состоят на службе, либо подчиненной или подконтрольной ей иной государственной организации; - использование в личных, групповых и иных внеслужебных интересах информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, полученной при исполнении ими служебных (трудовых) обязанностей; - отказ в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено законодательством Республики Беларусь, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации; - требование от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено законодательством Республики Беларусь; - нарушение (в личных, групповых и иных внеслужебных интересах) установленного законодательными актами Республики Беларусь порядка рассмотрения обращений физических или юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в их компетенцию; - создание препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов; - делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь; - нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов, установленного законодательством Республики Беларусь; - требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение порядка ее предоставления и использования, установленного законодательством Республики Беларусь. Обязательства государственных должностных лиц и лиц, приравненных к ним, оформляются письменно, преимущественно посредством трудового договора (контракта). Так, государственный служащий, заключая контракт, на основании ст. 22 Закона о госслужбе, а также Положения о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.10.2003 № 1271, и п. 3 Примерной формы контракта с государственным служащим, принимает на себя следующие обязанности: - не заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, не оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение; - не принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией; - не занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; - не заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством; - не использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы; - не принимать от физических и юридических лиц любые не предусмотренные законодательством вознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров; - не пользоваться в личных целях бесплатными услугами физических и юридических лиц, оказанными ими в связи с исполнением государственным служащим своих служебных обязанностей; - не использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну; - не иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах; - передать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Как подчеркивалось выше, многогранность государственной службы не позволяет законодателю в одном законодательном акте предусмотреть исчерпывающий перечень ограничений для государственных служащих. Законодательными актами могут быть установлены иные ограничения, связанные с государственной службой (п. 2 Закона о госслужбе). Указанные ограничения для государ-ственных служащих во многом совпадают с ограничениями, предусмотренными ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией. Сходство норм прослеживается также при постановке вопроса об ответственности государственных должностных и приравненных к ним лиц, нарушивших обязательство по соблюдению ограничений, что также влечет освобождение от занимаемых должностей. 3.Выяснить, в чем конкретно выразились виновные действия работника и неисполнение принятых обязательств. Для этого необходимо исследовать трудовой договор (контракт), должностные инструкции, другие документы, в которых устанавливаются обязанности по выполнению государственных функций рассматриваемых категорий служащих - государственных должностных и приравненных к ним лиц. Наряду с перечисленными документами доказательствами по данной категории дел являются: - приказы о приеме и об увольнении; - доказательства о факте неподписания либо нарушения работником письменных обязательств по выполнению предусмотренных законодательством мер по предупреждению коррупции. Увольнение по п. 5 ст. 47 ТК не является мерой дисциплинарного взыскания. Это означает, что на нанимателя не возлагается обязанность соблюдения сроков, предусмотренных ст. 200 ТК для наложения мер дисциплинарных взысканий и других процедурных правил, связанных с увольнением как мерой дисциплинарного взыскания. При применении данного основания прекращения трудового договора (контракта) не требуется обеспечивать увольняемому гарантии, предусмотренные ТК: увольнение работника по п. 5 ст. 47 ТК осуществляется без уведомления профсоюза (ст. 46 ТК) и без выплаты выходного пособия (ст. 49 ТК). СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1 Василевич, Г.А. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / под ред. Василевича Г.А. - Минск: Амалфея, 2003. - 1120 с. 2 Василевич, Г.А. Трудовое право: Учебник / В.И Семенков, Г.А. Василевич Г.Б. Шишко и др.; под общ. ред. В.И. Семенкова. - 3-е изд.; перераб. и доп. - Минск: Амалфея, 2006. - 250 с. 3 Важенкова, Т.Н. Трудовое право Республики Беларусь: Практическое пособие / Т.Н. Важенкова - Минск: УП «Молодежное», 2003. 4 Гапоненко, В.Ф. Трудовое право / В.Ф. Гапоненко, Ф. Н. Михайлов. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 463 с. 5 Дмитрук, В.Н. Трудовое право. / Учебное пособие. - Минск: Амалфея, 2000. 6 Закон Республики Беларусь от 22.04.1992 № 1605-XII «О профессиональных союзах», 22 апреля 1992 г. № 1605-XII (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992 г., № 19, ст. 300). текст закона по состоянию на 16 мая 2007 г. // Юридич. справоч.-информ. автоматизированная система «ЮСИАС» [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009. 7 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 ноября 2004 г.). - Минск: Беларусь, 2006. - 92 с. 8 Круглов, В.А. Трудовое право Республики Беларусь: Краткое изложение курса / В.А. Круглов. - Минск: Дикта, 2004. - 75 с. 9 Семенков, В.И. Трудовое право: Учебник / В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А. Василевич и др.; под общ. ред. Семенкова В.И. - Минск: Амалфея, 2001. - 592 с. 10 Семенков, В.И. Трудовое право: Учебник / под общ. ред. Семенкова В.И. - Минск: Амалфея, 2002. - 672 с. 11 Семенков, В.И. Трудовое и социальное право: Учебник / под ред. В.И. Семенкова. - Минск: Амалфея, 1999. - 664 с. 12 Смирнов, О.В. Трудовое право / под ред. О.В. Смирнова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательская группа «Проспект», 2000. - 447 с. 13 Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой Представителей 8 июня 1999 г. одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 10 февр. 2009 г. // Юридич. справоч.-информ. автоматизированная система «ЮСИАС» [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009. 14 Указ Президента Республики Беларусь «О республиканском трудовом арбитраже» от 29 июня 1999 года №348. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 14.07.1999, № 51, рег. № 1/455 от 01.07.1999): текст указа по состоянию на 5 ноябр. 2004 г. // Юридич. справоч.-информ. автоматизированная система «ЮСИАС» [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.
Страницы: 1, 2
|