реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Услуги связи: проблемы правового регулирования

реферат
соответствии с п.4 раздела XVI Перечня лицензионных условий оказание услуг, предусмотренных настоящим перечнем, может сопровождаться предоставлением иных услуг, технологически неразрывно связанных с указанными услугами и направленных на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии.

Как было отмечено выше, услуга связи для целей кабельного вещания, предусматривающая обеспечение предоставлению абоненту распространения программ телевизионного вещания, предусмотрена в качестве отдельной лицензируемой услуги (раздел XVII Перечня лицензионных условий). Оказание данной услуги при отсутствии соответствующей лицензии является нарушением требований п.1 ст.29 ФЗ "О связи"".

Позиция надзорного органа и суда относительно условий действия лицензии на предоставление каналов связи: "…с учетом положения п.2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2005 № 837 предоставление пользователю возможности передачи сообщений электросвязи может осуществляться только по каналам связи, образованным линиями передачи сети связи лицензиата".

Хотя, как видно из Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи***** ("обеспечение предоставления пользователю возможности передачи сообщений электросвязи по каналам связи, образованным линиями передачи сети связи лицензиата"), слово "только" отсутствует. На основании такого вывода суд подтвердил законность приостановления действия лицензии оператора на предоставление каналов связи.

Таким образом, практика применения судебным и надзорным органами законодательства о лицензировании деятельности операторов связи идет по пути ужесточения требований формального соблюдения условий действия лицензий и максимальной ответственности операторов связи за деятельность без лицензий или с нарушением условий действия лицензий. Все это говорит о том, что операторам необходимо следовать не столько духу, сколько формальной букве лицензионных условий, поскольку в случае неоднозначности толкования законодательства административные риски чрезвычайно высоки.

Проблемы ответственности в области лицензирования

Итоги нормотворческой работы последних лет свидетельствуют о принятий Правительством подавляющего большинства нормативно-правовых актов из запланированного Распоряжением Правительства РФ от 4 декабря 2003 г. N 1776-р пакета. Хотя и с существенным запозданием основа нормативно правовой базы регулирующей отрасль “связь” сформирована. По всей видимости, ее дальнейшее изменение будет определяться проблемами правоприменительной и судебной практики.

Наиболее характерным примером последнего времени, свидетельствующим о неоднозначном толковании норм законодательства в области связи стало административное преследование ЗАО “МТУ-Интел” за деятельность без лицензии при реализации проекта “СТРИМ ТВ” (телевиденье по Интернет). В данном деле претензий Россвязьнадзора к оператору были обусловлены отсутствием у ЗАО “МТУ-Интел” лицензии на услуги связи для целей кабельного вещания, в то время как оператор связи полагал, что услуга Интернет-телевиденья реализуется в качестве дополнительной телематической услуги и не требует получения отдельной лицензии. Возникшая ситуация лишний раз показала системные проблемы законодательства в области связи, которые заключаются в недостаточной регламентации используемых в правовых актах терминов и отставанием в принятии регулятором актов, определяющих внедрение новых технологий связи. В этой статье пойдет речь об уголовной и административной ответственности за деятельность в области связи без лицензии и с нарушением условий лицензии. Ответственность за оказание услуг связи без лицензии.

Составы уголовного и административного правонарушения за деятельность в области оказания услуг связи без лицензии схожи. Наличие крупного ущерба или дохода от деятельности без лицензии является признаком, определяющим наступление уголовной ответственности за данное правонарушение.

Согласно ч.2 ст.14.1 КоАП осуществление предпринимательской деятельности без лицензии влечет наложение штрафа на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ с конфискацией орудий производства; на должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ. Помимо этого к нарушителям может быть применена конфискация орудий производства.

Уголовный кодекс указывает на тоже правонарушение в статье 171. Согласно ч.1 статьи осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до 300000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до 240 часов, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев.

В соответствии с ч.2. статьи 171 УК РФ то же деяние:

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового.

Ущербом, доходом в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход в сумме, превышающей 250000 рублей, особо крупным - один миллион рублей (ст.169 УК РФ). При этом доходом, как отмечено в п.12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" является выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

По административным делам к ответственности могут привлекаться юридические лица, граждане, должностные лица организаций и индивидуальные предприниматели.

При уголовном преследовании ответственность за деятельность без лицензии несут физические лица как имеющие статус индивидуального предпринимателя, так и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Применительно к юридическим лицам, уголовной ответственности подлежит лицо, на которого непосредственно возложены обязанности по руководству организацией. Если лицо (за исключением руководителя) находится в трудовых отношениях с организацией или индивидуальным предпринимателем, которые осуществляют свою деятельность без лицензии, то действия работника, не содержит состава преступления.

Необходимым признаком, свидетельствующим о наличии правонарушения является лицензируемая предпринимательская деятельность. В соответствии со ст.2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В свою очередь в соответствии со ст.29 закона “О связи" деятельность по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии. В статье 2 того же закона под услугами связи понимается - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

Таким образом, объективную сторону правонарушения образует самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от возмездных услуг по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

Ответственность за оказание услуг связи с нарушением лицензионных условий.

Статья 171 УК РФ рассматривает предпринимательскую деятельность с нарушением условий лицензий преступлением (положения статьи ранее приводились). Согласно ч.3. ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ; на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ. Часть 4 ст.14.1 указывает на административную ответственность за грубое нарушение условий лицензий. Понятие грубого нарушения в отношении условий лицензий на услуги связи должно быть дополнительно регламентировано Правительством РФ.

При уголовном преследовании, как и в случае безлицензионной деятельности необходимо наличие крупного или особо крупного ущерба. Субъекты преступления индивидуальные предприниматели и руководители организаций. Субъектами административного проступка являются граждане должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Лицензионные условия, установленные в ранее выданных лицензиях (до вступления в силу постановления Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87) действуют в части, не противоречащей действующим нормативным правовым актам. Лицензиат не обязан обращаться в Россвязьнадзор за переоформлением ему лицензии в целях приведения ее условий в соответствие с указанным постановлением Правительства. В соответствии с п.3 ст.36 закона “О связи" в случае изменения законодательства Российской Федерации лицензирующий орган по своей инициативе вправе вносить изменения и дополнения в лицензионные условия. Если лицензирующий орган не вносит таких изменений ранее условия ранее выданных лицензий действуют лишь в части предусмотренных Перечнем лицензионных условий указанном в постановлении Правительства. При чем если в Перечне содержаться лицензионные условия, не предусмотренные ранее выданной лицензией такие условия не являются обязательными для лицензиата до момента их установления лицензиату Россвязьнадзором в порядке п.3 ст.36 закона “О связи”.

Также следует отметить, что со вступлением в силу постановления Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87 нарушения условий ранее выданных лицензий, не предусмотренных данным постановлением Правительства не может рассматриваться в качестве уголовно наказуемых, даже если такое нарушение и имело место до вступления постановления Правительства в силу. Наиболее характерным примером является оказание услуг связи в отсутствии разрешения на эксплуатацию сооружения связи. В настоящее время необходимость получения разрешения на эксплуатацию не предусмотрено лицензионными условиями, а соответственно нарушение требования о вводе сооружений связи в эксплуатацию не может рассматриваться нарушением условий лицензии. Уголовные дела, возбужденные по фактам оказание услуг связи без разрешения на эксплуатацию, как нарушающие условия лицензий подлежат прекращению, даже если такие факты имели место быть до вступления в силу постановления Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87.

Рассматривая сами лицензионные условия, следует отметить, что квалификация их нарушений может вызывать на практике определенные сложности. В частности, предусмотрены такие условия как оказание услуг на территории, указанной в лицензии, или соблюдение срока, в течение которого лицензиат вправе оказывать услуги. Оказание услуг на территории, не предусмотренной лицензией или оказание услуг по лицензии, срок действия которой истек, не может рассматриваться как нарушение условий лицензии, а должно квалифицироваться как деятельность без лицензии.

Многие лицензионные условия носят отсылочный характер. В частности предусмотрено требование о соблюдение правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи. Здесь требуется правильное оформление договорной базы т.к данные правила устанавливают требования как договорам на присоединение и взаимодействие, так и к договорам с абонентами.

В заключении, отмечу, что в условиях несформировавшейся правоприменительной и судебной практики риски уголовного и административного преследования должны учитываться оператором при внедрении проектов оказания услуг связи, особенно при реализации проектов связанных с инновационными технологиями в области связи. Данные проекты должны проходить тщательную юридическую экспертизу. Также можно порекомендовать обращаться в Россвязьнадзор за письменными разъяснениями вопросов лицензирования услуг.

Заключение

В заключении можно сказать что недостатков в правовом регулировании услуг связи достаточно много, но главными из них являются проблемы сетевого присоединения и конкурентной борьбы на рынке услуг связи. Именно эти проблемы, на мой взгляд, порождают все остальные.

Основные пути решения этих проблем сводятся к принятию государством определенных мер и задач по совершенствованию законодательства. Основными задачами государственного регулирования в области оказания услуг присоединения можно назвать:

обеспечение реализации законодательства Российской Федерации в области оказания услуг присоединения и межсетевого взаимодействия;

разработка порядка и условий оказания услуг присоединения;

координация деятельности операторов связи по оказанию услуг присоединения;

организация и обеспечение государственного контроля и надзора в сфере оказания услуг присоединения с целью недопущения злоупотреблений отдельными операторами связи своим положением на рынке;

обеспечение прозрачности и ориентация на себестоимость и нормативный уровень рентабельности путем государственного регулирования цен на услуги присоединения, оказываемые операторами, занимающими существенное положение на рынке;

разработка модели ценообразования для расчета тарифов на присоединение и размера компенсационных платежей на покрытие убытков по предоставлению услуг местной телефонной связи в зависимости от уровня (типа) присоединения;

разработка процедуры разрешения споров между операторами при присоединении и межсетевом взаимодействии.

Для определения затрат, связанных с предоставлением услуг присоединения, и размера компенсационных платежей на покрытие убытков по предоставлению услуг местной телефонной связи следует применять систему раздельного учета по видам деятельности.

Контроль и регулирование деятельности по оказанию услуг присоединения должны осуществляться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При совершенствовании рынка связи на сегодняшний день основной задачей является создание законодательных условий для перехода рынка связи в конкурентное состояние. Для этого необходимо заменить прямое, жесткое и не всегда эффективное государственное регулирование на модель регулирования конкурентного. При конкурентной модели объектом регулирования являются товарные рынки. Поэтому в первую очередь необходимо принять нормы, устанавливающие порядок определения товарных рынков отрасли, единый подход к их регулированию и порядок анализа конкуренции на этом поле.

Рост значимости рынка доступа в сеть и ее использования обусловливает необходимость нового подхода к определению товарных рынков связи: вместо деления по видам услуг целесообразно ввести двухуровневый подход. Базовый уровень - деление товарных рынков на рынок доступа и использования инфраструктуры и рынок услуг связи для конечного потребителя. Детальная экономически обоснованная сегментация товарных рынков надстраивается над базовым уровнем.

Метод регулирования должен первоначально применяться в отношении межоператорского взаимодействия на товарных рынках. От результата регулирования зависят перечень, объем, качество и стоимость услуг связи для конечного пользователя, которые, будучи внешним выражением развития сети и отношений при ее эксплуатации, формируют самостоятельные рынки.

В перспективе целесообразно рассмотреть и вопрос о формировании по европейскому образцу независимого регулирующего органа отрасли и передаче ему полномочий по контролю за соблюдением законодательства о конкуренции и по применению соответствующих мер государственного воздействия.

Методы государственного регулирования в области связи должны применяться только на рынках с неэффективной конкуренцией, не нарушая принципов рыночной экономики, стимулируя развитие конкуренции, предотвращая дискриминацию в отношении конечных пользователей и конкурентов операторами связи, занимающими доминирующее положение на рынке. При этом важно обеспечить стабильное и безопасное функционирование сетей, доступность и бесперебойное оказание услуг связи на всей территории страны для всех пользователей в условиях открытой конкуренции между операторами

Для перехода на конкурентную модель госрегулирования необходимо:

установить единообразную концепцию доминирования на товарных рынках в области связи (значительной рыночной силы) и согласовать терминологию законодательств о конкуренции и о связи;

определить экономически обоснованный подход к структурированию и классификации отраслевых товарных рынков;

установить критерии доминирования на товарных рынках;

определить задачи и соответствующие методы госрегулирования телекоммуникаций;

определить критерии доступности услуг связи для конечного пользователя;

закрепить переходный период для введения конкурентной модели регулирования в действие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.