p align="left">Приведенное определение понятия пограничной вменяемости характеризует ее уголовно-правовое значение для уголовной ответственности, индивидуализации этой ответственности по делам о групповых преступлениях, назначения наказания, вида режима и возможного применения принудительного лечения. Заканчивая рассмотрение вопроса о значении категории пограничной вменяемости, нельзя не отметить, что признание понятия пограничной вменяемости приведет к углублению разработки клинических критериев для различных нозологических форм, дифференциации признаков отдельных психических аномалий, характеризующих пограничную вменяемость, к улучшению взаимодействия психологов, психиатров и юристов в разработке индивидуального подхода к оценке поведения лиц с психическими аномалиями. Методы психологического исследования при проведении психолого-психиатрической экспертизы Вопрос о достоверности свидетельских показаний относится к компетенции судебно-следственных органов. Задача же экспертов - выявить у обвиняемых и свидетелей такие психические аномалии, при наличии которых они не могут выступать в качестве свидетелей или потерпевших или которые существенно влияют на дачу свидетельских показаний. В судебно-психологической экспертизе используются традиционные психологические методы общей психологии, возрастной и педагогической психологии, социальной психологии и психологии труда. Основные принципы построения экспертного психологического исследованияОсновные принципы построения экспертно-психологических исследований в психиатрической клинике, сформулированные Б. В. Зейгарник, сводятся к следующему: · психологический эксперимент является своеобразной «функциональной пробой», в процессе которой исследуются специфические функции человеческого мозга. Цель - выявление конкретных форм нарушения познавательной деятельности, изменений личности, характерных для того или иного заболевания; · специфика психиатрической клиники требует качественной характеристики особенностей психической деятельности больных. Важны не только трудность задания и количество допущенных больным ошибок, но и ход его рассуждении, мотивировки ошибочных суждений; · результаты экспериментально-психологических исследований должны быть достаточно объективными. В судебно-психологической экспертизе применяются следующие методы исследования: 1. Метод наблюдения, позволяющий изучить поведение подэкспертного в естественных условиях в процессе общения, учебы, трудовой деятельности. Этот метод для эксперта носит эпизодический характер и проводится в системе оценки познавательных процессов, общения, деятельности. Для подтверждения фактов наблюдения пользуются свидетельскими показаниями проходящих по делу родственников, сослуживцев, соседей, а также характеристиками с места учебы и работы (т.е. анализируются данные наблюдаемого окружения). 2. Метод естественного эксперимента, который может быть проведен в рамках следственного эксперимента для того, чтобы восстановить картину преступления. По поведению подэкспертного можно получить дополнительную информацию о личности преступника. 3. Метод беседы (вопросно-ответный метод), с помощью которого выясняется отношение подэкспертного к различным сторонам жизни, нормам поведения, моральным принципам и т.д. Для проведения беседы эксперт должен заранее подготовиться, ознакомиться с материалами уголовного дела и составить план беседы. 4. Метод педагогической психологии, который включает описание жизни подэкспертного (анамнез личности, предысторию развития отклонений в психике). 5. Метод изучения результатов уголовного дела, который предусматривает ознакомление эксперта с документацией, письмами, показаниями, написанными рукой самого обвиняемого. При этом оценивается почерк, словарный запас, грамотность изложения и, в целом, уровень развития личности обвиняемого. 6. Метод тестирования, в котором используются специально разработанные задания, тесты для оценки памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств подэкспертного. 7. Лабораторный эксперимент, позволяющий объективизировать наблюдения эксперта. Проводится очень редко, так как нет специальных лабораторий и оборудования. Этот метод предусматривает проведение специальных полиграфических исследований, относимых к типу «детектор лжи», в которых регистрируются особенности кожно-гальванической реакции (КГР), электроэнцефалограммы (ЭЭГ), ритмокардиограммы (РКГ) на эмоционально значимые стимулы. Наиболее распространенные методы психодиагностики, применяемые для решения экспертных задачДля стандартизованного измерения индивидуальных различий используют набор стандартных вопросов и задач (тесты), имеющих определенную шкалу значений. В самом общем виде все тесты могут быть подразделены на психометрические и проективные, индивидуальные и групповые. Выбор методик психологического исследования зависит от конкретных задач, поставленных перед экспертом, и от объекта исследования. Личностные опросники (анкеты, методы исследования личности) были введены для получения более объективных данных об испытуемом. Ограничения этих методов: · недостаточность самооценки испытуемых; · установочные эффекты (аггравация, симуляция, диссимуляция). Для минимизации этих факторов необходимо так построить опросник, чтобы вопросы звучали нейтрально, маскируя их цель и избегая ценностных категорий. В методики вводятся вопросы, специально предназначенные для выявления отношения испытуемого к исследованию. При проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы применяются следующие методики: МИННЕСОТСКИЙ МНОГОМЕРНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (ММРI) был предложен в 1941 году S. Hathawy и J. McKinley. Его отечественные модификации - методика многостороннего исследования личности (ММИЛ, СМОЛ). Тест предназначен для оценки психического состояния и характерологических особенностей личности. Может быть использован для обследования лиц с психическими аномалиями для установления синдро-мологического диагноза. Нозологическая диагностика на основе ММРI невозможна. ММРI состоит из 550 утверждений, затрагивающих состояние соматической и неврологической сферы, психологические характеристики, психопатологические нарушения, каждое из которых испытуемый должен оценить по отношению к себе как верное или неверное. На основе сопоставления реакций контрольной группы здоровых испытуемых с реакциями пациентов восьми специально подобранных групп психиатрических больных была проведена стандартизация теста. ММРI состоит из 13 шкал, 3 из которых являются оценочными и характеризуют отношение испытуемых к обследованию (шкалы лжи, аггравации и симуляции, неадекватной самооценки), 8 клинических шкал (ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, паранойяльности, психастении, шизоидности, гипомании) и 2 психологические (мужественности - женственности, социальной интроверсии). Интерпретация результатов проводится в терминах психического состояния или личностных черт. Тест эффективен при индивидуальных и массовых обследованиях, широко используется при экспертной оценке индивидуально-психологических особенностей обвиняемых, свидетелей и потерпевших, начиная с 16 лет. ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (ПДО) для подростков (А. Е. Личко, Н. Я. Иванов), предназначен для определения в подростковом возрасте (14 - 18 лет) типов характера при различных его акцентуациях, формирующейся психопатии, психопатических развитиях, психопатоподобных нарушениях. Опросник включает 25 таблиц-наборов («самочувствие», «настроение», «отношение к родителям» и т.д.). В каждом наборе - от, 10 до 19 предлагаемых ответов. Испытуемому предлагается выбрать наиболее подходящие и неподходящие для себя ответы. Допускается множественный выбор (2-3 ответа). Опросник содержит две оценочные шкалы («объективной» и «субъективной» оценки), позволяющие диагностировать самооценку испытуемых, откровенность, диссиммулятивные тенденции, соотнесенные с объективной характеристикой. С помощью ПДО диагностируют 11 основных типов акцентуаций характера и психопатий: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный, различные варианты смешанных типов. Кроме того, ПДО позволяет оценить такие показатели, как склонность к алкоголизации, к делинквентному поведению, выраженность реакции эмансипации, маскулинизации - феминизации в системе межличностных отношений. ПДО используется при психолого-психиатрической экспертизе несовершеннолетних обвиняемых, свидетелей, потерпевших. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ. С их помощью могут быть установлены особенности психического состояния подэкспертных, характерологические и патохарактерологические черты личности, устойчивость к аффектогенным раздражителям, привычные способы разрешения конфликтных ситуаций, внушаемость, склонность к патологическому фантазированию, значимые переживания, ведущие мотивы поведения. Проективные методики представляют собой технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей нарушения личности, которые наименее доступны непосредственному опросу или наблюдению. В класс проективных методик L. К. Frank включил различные психодиагностические процедуры, которые объединяются общими принципами подбора стимульного материала, поведения психолога при обследовании, постановкой диагностических задач. К ним относятся: 1) неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения; 2) обследование протекает при полном отсутствии оценочного комментария ц ответам испытуемого со стороны психолога; это условие, а также то, что испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностически значимо, приводит к максимальной проекции личности, не ограничиваемой нормами и оценками; 3) проективные методы измеряют не ту или иную психическую функцию, а своего рода модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением. ТЕСТ РОРШАХА является наиболее известным и широко распространенным приемом проективного исследования личности. Он применяется при изучении расстройств поведения, неврозов и психозов, используется при проведении психолого-психиатрической и судебно-психологической экспертизы и психолого-криминалистических исследований. Стимульный материал теста состоит из 10 таблиц с 5 полихромными и 5 одноцветными изображениями симметричных пятен. Таблицы предъявляются в определенной последовательности и положении («Что бы это могло быть?» «На что это похоже?»). Наводящие вопросы не задаются, ответы не оцениваются. Регистрируется: - время реакции; - положение рассматриваемой таблицы; - все ответы испытуемого; - эмоциональные реакции. На втором этапе исследования ответы уточняются, фиксируются признаки пятна, на основании которых был дан каждый из ответов. При обработке протокола каждый ответ формализуется по 4-м категориям: - локализация; - детерминанты; - содержание; - оригинальность, популярность. Затем подсчитываются основные показатели: - общее число ответов; - суммарные временные показатели (на полихромные и монохромные таблицы отдельно); - сумма и процент целых ответов; - сумма цветовых ответов; - соотношение ответов чистого цвета и формы-цвета, цвета-формы; - сумма ответов движения. Полученные суммарные показатели можно представить в графическом виде. Данные теста позволяют оценить интеллектуальные способности, особенности аффективности, характер социальных контактов, экстра-интравертированность и т.д. Тест Роршаха нельзя симулировать или аггравировать. ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ (ТАТ) был предложен как прием экспериментального исследования фантазии в рамках психоаналитически ориентированной психодиагностики и психотерапии. М. Murray применял его для выявления потребностей, эмоций, переживаний, комплексов и конфликтов личности. Используется и в криминологии, обычно вместе с тестом Роршаха. Стимульный материал ТАТ состоит из стандартного набора таблиц с изображением относительно неопределенных ситуаций. Испытуемому предъявляют набор из 20 картинок и предлагают составить по каждой из них небольшой рассказ, в котором должны быть описаны мысли и чувства персонажа, их настоящее, прошлое и будущее. Предполагается, что испытуемый наделяет персонажей своими переживаниями, прошлым опытом, конфликтами, потребностями, мотивами, установками и интересами. Протоколы ТАТ обрабатывают с использованием как качественных, так и количественных подходов. Количественные - для научных исследований, качественные - для клинической психодиагностики, экспертизы. J. Lindrey сформулировал 10 принципов анализа рассказов ТАТ: 1) при интерпретации неопределенной ситуации испытуемый может обнаружить свои собственные устремления, предрасположенность к конфликтам; 2) в процессе создания рассказа испытуемый обычно отождествляет себя с одним из персонажей, желания, побуждения и конфликты которого - отражение испытуемого; 3) потребности, конфликты, побуждения испытуемого предстают иногда не в прямой, а в символической форме; 4) не все рассказы имеют равное значение для диагностики импульсов и конфликтов испытуемого; 5) темы или эжелания, побуждения и конфликты которого - отражение испытуемого; 3) потребности, конфликты, побуждения испытуемого предстают иногда не в прямой, а в символической форме; 4) не все рассказы имеют равное значение для диагностики импульсов и конфликтов испытуемого; 5) темы или элементы рассказа, вырастающие непосредственно из стимульного материала, обычно менее существенны, чем темы и элементы, непосредственно с этим материалом не связанные; 6) темы, повторенные в целом ряде рассказов, в большей вероятности отражают конфликты испытуемого; 7) в рассказах испытуемого могут отразиться не только устойчивая предрасположенность к конфликтам, но и ситуационные переживания; 8) рассказы могут отражать события из прошлого испытуемого, в которых он активно не участвовал, а был случайным свидетелем; 9) в рассказах может найти отражение групповая принадлежность испытуемого, социально-культурные детерминанты, а не только индивидуально-личностные факторы; 10) предрасположенность к конфликтам, логически выводимая из содержания рассказов, не всегда находит прямое отражение во внешнем поведении и сознании испытуемого. Наиболее широко ТАТ применяют в экспертной практике при исследовании испытуемых с пограничными состояниями, психопатических личностей, невротиков, больных вялотекущей шизофренией, для выявления аффективных конфликтов, ведущих мотивов, отношений, ценностей, механизмов психологической защиты, эмоциональной устойчивости-лабильности, эмоциональной зрелости-инфантильности, импульсивности-подконтрольности. ТАТ позволяет оценить интеллектуальные возможности, нарушения восприятия и мышления, повышенную агрессивность, депрессивные переживания, суицидальные намерения испытуемого. Психометрические методы исследования интеллектаТЕСТ ВЕКСЛЕРА предназначен для исследования и оценки интеллекта взрослых, детей и подростков. Тест состоит из 11 отдельных методик субтестов. Все субтесты разделены на 2 группы: 6 вербальных и 5 невербальных. К вербальным субтестам относятся: 1) общая осведомленность (оценка памяти, круга его интересов, образования); 2) общая понятливость (социальный и культурный фонд «здравый смысл», объем практических знаний); 3) арифметика (свидетельствует о способности концентрации активного внимания и оперирования материалом); 4) нахождение сходства (упрощенный вариант методики «сравнение понятий», результаты свидетельствуют о логическом характере мышления); 5) воспроизведение цифровых рядов (результаты отражают состояние оперативной памяти, активного внимания); 6) словарь (служит для оценки словарного запаса, отражает образовательный уровень). К невербальным субтестам относятся: 7) шифровка (оценивается способность к обучению, зрительно-моторная координация); 8) нахождение недостающих деталей в картине (результаты свидетельствуют о способности испытуемого выделять существенные признаки предмета или явления); 9) кубики Кооса (исследование конструктивного праксиса). Результаты свидетельствуют об уровне зрительно-моторной координации, преимущественном способе действий: проб и ошибок, предварительного планирования, настойчивости, хаотичности действий; 10) последовательность картин (оценивается способность к пониманию и схватыванию ситуации в целом); 11) сложение фигур из отдельных деталей (результаты свидетельствуют о способности к симультанной оценке сложных ситуаций, состояние зрительно-моторной координации, праксиса). Результаты выполнения каждого субтеста оцениваются в баллах. Затем по специальной таблице первичные «сырые» оценки переводятся в унифицированные, позволяющие анализировать разброс, шкальные оценки. С коррекцией на возраст подсчитывают отдельно вербальные и невербальные, а затем общий показатель.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|