реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Участие прокурора в гражданском процессе

реферат
соответствии со ст. 30.10 КоАП, не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и сроки, установленные этим законом.

Таким образом, прокурор должен принять участие в защите прав и законных интересов гражданина в сфере труда, путем надзора за соблюдением и исполнением законов на территории Российской Федерации, если имеются к тому основания во всех стадиях:

1) возбуждении дела об административном правонарушении;

2) рассмотрении производства по делу;

3) пересмотре решения или постановления по делу.

2.3. Особенности участия прокурора в делах, возникающих из семейно-правовых отношений

Прокурор участвует в следующих делах, возникающих из семейно-правовых отношений:

-
об усыновлении ребенка (ст. 273 ГПК);

- о лишении родительских прав (ст. 70 СК РФ) Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ // Российская газета. 1996. 27 января.;

- об ограничении родительских прав (ст. 73 СК РФ).

В современном семейном законодательстве РФ обеспечение интересов детей является основной целью, осуществлению которой способствуют все нормы института усыновления. В их числе особое место занимают нормы, устанавливающие порядок усыновления. Соблюдение строго определенного порядка усыновления позволяет выяснить, будет ли усыновление соответствовать интересам ребенка, не нарушит ли оно чьих-либо прав. Устанавливая определенный порядок усыновления, включающий требования, предъявляемые к форме, месту и времени совершения семейно-правового акта, законодатель подчеркивает социальную значимость усыновления и юридические последствия, порождаемые им. Фактическое принятие в семью на воспитание не является усыновлением, предусмотренным законом.

Установление порядка усыновления необходимо для того, чтобы не были нарушены права заинтересованных лиц и, главное, интересы ребенка, чтобы были обеспечены гарантии законности при производстве усыновления.

Отнесение СК РФ дел об усыновлении к судебной подведомственности потребовало введения специальных процессуальных правил, регулирующих судебный порядок их рассмотрения.

По таким делам, как известно, нет спора о праве, а речь идет об установлении факта, касающегося статуса физических лиц (усыновляемого ребенка и усыновителя), поэтому названные дела представляют собой одну из новых категорий дел особого производства.

В настоящее время согласно ГПК РФ дела об усыновлении рассматриваются также в рамках особого производства (ст. 262 ГПК РФ).

В ГПК РФ (ст. 263) фактически предусмотрен порядок досудебной подготовки по делам об усыновлении. Дела особого производства об усыновлении рассматриваются судом по правилам искового производства за изъятиями, установленными гл. 28-38 ГПК РФ (п. 1 ст. 263). А эти главы, соответственно, не содержат каких-либо исключений для порядка рассмотрения дел об усыновлении.

Поэтому вывод, содержащийся в Бюллетене Верховного Суда РФ, о том, что процедура досудебной подготовки дел об установлении усыновления законом не предусмотрена Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2001. № 6. С. 65., уже сейчас вызывает сомнение.

Однако формально, в соответствии с теорией гражданского процессуального права РФ, досудебная подготовка не требуется, так как по делам данной категории нет спора о праве, нет искового производства. В то же время можно говорить о «досудебной подготовке» в широком и в узком смысле этого понятия. В широком смысле имеются в виду все подготовительные мероприятия кандидата в усыновители, определяемые с момента подачи им заявления об усыновлении ребенка. В узком смысле под досудебной подготовкой следует понимать саму процедуру, предусмотренную гл. 29 ГПК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства обязаны вести учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако уже на этой стадии допускаются серьезные нарушения. Журналы первичного учета детей ведутся хаотично и часто не содержат необходимых сведений о ребенке или такие записи полностью не соответствуют установленной форме Форма журналов первичного учета детей утверждена Приказом Минобразования РФ от 28 июня 2002 года № 2482 «Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета. 2002. 14 августа..

В литературе постоянно отмечается необходимость доводить до сознания всю степень ответственности будущего усыновителя за судьбу усыновляемого ребенка См.: Макарова В. С. К вопросу об усыновлении // Вопросы теории семейного права. Новосибирск, 1966. С. 67; Литвинова Г. И. Под защитой семьи. М., 1985. С. 90-91; Нечаева А. М. Правовые проблемы усыновления // Советское государство и право. 1986. № 7. С. 48; Беспалов А. Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка // Российская юстиция. 1997. № 7. С. 39; Дзугаева А. З. Правовое регулирование усыновления (удочерения) детей // Юридический мир. 1997. № 8. С. 16-17; Николаев М. Вопросы судебного порядка рассмотрения дел об установлении усыновления (удочерения) детей // Хозяйство и право. 1997. № 7. С. 167..

Заключение о возможности быть усыновителями является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители и для подбора ребенка. Все дети, подлежащие усыновлению, и лица, желающие усыновить ребенка, подлежат единому учету (ст. 126 СК РФ). Согласно п. 2 ст. 126 СК РФ, учет лиц, желающих усыновить детей, осуществляется в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов РФ.

Представляется, что такой учет должен производить тот орган, который дает заключение о возможности лица быть усыновителем, то есть муниципальный орган управления образованием, поскольку это упрощает процедуру подготовки дел об установлении усыновления. Строго говоря, данные мероприятия входят в содержание досудебной подготовки к делу, но назвать их таковыми мы не можем, по крайней мере до тех пор, пока не будет принят соответствующий закон об этом. На практике на данном этапе существуют серьезные проблемы, обусловленные тем, что не обо всех детях, теоретически могущих быть усыновленными, сообщается в органы опеки и попечительства. Например, если ребенок остался в роддоме, администрация родильного дома обязана передать эти сведения в органы опеки и попечительства для того, чтобы те принимали меры для устройства ребенка в семью.

По результатам проверок, проведенных прокуратурой г. Москвы, было установлено, что практически повсеместно не исполняются требования ст. 122 СК РФ, ст. 5 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», обязывающие должностных лиц образовательных, лечебных и иных учреждений, располагающих сведениями о детях, в 7-дневный срок сообщать об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения таких детей. Выборочной проверкой ряда учреждений выявлено около 600 детей, в отношении которых это требование закона соблюдено не было. Массовые нарушения указанного срока информирования органов опеки и попечительства характерны прежде всего для лечебных учреждений См.: Законодательство об усыновлении. Материалы прокуратуры г. Москвы. 2004. С. 2.. К сожалению, такие примеры, когда информация не передается, носят массовый характер. Из местного учета информация не передается на региональный учет, который для того и создан, чтобы жители одного района знали о том, что в другом районе есть ребенок, которого они могли бы усыновить.

Очевидно, что рациональная, по сути, идея, заложенная в СК РФ, об организации местного, регионального и федерального учета детей, подлежащих усыновлению, на практике превратилась в сугубо формальную статистическую процедуру. Должностные лица образовательных, лечебных учреждений и учреждений социальной защиты населения направляют сведения о таких детях в органы опеки и попечительства несвоевременно, в результате тысячи детей длительное время содержатся в больницах, приютах, домах ребенка в ненадлежащих условиях. Между тем, как отмечалось, именно в раннем возрасте дети имеют наилучшую перспективу усыновления, а упущенное время создает большие трудности. Выборочной проверкой только в семи регионах страны выявлено 1774 детей, сведения о которых вообще не передавались ни на местном, ни на региональном, ни на федеральном уровне, то есть об этих детях органы опеки и попечительства не знают. Только в ходе проверки в Тверской области на региональный учет дополнительно было поставлено более 400 детей, подлежащих устройству в семью См.: Минобрнауки РФ. Законодательство об усыновлении: практика и пути его совершенствования. М., 2004. С. 4, 5..

При таком положении дел совершенно недопустимо бездействие прокуроров по применению мер административного воздействия к должностным лицам, когда выявляются нарушения порядка и сроков представления сведений о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Все прокуроры в своих докладах отмечали, что за последние три года дела по ст. ст. 5.36 КоАП РФ судами не рассматривались.

Орган опеки и попечительства после постановки на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители предоставляет им информацию о ребенке, который может быть усыновлен, и выдает направление для посещения ребенка по его фактическому месту жительства или нахождения. Вместе с тем, как показали проверки, информация о детях, подлежащих усыновлению, практически не доходит до российских граждан, зато иностранцы не испытывают в ней недостатка. К их услугам полные сведения о ребенке, в их распоряжении фото- и видеосъемка, им предоставляется право беспрепятственно посещать детские учреждения, минуя установленный порядок. Более того, для них организуется предварительное знакомство с детьми не только в детских учреждениях, но и в стране проживания этих граждан.

Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, переданные в региональный банк данных, незамедлительно передаются в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который находится в Минобрнауки РФ.

В течение не менее шести месяцев с момента поступления данных в федеральный банк данных региональные службы и отдел социальной защиты детей и охраны прав детей осуществляют попытки к устройству детей, сведения о которых находятся в банке данных, на воспитание в семьи.

К сожалению, работа федерального банка данных также оставляет желать лучшего. Так, в ходе проверки было установлено, что за три года работы за информацией обратилось всего 52 человека, в то время как на учете состояло 63 тысячи детей См.: Материалы Минобрнауки РФ. М., 2007. С. 7. Связано это с тем, что нет механизма взаимодействия, сведения о детях в банк поступают, а обратной связи с усыновителями нет. Поэтому за все время своего существования через федеральный банк данных было усыновлено всего 19 детей*(197). Сложившуюся ситуацию легко прокомментировать на конкретном примере из практики.

При рассмотрении Ростовским областным судом дела об усыновлении заявители, граждане США, пояснили, что видеозапись о ребенке, который родился в январе 2000 года, они просмотрели уже 19 марта, в то время как в региональный банк данных сведения о нем поступили только спустя 13 дней, а в федеральный банк данных и того позже. Таким образом, вопреки закону, иностранные усыновители были поставлены в явно приоритетное положение по отношению к российским. В процессе подготовки дела к судебному рассмотрению кандидаты в усыновители обладают определенными правами: имеют право ознакомиться с личным делом ребенка, который может быть усыновлен, а также получить сведения о наличии у него родственников. Это необходимо для того, чтобы в будущем можно было оградить усыновителей от различных притязаний со стороны родственников ребенка. Кандидатам в усыновители предоставлено право на обращение в медицинское учреждение для проведения медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка, по результатам которого выдается заключение о состоянии его здоровья. Усыновитель обязан ознакомиться с заключением и расписаться в нем. Тем самым снижается вероятность случаев отмены усыновления в будущем, а кандидатам в усыновители предоставляется возможность узнать обо всех особенностях состояния здоровья усыновляемого.

К сожалению, на практике нередки случаи, когда усыновители брали на усыновление ребенка, не вникая в тонкости медицинского диагноза, вследствие чего усыновление было отменено. Необходимо отметить, что кандидаты в усыновители вправе провести независимое медицинское обследование по отношению к основному для уточнения диагноза ребенка.

В этом случае все расходы, связанные с дополнительным обследованием, несет кандидат в усыновители. Информация, предоставленная Генеральной прокуратурой РФ, подтверждает, что независимое медицинское обследование ребенка, передаваемого на усыновление, нужно проводить в обязательном порядке, поскольку имеют место факты так называемой избыточной медицинской диагностики.

Кандидаты в усыновители обязаны лично познакомиться и установить контакт с ребенком, передаваемым на усыновление, а также ознакомиться с документами усыновляемого ребенка. Вместе с тем изучение судебных дел показало, что нередко иностранные граждане знакомы с ребенком лишь заочно, по фотографиям, а лично знакомятся только накануне судебного заседания. Это означает, что требование закона об определении психологической совместимости кандидата в усыновители и усыновляемого не соблюдается, что не отвечает интересам ребенка.

Администрация учреждения либо лицо, у которого находится ребенок, представляют в муниципальный орган управления образования свидетельство о его рождении, а также заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка.

На основании заявления кандидатов в усыновители и соответствующих документов органы опеки и попечительства готовят заключение об обоснованности и соответствии усыновления интересам ребенка и представляют его в суд для принятия решения. На этом этапе подготовительные мероприятия по делу об установлении усыновления заканчиваются, однако не заканчивается деятельность муниципального органа управления образования, так как дела об установлении усыновления рассматриваются судом с участием органов опеки и попечительства (п. 1 ст. 125 СК РФ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.