реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Трудовое право

реферат
p align="left">9. Гарантии и компенсации в сфере труда

В соотв. со ст. 164 ТКРФ:

Гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей,

В соотв. со ст. 165 ТКРФ:

Случаи предоставления гарантий и компенсаций: Помимо общих гарантий и компенсаций (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях:

- при направлении в служебные командировки;

- при переезде на работу в другую местность;

- при исполнении государственных или общественных обязанностей;

- при совмещении работы с обучением;

- при вынужденном прекращении работы не по вине работника;

- при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

- в некоторых случаях прекращения трудового договора;

- в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника.

При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, ТКРФ, ФЗ и иными НПА РФ. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.

Законы: Конституция РФ от 12.12.93; Конституция РБ от 24.12.93; ТКРФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.02.2008); ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 10.06.2008).

10. Правовое регулирование занятости и трудоустройства

В наст.время действует Закон РФ от 19 апреля 1991 г.№1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 18.10.2007). В соотв. с УП РФ от 9.03.04г. «О системе и структуре ФОИВ былаобразована Федеральная служба по труду и занятости, котнаходится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Функции Федеральной службы по труду и занятости определены постановлением Правительства РФ «ВопросыФедеральной службы по труду и занятости». В частности, к ним относятся организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, что включает всебя: 1) содействие гражданам в поиске подходящей работы; 2) подбор работодателям необходимых работников;3) бесплатная консультация, бесплатное предоставление инфии и услуг, к-е связаны с проф-ой ориентацией ицелях выбора сферы деят-ти (профессии), трудоустройства,возможности проф-ного обучения; 4) профессиональная подготовка, повыщение квалификации ипереподготовка безработных граждан, психологическая поддержка; 5) обеспечение социальной поддержки; 6) направление граждан на общественные работы, а также ихвременное трудоустройство; 7) осуществление социальных выплат гражданам, признанным иустановленном порядке безработными. Трудоустройство. Фед. служба по труду и зан-ти и ее тер-ые органы выступают в качестве посредника в трудоустройстве м-у раб-лями и лицами, ищущими работу. Др. словами, направления органов занятости на труд-тво, по общему правилу, носят рек-й хар-р как для раб-лей, так и для лиц, ищущих работу. В случае согласия безработного напредложенную работу ему выдается направление на трудоустройво к конкретному раб-елю. Раб-ль также может отказать безраб-му в приеме на работу. При этом он должен дать мотив-ый отказ в приеме на работу в письменной форме, а гр-н обязан доставить его лично в орган занятости в определенный срок. Вместе с тем зак-вом установлены искл-я из этого правила, т.е. случаи когда напр-е на трудоус-во яв-я обяз-м либо для раб-еля, либо д. лица, ищущего работу. Прежде всего обяз-й для раб-ля хар-р будет иметь направление на трудоус-во лиц в счет квоты рабочих мест. Квота представляет собой минимальное количество лиц, подл-х трудоус-ву раб-лем, к-ое уст-ся процентном отношении к общему числу рабочих мест. Такие квоты уст-ся д. лиц, нуждающихся в особой социальной защите и прежде всего имеющих огр-я в трудоспособности. Напр-ие на трудоустройство м.б. обяз-ым и д. безраб-ого гр-на. Учитывая, что осн. целью обращения гр-на в органы занятости д-ны яв-ся поиск работы, трудоустройство, а не получение пособия по безработице, безработный не м-т без опр-ых негативных последствий отказаться от подходящей ему работы. Понятие «подходящая работа» и ее критерии содержатся в ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в РФ». Критерии подходящей работы определены также в Конвенции Международной организации труда (МОТ).

11. Социальное партнерство в сфере труда

Соц.парт-во - система взаим-ий м-у раб-ми, раб-лями, ОГВ, ОМС, нап-ная на обеспечение согласования интересов раб-ов и раблей по вопросам рег-ия труд. отношений и иных непос-но связанных с ними отношений. ОГВ и ОМС яв-ся сторонами соц. парт-ва в тех случаях, когда они выступают в качестве раб-лей или их пред-лей. Осн. принципами соц. парт-ва яв-ся: -равноправие сторон; -уважение и учет интересов сторон; -заинт-сть сторон в участии в договорных отношениях; -содействие гос. в укреплении и развитии соц. парт-тва на дем-кой основе; -соблюдение сторонами и их пред-лями законов и иных НПА; -свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; -добровольность принятия сторонами на себя обязательств; -реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; -обязательность выполнения колл. договоров, соглашений; -контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; -ответ-сть сторон, их предс-лей за невыполнение по их вине колл-х договоров, соглашений. Сторонами соц-ого парт-тва явл-ся раб-ки и раб-тели в лице упол-х в уст-ом порядке представителей. Система соц-го парт-тва включает след. ур.: фед. ур.; рег.; отраслевой; терр-ый уровень, устан-щий основы рег-ия отношений в сфере труда в МО; уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда м-у рабо-ми и раб-лем. Соц-ое парт-тво осущ-тся в формах кол-х переговоров по подготовке проектов колл-х договоров, соглашений и их заключению; взаимных консультаций (переговоров) по вопросам рег-ия труд-х отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав раб-ков; участия работников, их представителей в управлении организацией; участия пред-лей раб-ов и раб-лей в досудебном разрешении труд-х споров.

12.Трудовые правоотношения: понятие, элементы, виды

«Правоотношения» - общ-ые отношения, урег-ные нормами права. Труд-е правоот-ния яв-ся базисными по отношению к иным правоотношениям в социально-трудовой сфере. Тр-ое правоот-ие п.с. юр-ю связь м-у раб-ком и раб-лем на основе заключенного м-у ними трудового договора, к-я предп-т обязанность раб-ка лично вып-ть опр-ую труд-ю фу-ю, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и опред-ие обяз-сти раб-ля по обес-ю надлежащих условий труда, своевременной оплате труда. Эл-ты труд. правоот-я. Объектом труд. правоот-я выступают те блага, по поводу к-х оно возникает, т.е. рез-ты труд. деят-ти и оплата наемного труда. Субъектами труд. правоот-я выступают раб-к и раб-ль. Проф.союзы и иные пред-ные органы раб-ков яв-ся суб-ми не труд-х, а связанных с трудовыми отношений. Согласно ст. 20 ТК работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с раб-лем. Д.т.ч. быть суб-ом труд. правоот-ия, лицо должно обладать трудовой правосубъектностью, т.е. право- и дееспо-собностью. По общему правилу, трудовая дееспособность наступает у лица при достижении им возраста 16 лет. С согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства в трудовые отношения могут вступать лица, достигшие возраста 14 лет, для выполнения легкого труда в свободное от учебы время, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения. Ст. 265 ТК запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, вып-ние к-х м-т причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами). Др. стороной труд. правоот-ия яв-ся раб-ль -- физ. лицо либо юр. лицо (организация), вступивщее в трудовые отнощения с раб-ком. Содержание труд. правоот-ия как особой юр. связи м-у раб-ом и раб-лем составляют их права и обязанности, предусмотренные законом, подзаконными актами, колл-ым договором и соглашениями, локальными актами, а также трудовым договором м-у ними. Осн. права и обяз-ти раб-ка закреплены в ст. 21 ТК. К ним относятся права на: свободное заключение, изменение и расторжение трудового договора; предоставление раб-ку работы, обусловленной трудовым договором; рабочее место, соответствующее гос-ым нормативным треб-ям охраны труда и условиям, предусмотренным колл-ым договором; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соот. со своей квалификацией, сложностью труда, кол-ом и кач-ом выполненной работы; отдых. Раб-к обязан: надлежащим образом исп-ть свои труд-е обяз-ти, возложенные на него труд. договором; соб-ть правила внутреннего труд. распорядка; вып-ть уст-ые нормы труда; соблюдать треб-я по охране труда и обеспечению безоп-сти труда; бережно относиться к имву раб-ля и др. раб-ков. Раб-ль вправе: заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с раб-ками в порядке и на условиях, уст-х фед.законами; треб-ть от раб-ков исп-я ими трудовых обяз-ей и бережного отношения к им-ву раб-ля и др. раб-ков; привлекать раб-ков к дисцип-ой и мат-ой ответ-ти ; принимать локальные нормативные акты, регулирующие труд раб-ка. В круг обязанностей работодателя входят: предоставлять раб-кам работу, обусловленную трудовым договором; обес-ать безопасность труда и условия, отвечающие треб-ям охраны и гигиены труда; вып-ть в полном размере причитающуюся раб-кам зар.плату в сроки, уст-ые закон-ом, колл-ым договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами.

13.Система источников трудового права. Под источником права в теории гос-ва и права

Принято понимать внешние формы выражения права, т.е. акты уполн-ных органов, устан-щие нормы права. Система источ-в труд. права имеет верт-ю и гориз-ю стр-ру. Верти-ая стр-ра обусловлена иерар-й сопод-ью ист-ов труд. права в зависимости от своей юр.силы: 1) КРФ; 2) международные договоры .(например, конвенции МОТ); 3) федеральные законы; 4) указы Президента РФ; 5) пост-ия Прав-ва РФ; 6) НПА фед-х органов исполнительной власти (ведомственные акты); 7) законы и иные НПА суб-ов Фед-ции; 8) НПА ОМС; 9) колл-ые договоры и соглашения; 10) локальные нормативные акты. Гориз-ая стр-ра системы ист-ов труд. права обусловлена принципом единства и дифференциации правового рег-ия труд-х и связанных с ними отношений. В этом смысле в системе труд. права выделя-ют обшие и спец-ые нормы. Общие нормы труд. права распространяют свое действие на всех раб-ков, а спец-ые закрепляют особенности рег-ия труда некоторых категорий раб-ков в завис-ти от половозрастных, отраслевых, терр-ных и иных факторов. В таком смысле принято говорить об обшем и спец-ном законод-ве, регулирующем трудовые и связанные с ними отношения. Примером спец-ого законодательства яв-ся, например. ФЗ от 27 июля 2004 г. «О го-ой граж-кой службе РФ», к-ый закрепляет особенности правового рег-ия труда гос-х граж-ких служащих. Конст-ые основы трудового права. К РФ обладает высшей юр. силой в РФ. КРФ содержит нормы, закрепляюшие основные права участников трудовых отношений. Так, в ст. 37 закрепляются: 1) принцип свободы труда и запрет принудительного труда; 2) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; 3) право на справедливое вознаграждение за труд, а также право на защиту от безработицы; 4) право на индив-ые и кол-ые трудовые споры, включая право на забастовку; 5) право на отдых, которое включает гарантии продол-сти рабочего времени, установленной законом, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Наиб. значимыми среди межд-х договоров РФ в социально-трудовой сфере яв-ся конвенции Межд-ной организации труда. Н-р, конвенции Межд-ной орг-ции труда № 29 «О принудительном или обязательном труде» ,«О дискриминации в области труда и занятий». Конвенции МОТ п.с. унив-е или всеобщие международные соглашения. Осн-м фед. законом, рег-щим трудовые правоотношения, яв-ся ТКРФ 2001 г. Согл.ст. 5 ТК в случае противоречий м-у ним и иными фед-ми законами, содер-ми нормы трудового права, применяется Кодекс. Изменить правила, уст-ые Кодексом, м-о только путем внесения в него поправок. Указы През-та РФ должны соот-ть фед. законам. На современном этапе указанное правотворчество не характерно для рег-я труд. отношений, поскольку все наиболее важные вопросы рег-тся ТК и фед. законами. Указы Президента РФ в основном рег-ют отдельные вопросы в социально-трудовой сфере.

14.Система принципов трудового права

В теории права под правовыми принципами принято понимать основные начала, выражающие сущность и наиб.общие напр-я развития системы права в целом и ее отдельных отраслей. В связи с этим в системе принципов права выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Труд.кодекс (ст. 2) закрепил 19 осн-х принципов правового рег-я труд-х отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Вместе с тем не все из них яв-ся принципами права в полном смысле слова. Наиб.подробно законодатель раскрыл содержание принципов недискриминации в сфере труда и запрета принудительного труда. Согл. ст. 3 ТК каждый имеет равные воз-ти для реализации своих трудовых прав. Указанный принцип реал-ся в системе норм трудового права, н-р, ч-з запрет необ-ого отказа в приеме на работу, необос-ого увольнения с работы по дискрим-ым мотивам, предоставлении лицу, подвергшемуся дискриминации, права на возмещение мат-ого и морального вреда и т.п. Отдельной строкой ТК запрещает отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. Н-р, законодательством о государственной службе установлен предельный возраст пребывания на гос-й службе. И связи с этим группой депутатов был сделан запрос о проверке конст-сти данной нормы. Конс-ый Суд, в свою очередь, указал, что установление таких огран-ий обусловлено задачами и принципами гос-й службы и не может рассм-ся как нарушение принципа недискриминации. Др. правовым принципом, получившим наиб. полную закон-ую регламентацию, яв-ся принцип свободы труда и запрета принудительного труда (ст. 4 ТК). Согласно ему каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деят-ти.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.