p align="center">2.Способы толкования. В юридической науке общеприняты следующие способы толкования: грамматический логический специально-юридический систематический историко-политический Способ толкования представляет собой совокупность приемов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание .нормы права и выраженной в ней воли законодателя. Каждый из них отличается от других своими специфическими особенностями и средствами уяснения правовой нормы. Грамматический (филологический, языковой) способ толкова-ния представляет собой уяснение смысла правовой нормы на основе анализа текста какого-либо нормативного акта. Такое толкование предполагает прежде всего выяснение значения от-дельных слов как в общеупотребительном, так и в терминологи-ческом смысле (эпидемия, эпизоотия, рецидив и т. д.). Главное - понять тот смысл слова, какой вкладывал в него законодатель. Устанавливаются грамматические связи слов, определяется семантическая структура предложений. При определении смыс-ла предложений немаловажную роль играют знаки препинания, союзы, вводные слова и т. д. Хрестоматийный пример: «Казнить нельзя помиловать». Языковой способ предшествует всем остальным и во многом предопределяет их результаты. Однако следует учесть, что ни один из приемов немыслим изолированно, вне связи с другим. При логическом толковании законы логики используются са-мостоятельно, обособленно от остальных способов. Здесь иссле-дуется логическая связь отдельных положений закона с прави-лами логики. Анализу подвергаются не сами по себе слова, как при грамматическом толковании, а обозначаемые ими понятия, явления и соотношения их между собой. В данном случае приме-няются такие приемы, как логическое преобразование, выведе-ние вторичных норм, выводы из понятий, доведение до абсурда. На логической структуре правовых норм отражаются особен-ности законодательной техники. Правоприменителю необходимо осуществить мысленное преобразование в процессе участия. На-пример, ст. 102 УК РФ «Умышленное убийство... наказывает-ся...». Однако наказывается не само убийство, а лицо, совершив-шее его. Преобразованный текст будет выглядеть следующим образом: «Лицо, совершившее умышленное убийство... наказы-вается...». Необходимость логических преобразований объясняется внут-ренней структурой правовых норм. Иногда внутренняя структу-ра норм права не совпадает с внешней формой, выраженной в статье нормативного акта. Структурные элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция) могут подразумеваться или находиться в других статьях нормативного акта либо в дру-гих нормативных актах. Большинство статей Уголовного кодекса построены таким образом, что имеется гипотеза и санкция, а диспозиция подразумевается и должна быть выражена слова-ми: «Запрещается совершать (не совершать) что-то...». Статьи, предусматривающие ответственность за нарушение Правил до-рожного движения, диспозицию содержат в другом нормативном акте. Используется такой прием, как доведение до абсурда. На-пример, при анализе понятия «источник повышенной опасности» можно признать таковым не только автомобиль, но и велосипед, гужевой транспорт. Иногда законодатель в целях лаконичности, экономии места в нормативном акте при формулировании норм права перечис-ляет какие-либо обстоятельства, имеющие юридическое значе-ние, но не дает их исчерпывающего перечня, а использует оборо-ты «и другие», «в аналогичных случаях». Поэтому деятельность по уяснению правовых норм требует знаний законов и правил формальной и диалектической логики, правильного их применения. Систематическое толкование - это уяснение содержания правовых норм в их взаимной связи, с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, отрасли права в целом. Данный способ толкования предопределяется внутренними свойствами права, его системностью. Правовые нормы в общей системе правового регулирования связаны между собой много-численными отношениями. Поэтому, чтобы полностью уяснить ту или иную норму права, необходимо учитывать целый ряд других норм, регулирующих смежные общественные отношения, устано-вить связь между регулятивными и охранительными нормами. Все это помогает правильно понять сферу действия нормы, круг заинтересованных лиц, смысл того или иного термина. Систематическое толкование позволяет выявить факты кол-лизий (противоречий) между правовыми нормами. Такой способ толкования важен при применении нормы права по аналогии, т. к. помогает найти норму, наиболее близкую по своему содер-жанию к конкретному случаю. Наиболее четко этот способ про-является при сопоставлении норм Общей части отрасли права с Особенной частью. Специально-юридическое толкование основывается на про-фессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники. Такое толкование предусматривает исследование техни-ко-юридических средств и приемов выражения воли законодате-ля. Оно раскрывает содержание юридических терминов, конст-рукций и т. д. Это обусловлено тем, что в области законодатель-ной стилистики существует свой язык законов как особый стиль речи и в связи с этим имеются термины и конструкции, специ-фичные для законотворчества. Поэтому, чтобы правильно осуще-ствить правовую квалификацию обстоятельств дела, дать им юридическую оценку, необходимо раскрыть своеобразие языка законов, т. е. уяснить смысл непосредственно юридических поня-тий, категорий, конструкций и т. д. Этот способ обусловлен и тем, что наука может формулиро-вать новые юридические понятия и категории, используемые за-конодателем. Интерпретатор вынужден обратиться к научным источникам, где находит готовый анализ тех или иных терминов норм права, оценочных понятий (тяжкие последствия, сущест-венный вред, особо крупный размер, неустойка, штраф, залог, поручительство и т. д.), которые влияют на практику решения конкретных дел. С помощью историко-политического толкования выясняются: во-первых, исторические условия издания нормативного акта, во-вторых, социально-политические цели, которые преследовал законодатель, издавая этот акт. Необходимость этого способа вызывается тем, что с помощью лишь установления правовых связей невозможно уяснить глубоко и всесторонне смысл и со-держание нормы права. Историко-политический способ помогает выявить смысл правовой нормы, обращаясь к истории ее принятия, целям и мо-тивам, обусловившим введение ее в систему правового регулиро-вания. Этот способ толкования позволяет анализировать также источники, находящиеся вне права: материалы обсуждения и принятия проектов нормативных актов, первоначальные проекты, материалы всенародного обсуждения, различные выступ-ления, мнения и т. д. Историко-политическое толкование помогает выявить такие правовые нормы, которые хотя формально и не отменены, но фактически уже не действуют, т. е. не существует тех обществен-ных отношений, которые норма регулировала. Все это способствует более точному установлению смысла правовой нормы. Толкование правовых норм преследует цель выяснения дей-ствительного смысла нормы, который имел в виду сам законода-тель. Свою волю законодатель формулирует средствами языка. Поэтому словесное выражение его воли может не всегда совпа-дать с ее действительным содержанием. Результатом толкования должна быть однозначность и пол-ная ясность смысла нормы права. Особенность толкования по объему обусловлена его связью с конечным результатом уясне-ния и разъяснения смысла правовых норм, от которого зависит практический эффект толкования. В связи с результатом толко-вания различают буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное. Буквальное толкование - наиболее типичный и часто встре-чающийся вид толкования, когда «дух» и «буква» закона совпа-дают, т. е. словесное выражение нормы права и ее действитель-ный смысл идентичны. Однако так бывает не всегда. В силу объективных или субъ-ективных причин словесное выражение воли законодателя и дей-ствительное содержание этой воли, выраженной в правовой нор-ме, могут не совпадать. В таких случаях как исключения могут применяться расширительное или ограничительное толкование. При расширительном толковании действительный смысл и содержание правовой нормы шире, чем ее словесное выраже-ние. Например, законодатель часто использует термин «закон» (судьи независимы и подчиняются только закону). Но истинный смысл слова «закон» состоит в том, что в этом случае имеются ввиду все нормативно-правовые акты, а не только акты высших органов власти. То же самое касается и термина «судьи», по-скольку имеются в виду и народные заседатели, и присяжные. Ограничительное толкование применимо в тех случаях, когда действительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выра-жение. Например, в норме права записано: «все совершеннолет-ние дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей». Од-нако не все дети обязаны это делать. От этой обязанности осво-бождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых роди-тели не содержали и не воспитывали. В данном случае сужается круг субъектов, подпадающих под действие правового предпи-сания. При расширительном и ограничительном толковании уста-навливается действительная воля законодателя, поэтому такое толкование не вносит никаких изменений в истинный смысл и нормы права. Расширительное и ограничительное толкование следует отли-чать от аналогии закона, хотя между ними существует внешнее сходство. Аналогия предполагает пробел в праве, отсутствие со-ответствующей нормы права, где определенные факты не охва-тываются ни текстом, ни смыслом законодательства. Здесь про-исходит распространение закона на новый круг общественных отношений. При расширительном толковании такие факты охва-тываются смыслом законодательства, хотя в тексте правовой нормы это выражено неточно. Расширительное и ограничительное толкование применимо во всех отраслях права, хотя в литературе имеется и другое мнение. Однако существуют некоторые изъятия. Не могут толковаться расширительно нормы, содержащие какие-либо ограничения, устанавливающие более строгую юридическую ответственность, санкции правовых норм. Когда в тексте нормативного акта использованы такие оборо-ты, как «другие», «прочие», «иные», «и так далее», то это пред-полагает расширительное толкование закона. Акт толкования - это один из видов правовых актов. Вопрос о юридической природе актов толкования тесно связан с пробле-мой сущности толкования, т. е. является ли это правотворческой деятельностью или это средство уяснения и разъяснения смысла существующей нормы права. В литературе высказываются на этот счет различные мнения. Одни авторы склонны считать акты толкования одной из форм (источников) права, другие - утверждают, что таким актом не устанавливаются, не изменяются и не отменяются нормы права. На наш взгляд, предпочтительнее вторая точка зрения, посколь-ку многие акты толкования, хотя и являются нормативными (в смысле общеобязательными), исходят от субъектов, которым не предоставлено право нормотворчества (Верховный Суд РФ). Интерпретационные акты как виды правовых актов имеют свои особенности: они не содержат общеобязательных правил поведения (норм права), не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они находятся в за-висимости от нормативных актов, обслуживают и разделяют их - судьбу. Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения. По-следний может быть устным или письменным. Акт толкования - это официальный, юридически значимый документ, направлен-ный на установление действительного смысла и содержания нор-мы права. Интерпретационные акты можно классифицировать по раз-личным основаниям: 1. По внешней форме они могут быть письменными и устны-ми. Письменные акты толкования имеют определенную структу-ру, т. е. в них должны присутствовать реквизиты: кто издал этот акт, когда, к каким нормам права (институту, отрасли, норма-тивному акту) относится, когда вступил в действие. Они могут облекаться в ту же форму, что и нормативно-правовые акты, из-даваемые соответствующими органами (указы, постановления, приказы, инструкции и т. д.). 2. По юридической значимости различают акты нормативного толкования и казуального. Акты нормативного толкования распространяют свое дейст-вие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на приме-нение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер. Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касают-ся конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать инди-видуальными. 3. Юридическая сила акта толкования и сфера его действия определяются местом органа, его издавшего. Это акты органов власти: исполнительно-распорядительных, судебных, прокурор-ских и т. д. 4. В зависимости от того, кто издал акт толкования и нормтивно-правовой акт, они могут быть аутентичными или легаль-ными. Если акт принимает и толкует один и тот же субъект,- это авторское толкование (аутентичное). Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (на-пример, Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые пар-ламентом),- то это легальные акты. 5. Можно выделить акты толкования в различных отраслях права: уголовно-правовые, административно-правовые и т. д. Все сказанное позволяет сделать вывод, что толкование пра-ва и его результаты играют важную роль в правореализацион-ном процессе. Оно завершает процесс правового регулирования общественных отношений и делает правовые нормы готовыми к реализации различными субъектами. 3. Разъяснение права.Разъяснение - это внешнее, словесно - документальное выражение юридического толкования. В условиях законности оно не должно отклоняться от действительного содержания правового акта, юридических норм, в принципе, не может дать ничего иного, что содержится в «букве» закона, в изложенных в тексте закона нормах и раскрывается в результате их уяснения. Разъяснять нормативные акты могут все лица. Но значение такого разъяснения, его юридическая обязательность и компетентность не одинаковы. В зависимости от этого различается толкование официальное и неофициальное.Официальное толкование это разъяснение, которое дает в официальном порядке государственные органы и должностные лица в рамках их компетенции. Такое официальное, властно - обязательно разъяснение может быть: нормативным; казуальным.Нормативное толкование - официальное разъяснение, которое, как и норма права, обладает общим действием, т. е. распространяется на неопределенный круг лиц и на неограниченное количество случаев. Такое разъяснение неотделимо от самой нормы, не может применяться независимо от нее и разделять ее судьбу, т. е. в случае отмены нормы прекращает действие и ее разъяснение ( хотя специальным актом действие и ее разъяснения может быть распространено на новые нормативные положения ).К нормативному толкованию относятся:аутентическое толкование, т. е. разъяснение, исходящее от того же самого органа который издал толкуемую норму. Акт такого толкования имеет ту же юридическую силу и во многих случаях ту же внешнюю форму, что и сам нормативный акт. При этом необязательно, чтобы аутентическое толкование было сформулировано в особом акте. Часто в нормативных актах наряду с новыми нормами имеются положения, содержащие нормативное разъяснение уже существующих правовых предписаний.легальное толкование, т. е. разъяснение, исходящее от компетентного органа в отношении акта, изданного другим органом, например толкование положений закона, принятого Федеральным Собранием, в акте Правительства.правоприменительное нормативное толкование, т. е. нормативное разъяснение, содержащееся в актах центральных юрисдикционных органов - органов правосудия ( акта Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда ).Особо значимы здесь акты Конституционного Суда, дающего нормативные разъяснения по конституционным вопросам. В соответствие с п.5 ст.125 Конституции Конституционный Суд дает толкование Конституции РФ, причем по запросам высших государственных инстанций ( Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства ). Казуальное ( индивидуальное ) толкование - официальное разъяснение, обязательное только для конкретного случая, для данного юридического дела.Такое индивидуальное толкование может быть выражено в специальных указаниях разъясняющего характера, которые в ряде случаев по тому или иному вопросу содержатся в актах надзорной судебной инстанции. Вместе с тем казуальное толкование может быть дано и в «скрытом виде» - в самом решении суда, иного правоприминительного органа по данному делу. Поэтому для юридического толкования существенны не только прямые разъяснения высших юрисдикционных инстанций, но и все юрисдикционные решения.Решения высших судебных инстанций по конкретным делам в ряде случаев имеют значение судебного прецедента, т.е. образца, типизированного примера понимания юридических норм и их применения к данным конкретным жизненным обстоятельствам.Особенностью казуального толкования, даваемого другими органами, включая органы внутренних дел, состоит в том, что оно дается не только при решении конкретных дел, но и в виде указаний нижестоящим органом, как решать то или иное дело, в соответствии с правовым предписанием, содержащимся в нормативном акте этого органа Неофициальное толкование - это разъяснения, не имеющие формального, юридически обязательного значения, т.е. лишенные юридической силы. Влияние неофициального толкования зависит от уровня его компетентности, от его правильности и убедительности Здесь нет авторитет власти, но есть власть авторитета. Неофициальное толкование подразделяется на три разновидности:доктринальное толкование, т.е. разъяснения, комментарии, даваемые научными работниками, преподавателями, квалифицированными практиками в результате непосредственного теоретического анализа права, правовых концепций. Глубокие, оправдавшие себя на практике и основанные на познании закономерностей права, его юридических особенностей обобщения юридической практики.Доктринальное толкование должно помогать и фактически существенно помогает практикам, оказывая влияние на решения должностных лиц и всех граждан через воздействие на их профессиональное правосознание. В этих случаях юридическая наука непосредственно включается в механизм укрепления законности. « Будучи тесно связано с практикой - пишет А.С. Пиголкин, - доктринальное толкование призвано освещать ей путь, улучшать качество правосудия, оказывать действенное влияние на правосознание должностных лиц, применяющих правовые нормы, и всех граждан ». Разумеется, для успешного выполнения им этой своей роли необходимо должное качество доктринального толкования, возможность, желание и умение воспользоваться его результатами обыденное толкование, т.е. пояснения и мнения в отношении законов, юридической практики, которые дают люди на основе житейского опыта, данных повседневной жизни, массового правосознания. Хотя в данном толковании нередко имеются заблуждения, опрометчивые, поверхностные суждения, надо видеть и то, что обыденное толкование порой не лишено здравого смысла, житейской мудрости, и оно существенно в случаях, когда представители населения, общественности принимают то или иное участие в решении юридических дел ( например, в качестве присяжных заседателей ). Обыденное толкование встречается в беседах, письмах и других проявлениях психологического отношения к праву, правосудию.Специальное компитентное толкование, т.е. разъяснения, которые основы на профессиональных знаниях в области политики и права, в том числе толкование, осуществляемое юристами - практиками - прокурорами и судьями на приемах граждан, консультантами в судах, работниками юридических служб и адвокатами, редакциями журналов в специальных консультациях и обзорах.Значение основных видов толкования норм отечественного права имеет большое значение для правильной и эффективной работы правоприменителя. Умение отличать, систематизировать и использовать различные акты является одним из условий успешной деятельности при квалификации поведения субъектов права, правильной юридической оценке поступков человека, составлении юридически аргументированных процессуальных актов и обобщений правоприменительной практики.Заключение.Значение толкования состоит главным образом в том, чтобы обеспечить полное и точное раскрытие воли законодателя, выраженной в нормативном акте. Здесь отчетливо проявляется связь юридического толкования с режимом законности. Задача толкования - обеспечить действие и эффективность норм права в условиях строгой законности. Нормы права регулируют общественные отношения не изолированно друг от друга, а совместно, в определенной связи, образуя систему - стройное целое, которое должно быть свободно от внутренних противоречий. Толкование призвано обеспечить единство понимания законов и на этой основе единство их применения на всей территории государства.Список использованной литературы.Алексеев С.С. Общая теория права. Т -II. М., 1986г.Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М., 1996г.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория права и государства. Курс лекций. Саратов, 1995г.Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. М., 1976г.Гранат Н.Л., Колесникова О. М., Тимофеев М. С. Толкование норм права в правоохранительной деятельности Органов Внутренних Дел. М., 1991г.
Страницы: 1, 2
|