реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Теория прав человека

реферат
онституция РФ, действующее законодательство предусматривают комплекс правовых норм, определяющий сущность государственно-правовой охраны как института правового государства, представляющей ведущее направление деятельности органов государства. Конституция определяет направления государственно-правовой охраны, основные права и свободы, подлежащие охране, виды соответствующей государственно-правовой деятельности и условия надлежащей ее организации, гарантии законности реализации государственно-правовой охраны.

Обобщение конституционно-правовых норм с учетом широкого интеграционного подхода, представленного в Конституции и законах Российской Федерации, показывает: структура института государственно-правовой охраны основных прав и свобод человека и гражданина состоит из следующих разновидностей юридических норм (положений):

- положения (нормы) об источнике основных прав и свобод человека и гражданина и их социальных носителях, субъектах (человек, гражданин, «каждый»);

- положения о необходимости охраны основных прав и свобод человека и гражданина как обязанности государства, органов государственной власти признавать, соблюдать и защищать права и свободы;

- положения о характере государственно-правовой охраны основных прав и свобод граждан (например, ранее концепция диктатуры пролетариата охраняла права только пролетариата, сейчас концепция демократического правового государства предполагает охрану прав всего населения России);

- положения о целях и направлениях государственно-правовой охраны основных прав и свобод (в Преамбуле Конституции РФ установлена цель Российского государства и его органов - обеспечить благополучие и процветание России, а значит, и ее народа);

- положения о структуре государственно-правовой охраны основных прав и свобод человека и гражданина (например, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную; установление федерального законодательства и законодательства субъектов РФ);

- положения о системе органов, осуществляющих государственно-правовую охрану основных прав и свобод человека и гражданина (например, федеральные органы государственной власти: Глава государства - Президент РФ, органы законодательной власти - Федеральное Собрание РФ, органы исполнительной власти - Правительство РФ, органы судебной власти - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ; органы надзора - Прокуратура РФ; органы государственной власти субъектов РФ);

- положения о путях, формах и методах осуществления государственно-правовой охраны основных прав и свобод человека и гражданина (всеобщность, комплексность, выявление, гарантирование, обжалование, компенсация, возмещение, ответственность, ограничение, обязывание, запрещение и др.).

Указанные правовые нормы как первичные правила поведения составляют живую ткань закона. От их правильного определения и наиболее целесообразного «набора» для тех или иных видов актов зависит очень многое.447 Конституционное законодательство России / Под ред. Ю. А. Тихомирова. - М., 2005. - С. 38.7 Конституционно-правовые нормы института охраны основных прав и свобод граждан являются нормами высокой регулятивной концентрации, своего рода обобщенными моделями поведения субъектов права. Поэтому в указанных нормах нередко отсутствует традиционная триада элементов, норма-диспозиция наиболее типична. Но при этом есть все основания выделить среди них конституционные нормы-дефиниции, нормы-цели, нормы-принципы, дозволительные нормы, компетенционные нормы, нормы-запреты, нормы-императивы. Уяснение природы и видов этих норм важно для правильной ориентации субъектов права и их адекватных правовых действий. В противном случае потенциал норм выявляется и используется либо не полностью, либо ошибочно.

Эти нормы предопределяют в основных чертах классификацию норм всего института государственно-правовой охраны основных прав и свобод граждан. Конституционные нормы-дефиниции либо воспроизводятся в последующих законах полностью, либо служат основой построения закона и формулирования его норм. Конституционные нормы-принципы и нормы-цели служат базой для создания аналогичных норм в законах. Так, положения ст.2 Конституции РФ о человеке, его правах и свободах как высшей ценности получили развитие в ст.3 об ответственности, гласности и обеспечении прав и свобод человека и гражданина Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и в ст.1 о защите прав и свобод граждан Закона Российской Федерации «О милиции».

Нормы общерегулирующие, включая компетенционные, и конкретно-регулирующие, императивные, особенно часто используются в данном институте охраны основных прав и свобод. Это нормы о предметах ведения Российской Федерации и ее субъектов, о полномочиях органов государственной власти, о взаимоотношениях государственных органов между собой, об отношениях публичных властей с физическими и юридическими лицами. Часто эти нормы выражены как обязанности соответствующих субъектов конституционно-правовых отношений. Так, п.2 ст.15 Конституции РФ, где говорится о том, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, «развернут» и конкретизирован в ст.10 Закона Российской Федерации «О милиции», где установлены обязанности милиции.

В формировании института государственно-правовой охраны основных прав и свобод применяются и дозволительные нормы, позволяющие гражданам наиболее полно использовать свои права и свободы, а государственным органам в процессе охраны прав и свобод - проявлять творчество в ходе правоприменения, с учетом принципа «запрещено все, что не дозволено». Так, нормы гл.2 Конституции РФ получили развитие в законах о выборах, о гражданстве, о въезде и выезде из страны, об избирательных правах граждан, о средствах массовой информации и др. Закон РФ «О милиции», развивая положения ст.45 гл.2 Конституции РФ о гарантировании государственной защиты прав и свобод граждан, устанавливает права милиции (ст.11) на совершение действий, необходимых для охраны и защиты основных прав и свобод граждан (например, пресечение преступлений и административных правонарушений, в том числе связанных с нарушением прав и свобод).

Диспозитивные нормы регулируют деятельность многих государственных органов: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, федеральных судов, органов прокуратуры, внутренних дел, милиции и др. Причем эти нормы получили свое развитие в соответствующих законах, регулирующих организацию и деятельность данных органов в сфере охраны основных прав и свобод граждан. 448 Конституционное законодательство России / Под ред. Ю. А. Тихомирова. - М., 2005. - С. 43.8

Включение норм-запретов в институт охраны основных прав и свобод рассчитано на их превентивное действие для сохранения правомерного поведения юридических и физических лиц. Они служат своеобразными индикаторами возможных противоправных действий. Так, в ч.1 ст.61 Конституции РФ закреплено, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Статья 56 (ч.3) Конституции РФ устанавливает, что не подлежат ограничению (в условиях чрезвычайного положения) права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции РФ.

Охранительные нормы (нормы-санкции) выступают как средство применения мер ответственности за правонарушения в сфере основных конституционных прав и свобод граждан. Предусмотрены следующие меры конституционной ответственности: а) отмена, приостановление, аннулирование правовых актов; б) отставка органа, должностного лица; в) досрочное прекращение полномочий; г) отзыв; д) введение специальных, в том числе временных, режимов; е) роспуск органа; ж) реорганизация государственных структур; з) отказ в регистрации; и) запрет. Вид этой юридической ответственности еще недостаточно хорошо разработан и требует дополнительной проработки и широкого внедрения.

Большую группу норм-санкций, предусматривающих ответственность за нарушения основных прав и свобод, составляют отсылки к мерам уголовной, административной, материальной ответственности, содержащимся в отраслевом законодательстве. Так, в действующем Уголовном кодексе РФ закреплены меры уголовной ответственности за преступления против личности, государственной власти, основ конституционного строя.

Охранительные нормы (нормы-санкции) могут содержаться и в материальных нормах (преимущественно компетенционных), процессуальных (регламентах), коллизионных нормах, нормах согласительных процедур (по порядку урегулирования разногласий между органами исполнительной власти) и др. К сожалению, и вторая, и третья группы указанных норм также недостаточно разработаны с точки зрения охраны и защиты основных прав и свобод граждан.

Для формирования и действия института государственно-правовой охраны основных прав и свобод граждан весьма важны внутренние связи конституционно-правовых норм. Их отсутствие или слабость ведут к снижению эффективности законодательного регулирования и в конечном счете к неудовлетворительному обеспечению действия основных прав и свобод. И, напротив, обеспечение связей между нормами внутри закона, между однородными нормами разных законов, соблюдение пропорций между отдельными блоками института позволяет использовать высокий потенциал всего комплекса государственной правовой охраны основных прав и свобод граждан.

Задача развития материальных, организационных и процессуальных основ реализации права на государственно-правовую охрану конституционных прав и свобод требует совершенствования всей системы государственно-правовой охраны, обеспечения условий интенсификации правоохранительной функции государственных органов.

Содержание правоохранительной функции государственных органов складывается из нескольких элементов: а) предупреждения нарушения прав; б) восстановления нарушенного права; в) отмены законодательных и подзаконных нормативных актов в случае их противоречия закону (признания их недействительности); г) возмещения ущерба и морального вреда, причиненного человеку и гражданину; д) решения вопроса об ответственности нарушителя прав человека и гражданина.

Следует признать, что в нынешней правовой системе нормативное регулирование указанных функций осуществляется слабо, не создан необходимый механизм эффективной реализации полномочий государственных органов по охране основных прав и свобод личности. Усиление правозащитной функции государственных органов требует расширения их компетенции, внесения необходимых изменений в действующее законодательство, совершенствования организации системы органов государственной власти и административно-юридических процедур. 449 Конституционное законодательство России / Под ред. Ю. А. Тихомирова. - М., 2005. - С. 45.9

Вместе с тем следует учитывать, что возможности государственных органов не беспредельны. Правильная организация государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод требует четкого нормативного определения критериев нарушений основных прав и свобод, подлежащих именно государственно-правовой охране, установления хотя бы примерного перечня их признаков. Отсюда вытекает потребность в определении типологии правонарушений, представляющих предмет административного и судебного рассмотрения, а также причин их совершения.

Классификация видов нарушений конституционных прав и свобод граждан может быть проведена по различным основаниям. В частности, по сферам общественных отношений, где возникают конфликтные ситуации, и направлениям правоприменительной деятельности. Нарушения основных прав и свобод граждан могут быть в различных областях общественных отношений, когда закон прямо предусматривает возможность административного и судебного разрешения правового спора. Сфера применения правового принуждения в деятельности правоохранительных органов также требует определения пределов правового контроля со стороны институтов административной и судебной власти.

Возможная классификация условий и обстоятельств, лежащих в основе нарушений основных прав и свобод граждан, включает прежде всего группу нормотворческих отклонений, когда принимаются законодательные или иные нормативные акты, не соответствующие установлениям Конституции РФ. Так, федеральные законы о милиции и об оперативно-розыскной деятельности допускают случаи несанкционированного проникновения в жилые помещения граждан, использование электронных средств получения информации. По роду и виду правоохранительной деятельности такие обстоятельства могут возникнуть: 1) при пресечении правонарушений и применении мер административного воздействия (административный произвол); 2) в уголовном судопроизводстве (как в стадиях предварительного расследования, так и в судебных стадиях). Здесь еще нередки случаи неисполнения должностными лицами правоохранительных органов их обязанностей по обеспечению условий осуществления процессуальных прав участников судопроизводства: на доступ к правосудию, на право на защиту и др.; 3) в сфере гражданского судопроизводства допускаются отказ в приеме исковых заявлений, нарушение правил о подсудности и подведомственности, несоблюдение сроков рассмотрения дел, необоснованное приостановление судами производства по делу и др.

Нарушения основных прав и свобод человека можно разделить на две группы: 1) нарушения, которые не имеют массового характера, затрагивают интерес отдельных лиц; 2) массовые нарушения прав человека, затрагивающие интересы ряда стран или всего мира.

Для понимания проблемы классификации нарушений конституционных прав и свобод человека и гражданина интересен сравнительный анализ составов правонарушений, закрепленных в федеральном законодательстве: УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ, ТК РФ. Так, законодатель закрепил в УК РФ специальную главу 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина», в которую, однако, вошли только 14 статей (составов преступлений), связанных с нарушением основных прав и свобод личности. Правда, некоторые составы этих преступлений имеются и в других Главах УК РФ. В то же время многие конституционные права и свободы человека и гражданина (можно сказать, почти 50 процентов) оставлены законодателем вообще без уголовно-правовой поддержки. Например, не предусмотрен состав преступления, охватывающий в полном объеме такое правонарушение, как нарушение права личной неприкосновенности. Правда, существуют составы преступлений против свободы (похищение человека, незаконное лишение свободы, незаконное помещение в психиатрический стационар), половой неприкосновенности и половой свободы личности, но они не охватывают всю палитру тех нарушений права личной неприкосновенности, которая существует в жизнедеятельности человека. 550 Конституционное законодательство России / Под ред. Ю. А. Тихомирова. - М., 2005. - С. 47.0

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.