p align="left">· в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий; · на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта. В пространстве нормативные правовые акты действую по-разному. Некоторые действуют на всем пространстве, находящимся под юрисдикцией государства (например, конституция, уголовный, гражданский кодексы), некоторые только на части территории (например, уставы, избирательные законы субъектов федерации, акты, принятые для совокупности территорий - например, Крайнего Севера России). Но территориальный принцип действия нормативных правовых актов не абсолютен. Некоторые из них могут иметь экстерриториальный характер. Так, нормативные правовые акты, изданные на территории одного государства, могут признаваться и действовать на территории другого и т.д. Принцип территориального действия нормативных правовых актов предопределяет и их действие по лицам. То есть предписания нормативного правового акта распространяются на всех указанных в нем субъектах, и находящихся на территории действия акта. Из этого общего правила есть исключения: · лица, пользующиеся правом экстерриториальности, должны подчиняться праву страны пребывания, но к ним не могут быть применены меры государственного принуждения (санкции правовых норм) данной страны; · иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых правоотношений. Граждане и органы государства должны подчиняться в полном объеме законам своего государства, даже если они находятся на территории иностранного государства здесь территориальное действие акта заменяется действием по лицам. 9 Систематизация нормативно-правовых актов Систематизация -- это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Выделяют такие виды систематизации, как: 1. инкорпорация -- форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический, тематический и др. Инкорпорация подразделяется на: · официальную · неофициальную. 2. консолидация -- форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности. Особенность консолидации состоит в том, что она является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации; 3. кодификация -- форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Кодификация законодательства может быть: · всеобщей · отраслевой, · специальной. Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодификации: ею имеют право заниматься только специальные органы; в итоге появляется новый нормативный акт -- кодекс, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере. 10 Правовые нормы и правоотношения Правоотношение -- это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Юридическая норма -- первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Правовые нормы обладают всеми качествами социальных норм, но в то же время имеют свои особые признаки, которые обусловлены неразрывной связью норм позитивного права с государством. К признакам нормы права относят: 1. общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей); 2. формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов); 3. связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия -- принуждением и стимулированием); 4. предоставительно - обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права); 5. микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).
11 Понятие правомерного поведения Правомерное поведение -- это деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям. Признаки правомерного поведения: оно находится в установленных законодательством рамках, социально полезно, не противоречит общественным интересам и целям, что составляет его объективную сторону; является осознанным, что составляет его субъективную сторону. Правомерное поведение по степени социальной значимости подразделяется на: · необходимое · желательное · допустимое. Правомерное поведение, как самостоятельный вид поведения, тем не менее, испытывает на себе влияние социально-экономических, политических и духовно-нравственных факторов, которым подвержено любое другое поведение субъектов общества. Социальными условиями правомерного поведения является та социальная и экономическая среда, в которой действует гражданин, которая влияет на мотивы его поведения. Духовная основа - это уровень правовой, политической, общей культуры граждан. Часто выделяют следующие типы мотиваций, лежащие в основе правомерного поведения: 1. Первый тип - активное признание и поддержка, заложенных в правовых нормах моделей поведения. Внутренняя оценка правой нормы и ее необходимости полностью совпадают с заложенной в ней волей законодателя. Такой вид поведения наиболее устойчив и наиболее полезен для общества. 2. Второй тип - конформизм, такая мотивация, которая основана не на внутреннем убеждении, необходимости соблюдения правовых норм, а на беспринципном следовании поведения большинства, или той социальной группы, которой принадлежит данное лицо. 3. Третий тип - правомерное поведение, основанное на страхе перед возможностью применения мер государственного воздействия, наиболее неустойчивый тип правомерного поведения, при снижении контроля со стороны государства может превратится в свою противоположность. 12 Понятие правонарушения. Юридический состав правонарушения Правонарушение -- это виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности. Юридический состав правонарушения -- это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности. В юридический состав входят: 1. субъект правонарушения (праводееспособное физическое лицо или социальная организация, совершившие данное деяние); 2. объект правонарушения (это то, на что посягает правонарушение; родовым объектом выступают общественные отношения, видовым жизнь, здоровье, честь, имущество и т.п.); 3. объективная сторона это совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение; 4. субъективная сторона правонарушения совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение лица к своему деянию и его последствиям. Элементами субъективной стороны правонарушения являются: I. Вина (выделяют 2 формы вины): умысел (предполагает, что лицо, совершающее противоправное деяние, предвидит и желает наступления общественно вредных последствий своего поведения. Ст. 25 УК РФ) Делиться на: · прямой · косвенный. неосторожность (ст. 26 УК РФ). Делиться на: · преступное легкомыслие (самонадеянность) · небрежность II. Цель - представление субъекта о результатах правонарушения. III. Мотив - внутреннее побуждение правонарушителя. 13 Понятие и признаки юридической ответственности. Презумпция невиновности Юридическая ответственность -- есть необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершенное правонарушение. Признаки юридической ответственности: · устанавливается государством в правовых нормах; · опирается на государственное принуждение; · применяется специально уполномоченными государственными органами; · Ю. отв. связана с возложением новой дополнительной обязанности, · выражается в определенных отрицательных последствиях личного, имущественного и организационного характера. Презумпция невиновности. По российскому законодательству лицо считается невиновным до тех пор пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке. 14 Виды юридической ответственности Наиболее распространенное деление видов ответственности по отраслевому признаку. По этому основанию выделяют: 1. уголовная (применяется только за преступления; никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию, иначе, как по приговору суда и в соответствии с уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством; меры уголовного наказания -- наиболее жесткие формы государственного принуждения, направленные преимущественно на личность виновного, -- лишение свободы и т.д.); 2. административная (наступает за совершение административного проступка на основе законодательства об административных правонарушениях и выражается, в частности, в таких мерах, как штраф, лишение специального права и т.п.); 3. гражданская (наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда. Полное возмещение вреда -- основной принцип гражданско-правовой ответственности; возмещение убытков в некоторых случаях дополняется штрафными санкциями, например, выплатой неустойки); 4. дисциплинарная (применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины; для наложения взыскания должны быть затребованы объяснения от нарушителя трудовой дисциплины; возлагается администрацией предприятия, учреждения, организации; в отношении же отдельных категорий -- дисциплинарными коллегиями; меры дисциплинарной ответственности -- выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.); 5. материальная (наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей).
15 Понятие и структура правосознания. Уровни правосознания (обыденное, профессиональное и научное) Правосознание -- это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание -- это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы и др. нормативные акты. Структура правосознания включает в себя два элемента: 1. правовую психологию - переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки субъектами права; 2. правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее собой более рациональный уровень правовых оценок). По содержанию правосознание подразделяется на: 1. обыденное - массовые представления людей, настроения «по поводу» права, возникающие под влиянием жизненного опыта; 2. профессиональное - чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов на основе юридической практики; 3. научное - идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права.
Страницы: 1, 2
|