p align="left">По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определенным сроком, то есть до их официальной отмены, временные -- в пределах определённого промежутка времени. По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах. 25. Правовые отношения: понятия, признаки, виды Правоотношение -- урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают субъективными правами и являются носителями юридических обязанностей. Правоотношение всегда характеризуется следующими признаками: 1. Наличием как минимум двух сторон (управомоченной и обязанной); 2. Правовой связью между ними через субъективные права и юридические обязанности (у обеих сторон); 3. Отрегулированностью правовыми нормами содержания этих субъективных прав и юридических обязанностей, а также условий возникновения самого правоотношения; 4. Обеспеченностью возможностью государственного принуждения (не обязательно путём применения мер юридической ответственности). Виды правоотношений: 1. Общие (правовые связи, основанные на таких общих правах и обязанностях, в том числе общих дозволениях и запретах, субъекты которых не имеют поименной индивидуализации) и конкретные (правовые связи, субъекты которых - во всяком случае одни из них (носители права)- определены путем поименной индивидуализации.) правоотношения. 2. Относительные (поименно определены все субъекты.) и абсолютные (поименно определена лишь одна сторона - носитель субъективного права) правоотношения. 3. Регулятивные (проводящие регулятивные функции права - статическую и динамическую) и охранительные (проводящие охранительную функцию права) правоотношения. 5. Правоотношения активного (выражающие динамическую функцию права) и пассивного (выражающие статическую функцию права) типов. 5. Отраслевые (подразделяются по отраслям права) правоотношения. 26. Современные проблемы юридической ответственности: цели, функции, принципы, виды Юридическая ответственность, с одной стороны, представляет собой вид общесоциальной ответственности, другие виды которой возникают уже на основе иных социальных норм - политических, норм морали, корпоративных норм и др. С другой стороны, юридическая ответственность является разновидностью мер правового принуждения, причем наиболее острой разновидностью, в наибольшей степени затрагивающей правовое положение субъекта. Признаки юридической ответственности: 1. Имеет ретроспективный характер, то есть представляет собой реакцию на уже состоявшееся поведение, на поведение прошлое (или во всяком случае - длящееся). Субъект не может нести юридическую ответственность за свое поведение в будущем. 2. Поведение, лежащее в основе юридической ответственности, должно быть особым, а именно - содержать признаки правового нарушения. В частности, быть виновным поведением. Без вины не может быть и юридической ответственности. 3. Юридическая ответственность всегда связана с государственным и общественным осуждением (негативной оценкой) поведения правонарушителя. Именно поэтому, например, приговор по уголовному делу выносится от имени государства. 4. Имеет штрафной характер. Суть этого признака в том, что у правонарушителя в результате совершенного им деяния возникают новые юридические обязанности (которых до правонарушения не было). Правонарушение есть юридический факт, который вызывает появление особого - охранительного правоотношения (между правонарушителем и государством), в рамках которого эти обязанности и возникают. 5. Юридическая ответственность имеет характер претерпевания. Всякая юридическая обязанность есть обременение, но в результате правонарушения возникают особые обязанности - претерпеть лишения личного, имущественного и другого плана. 6. Порядок возложения юридической ответственности регламентируется правом, то есть закон устанавливает определенные процедурные формы этого процесса. Если учесть названные признаки, то юридическую ответственность не следует отождествлять ни с правоотношением (охранительным), ни с особой юридической обязанностью. Ведь в тех случаях, когда правонарушение государством не замечено или не установлен (или не разыскан) правонарушитель, последний никаких лишений не несет и ничего не претерпевает (напротив, он может пользоваться благами совершенного правонарушения). Поэтому точнее полагать, что юридическая ответственность - это не сама обязанность, а процесс ее реализации в охранительном правоотношении. Хотя по поводу момента возникновения юридической ответственности имеются и другие точки зрения: а) она возникает вместе с охранительным правоотношением сразу после совершения правонарушения; б) возникает после вынесения основного правоприменительного акта (приговора, решения), в котором фиксируются все необходимые для наступления юридической ответственности моменты. Юридическая ответственность выполняет штрафную (карательную) и правовосстановительную функции. Проф. О.Э. Лейст в этой связи говорит не о двух функциях, а о двух типах юридической ответственности: штрафной, которая объединяет уголовную, административную и дисциплинарную ответственность, и правовосстановительной (гражданско-правовая и материальная ответственность). Традиционным является деление юридической ответственности на уголовно-правовую, административно-правовую, дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную ответственность работников. При этом надо заметить, что: а) видов ответственности меньше, чем отраслей права; 6) за нарушение норм права различных отраслей может применяться ответственность одного и того же вида; в) в пределах одной отрасли могут существовать различные виды ответственности (например, дисциплинарная и материальная в трудовом праве). Таким образом, можно заметить, что в основе данной классификации ответственности лежит не отраслевой признак. Объясняется это тем, что деление отраслей в системе права происходит по характеру регулятивных норм, а ответственность непосредственно связана с охранительными нормами, которые имеют другую природу и действуют по своим закономерностям. В частности, допускают универсальный характер санкций. В юридической литературе одно время отстаивался взгляд на то, что кроме ретроспективной юридической ответственности (за состоявшееся правонарушение), существует перспективная юридическая ответственность - ответственность за будущее поведение субъекта. При этом подчеркивался ее позитивный характер -- в том же смысле, когда говорят о человеке, что он «ответственно», то есть добросовестно относится к своим обязанностям. Однако большинство правоведов эту позицию не поддержали, справедливо указывая, что в «позитивной» ответственности, по существу, нет юридического содержания: это, скорее, ответственность общесоциального либо этического плана. 27. Правовой статус личности: понятие, структура, виды Правовой статус личности -- система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Права и свободы представляют собой виды возможного поведения человека, признанные и обеспеченные государством, обязанности -- виды должного поведения личности, обеспеченные силой государственного принуждения. Понятия «правовой статус» и «правовое положение» личности равнозначны. Структура: 1 гражданство; 2 правосубъектность, способность иметь и осуществлять своими действиями гражданские права и обязанности. Составляющими элементами П. являются правоспособность и дееспособность; 3 основные права, свободы, законные интересы и обязанности; 4 правовые принципы 5 гарантии правового статуса, в числе которых особое значение имеет юридическая ответственность. Виды: 1 общий или конституционный статус человека и гражданина; 2 специальный или родовой статус определенной категории граждан; 3 индивидуальный статус, который характеризует пол, возраст, семейное положение; 4 статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным или тройным гражданством; 5 отраслевые правовые статусы; 6 статус физического лица 28. Принципы организации и деятельности государственного аппарата Государственный аппарат это совокупность органов и учреждений, посредством которых реализуется управленческая и обеспечительно-распорядительная функция. Принципы, подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов. Закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” закрепляет принципы: -верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав; -приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; -единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; -равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; -обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации; -единство основных требований, предъявляемых к государственной службе; -профессионализм и компетентность государственных служащих; -гласность в осуществлении государственной службы; -ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; -внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства; -стабильность кадров государственных служащих в государственных органах. К числу этих принципов следовало бы отнести также: сочетание коллегиальности и единоначалия; экономичность государственной службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в нынешних условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата. 29. Понятие и сущность права. См. вопрос 17 30. Политическая система общества: понятие, структура Политическая система общества или политическая организация общества -- организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом. Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами -- правовыми и политическими. Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри -- взаимодействий ее институтов, ценностей и т.д Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы: -политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы. -политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы. -социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти. -политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти. -политическая практика, состоящая из политической деятельности. 31. Государственная власть как особая разновидность социальной власти Власть может выступать как социальная, т.е. присутствовать в отношениях между большими социальными группами, и как межличностная (в отношениях между друзьями, между супругами и т.д.). Социальная власть проявляться в политической и неполитических формах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|