p align="left"> 1)Теологич. теория. Некое первосущ-во, создав чела, предписало ему к-то набор правил (у христиан - 10 заповедей) 2)Нормотивистская (Ганс Хельбр - основопол-к) - предпол., что сущ-ет некая осн. норма, кот. дана кажд. чел для его ощущ-я, соц. активные люди и форм-ют, согласно своим ощущ-ям, конституц. право (-второй уровень норм), затем избранные народом з-датели, на их основе форм-ют текущиее з-нод-во, а судьи и администраторы приспосабл. его к реальн-ти. 3)Теория естествен. (возрожд.) права. Возн. в XVIII веке. Его разв-ем занимались: Копс, Руссо, Радищев. Они полаг., что кажд. чел рождается с некот. набором естеств. и неотчужд. прав (все равны), затем в рез-те к-то конфликтов возн. необх-ть в мех-ме реал-ции этих прав (т.к. не все согласны, что “мои права кончаются там, где нач. свобода другого”). Для собл-я этих прав нам и пришлось отдать их часть гос-ву. 3)Маркс. теория. Право - воля господств. класса, облечен. в форму з-на и опир-ся на принужд-е со стор. гос-ва. Первонач. теория происх-я и понятия права строилась на концепции, в кот. право рассм. или как обществ. отнош-е или как правовое отн-е. Гос-во видит совок-ть отн-й, кот. и оформляют в виде з-на. Эта т. зр-я была раскритик. в 38 г. и право стало поним-ся, как с-ма пр-л повед-я, отраж. госп-щий способ пр-ва и соц.-эк. формацию, устан-ных или санкцион-ных гос-вом. Это чисто нормативная точка зрения. 4)Социол. шк. права. Впервые - проф. Юби. Широкое распр-е получ. в США. Др. назв-е - гарвардская школа. Социологи исходили из того, что право форм-ся из обществ. практики, но свое юр. закрепл-е находит в судебн. реш-ях. 3.Систематиз.законодат:понятие,виды,их хар-ка и значение. Б-12 1.Понят.гос-ва. Классич.,юрид.,социол.,теолог.,кибернит.,и др.подх.к поним гос-ва. Существует множество точек зрения на такое многогранное понятие как "государство", основные и наиболее разработанные взгляды получили название "подходов" и были закреплены в научной литературе: Теологический подход. Государство возникло по воле бога, и оно понимается как царство божье на земле. Юридический подход. Государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации. Арифметический. Государство это совокупность трёх элементов: власть, территория, население. Кибернетический. Государство - система, в рамках которой происходит движение информации, с "обратными" и "прямыми" связями, система имеет точки "ввода" и "вывода". Марксистский. Государство - это машина для подавления одного класса другим классом. Социологический. Государство связано с обществом и им предопределено. В рамках данного подхода выделяют две концепции государства: а) государство = обществу. б) существует две отдельные организации гражданское общество и государство. Либеральный: а) Концепция государство - ночной сторож. Государство только устанавливает право, и охраняет общественный порядок, а во всё остальное государство вмешиваться не должно. б) Концепция государство - менеджер. Государство это нейтральный управляющий общественными делами. в) Концепция государство - социальный арбитр. Государство выступает арбитром в разрешении межобщественных конфликтов (между различными социальными группами). Государство - это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельностью людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих функций. 2.Способы излож.норм права в нормал.правов актах. Способы толкования норм права - это совокупность приёмов и средств, используемых для установления содержания правовых актов. Различают следующие способы толкования: Языковой (грамматический) - содержание толкуемой нормы выясняется путём анализа текста на основе правил грамматики, правописания и т.д. Систематический - помогает выявить содержание нормы на основе её анализа в системе других норм. Исторический - содержание нормы уясняется при помощи анализа её исторического развития. Телеологический - содержание нормы уясняется путём выяснения цели, с которой она была издана. Специально-юридический - содержание нормы уясняется с помощью раскрытия специальных юридических терминов. 3.Историч.судьба ГП. Б-13 1.Признаки государства Признаки государства Государство - это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельностью людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих функций. Признаки: Государство - единственная универсальная организация на территории страны. Охватывает всё население, устанавливает административно-территориальное деление, институт гражданства и негражданства. Суверенитет - верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране и независимость её в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Налоги - это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата. Публичная (государственная) власть - власть, не совпадающая с населением, но выступающая от его имени, обеспечивает государственное принуждение. Легализованное принуждение (насилие) - государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. Право - государство немыслимо без устанавливаемого им права. 2.Преемство и обновление в праве.Правов.реформа в России на соврем этапе. 3.Юридич техника и юр.язык. Юр-ая техника: понятие, виды и содержание. Юр-ая техника - это совокупность правил, способов и приемов которые используются при подготовке, оформлении и систематизации нормативных и индивидуальных правовых актов. Исходя из этого определения можно выделить 2 основных вида юр-ой техники. Во 1ых правотворческая техника, во 2ых техника индивидуальных правовых актов. Правотворческую технику составляют правила, средства и приемы которые используются при подготовке, оформлении и систематизации НПА. Разновидностью правотворческой техники является законодательная техника. 2ой вид - техника индивидуальных правовых актов - это совокупность правил, средств и приемов которые используются при подготовке и оформлении индивидуальных правовых актов (актов применения права, индивидуальных договоров и тп.). Содержание юр-ой техники складывается из 3х основных элементов: 1. правила юр-ой техники 2. средства юр-ой техники 3. приемов или способов юр-ой техники. Правила юр-ой техники - подразделяются на 3 категории или части: 1ую составляют правила относящиеся к внешнему оформлению НА. Каждый НА должен иметь заголовок указывающий на вид НА. Должно быть название (о чём), место и время принятия, нередко регистрационный номер и подпись официальных лиц. 2ую категорию составляют правила относящиеся к содержанию и внутренней структуре НА. 3ая категория правил - правила относящиеся к изложению самих норм права. Средства юр-ой техники - подразделяются на общие и специальные. К общим средствам юр-ой техники относят терминологию т.е. это язык который является государственным. Терминология подразделяется на общеупотребительную (лит-ый язык), но есть и специальная юр-ая терминология (выраж-ся юр-ой наукой). Пример терминов: дееспособность, сделка, исковая давность. 3ая разновидность терминологии специально техническая терминология - относится к др. областям знаний. Кроме общих средств используются и спец-ые средства. К ним относятся прежде всего юр-ие конструкции - идеальные модели, схемы, шаблоны которые вырабатываются юр-ой наукой и юр-ой практикой. Кроме юр-их конструкций к специальным юр-им средствам относятся презумпции и фикции. Презумпции - это предположения о сущности тех или иных фактов которые используются в процессе доказывания. Фикции - это сформулированные в законодательстве положения о не существующих явлениях, которые принимаются как действительные. 3. Преемственность права - правовая система принимает нормы права, которые были раньше. 1) византийское право 2) право при Петре I (коллегия, сенат) 3) социалистическое право Б-14 1.Сущность государства Сущность государства - смысл, главное в нём, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным в государстве является власть. Вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто её осуществляет и в чьих интересах. Теории государства и права известно множество теорий по вопросу о принадлежности государственной власти определённой массе: Теория элит - предполагает, что государственная власть должна принадлежать определённому кругу лиц, элите, которая и должна управлять остальными "безмозглыми" массами. Технократическая теория - предполагает, что процесс управления очень сложен, и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны управлять массами. Эти две теории носят явно антидемократический характер. Демократическая доктрина - первоисточником и носителем власти является только народ. Марксистская теория - власть принадлежит господствующему классу, который осуществляет её в своих интересах. Из этой теории вытекает классовая сущность государства, и это верно, поскольку классовая сущность - основное начало любого государства, которая явно доминирует в недемократических государствах, хотя даже и в таком случае, господствующий класс действует и в интересах угнетённых, поскольку стремится сохранить стабильность и порядок в государстве. В демократических же государствах классовая сущность отступает на второй план, государство выступает гарантом общественного компромисса, и на первое место, таким образом, выходит общесоциальная сторона, то есть общесоциальная сущность. В результате можно сделать вывод, что сущность государства складывается из классовой и социальной сущности. Классовая сторона присутствует всегда, просто если "у руля" находится средний класс, то и государство действует в интересах среднего класса, то есть в интересах практически всех. 2.История ,цель и сост.элемен.принципа раздел. властей. Разделение властей: теория, опыт, проблемы. Важный элемент правового государства помимо господства права - разделение властей. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства. Принцип разделения властей имеет два аспекта. Во-первых, это разделение власти между самими органами государства. Ни одному из органов не принадлежит вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Но разделение властей не абсолютно. Это действующий механизм, достигающий единства на основе согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и на случай конфликта и экстремальных ситуаций. Какая-то власть при этом должна все-таки выйти на первое место, занять верховное положение. С точки зрения логики правового государства такой властью обладает законодательная власть, поскольку она формирует правовые масштабы и юридические нормы общественной и государственной жизни, основные направления внутренней и внешней политики. Единственным представительным и законодательным органом Российской Федерации является - Федеральный парламент. Он является политически устойчивым, постоянно действующим органом. Формируется на основе всеобщих и прямых выборов. Порядок выборов устанавливается федеральным законом. В Верховном Совете представлены как все граждане РФ, так и все субъекты федерации. Он состоит из двух палат: Государственной Думы и Федерального собрания. Обладая исключительным правом принятия и изменения законов, Федеральный парламент определяет на основе конституции рамки, в которых действует и законодательная, и исполнительная, и судебная власти.Сильнейшими средствами воздействия парламента на исполнительную власть является утверждение и контроль за исполнением бюджета, участие в назначении главы и членов правительства, а в необходимых случаях - и смещение отдельных членов правительства; контроль за деятельностью специальных служб и внешней разведки. В системе сдержек и противовесов свою роль играет глава государства. Без этого механизм разделения властей будет несовершенным. Президент осуществляет общее руководство, назначенным им с согласия Федерального парламента, Правительством, которое одновременно находится под контролем парламента. Президент возглавляет исполнительную власть и представляет Российскую Федерацию во внутренних и внешних отношениях. Под руководством Президента, осуществляя внутреннюю и внешнюю политику РФ, действует правительство РФ. Структура, состав и компетенция правительства определяется федеральным законом. Без надлежащих сдержек исполнительная власть неизбежно подминает под себя законодательную и судебную. Поэтому против нее нужны особые гарантии. Исполнительная власть формируется представительными органами, подконтрольна и подотчетна им, действует на основе и во исполнение законов.Судебная система правосудия - третья необходимая ветвь власти в механизме разделения властей. Это арбитр, решающий споры о праве. В правовом государстве правосудие осуществляется только судом. В этом - важнейшая гарантия прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Суд не должен подменять собой законодателя или исполнителя. Но не законодатель, ни исполнитель не должны присваивать себе функции суда.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|