p align="left">Государственная власть реализуется через государственное управление - целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций. Под воздействием государственной власти и государственного управления система общественных отношений приобретает характер направляемых и контролируемых общественных связей, в обществе утверждается организованность и прядок. Государственная власть суверенна, она является верховной внутри страны и независимой в международных отношениях. Структура государственной власти Структурные элементы государственной власти можно с определенной долей условности подразделить на два вида: элементы, характеризующие ее природу и сущность: социально-экономически обусловленная воля доминирующего социального слоя (класса) или народа, связывающая власть с ее субъектом (соответственно доминирующим слоем или народом); концентрированная сила, превращающая властную волю в реальный и действенный фактор общественного бытия, придающая власти свойство принудительности; институциональные элементы, организационно оформляющие власть и придающие ей постоянно функционирующий и общеобязательный характер: государственные органы власти и управления, силовые учреждения с их материальными придатками и правовые нормы (право). Социально-экономически обусловленная воля, образует важный элемент любой социальной власти. Она нерасторжимо соединяет государственную власть с ее субъектом: власть принадлежит тому социальному слою (классу), волю и интересы которого она выражает. Бессубъектной, т.е. никому не принадлежащей власти нет и быть не может. Концентрированная воля - деятельная сторона общественного сознания, следовательно, по своей сути явление социально-психологическое. Она формируется через демократические институты в процессе сложного переплетения объективного и субъективного, диалектического взаимодействия индивидуального и общественного сознания. Неотъемлемым элементом государственной власти является организованная сила. Речь идет о силе в социальном смысле (силе закона, силе привычки). Государственная власть может быть сильной или слабой, но, лишенная организованной силы, она теряет свое основное качество, так как становится неспособной проводить волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечивать законность и правопорядок в обществе. Поэтому, пока существует государственная власть, у нее будут предметно-материальные источники организованной силы - вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности и др.), а так же тюрьмы и другие принудительные материальные придатки. Любая государственная власть, тем более современная, нуждается в силе авторитета, традиций, идеологического воздействия, средств массовой информации. Если для решения внутренних проблем государственная власть опирается только на предметно-материальное насилие, то это верное доказательство ее неустойчивости, отсутствия у нее глубоких и прочных основ и корней в обществе. Неотъемлемым структурным элементом государственной власти являются государственные органы, учреждения, должностные лица, образующие ее механизм (аппарат). Воплощенная в механизм государственная власть приобретает предметно-материальное внутреннее строение и оформление. Механизм придает государственной власти качество постоянно и непрерывно функционирующего феномена. Важно сказать, что властвующий субъект (народ), не передает свою власть государственным органам, а непосредственно или опосредованно наделяет их властными полномочиями. Властвующий субъект определяет также, в каком объеме и в какой форме тот или иной орган государства будет выражать и проводить в жизнь его властную волю. В идеале государственный аппарат должен неуклонно и последовательно проводить в жизнь волю и интересы властвующего субъекта. Бесконтрольность и безответственность могут превращать выборных лиц из слуг народа в его повелителей, в государственном аппарате появятся бюрократизм и коррупция. Глубокое единство и сложное взаимодействие существуют межу правом и государственной властью. Последняя, как правило, имеет нормативно-правовую форму реализации и претворения в жизнь. Право обеспечивает гуманный, наиболее эффективный и стабильный режим властвования, придает легитимность и легальность государственной власти. В то же время за правом стоит сила и мощь государства, государственной власти, придающие праву свойство государственной принудительности. Для регулирования общественных отношений, выполнения задач и функций государства властвующий субъект возводит свою волю в законы, обязательные как для государства, его органов, так и для всех субъектов права. Следовательно, государственная власть служит одним из источников позитивного права, а право - формой выражения и в данной плоскости функциональным элементом государственной власти. Сильная государственная власть - важнейшая политическая гарантия обеспечения прав и свобод человека и гражданина, законности и правопорядка. А пронизанная правовыми началами государственная власть становится и легитимной, и постепенно правовой. Методы осуществления государственной власти Арсенал методов осуществления государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле. К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути. Убеждение - это метод активного воздействия на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами для формирования у них взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее предназначения и целей. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное и групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей. Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки. Между убеждением и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведении, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям - так функционирует метод убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастает. Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения - государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается. Государственное принуждение - это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах общества и государства. Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Неправовое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом - тираническим, деспотическим, тоталитарным. Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определенны правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Формы правового государственного принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия - проверка документов, с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение - административное задержание, привод, обыск и т.д.; меры защиты - восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав. Легитимность и легальность государственной власти Часто толкуемая в широком смысле легитимность государственной власти - это степень доверия и поддержки ее широкими массами населения данной страны за присущие ей качества и достоинства, признание способности управлять страной, готовность ей подчиняться. Действительно легитимная власть - это власть, отвечающая представлениям, ожиданиям и надеждам населения страны, достаточно полно выражающая его коренные интересы. Легитимность повышает авторитет и эффективность государственной власти, упрочивает ее социальную основу. Существует несколько форм и оснований легитимации государственной власти. Крупный немецкий ученый М.Вебер называл три из них: традиционную, харизматическую, рациональную. Традиционная легитимация опирается на священность издревле сложившегося порядка, на силу вековых, нередко духовно- религиозных традиций и обычаев. Наиболее отчетливо влияние религии, духовных традиций и обычаев на легитимацию государственной власти наблюдается во многих мусульманских странах. Харизматическая легитимность обеспечивается богато одаренными качествами выдающихся личностей- вождей, лидеров, стоящих во главе того или иного государства. Яркое эмоциональное массовое чувство, твердая вера в их непогрешимость и преданность народу, в их необычный дар мощно легитимируют государственную власть. Особая харизма может быть порождена культовой идеологией. Рациональная (легальная) легитимация основана на подчинении общим разумным правилам, содержащимся в законах, перед которыми все без исключения равны. По мысли М. Вебера, рациональная легитимация не имеет такой ценностной и мощной опоры, как традиции или харизма. Однако она наиболее надежна и менее подвержена субъективизму. При таком подходе население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь разумной оценкой результатов ее функционирования. Легальная государственная власть - понятие юридическое: она официально провозглашается, правомерно устанавливается, функционирует в режиме законности. В условиях реакционных политических режимов легальная власть может действовать неправовыми методами насилия, террора, произвола (например, в гитлеровской Германии). Но это лишь видимая легальность такой власти. Следует отличать легитимность и легальность властвующего субъекта от легальности государственных органов. Легитимность и легальность властвующего субъекта находят отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, ч.1 ст.3 Конституции РФ гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Значит, Конституция провозглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность и легальность. Государственные органы приобретают свойство легитимности и легальности по-разному. Представительные и другие выборные органы власти становятся легитимными и легальными на основании предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия и определенный кредит доверия (мандат) от первоисточника власти. Органы управления и принуждения формируются путем особого отбора, образуются чаще всего выборными органами, от них черпают и властные полномочия в порядке, предусмотренном либо законами, либо указами президента, либо постановлениями правительства. Законными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения. Соединение и разделение властей. Термины «соединение» и «разделение» властей означают принципы организации и механизм ее реализации. Государственная власть по своей сути едина. Это значит, что в государстве не может быть двух или более государственных властей, неодинаковых по своей природе, принципиально отличных по задачам, целям и средствам государственного принуждения. Сказанное относится и к федеративным государствам: государственная власть субъекта федерации однотипна с федеральной и образует содержательное единство с ней. У государственной власти единый первоисточник- общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся ее полнота сосредотачивалась в руках одного органа, обычно монарха. Такая государственная власть имела отчетливо выраженный персоналистический характер и нередко обожествлялась. На заре буржуазно-демократических революций идеологи революционной буржуазии, выступая против абсолютизма, искали пути ограничения королевской власти. Самым важным и трудным оказался вопрос о том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-либо контролирующую инстанцию, не ущемив их статуса и престижа. В противном случае они автоматически утратят статус высших и превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дала теория разделения властей, над разработкой которой трудились многие ученые, но особая заслуга в этом принадлежит английскому философу-материалисту Дж. Локку (1632-1704) и французскому просветителю, философу и правоведу Ш. Монтескье (1689-1755). В соответствии с этой теорией был сформулирован принцип разделения верховной государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип со временем стал классическим в теории и практике конституционализма. Предполагалось, что законодательную власть будет осуществлять избранный народом парламент, исполнительную - глава государства и правительство, судебную - независимые суды.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|