p align="left">Главное на-правление поиска таких мыслителей античности, как Сократ, Демо-крит, Платон, Аристотель и др., связано со стремлением к более совер-шенным и справедливым формам общественной жизни. Античные философы последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались найти такое взаимодействие между правом и государственной властью, которое бы обеспечивало гармоничное функционирование общества и при котором закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Самое раннее из дошедших до нас определений государства как правового сообщества принадлежит Цицерону. В своем труде «О государстве» он писал о том, что государство (res publica) есть дело народа как «соединения многих лю-дей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интере-сов» Протасов В.Н. Теория права и государства. / М., 1999. С. 197.. Таким образом, ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы уже в условиях перехода от феодализма к капитализму и воз-никновения нового социально-политического строя. В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение приобретают проблемы политической власти и ее формально равной для всех правовой организации в виде упорядоченной системы разделенных государственных властей, соответствующей новому отношению социально-классовых и политических сил. Юридическое мировоззрение нового восходящего класса требовало утверждения новых представлений о свободе человека посредством режима господства права и в частных, и в публично-политических отношениях. В этот период идеи правовой государственности с позиции историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. Боден же определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы. В период буржуазных революций возникают новые подходы к идее правового государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея пра-вовой организации государственной жизни, исключающей монополи-зацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную сво-боду посредством права. Значительный вклад в теорию правового государства в этот период внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие видные мыслители XVIII--XIX вв. С их именами связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей. Размышляя о пределах госу-дарственной власти, Д.Локк, например, среди неотчужда-емых прав особо выделяет собственность, свободу мнений. Любое покушение на право собственности (лишение части собственности, по-вышение налогов) рассматривается Локком как проявление деспотиз-ма. Чтобы не допустить злоупотребления властей, он предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить за-конодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Другим средством от произвола, по Локку, является законность. «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества». Наконец, Локк решительно отстаивает и право народа на разрыв соглашения с правительством, и право на восстание для восстановле-ния попранной свободы. Однако восстание не должно быть актом мень-шинства. С именем Монтескье связано детальное обоснование принципа раз-деления властей и идеи правления законов, а не людей. Согласно Мон-тескье, главная цель государства -- примирять противоречия, возни-кающие между людьми в обществе, и разрешать споры между частными лицами правовым путем, используя силу, если кто-то не пожелает под-чиняться правопорядку. Понимание права у Монтескье направлено против абсолютистских юридических доктрин. Он первый во Франции стал разрабатывать сис-тему светских правовых взглядов, противопоставляя феодальному произволу естественное право и идеалы Просвещения. На качественно новую ступень обоснование идеала правового государст-ва было поднято в теории родоначальника классической немецкой филосо-фии Иммануила Канта (1724-1804 гг.). Согласно знаменитому определению государства, сформулированному Кантом в «Метафизике нравов», оно пред-ставляет собой «объединение множества людей, подчиненных правовым за-конам» Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли // Политология. Курс лекций. М., 1997. С. 81.. Хотя Кант не употреблял еще термина «правовое государство», он ис-пользовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовом отношении государственное устройство», «гражданско-правовое состояние». Особенность кантовского определения заключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь было на-звано верховенство правового закона. Его основополагающие идеи о роли государства базировались на представлении о том, что, каждый человек является абсолютной цен-ностью; никто не может рассматриваться в качестве средства или ору-дия для выполнения хотя бы и самых благороднейших планов. Все то, что ограничивает произвол одного по отношению к другому на основе категорического императива, по Канту, и есть право. Государство, по Канту не должно опекать подданных, посягать на их самостоятельность в обеспечении себе средств к существованию. Попытки власти регла-ментировать каждый шаг подданных он рассматривал как деспотию. Цель государства -- торжество права. Оно должно руководствоваться правом, если не хочет потерять доверие граждан. Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная власть. Ис-полнительная власть подчинена законодательной. Судебная власть на-значается исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равно-весие властей, а не просто их разделение. Под влиянием идей Канта в Германии сформировалось представительное направление, сторонники которого сосредоточили свое внимание на разра-ботке теории правового государства. К числу наиболее видных представите-лей этого направления принадлежали Роберт фон Моль (1799-1875 гг.), Карл Теодор Велькер (1790-1869 гг.), Отто Бэр (1817-1895 гг.), Фридрих Юлиус Шталь (1802-1861 гг.), Рудольф фон Гнейст (1816-1895 гг.). Термин «правовое государство» (по-немецки - Rechtstaat) ввел в научный оборот Роберт фон Моль, и таким образом он прочно утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. Иеринг, Еллинек, Дюги, Ориу, Паунд, Спенсер и другие мыслители конца XIX в. также внесли в теорию правового государства немалый вклад. Они сходились во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражда-нин. Лишь при господстве права процветает национальное благосо-стояние, торговля и промыслы, развертываются присущие народу «ум-ственные и нравственные силы». В России идеи правового государства стали разрабатываться гораздо позже. Русская юридическая мысль в вопросе о правовом государстве базировалась на трудах иностранных правоведов. В русской политико-правовой мысли тема правового государства поднималась трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и других мыслителей. В завершенном виде русская концепция правового государства сложилась в работах видных правоведов и философов предоктябрь-ского периода: Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, В.М. Гессена, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чиче-рина, Н.А. Бердяева и других. Большинство из них принадлежали к представителям русского либерализма. Либерализм в России во вто-рой половине XIX в. стремился преобразовать государственный строй Российской империи в соответствии с образцами европейского пути развития. Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности, светский характер общества, политический плюрализм, все-общее избирательное право, парламент, правовое государство и режим законности. Наиболее известной фигурой либеральных мыслителей второй по-ловины XIX в. является Б.Н. Чичерин. Он обладал необычайной ши-ротой научных интересов, и его работы в области права не потеряли своего теоретического и практического значения до сегодняшнего дня. Б.Н. Чичерин исходил из необходимости приоритета государства в осуществлении общественных преобразований, выступал за парламентский и конституционный строй, считал, что правом определяется область свободы человека. По его мнению, начала права вытекают из природы человеческой личности и определяют взаимные отношения свободы разумных существ. Но, как и нравственность, -- это формаль-ное начало. Его содержание дается экономическими отношениями. Они, в свою очередь, только тогда покоятся на твердой почве, когда ограждаются принудительными определениями права. Тут есть взаи-модействие, в котором, однако, право является господствующим нача-лом, ибо оно устанавливает обязательные формы. Другой видный представитель либерального правоведения и соци-ологической школы права С.А. Муромцев понимал под правом право-вой порядок, который рассматривался как совокупность субъективных прав, защищающих систему существующих общественных отношений. В соответствии со своей теорией социальной защиты С.А. Муромцев полагал, что юридическая защита составляет основное отличительное свойство права. Она ограждает фактические отношения от случайного произвола. Юридические нормы составляют важнейший фактор пра-вопорядка, поскольку они направляют действия органов и лиц, кото-рые держат в своих руках юридическую защиту отношений: админи-стративных властей, суда, субъектов гражданских прав. Однако сила власти, формулирующей нормы, не абсолютна. Она действует рядом и совместно с другими силами, которые таким образом оказывают влия-ние на образование правового порядка. В специально посвященной правовому государству работе В. Гессен подробно рассмотрел сущность государственности такого типа и ее отличительные черты. По мнению этого известного ученого, государст-во путем своих законов связывает и обязывает ими не только подчи-ненных ему индивидов, но вместе с тем, посредственно или непосредст-венно, и самое себя. Закон налагает известные обязанности на граждан, предоставляя соответственные права правительству; но в то же время закон налагает известные обязанности на правительство, предоставляя гражданам соответственные права. «Государство, в лице своей прави-тельственной власти, так же подчинено закону, как каждый, в отдель-ности, гражданин», Енгибарян Р.В. Теория государства и права. / М., 1999. С. 117. - считал Гессен. По мнению Гессена, реализация этого принципа возможна только в условиях обособления власти, в условиях конституционного государ-ственного строя. Советская государственно-правовая наука идею правового государ-ства считала буржуазной. В период перестройки и после краха социалистической системы в нашей стране произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Опираясь на научный потенциал про-шлого и настоящего, практический опыт построения и функциониро-вания правовой государственности в современных демократических государствах, отечественное правоведение и политическая мысль на-метили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе. Общая теория правового государства эволюционирует со времен эллинов. Она успела обогатится ценным теоретическим багажом. Сама же теория претворяется в жизнь. Многие положения этой теории стали составными частями законодательства «развитых» стран. Основное внимание в этой концепции отводится человеку как абсолютной ценности. Исходя из этого постулата и строится данное государство. §2.Основные характеристики правового государства. От истории следует перейти непосредственно к самой теории. Займемся этим. Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик, определенной системой принципов и норм. Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства. В настоящее время существует множество определений правового государства. У них одна суть, но подчеркивают они разные грани одного многоугольника.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|