реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Своеобразие местного управления в европейских странах

реферат
p align="left">Не менее примечательной чертой шведского местного управления является его базирование на системе комитетов. В структуре муниципальных органов отсутствует должность мэра как единоличного главы исполнительной власти, равно как и должность председателя совета. Принятие решений, касающихся всех направлений деятельности муниципалитета; определение числа, видов, структуры и методов работы создаваемых комитетов; решение финансовых вопросов, включая утверждение местного бюджета, установление ставки местного подоходного налога и расценок на предоставляемые местные услуги, является прерогативой собрания членов местного совета (собрания уполномоченных) в целом, а работа по подготовке и выполнению мероприятий проводится его комитетами.

Следует, правда, оговориться, что в последние годы увеличивается число муниципалитетов, имеющих в своем составе так называемых муниципальных комиссионеров - избранных представителей совета, работающих в нем на штатной основе (полной занятости). Если в муниципалитете имеется один комиссионер, он, как правило, является главой исполнительного комитета; при наличии нескольких комиссионеров они входят в состав исполнительного комитета и одновременно возглавляют наиболее важные специализированные комитеты.

Формирование комитетов ведется на строго партийной основе по принципу пропорционального представительства партийных групп по числу их мест в совете. Собрание уполномоченных вправе создавать столько и таких комитетов, сколько сочтет нужным, однако образование одного комитета - исполнительного (иногда его называют правлением) является обязательным. Исполнительный комитет контролирует работу специализированных комитетов и может в случае необходимости брать на себя некоторые из их функций (например, управление собственностью); готовит проект бюджета и разрабатывает мероприятия по укреплению местных финансов; и т.п. Иными словами, исполнительный комитет выступает в качестве подготовительного (готовит большинство решений муниципального совета), контролирующего и координирующего органа.

Достаточно распространенной в последнее время становится практика создания своего рода субкомитетов (окружных, районных) в рамках воспринятой многими муниципалитетами концепции географической децентрализации. Районные (окружные) комитеты отвечают за определенные сферы муниципальной деятельности на закрепленной за ними части территории муниципалитета.

В процессе своего развития местное управление в Швеции не избежало многих проблем, с которыми столкнулись другие европейские страны, прежде всего в сфере местной экономики и финансов, потребовавших проведения соответствующих реформ местной власти. Направления этих реформ имели достаточно много общего с процессами реформирования в других странах, однако в значительной степени отличались и своеобразием.

Прежде всего, Швеция, как и другие страны, не избежала необходимости проведения широкой реорганизации местного управления, обусловленной так называемым «парадоксом числа». Возникла потребность в пересмотре числа и размеров местных единиц, поскольку существовавшие до середины 1940-х годов более 2000 коммун с численностью населения всего в несколько сот или тысяч человек не могли справиться со все возрастающим объемом и усложнением стоявших перед ними задач, находились в состоянии постоянного дефицита финансовых средств, а, следовательно, не могли эффективно осуществлять свои функции. Подобно Германии, Дании, странам Бенилюкса и др., но значительно раньше них, Швеция предприняла ряд законодательных и организационных мер, направленных на сокращение числа муниципальных единиц путем их максимального укрупнения. В итоге число коммун сократилось почти в 10 раз - в настоящее время их насчитывается в стране лишь 288 со средней численностью населения 30 тыс. человек.

Одновременно шел процесс пересмотра и перераспределения функций и ответственности между центральным, региональным и местным уровнями управления. Основной тенденцией этого процесса, длящегося уже несколько десятков лет, является усиление децентрализации в управлении и расширение возможностей для местных властей в решении всех вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения на подведомственной им территории.

Децентрализация, как переосмысливание внутригосударственных взаимоотношений между различными уровнями управления, долгое время является темой достаточно острых политических и научных дискуссий во многих европейских государствах, а также стержнем проводимых в них реформ местной власти. Признавая необходимость децентрализации в той или иной степени, каждая страна избирала собственную форму ее реализации на практике. Но, несмотря на многообразие этих форм, можно выделить два основных концептуальных подхода к проблеме децентрализации в сфере управления, преобладающих (с некоторыми нюансами) в большинстве европейских стран, - децентрализация по «вертикали» и децентрализация по «горизонтали». В первом случае страны делают акцент на перераспределении ответственности между уровнями управления путем смещения центра тяжести от центрального (федерального) уровня к региональному и местному.

3. Местное управление в Швейцарии

В Швейцарии более 3 тысяч коммун и 23 кантона. Коммуны и особенно кантоны обеспечивают своим гражданам широкие права на участие в политической жизни. Кантоны, кроме того, оказывают существенное влияние на политические события в Конфедерации.

Самая маленькая политическая единица - коммуна (община) . (Поскольку в переводе с английского языка слово "commune" означает и коммуна, и община, мы в дальнейшем будем использовать эти термины как идентичные при характеристике данного звена местного управления в Швейцарии ).

Некоторые коммуны такие же большие, как Цюрих - с более 400.000 жителей, другие очень маленькие - менее 50 жителей. Все вопросы, касающиеся жизни коммуны, решаются ее гражданами непосредственно. В небольших коммунах с этой целью образуется Коммунальная Ассамблея (Собрание общины). Она собирается регулярно для решения местных текущих дел, таких как финансовые и строительные проекты. Избирательные права предоставляются швейцарским гражданам, постоянно проживающим в коммуне.

Собрание общины имеет право контроля за деятельностью общинной администрации, установления ежегодных смет, одобрения налогов и т.д.

Исполнительная власть в коммуне - местный совет, избираемый коммунальной ассамблеей и обычно работающий неполный рабочий день ( не на постоянной основе ). Коммунальная ассамблея также избирает- как правило, на полный рабочий день ( на постоянной основе )- клерка (секретаря) и других важных должностных лиц, таких как казначей. Учителя также нередко избираются коммунальной ассамблеей.

Местный совет (совет общины) включает не менее 5 членов. Президент избирается народом. Общинное начальство выполняет следующие функции:

а) реализация предписанных конфедеративными и кантональными законами задач;

б) выполнение общинных дел, если они не подпадают под компетенцию другой власти или общинного собрания;

в) предварительное обсуждение дел, выносимых на собрание общины;

г) проведение выборов;

д) поддержание спокойствия и порядка, обеспечение безопасности лиц и собственности.

Для поддержания порядка совет общины отдает полицейское распоряжение, в соответствии с которым могут быть арестованы ( на срок до 2 суток ) лица, угрожающие безопасности других лиц или их собственности. В дальнейшем общинное начальство выдает свидетельства о репутации жителей общины.

Если коммуна слишком велика для таких ассамблей, в ней создается Коммунальный парламент, избраемый гражданами, имеющими постоянное место жительства в коммуне. Кандидаты в коммунальный - и законодательный, и исполнительный органы -обычно выдвигаются политическими партиями.

Коммуны в Швейцарии обладают региональной автономией, в пределах которой они могут самостоятельно принимать решения. Эти пределы автономии определяются кантональными законами о коммунах. Среди наиболее важных обязательных полномочий коммун - школьное образование и социальное обеспечение, дорожная полиция, газ, электро- и водоснабжение и, в городских коммунах, местные общественные дороги.

В кантоне Цюрих, к примеру, образуются общины нескольких видов: политические, школьные, церковные, гражданские, "мещанские" общины.

К задачам политических общин относятся такие, как: управление имуществом и деньгами, взимание налогов, строительство и поддержание общественных зданий, социальное обеспечение бедных, благотворительность, пожарное дело, служба здоровья, проведение культурных, спортивных и т.п. мероприятий и т.д.

Гражданская община раньше называлась деревенской общиной и была прообразом теперешней политической общины. Осталось их немного, существуют в пределах политических общин и выполняют некоторые задачи политических общин, например, пожарная охрана и снабжение водой.

В тех случаях, когда города простираются в окрестности коммун, перед властями урбанизированных коммун встают особые проблемы, связанные с тем, что жители пользуются объектами городской инфраструктуры ( общественный транспорт, дороги, объекты культуры и т.п.) без обязанности вносить необходимую плату за это.

Иногда коммуны объединяются в ассоциации с целью совместного решения проблем, затрагивающих несколько коммун, таких как строительство и эксплуатация канализационных систем и оборудования по переработке отходов.

Следующим, более высоким ( хоть и не играющим важной роли в политической системе Швейцарии), звеном является Региональный район, иногда известный как Административный район. Региональные районы включают в себя несколько коммун и обычно являются низшим звеном судебной системы. В региональных районах имеются представительства кантональных административных служб. Так, в кантоне Берн, например, в региональном районе находится правительственный "лейтенант".

Наиболее важные элементы Швейцарской конфедерации - кантоны. Их особую роль объясняют, в частности, тем историческим фактом, что именно они формировали конфедерацию и создавали коммуны на своей территории. В структуре страны кантоны занимают промежуточное (стержневое) место между коммунами на низшем уровне и конфедерацией на высшем. Особое отношение к кантонам проявляется, в частности, в том, что швейцарец имеет склонность чувствовать себя меньше швейцарцем, чем гражданином определенного кантона. Политические институты кантонов схожи с теми, которые имеются в коммунах и конфедерации.

Законодательная власть сосредоточена в Парламенте, избираемом жителями кантона и известном как Кантональный совет.

Парламентские выборы проводятся по пропорциональной системе по избирательным округам, на которые делится кантон. Кандидаты выдвигаются политическими партиями или группами избирателей. Члены кантонального совета Цюриха при вступлении в совет должны письменно уведомлять бюро совета о своей профессиональной деятельности, о деятельности в руководящих органах коммунальных, кантональных учреждений, швейцарских и иностранных корпорациях, учреждениях и фондах частного и гражданского права; о продолжительных консультационных функциях для коммунальных, кантональных, швейцарских и иностранных группировок и др.

Исполнительная власть принадлежит Правительственному совету, избираемому народом на определенный срок службы. Он работает на основе того же принципа коллегиальности,что и Федеральный совет, Правительство Швейцарии,в котором президент меняется каждый год.

В кантональных правительствах всегда есть представители различных политических партий, однако здесь, как и в Федеральной ассамблее, нет деления на правительство и оппозицию.

Количество членов правительственного совета 5-7 человек. Как правило, устанавливается возрастной предел для членов правительственного совета ( например, в кантоне Цюрих - 66 лет). Избираются каждые четыре годы.

Кантональная администрация подразделяется на различные департаменты,наиболее традиционными из которых являются: иностранных дел, юстиции, полиции, финансовый, здравоохранения и др.

Кантон обычно имеет верховный суд, суд присяжных, апелляционный суд, хозяйственный суд и административный суд.

Политические права граждан также чаще реализуются в кантонах, а не на уровне конфедерации. В дополнение к избирательным правам здесь широко применяются народная инициатива и референдум.

Народная инициатива может проявляться как простое побуждение (в виде законодательных предложений) и в форме разработанного проекта. С помощью инициативы можно добиться изменения конституции, изменения или отмены закона, изменения подлежащего (согласно конституции) народному голосованию постановления. Необходимые для подачи народной инициативы 100.000 подписей должны быть поданы в бюро кантонального совета в течение 6 месяцев с момента начала сбора подписей.

Таким образом, применительно к народной инициативе многие кантоны, в частности кантон Цюрих, часто предоставляют своим гражданам возможность осуществления не только конституционной инициативы, но также законодательной инициативы.

Обязательному референдуму подлежат все изменения конституции, финансовые постановления кантонального совета (кантона Цюрих) о единовременных расходах более 20 млн. франков, постановления, которые кантональный совет хочет предложить народу от себя.

Факультативный референдум изредка дополняется "финансовым референдумом". Это означает, что государственные расходы сверх определенного уровня по требованию установленного числа избирателей должны быть представлены на одобрение народа.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.