реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Сущность института брака, определение его особенностей по российскому и мусульманскому праву

реферат
p align="left">5) Еще одним признаком брака является появление у супругов взаимных личных и имущественных прав и обязанностей. Данный признак реализуется в полной мере лишь применительно к браку, зарегистрированному должным образом в соответствии с законодательством. Незарегистрированный или фактический брак (в российском праве - сожительство), определяемый как отношения между партнерами-«супругами», не оформленные в установленном законом порядке, в большинстве стран не несет появления взаимных прав и обязанностей. Однако существуют и определенные исключения. Так, определенные гражданско-правовые последствия порождает и не узаконенное совместное проживание с ведением общего хозяйства. В некоторых штатах США простое сожительство по истечении определенного срока совместной жизни позволяет суду установить прецедент презумпции законного брака. Ерпылева Н.Ю., Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Практикум. М., 2007. С. 494. Согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей. При этом права детей, рожденных в браке, не отличаются от прав детей, рожденных вне брака.

В качестве обобщения ко всему вышеизложенному можно сказать следующее. Несмотря на значительное количество конвенций и международных соглашений, принятых в области брачно-семейных отношений, все же наиболее важные материально-правовые нормы, регулирующие вопросы брака и семьи содержатся во внутреннем законодательстве стран. Так, например, брачная правоспособность, отсутствие препятствий для вступления в брак - определяется в ряде государств личным законом каждого из супругов. При расторжении брака между супругами различного гражданства, и при возникающих в связи с этим имущественных отношениях, в ряде стран применяется законодательство страны гражданства мужа. Брак, заключенный в одном государстве в соответствии с законом места его заключения, может быть не признан в другом государстве, что порождает так называемые «хромающие браки» (то есть браки, порождающие юридические последствия в одном государстве и считающиеся недействительными, и не порождающими правовых последствий в другом). Именно поэтому международное частное права призвано разрешить проблему выбора закона, определяющего предварительные условия, при которых брак может быть заключен и признан действительным в государствах обоих супругов. Для решения этого вопроса существует ряд коллизионных привязок, таких как: личный закон, закон места заключения брака и другие. Так, например, порядок расторжения иностранных и смешанных браков определен в консульских конвенциях и национальном законодательстве. В большинстве современных стран признается расторжение брака, произведенное за границей. Основная коллизионная привязка при разрешении вопросов развода -- закон места расторжения брака. Подобным образом разрешаются и другие основные коллизионно-правовые проблемы брака и семьи: форма и условия заключения брака; расовые и религиозные ограничения; запреты на браки с иностранцами; необходимость разрешения для вступления в брак; личный закон (главенство) мужа; заключение брака по доверенности и через представителя; «хромающие» браки; полигамия и моногамия; однополые браки; ответственность за отказ вступить в обещанный брак.

2. ИНСТИТУТ БРАКА В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ

2.1 Общая характеристика брачного права мусульман

Мусульманское право - это система норм, основанная на религиозных предписаниях самой поздней по времени возникновения мировой религии - ислама или мусульманства.

Ислам в современном мире является общепризнанной мировой религией. Его последователи преобладают на Ближнем и Среднем Востоке, в Юго-Западной Азии, в некоторых государствах Тропической Африки, в десятках государств мусульмане составляют большие социальные группы, влиятельные мусульманские общины проживают в Европе и на Американском континенте.

В современной России также имеется значительная религиозная исламская община (умма). Районами традиционного распространения ислама являются Северный Кавказ, Поволжье, Урал и Сибирь См. карту: Криндач А.Д. Ислам: Количество общин / Религии народов современной России: Словарь / Отв. ред. М.П. Мчедлов. М: Республика, 1999. С. 612. В большинстве крупных городов России имеются мусульманские общины. Многие народы, входящие в состав Российской Федерации, традиционно исповедует ислам: татары, башкиры, чеченцы, аварца, кабардинцы, даргинцы, кумыки, лезгины, ингуши, карачаевцы, адыгейцы, лакцы, часть осетин, табасаранцы, балкарцы, ногайцы, черкесы, абозины, рутульцы, цухуры и другие, а также казахи, узбеки, киргизы, турки, туркмена, таджики и др. По данным разных источников в стране проживает от 8 до 15 млн. мусульман, встречается и цифра 20 млн. Лидеры мусульманского раскола / Приложение «Независимой газеты», № 12, 28 июня 2001. С.12 - приводится цифра 8 млн. В книге Ислам в Евразии: современные этические и эстетические концепции суннитского ислама, их трансформация в массовом сознании и выражение в искусстве мусульманских народов России. М.: Прогресс-Традиция 2001. С. 15 -приводится цифра 15 млн. В статье Ислам в России / Религии народов

Для всех вышеперечисленных стран и народов, так называемого мусульманского мира, ислам является не только религиозным предпочтением вероисповедания, но и своеобразной правовой системой, именуемой мусульманским правом.

Сущность мусульманского права неразрывно связана с понятием шариата (от арабского «шараа» - направлять, издавать законы) как систематизированного первоисточника мусульманских законов, освещающего как светские, так и религиозные проблемы. Именно поэтому отождествление мусульманского права с шариатом, охватывающим более широкий круг вопросов, ошибочно.

В основе мусульманского права лежит четыре источника:

1) Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

2) Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенный целым рядом посредников;

3) Иджма - конкретизированные положения Корана, изложенные крупными учеными-мусульманистами;

4) Кияс - рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права.

Совсем до недавнего времени, в мусульманских странах существовало неразрывное единство религиозных и правовых норм, основанных на законах шариата, регулирующего все сферы жизни общества и государства.

На данный момент, ни в одном государстве исламского мира мусульманское право не является единственным действующим правом. Однако, не смотря на стремительную модернизацию по европейским образцам гражданского, особенно коммерческого, а также уголовного права, которое хотя и неравномерно, но неуклонно охватывало разные страны Востока со второй половины XIX векаСтатья «Семейное право и законодательство на мусульманском Востоке» Автор: Барковская Е.В.

Дата публикации: 19.11.2008. Портал Рособразования., брачно-семейное право мусульман и по сей день в большинстве стран остается «бастионом шариата». Исключение составляет, пожалуй, лишь Турция, где в 20-е годы после отмены халифата мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа западноевропейской правовой модели.

Правовая база мусульманского брака, базируется на Коране и Сунне - основополагающих источниках права. Именно эти источники регулируют семейные и наследственные отношения, взаимные обязанности супругов, родителей и детей, других родственников.

В отличие от стран Запада и Северной Америки, где в основе норм, регламентирующих вопросы заключения брака, лежит моногамия, во многих мусульманских странах большое распространении имеют полигамные браки Полигамный брак закреплен Кораном  в  положении 4:3, где сказано: «…женитесь, на тех, что приятны вам, женщинах - и двух, и трех, и четырех»..

В этих странах государственная регистрация брака существует, но не является обязательной. Наличие же брака, зарегистрированного в государственном учреждении, не является препятствием для бракосочетания в мечети.

Мусульманин вправе заключить брак с любой женщиной, кроме атеистки. Неограниченная власть мужа в семье дает ему право и возможность обратить жену в свою веру. Женщине-мусульманке запрещается вступать в брак с иностранцем иной веры. В некоторых странах за такое нарушение грозит тюремное заключение.

В шариате самым главным в семейных отношениях является продолжение рода, действует строгий запрет добрачных отношений и за нарушение запрета предусмотрено наказание.

В шариатских законах существуют постоянные и временные запреты на брак. Одним из постоянных является запрет, который существует в большинстве стран мира - мужчине нельзя вступать в семейные отношения с женщинами, которые состоят с ним в кровном родстве. Специфика этого запрета в том, что он распространяется и на родственников, появившихся благодаря супруге (на брак с сестрой жены, ее тетками как по отцовской, так и по материнской линии и действует до тех пор, пока брак не распадется - а это уже временный запрет). Интересным является запрет, связанный с кормлением грудью. Шариатский закон приравнивает ребенка, вскормленного кормилицей, к ее собственным детям. В этом случае ребенок становится сыном или дочерью кормилицы и братом или сестрой всех ее детей, независимо от того, появились они на свет до или после кормления. Дети мужа кормилицы также становятся братьями и сестрами этого ребенка. Шариат запрещает женщине выходить замуж после смерти мужа в течение 4 месяцев и 10 дней, устанавливая тем самым еще один временный запрет. И, наконец, поскольку законы шариата возлагают всю материальную ответственность за содержание семьи исключительно на плечи мужчины, то в отсутствие возможности достойно содержать семью мужчине не рекомендуется вступать в брак.

Вопреки распространенному заблуждению о том, что по шариату выдают замуж без согласия невесты, такой порядок предусмотрен только в одном случае: этим правом наделяются отец и дед невесты, которые могут выдать замуж девушку против ее воли, но за равного ей.

Вообще, что касается равенства жениха и невесты, шариатский закон уделяет ему особое внимание. Равенство должно соблюдаться в нескольких аспектах - в целомудрии (непорочности), происхождении, наличии или отсутствии физических изъянов. Но есть одно интересное исключение - "Если юноша - носитель знаний, то ему подходит любая девушка". Здесь мы сталкиваемся с характерным для исламского мира уважением к авторитету человека ученого, которому дозволено то, что для других находится под запретом.

Общую тональность взаимоотношений в мусульманской семье можно выразить двумя фразами: "Муж не должен забывать о том, что у жены есть права. Жена не должна забывать, что у нее есть обязанности по отношению к мужу".

Семья по исламу подобна государству, в котором законами шариата предусмотрен один хозяин - муж, который несет бремя ответственности за всех своих близких. Говоря проще, мужчина должен достойно содержать семью, в том числе и жену. Кстати, шариат запрещает содержать жену на средства, полученные от продажи спиртного, наркотиков, от дачи денег под проценты, а также на доходы от азартных игр и взяток.

2.2 Заключение брака по шариату

В мусульманском законодательстве брак представляет собой самостоятельный гражданско-правовой договор, по созданию семьи с последующим возникновением прав и обязанностей супругов. Договор брака считается действительным и без соблюдения религиозных обрядов, хотя их проведение и считается желательным.

Требование, предъявляемое европейским правом к личному присутствию супругов при заключении брака, не известно в мусульманском праве, поскольку брак здесь рассматривается как разновидность гражданско-правового договора, который может быть заключен не только стороной лично, но и по поручению. Требования, предъявляемые к представителю (вакилю) сводятся к следующему: он должен быть совершеннолетним, психически здоровым и не должен быть грешником.

Помимо этого в мусульманском праве имеется институт помолвки. Институт помолвки направлен на то, чтобы будущие супруги могли лучше узнать друг друга, поскольку мужчины и женщины, не находящиеся в близкой степени родства, не имеют права встречаться друг с другом, наличие же помолвки данное ограничение снимает.

Процедура заключения брака по мусульманскому браку весьма упрощена и не требуется какой-либо регистрации. Для признания брака действительным необходимо соблюдение процедуры, которая состоит из предложения о заключении брака и принятия этого предложения в то же время и в том месте непосредственно за предложением. Договор брака должен соответствовать предъявляемым условиям. В мусульманском праве, помимо условий о добровольном согласии брачующихся, при заключении брака также необходимо участие попечителя невесты (вали)В современное время разрешение на брак со стороны опекуна (вали) требуется женщине любого возраста в Иордании, если она впервые вступает в брак. В случае отказа вали шариатский судья (кади) вправе выяснить, имеются ли для этого законные основания. При их отсутствии судья вправе дать разрешение на замужество.

См. статью «Семейное право и законодательство на мусульманском Востоке» Автор: Барковская Е.В.

Дата публикации: 19.11.2008. Портал Рособразования., давшего согласие на вступление в брак, и двух свидетелей. Относительно женщин, состоявших ранее в браке, необходимо после предыдущего брака истечение срока `идда, равного 4 месяцам и 10 дням.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.