p align="left"> В соответствии со ст. 233 ТК Республики Беларусь индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами [7]. Как отмечено в комментарии к данной статье «Установленный законом порядок рассмотрения трудовых споров не исключает для работника возможности обжаловать действия нанимателя в другие органы - прокуратуру, Комитет по инспекции труда, профсоюзы [5]. Однако только решения КТС и суда, принятые по конкретному трудовому спору, подлежат принудительному исполнению специальными должностными лицами - судебными исполнителями суда, требования которых по исполнению решений являются обязательными для всех граждан, в том числе должностных лиц, а также юридических лиц на всей территории Республики Беларусь» [7, с. 169]. По общему правилу, трудовые споры первоначально рассматриваются в КТС. Что касается таких работников, как граждане Республики Беларусь, работающие в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь, то в соответствии с ч. 3 ст. 321 ТК Республики Беларусь в разрешении трудовых споров между этими работниками и представительствами и консульскими учреждениями участвует республиканский орган государственного управления в области иностранных дел, а ч. 4 ст. 321 ТК Республики Беларусь установлено правило о том, что защиту трудовых и связанных с ними прав названных выше работников осуществляет республиканский орган государственного управления в области иностранных дел совместно с республиканским органом государственного управления по труду, в порядке, определяемом Правительством республики Беларусь [8]. Кроме того, особый порядок рассмотрения трудовых споров установлен ст. 320, 321 ТК Республики Беларусь для работников - граждан Республики Беларусь, работающих в организациях с иностранными инвестициями, в филиалах и представительствах юридических лиц Республики Беларусь, находящихся за границей [7]. Вместе с тем, исходя из гарантированного ст. 60 Конституции Республики Беларусь права на судебную защиту, эти лица также в праве, после соблюдения установленного для них порядка рассмотрения трудового спора, обратиться в суд за защитой своего нарушенного права, вытекающего из трудовых правоотношений [8]. РАССМОТРЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В КОМИССИИ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ (КТС). КТС являются обязательным первичным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих между работником и нанимателем, за исключением споров, непосредственно рассматриваемых районным (городским) судом, и споров некоторых категорий работников (ст.224 ТК РБ) [11]. Комиссия по трудовым спорам образуется у всех нанимателей, где имеется профсоюз. По письменному соглашению между профсоюзом и нанимателем, либо в случаях, предусмотренных в коллективном договоре, КТС могут создаваться в подразделениях организаций [8]. КТС образуется из равного числа представителей профсоюза и нанимателя сроком на один год. Тот или иной представитель может быть досрочно отозван стороной, его выделившей. В этом случае он должен быть заменен другим представителем на оставшийся срок [10]. Количество постоянных представителей в КТС от нанимателя и профсоюза законом не установлено и определяется по соглашению между ними. Стороны могут договориться о выделении в состав комиссии по трудовым спорам любого числа постоянных представителей с учетом конкретных условий - численности работников, среднего количества трудовых споров и т.д. Если на предприятии действуют два или более профсоюза, то члены всех профсоюзов должны участвовать в формировании КТС. Это возможно следующими путями: 1) создание одной КТС, в состав которой, по соглашению между профсоюзами, будут входить представители всех профсоюзов. 2) создание отдельных КТС, когда наниматель выделяет своих представителей, а каждый профсоюз - такое же количество своих представителей. Членом КТС от профсоюза может быть любой работник и не обязательно, чтобы он был членом профсоюзного комитета. Порядок ведения делопроизводства комиссией по трудовым спорам устанавливается по соглашению между нанимателем и профсоюзом либо определяется в коллективном договоре. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам возлагается на нанимателя [8]. РАССМОТРЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В СУДЕ. В соответствии с частью четвертой статьи 241 ТК при рассмотрении индивидуальных трудовых споров работники освобождаются от уплаты судебных расходов. Нормативными правовыми актами не определено, при обращении в какие инстанции работник освобождается от уплаты государственной пошлины - только при обращении в суд первой и кассационной инстанции или также при подаче надзорных жалоб на судебное постановление по трудовому спору. На практике граждане освобождаются от уплаты государственной пошлины по трудовым спорам как при обращении в суд первой и кассационной инстанции, так и при подаче надзорных жалоб должностным лицам органов судебной власти, обладающим правом принесения протеста либо отказа в его принесении. [9]. Наниматель при обращении в суд с исковым заявлением по трудовому спору не освобождается от уплаты судебных расходов в доход государства. Судебная статистика свидетельствует об эффективности судебной защиты трудовых прав работников и нанимателей. Так, согласно статистическим данным о рассмотрении трудовых дел за 2000 год, судами республики удовлетворены 45,8% исков о восстановлении на работе, 77,2% исков о взыскании заработной платы, 87,2% исков о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья при исполнении трудовых обязанностей, 70,5% исков по прочим трудовым делам [8]. Суд - один из органов по рассмотрению трудовых споров. В соответствии со статьей 214 ТК РБ в районных (городских) судах рассматриваются трудовые споры по заявлению: а) работника или нанимателя, если они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам; б) работника, если комиссия по трудовым спорам не рассмотрела его заявление в установленный законом десятидневный срок; в) прокурора, если он считает, что решение КТС противоречит законодательству. Непосредственно в суде (без обращения в КТС) рассматриваются трудовые споры по заявлениям: г) работников, работающих у нанимателей, где комиссии по трудовым спорам не созданы; д) работников - не членов профсоюза, если они не обратились в комиссию по трудовым спорам; е) работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, за исключением споров работников, для которых предусмотрен иной порядок их рассмотрения; ж) нанимателей о возмещении работниками причиненного им материального ущерба; з) работников по вопросу применения трудового законодательства, который в соответствии с законодательством был решен нанимателем и профсоюзом в пределах предоставленных им прав; и) работников об отказе нанимателя в составлении акта о несчастном случае либо несогласии с его содержанием [11]. В судах рассматриваются трудовые споры, которые разделяются на две группы: - условно подведомственные суду, т.е. подлежащие рассмотрению в суде лишь после обращения в КТС; - непосредственно подведомственные суду (без предварительного рассмотрения в КТС). В первую группу трудовых споров, рассматриваемых районными, городскими судами, входят споры: По заявлению работника или нанимателя, если они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам; По заявлению работника, если КТС не рассмотрела его заявление в установленный 10-дневный срок; По заявлению прокурора, если решение КТС противоречит законодательству (ч. 1 ст. 241 ТК РБ) Итак, для названной группы трудовых споров, разрешаемых судебным органом, право на обращение в суд имеют как прокурор, так и наниматель, и работник. Прокурор осуществляет свое право при условии несоответствия решения КТС законодательству. Причем его осуществление возможно лишь в случае, когда работник или наниматель лишены возможности самостоятельно осуществлять защиту своих прав - ст. 81 ГПК Республики Беларусь. При этом независимо от того, кем заявлен иск - работником или нанимателем, несогласным с решением КТС, суд рассматривает этот спор в порядке искового производства, в котором истцом является работник, а ответчиком - наниматель, оспаривающий требования работника [7]. Трудовые споры о переводе на другую работу и выплате среднего заработка за время вынужденного прогула о взыскании заработной платы, включая надбавки, предусмотренные системой оплаты труда; о размере заработка, начисленного с учетом коэффициента трудового участия; о применении дисциплинарных взысканий; споры, возникающие в связи с неправильностью или неточностью записей в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую работу, основаниях увольнения, если эти записи не соответствуют приказу (распоряжению) или другим документам, рассматриваются в судах с соблюдением установленного законодательством предварительного внесудебного порядка их разрешения. Однако указанные споры, если у нанимателя не создана комиссия по трудовым спорам, а также при ликвидации предприятия и прекращения в связи с этим деятельности комиссии по трудовым спорам, и все подведомственные суду трудовые споры работников, освобожденных от работы со ссылкой на неудовлетворительные результаты испытания, а также лиц, состоящих в трудовых отношениях с профсоюзными комитетами, работающих по трудовым договорам у граждан, подлежат рассмотрению непосредственно в суде [11]. Во вторую группу входят трудовые споры, решение которых отнесено Законом к непосредственной компетенции суда, т.е. подведомственные суду без предварительного обращения в КТС. Непосредственно в суде рассматриваются трудовые споры по заявлениям: - о недействительности трудового договора в случаях, предусмотренных статьей 22 ТК Республики Беларусь; - работников, работающих у нанимателей, где комиссии по трудовым спорам не созданы; - работников - не членов профсоюза, если они не обратились в КТС; - работников о восстановлении на Работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, за исключением споров работников, для которых предусмотрен иной порядок их рассмотрения; - нанимателей о возмещении работниками причиненного им материального ущерба; - работников по вопросу применения трудового законодательства, который в соответствии с действующим законодательством был решен нанимателем и профсоюзом в пределах предоставленных им прав; - работников об отказе нанимателя в составлении акта о несчастном случае либо несогласии с его содержанием (ч. 2 ст. 241 ТК РБ). Непосредственно в суде рассматриваются также споры об отказе в заключение трудового договора: - с лицами, приглашенными на работу в порядке перевода от другого нанимателя; - с молодыми специалистами, окончившими высшее или среднее специальное учебное заведение, аспирантами (докторантами), завершившими обучение в очной аспирантуре (докторантуре), лицами, окончившими профессионально-техническое учебное заведение и направленными в установленном порядке на работу к определенному нанимателю; - с другими лицами, с которыми наниматель в соответствии с законодательством обязан заключить договор; - с лицами по дискриминационным мотивам (ч. 3 ст. 241 ТК РБ). Кроме вышеперечисленных трудовых споров непосредственно в суде рассматриваются также споры: - работников, состоящих в трудовых отношениях с профсоюзными комитетами (библиотекари, бухгалтера, зав. клубами и т.п.), - работников, работающих по трудовым договорам у граждан (индивидуальных предпринимателей); - о возмещении материального ущерба работнику в связи с несвоевременным представлением нанимателем в отдел социальной защиты населения для назначения пенсии и др. [8]. Порядок рассмотрения трудовых споров судами определяется Трудовым кодексом Республики Беларусь, а также Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь. Разъяснения по вопросам, связанным с рассмотрением трудовых дел в судах даны в Постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 2 от 29 марта 2001 г. « О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» [5]. Суд рассматривает трудовые споры по заявлениям работни-ков, обращающихся за защитой своих нарушенных трудовых прав, и по заявлениям нанимателя о возмещении материального ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей. Дела, возникающие из трудовых правоотношений, могут быть возбуждены в суде в предусмотренных Законом случаях по заявле-нию прокурора, а также по иску профсоюза, выступающего в защиту трудовых прав своих членов. Согласно ст. 59 ГПК РБ процессуальная дееспособность наступает по достижению 18 летнего возраста. Однако в ч. 3 ст. 59 ГПК Республики Беларусь по делам, возникающим из трудовых правоотношений, несовершеннолетние лично защищают в суде свои права и охраняемые Законом интересы. Поскольку трудовым законодательством предусмотрена возможность заключения трудового договора с лицами, достигшими 16 летнего возраста, а в отдельных случаях - достигшими 14 лет, то при возникновении трудового спора эти лица вправе самостоятельно осуществлять в суде защиту своих прав. Вопрос о привлечении к участию в таких делах родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи решается судом.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|