p align="left">Несомненно, частноправовая организация системы принудительного исполнения заслуживает пристального внимания. Важно осознавать, что переход к альтернативной (либеральной) модели организации органов принудительного исполнения имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К числу первых, несомненно, можно отнести то, что государство снимает с себя бремя финансирования органов принудительного исполнения, и оно ложится исключительно на должников. Данная модель предполагает оплату результатов деятельности судебного пристава-исполнителя не за счет средств федерального бюджета, а ставит ее в прямую зависимость от результатов его деятельности, направленной на исполнение юрисдикционных актов, что позволит повысить эффективность системы принудительного исполнения. Но не исключены и отрицательные последствия: злоупотребления со стороны судебных приставов-исполнителей, которые будут стремиться к получению как можно большей прибыли; угроза еще большей криминализации этого сегмента правовой деятельности ввиду важности профессиональных функций судебного пристава-исполнителя и возможности получения через него информации о деятельности должника и его платежеспособности. Поскольку исполнение юрисдикционных актов -- неотъемлемая (составная) часть механизма защиты нарушенных прав граждан и организаций, нельзя не учитывать и то, что введение института частных судебных приставов-исполнителей может привести к значительному увеличению их доходов по сравнению с доходами представителей других юридических профессий, в частности судей, что может повлечь за собой снижение престижа профессии судьи. Одной из последних стран, внедривших французскую модель исполнительного производства, является Литва. С января 2003 г. литовские судебные исполнители перестали быть государственными служащими, получив статус - свободных профессионалов» на основе Закона о судебных исполнителях". Ввиду масштабности реформирования института судебных исполнителей Литвы пока еще сложно оценивать результаты реформы, однако, как отмечает В. Некрошюс, одна положительная тенденция уже ясно видна: «Если до реформы Министерство юстиции буквально наводняли жалобы взыскателей на бездействие судебных исполнителей, то теперь таких жалоб практически нет. Более того, резко увеличилось число жалоб, в которых высказывается недовольство по поводу слишком большой активности судебных исполнителей». Повышение престижа профессии судебного исполнителя -- несомненно, не менее значимый результат реформы органов принудительного исполнения Литвы. На наш взгляд, правильное решение реформаторов -- полная ликвидация, а не реорганизация института государственного исполнения Литвы, поскольку именно такой подход позволил сформировать новый корпус судебных исполнителей, подтвердивших свой высокий профессиональный уровень в ходе конкурса, объявленного министром юстиции. Несомненно, опыт Литвы заслуживает изучения и осмысления и может в определенной степени быть учтен при обсуждении реформирования системы принудительного исполнения России. Изучив зарубежный опыт функционирования органов принудительного исполнения, латвийские законодатели в качестве основы формируемого нового института судебных исполнителей взяли французскую модель исполнения. В настоящее время система принудительного исполнения судебных актов и актов иных юрисдикционных органов России характеризуется тем, что отдельные функции, весьма значимые для процесса принудительного исполнения, переданы организациям и лицам, не входящим в систему государственных органов и органов местного самоуправления. По мнению ряда исследователей, подобное сочетание публично-правового и частноправового начал в исполнительном производстве «позволяет сосредоточиться государственным органам -- Федеральной службе судебных приставов -- на публично-правовых функциях, а именно принудительном исполнении, привлекая в данную сферу коммерческие организации, которые в конечном счете работают под контролем государства, поскольку заинтересованные лица всегда вправе обратиться в случае нарушения или оспаривания их прав и законных интересов с иском в суд». Представляется, что такая либерализация института принудительного исполнения привела лишь к значительному увеличению расходов на исполнение, разрастанию структур, которые мало заинтересованы в повышении эффективности исполнения судебных и иных юрисдикционных актов. Налицо высокий уровень криминализации приватизированного сегмента в | сфере исполнительного производства, в частности, реализация арестованного имущества в настоящее время фактически находится вне контроля государства и не отвечает интересам ни взыскателей, ни должников. При разработке проекта Исполнительного кодекса большинство членов рабочей группы пришли к выводу о преждевременности нормативной реализации идеи об организации профессии судебного пристава-исполнителя в форме либеральной, свободной деятельности, когда государство снимет с себя бремя финансирования и имущественной ответственности за деятельность судебных приставов-исполнителей, а ограничивается лишь функциями лицензирования, контроля, установления правил принудительного исполнения. Вместе с тем было высказано суждение о том, что в будущем такая концепция при наличии всех предпосылок (экономических, социальных, политических и др.) может быть реализована в России. Мнение о возможности «приватизации» отдельных видов правореализационной и правоприменительной деятельности, в том числе и в сфере исполнительного производства, было впервые высказано В.В. Ярковым. Он полагает, что «приватизация правоприменительной деятельности является одним из наиболее перспективных направлений развития системы гражданской юрисдикции», а «в дальнейшем и сама система исполнения может быть организована аналогично системе нотариата», и отмечает, что «приватизация» сферы нотариата при сохранении публичного контроля уже привела к тому, что потребности в нотариальных действиях практически полностью удовлетворены. Е.Н. Кузнецов, развивая идеи В.В. Яркова о возможной «приватизации» в сфере исполнительного производства и исследовав статус судебного исполнителя во Франции, пришел к выводу о целесообразности установления в России статуса французских судебных исполнителей как «свободных профессионалов», поскольку такая система исполнительного производства более эффективна в связи с прямой заинтересованностью судебных исполнителей в быстром, правильном и полном взыскании долга. Данный автор предлагает в качестве эксперимента предоставить самостоятельный статус некоторым судебным исполнителям, выведя их из системы органов государственной власти. С предложением «допустить в исполнительный процесс “частный” элемент - частных приставов, исполняющих юрисдикционные акты по договору», выступала О.В. Исаенкова, но, предвидя неизбежную критику, она не предложила проект соответствующего закона. Предпосылки для внедрения частной модели добровольного и принудительного исполнения юрисдикционных актов, или, пользуясь предложенной Ярковым терминологией, для «приватизации» в сфере исполнительного производства, в России уже имеются, что и стало причиной разработки автором статьи проекта федерального закона «Об исполнительной деятельности частных судебных приставов-исполнителей». Наиболее приемлемой представляется организация системы добровольного и принудительного исполнения судебных актов и иных юрисдикционных органов по типу института адвокатуры, а не института нотариата. В качестве концептуальной основы авторского проекта федерального закона «Об исполнительной деятельности частных судебных приставов-исполнителей» предлагаются принципы: 1)вариативности организационных моделей исполнительного производства; 2)конкурирующей компетенции различных органов исполнения; 3)приоритетности уровня профессиональной подготовки и опыта правоприменительной практики в решении кадровых вопросов; 4)нецелесообразности наличия норм регионального и муниципального уровня в механизме правового регулирования исполнительного производства. К числу основных могут быть отнесены следующие положения предлагаемого проекта: 1)понятие исполнительной деятельности как квалифицированной юридической помощи по исполнению исполнительных документов, оказываемой по договору на профессиональной основе лицами, получившими статус частного судебного пристава-исполнителя (далее - ЧСПИ), в целях защиты прав взыскателей путем реального, полного и своевременного исполнения требований исполнительного документа; 2)закрепление в законе порядка приобретения статуса ЧСПИ и требований к лицу, претендующему на занятие этой должности: достижение двадцатитрехлетнего возраста; наличие высшего юридического образования; безупречная работа в органах принудительного исполнения продолжительностью не менее года; наличие специализации по программе подготовки частных судебных приставов-исполнителей и др.; 3) установление статуса ЧСПИ как независимого специалиста по вопросам исполнительного производства и определение его обязанностей: добросовестно и в полном объеме исполнять требования исполнительного документа; постоянно совершенствовать свои знания в области исполнительного производства и повышать квалификацию; соблюдать кодекс профессиональной этики ЧСПИ и др.; 4) наличие четких правил допуска к квалификационному экзамену и порядка присвоения статуса ЧСПИ; 5) правовое регулирование основ взаимоотношения государства и профессионального сообщества ЧСПИ как института гражданского общества; 6) закрепление основополагающих принципов деятельности ЧСПИ: законность, независимость, самоуправление, корпоративность, равноправие, платность оказываемых услуг, обеспечение минимальных гарантий правовой защиты участников исполнительного производства в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, иными федеральными законами; 7) установление перечня законодательных актов об исполнительной деятельности ЧСПИ, исходя из того, что законодательство об исполнительном производстве -- предмет исключительного ведения Российской Федерации; 8) закрепление в законе организационно-правовых форм деятельности ЧСПИ (кабинет, бюро), права самостоятельного выбора организационно-правовой формы, запрета на преобразование в коммерческую организацию; 9) установление исчерпывающего перечня случаев оказания бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в целях исполнения исполнительных документов; 10) определение: а) статуса помощника ЧСПИ и требований к нему: наличие незаконченного высшего или среднего юридического образования, статуса стажера ЧСПИ и срока стажировки -- от шести месяцев до одного года; б) статуса Федеральной палаты ЧСПИ в качестве общероссийской негосударственной некоммерческой организации, объединяющей палаты ЧСПИ субъектов Российской Федерации на основе обязательного членства, указание целей ее деятельности и принципов взаимоотношения Федеральной палаты ЧСПИ с палатами ЧСПИ субъектов Российской Федерации; в) компетенции высшего органа Палаты ЧСПИ -- собрания (конференции) ЧСПИ субъекта Российской Федерации, совета палаты ЧСПИ, президента и других членов совета; г) полномочий Всероссийского съезда ЧСПИ как высшего органа Федеральной палаты ЧСПИ, периодичности его созыва, норм представительства палат ЧСПИ субъектов Российской Федерации, а также полномочий совета Федеральной палаты ЧСПИ. По нашему мнению, принципиально важен вопрос о сохранении статуса ЧСПИ судебными приставами-исполнителями, занимавшими свои должности ранее. Возможны два подхода: либо все судебные приставы-исполнители становятся ЧСПИ и сведения о них вносятся с их согласия в письменной форме в соответствующий реестр, либо обязательно в срок, установленный законом, все судебные приставы-исполнители должны сдать квалификационный экзамен, получив решение квалификационной комиссии о присвоении статуса ЧСПИ, и только после этого сведения о них вносятся в реестр. Предпочтительным представляется второй вариант, поскольку только при таком подходе можно сформировать профессиональный институт ЧСПИ, способный эффективно решать стоящие перед ним задачи и способствовать тем самым повышению авторитета судебной и исполнительной власти. В случае принятия закона «Об исполнительной деятельности частных судебных приставов-исполнителей» очень важно привести в соответствие с его требованиями организационно-правовые формы ФССП РФ, образованные до вступления его в силу. Здесь также возможны разные подходы. Согласно первому все службы судебных приставов приводят свою организационно-правовую форму в соответствие с предлагаемым федеральным законом. В случае выбора второго подхода те, кто не желает переходить на новую модель, продолжат осуществлять свою деятельность в прежней организации энно-правовой форме, т. е. в рамках публично-правовой модели. В итоге -- в случае альтернативы -- выбор формы принудительного исполнения (частной или публичной) останется за взыскателем. При этом конкуренция между традиционными службами судебных приставов и новыми организационно-правовыми образованиями (кабинетами и бюро ЧСПИ) неизбежна, что должно повысить эффективность исполнения юрисдикционных актов в целом. Не исключается установление определенного переходного периода (3--5 лет) для перехода на либеральную (частноправовую) модель исполнения юрисдикционных актов по мере готовности к реформированию служб судебных приставов-исполнителей субъектов Российской Федерации. Очевидно, эти вопросы должны стать предметом серьезных обсуждений, в том числе с участием заинтересованных граждан России как потенциальных взыскателей и должников. Журнал «Законодательство» №12. 2006 г. Г.А. Гаджиев, Г.Д. Улетов астр. 59-65 3. Новая жизнь судебных приставов С 1 февраля 2008 года вступил в силу новый Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и утратил силу принятый более 10 лет назад федеральный закон от 2 Г июля 1997 года с аналогичным названием и предметом регулирования. Уже первый год работы закона 1997 года показал его несовершенство и оторванность от реалий правоприменительной практики. Закон содержит ряд серьезных изменений действующего порядка принудительного исполнения судебных и иных актов, которые продиктованы реалиями современной жизни и отвечают нынешней динамике | развития экономических отношений. Документ направлен на повышение эффективности исполнения актов судов и иных уполномоченных органов при максимальном обеспечении прав и свобод граждан и организаций. Исполнение актов возложено на службу судебных приставов, роль которой в обществе неуклонно возрастает. В законе 1997 года деятельности судебных приставов как инструмента принудительного исполнения судебных и других актов посвящены только две статьи. Этого, конечно, было недостаточно, и практически одновременно был принят отдельный Федеральный закон "О судебных приставах", который неоднократно дополнялся и совершенствовался. Однако деятельность судебных приставов неотделима от исполнительного производства, поэтому в новом Законе "Об исполнительном производстве" полномочиям, правам и обязанностям судебных приставов уделено гораздо больше внимания. По словам директора Федеральной службы судебных приставов, главного судебного пристава РФ Николая Винниченко, "человек, который хоть раз побеждал в суде, знает, что решение спора в его пользу на бумаге - еще не окончательная победа. Она станет таковой, когда решение судьи будет реальностью, и, например, истец получит то, что ему присудили. Чаще всего такая победа без пристава-исполнителя невозможна. А главное, чем руководствуется пристав, это Закон "Об исполнительном производстве". Но не секрет, что очень часто выполнить решение суда не может даже и пристав-исполнитель. Поэтому в новом законе расширены полномочия судебного пристава-исполнителя, например, в части доступа к информации, необходимой для своевременного исполнения судебных актов и актов других органов. На необходимость законодательного закрепления соответствующих полномочий судебного пристава-исполнителя неоднократно обращали внимание эксперты Совета Европы. Новеллы, предусматривающие полномочия судебного пристава-исполнителя в определенных случаях самостоятельно решать вопросы о приостановлении и прекращении исполнительного производства, позволят более оперативно разрешать возникающие в ходе исполнительного производства вопросы. При этом суды будут освобождены от формального рассмотрения соответствующих заявлений. Новый закон более детально регламентирует порядок привлечения судебными приставами виновных лиц к административной ответственности (в виде штрафа) за нарушение законодательства об исполнительном производстве. Этот закон впервые наделяет главного судебного пристава Российской Федерации правом передавать из одного территориального органа ФССП России в другой исполнительное производство. А главных судебных приставов субъектов Федерации он наделяет правом передавать исполнительное производство из одного структурного подразделения в другое (в пределах одного субъекта Федерации). Такое решение может приниматься должностными лицами службы для более полного и правильного осуществления исполнительного производства. Это может быть связано, например, с исполнением документов, представляющих особую экономическую, социальную или общественно-политическую значимость для страны либо для Субъекта Федерации. Для того чтобы быстрее устранить нарушения законодательства, допущенные судебными приставами-исполнителями, и для усиления контроля I за принимаемыми ими различного рода решениями по исполнительному производству закон предусматривает возможность обжалования постановлений, действий или бездействия судебных приставовисполнителей наряду с судебным |оспариванием, главному судебному приставу России, главному судебному приставу субъекта Федерации и старшему судебному приставу. По прежнему закону такое обжалование возможно было только в судебном порядке". На взгляд Николая Винниченко, обновленный закон об исполнительном производстве позволит упрочить российскую систему защиты прав и основных свобод человека, общества, государства и приблизить ее к европейским стандартам, существенно повысив эффективность работы ФССП России и авторитет правосудия. Как правило, закон закрепляет уже сложившуюся практику, а деятельность судебных приставов в последние годы становилась все более эффективной., Судебные приставы доказали свою компетентность в решении запутанных случаев принудительного исполнения судебных актов. Вот несколько примеров. В общежитии, принадлежащем столичному автокомбинату № 24, уже два года нет ни света, ни тепла. Правительство Москвы приняло решение о ликвидации общежития. Большая часть его жильцов переехала. Жилым остался лишь один этаж, обитателям которого владельцы общежития предложили переехать в комнаты в коммунальных квартирах. Но неожиданно для властей жильцы от переезда отказались и устроили акцию протеста. Автокомбинат обратился с иском в суд. И Кузьминский суд принял несколько решений о выселении. По словам главы отдела судебных приставов по Юго-Восточному округу столицы Алексея Орлова, жильцов убеждали переехать из общежития, где нет условий для проживания, в теплые изолированные комнаты со всеми удобствами, но они не были оформлены за жильцами документально. Судебные приставы-исполнители вместе с жителями съездили в новый дом и показали, где им предлагается поселиться. После этого мятежники согласились переехать. В Кемерово прошли совместные акции судебных приставов и сотрудников ГИБДД по выявлению должников, уклоняющихся от исполнения судебных решений. Теперь такие рейды проводятся не только на постах ДПС, но и на станциях технического осмотра автомобилей, которые обязаны посетить все автовладельцы. Один из приставов вместе с сотрудниками автоинспекции проверяет документы у автомобилистов: по рации передает его данные, а сидящие в служебном автомобиле коллеги проверяют, имеется ли у гражданина какая-либо задолженность. Однажды был взыскан долг по транспортному налогу в размере 3 тысяч рублей. Во время другой акции попался "клиент" с семитысячной задолженностью за коммунальные услуги. По словам сотрудников службы, рейды помогают найти неплательщиков крупных штрафов и алиментов, которые нередко скрываются. Практически все водители, уличенные в небольших неоплаченных долгах (а сейчас во время выездных акций проверяют задолженность за ЖКХ, по налогам, в Пенсионный фонд и другие структуры), предпочитают выплатить их на месте. Управление Федеральной службы судебных приставов (УФССП) по Ивановской области заявило об успешном опыте применения ограничения права выезда должников за границу. "На 1 октября 2007 года с начала года судебными приставами-исполнителями региона вынесено четыре поручения о временном ограничении права выезда за пределы РФ, -- пояснила пресс-секретарь областного УФССП Татьяна Лепехина. -- Применение этой меры позволило вернуть государству только с одного должника 450 тысяч рублей. Такую сумму недополучил бюджет по причине недостоверных сведений, указанных должником при доставке в Россию крупных грузов из европейских стран. Проверив имущественное положение должника, судебные приставы Кинешмы установили, что ни счетов, ни имущества, на которое можно наложить арест в счет погашения долга, у него нет. Предприниматель уверял, что взять с него нечего. Постановление о возбуждении исполнительного производства удалось вручить должнику только через сотрудников милиции. По месту регистрации в Кинешме должник не проживал, а фактический адрес проживания вообще выдумал. На запрос судебного пристава-исполнителя из ГИБДД пришла информация, что на имя должника зарегистрировано три транспортных средства. Но он утверждал, что давно продал технику. В ходе проверки наличия банковских счетов обнаружен расчетный счет в одном из банков города, на котором находилась сумма 1 рубль 15 копеек. "Это все, что у меня есть", -- уверял должник. Но судебному приставу удалось установить, что в банке "Русский стандарт" должник брал крупный кредит, который был полностью погашен: должник осуществлял денежные операции, позволившие погасить кредит. Запрос, направленный в таможенную службу города Иваново, выявил, что за пять месяцев 2007 года предприниматель десять раз пересекал границу РФ. Судебный пристав сообщил должнику, что в отношении него будет применено ограничение права выезда за рубеж. Однако тот предупреждениям не внял. Пристав вынес соответствующее постановление и направил его в пограничную службу, после чего запрет на выезд из РФ был поставлен на всех пограничных постах. Только применение этой меры заставило должника сознаться в том, что основным его доходом является перегон автомобилей на заказ. Тогда он "неожиданно вспомнил", что принадлежащий ему мусоровоз Mercedes работает на уборке МКАД. Должник заявил, что готов представить его к аресту в счет погашения долга, который к тому времени вырос почти до 500 тысяч рублей (за время исполнительного производства поступил штраф таможенной службы в размере 48 тысяч 260 рублей). Независимый оценщик установил стоимость техники в 850 тысяч рублей. По этой цене мусоровоз и был реализован. Из вырученной от продажи суммы был погашен не только долг перед государством, но и взыскан 7-процентный исполнительский сбор, который составил почти 35 тысяч рублей. Судебный пристав-исполнитель Сергей Коновалов вернул государству полмиллиона рублей". По данным ФССП России, с начала 2007 года судебными приставами-исполнителями территориальных органов вынесены постановления и направлены для исполнения в пограничную службу ФСБ России поручения об ограничении права на выезд 8366 граждан, не исполнивших судебные решения. Общая сумма долгов, подлежащая взысканию с "невыездных" граждан, составила почти 12 млрд рублей. Должники, в отношении которых судебными приставами ранее уже были предприняты все предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве" меры по принудительному исполнению судебного решения, после ограничения в выезде за пределы РФ возвратили взыскателям 1 млрд 426 млн 583 тысячи рублей. Журнал «Социальная защита» №2 . 2008 г. О.Кондратьева . стр. 51-55 Заключение Низкий уровень исполненных судебных актов и актов иных юрисдикционных органов не только нарушает права граждан и организаций, но и порождает ряд других негативных явлений. Журнал «Законодательство» 2006 г. Судья РФ Г.А. Гаджиев, Г.Д. Улетова стр.59 Работа судебных приставов с каждым поколением становится все более организованной, применяются новые методы работы. Судебный пристав, для меня стал наиболее интересной сферой деятельности государственных органов, зная историю и успехи продвижения, можно смело утверждать, что система периодически совершенствуется. Как для будущего юриста, полученная информация очень важна для меня, хотя другие сферы деятельности государственных органов не менее важны в процессе обучения.
Страницы: 1, 2, 3
|