реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Судебные приставы в исполнительном производстве

реферат
p align="left">Несомненно, частноправовая организация системы принудительного исполнения заслуживает пристального внимания. Важно осознавать, что переход к альтернативной (либеральной) модели организации органов принудительного исполнения имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К числу первых, несомненно, можно отнести то, что государство снимает с себя бремя финансирования органов принудительного исполнения, и оно ложится исключительно на должников. Данная модель предполагает оплату результатов деятельности судебного пристава-исполнителя не за счет средств федерального бюджета, а ставит ее в прямую зависимость от результатов его деятельности, направленной на исполнение юрисдикционных актов, что позволит повысить эффективность системы принудительного исполнения.

Но не исключены и отрицательные последствия: злоупотребления со стороны судебных приставов-исполнителей, которые будут стремиться к получению как можно большей прибыли; угроза еще большей криминализации этого сегмента правовой деятельности ввиду важности профессиональных функций судебного пристава-исполнителя и возможности получения через него информации о деятельности должника и его платежеспособности. Поскольку исполнение юрисдикционных актов -- неотъемлемая (составная) часть механизма защиты нарушенных прав граждан и организаций, нельзя не учитывать и то, что введение института частных судебных приставов-исполнителей может привести к значительному увеличению их доходов по сравнению с доходами представителей других юридических профессий, в частности судей, что может повлечь за собой снижение престижа профессии судьи.

Одной из последних стран, внедривших французскую модель исполнительного производства, является Литва. С января 2003 г. литовские судебные исполнители перестали быть государственными служащими, получив статус - свободных профессионалов» на основе Закона о судебных исполнителях".

Ввиду масштабности реформирования института судебных исполнителей Литвы пока еще сложно оценивать результаты реформы, однако, как отмечает В. Некрошюс, одна положительная тенденция уже ясно видна: «Если до реформы Министерство юстиции буквально наводняли жалобы взыскателей на бездействие судебных исполнителей, то теперь таких жалоб практически нет. Более того, резко увеличилось число жалоб, в которых высказывается недовольство по поводу слишком большой активности судебных исполнителей». Повышение престижа профессии судебного исполнителя -- несомненно, не менее значимый результат реформы органов принудительного исполнения Литвы. На наш взгляд, правильное решение реформаторов -- полная ликвидация, а не реорганизация института государственного исполнения Литвы, поскольку именно такой подход позволил сформировать новый корпус судебных исполнителей, подтвердивших свой высокий профессиональный уровень в ходе конкурса, объявленного министром юстиции.

Несомненно, опыт Литвы заслуживает изучения и осмысления и может в определенной степени быть учтен при обсуждении реформирования системы принудительного исполнения России.

Изучив зарубежный опыт функционирования органов принудительного исполнения, латвийские законодатели в качестве основы формируемого нового института судебных исполнителей взяли французскую модель исполнения.

В настоящее время система принудительного исполнения судебных актов и актов иных юрисдикционных органов России характеризуется тем, что отдельные функции, весьма значимые для процесса принудительного исполнения, переданы организациям и лицам, не входящим в систему государственных органов и органов местного самоуправления. По мнению ряда исследователей, подобное сочетание публично-правового и частноправового начал в исполнительном производстве «позволяет сосредоточиться государственным органам -- Федеральной службе судебных приставов -- на публично-правовых функциях, а именно принудительном исполнении, привлекая в данную сферу коммерческие организации, которые в конечном счете работают под контролем государства, поскольку заинтересованные лица всегда вправе обратиться в случае нарушения или оспаривания их прав и законных интересов с иском в суд». Представляется, что такая либерализация института принудительного исполнения привела лишь к значительному увеличению расходов на исполнение, разрастанию структур, которые мало заинтересованы в повышении эффективности исполнения судебных и иных юрисдикционных актов. Налицо высокий уровень криминализации приватизированного сегмента в | сфере исполнительного производства, в частности, реализация арестованного имущества в настоящее время фактически находится вне контроля государства и не отвечает интересам ни взыскателей, ни должников.

При разработке проекта Исполнительного кодекса большинство членов рабочей группы пришли к выводу о преждевременности нормативной реализации идеи об организации профессии судебного пристава-исполнителя в форме либеральной, свободной деятельности, когда государство снимет с себя бремя финансирования и имущественной ответственности за деятельность судебных приставов-исполнителей, а ограничивается лишь функциями лицензирования, контроля, установления правил принудительного исполнения. Вместе с тем было высказано суждение о том, что в будущем такая концепция при наличии всех предпосылок (экономических, социальных, политических и др.) может быть реализована в России.

Мнение о возможности «приватизации» отдельных видов правореализационной и правоприменительной деятельности, в том числе и в сфере исполнительного производства, было впервые высказано В.В. Ярковым. Он полагает, что «приватизация правоприменительной деятельности является одним из наиболее перспективных направлений развития системы гражданской юрисдикции», а «в дальнейшем и сама система исполнения может быть организована аналогично системе нотариата», и отмечает, что «приватизация» сферы нотариата при сохранении публичного контроля уже привела к тому, что потребности в нотариальных действиях практически полностью удовлетворены.

Е.Н. Кузнецов, развивая идеи В.В. Яркова о возможной «приватизации» в сфере исполнительного производства и исследовав статус судебного исполнителя во Франции, пришел к выводу о целесообразности установления в России статуса французских судебных исполнителей как «свободных профессионалов», поскольку такая система исполнительного производства более эффективна в связи с прямой заинтересованностью судебных исполнителей в быстром, правильном и полном взыскании долга. Данный автор предлагает в качестве эксперимента предоставить самостоятельный статус некоторым судебным исполнителям, выведя их из системы органов государственной власти.

С предложением «допустить в исполнительный процесс “частный” элемент - частных приставов, исполняющих юрисдикционные акты по договору», выступала О.В. Исаенкова, но, предвидя неизбежную критику, она не предложила проект соответствующего закона.

Предпосылки для внедрения частной модели добровольного и принудительного исполнения юрисдикционных актов, или, пользуясь предложенной Ярковым терминологией, для «приватизации» в сфере исполнительного производства, в России уже имеются, что и стало причиной разработки автором статьи проекта федерального закона «Об исполнительной деятельности частных судебных приставов-исполнителей».

Наиболее приемлемой представляется организация системы добровольного и принудительного исполнения судебных актов и иных юрисдикционных органов по типу института адвокатуры, а не института нотариата.

В качестве концептуальной основы авторского проекта федерального закона «Об исполнительной деятельности частных судебных приставов-исполнителей» предлагаются принципы:

1)вариативности организационных моделей исполнительного производства;

2)конкурирующей компетенции различных органов исполнения;

3)приоритетности уровня профессиональной подготовки и опыта правоприменительной практики в решении кадровых вопросов;

4)нецелесообразности наличия норм регионального и муниципального уровня в механизме правового регулирования исполнительного производства.

К числу основных могут быть отнесены следующие положения предлагаемого проекта:

1)понятие исполнительной деятельности как квалифицированной юридической помощи по исполнению исполнительных документов, оказываемой по договору на профессиональной основе лицами, получившими статус частного судебного пристава-исполнителя (далее - ЧСПИ), в целях защиты прав взыскателей путем реального, полного и своевременного исполнения требований исполнительного документа;

2)закрепление в законе порядка приобретения статуса ЧСПИ и требований к лицу, претендующему на занятие этой должности: достижение двадцатитрехлетнего возраста; наличие высшего юридического образования; безупречная работа в органах принудительного исполнения продолжительностью не менее года; наличие специализации по программе подготовки частных судебных приставов-исполнителей и др.;

3) установление статуса ЧСПИ как независимого специалиста по вопросам исполнительного производства и определение его обязанностей: добросовестно и в полном объеме исполнять требования исполнительного документа; постоянно совершенствовать свои знания в области исполнительного производства и повышать квалификацию; соблюдать кодекс профессиональной этики ЧСПИ и др.;

4) наличие четких правил допуска к квалификационному экзамену и порядка присвоения статуса ЧСПИ;

5) правовое регулирование основ взаимоотношения государства и профессионального сообщества ЧСПИ как института гражданского общества;

6) закрепление основополагающих принципов деятельности ЧСПИ: законность, независимость, самоуправление, корпоративность, равноправие, платность оказываемых услуг, обеспечение минимальных гарантий правовой защиты участников исполнительного производства в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, иными федеральными законами;

7) установление перечня законодательных актов об исполнительной деятельности ЧСПИ, исходя из того, что законодательство об исполнительном производстве -- предмет исключительного ведения Российской Федерации;

8) закрепление в законе организационно-правовых форм деятельности ЧСПИ (кабинет, бюро), права самостоятельного выбора организационно-правовой формы, запрета на преобразование в коммерческую организацию;

9) установление исчерпывающего перечня случаев оказания бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в целях исполнения исполнительных документов;

10) определение:

а) статуса помощника ЧСПИ и требований к нему: наличие незаконченного высшего или среднего юридического образования, статуса стажера ЧСПИ и срока стажировки -- от шести месяцев до одного года;

б) статуса Федеральной палаты ЧСПИ в качестве общероссийской негосударственной некоммерческой организации, объединяющей палаты ЧСПИ субъектов Российской Федерации на основе обязательного членства, указание целей ее деятельности и принципов взаимоотношения Федеральной палаты ЧСПИ с палатами ЧСПИ субъектов Российской Федерации;

в) компетенции высшего органа Палаты ЧСПИ -- собрания (конференции) ЧСПИ субъекта Российской Федерации, совета палаты ЧСПИ, президента и других членов совета;

г) полномочий Всероссийского съезда ЧСПИ как высшего органа Федеральной палаты ЧСПИ, периодичности его созыва, норм представительства палат ЧСПИ субъектов Российской Федерации, а также полномочий совета Федеральной палаты ЧСПИ.

По нашему мнению, принципиально важен вопрос о сохранении статуса ЧСПИ судебными приставами-исполнителями, занимавшими свои должности ранее. Возможны два подхода: либо все судебные приставы-исполнители становятся ЧСПИ и сведения о них вносятся с их согласия в письменной форме в соответствующий реестр, либо обязательно в срок, установленный законом, все судебные приставы-исполнители должны сдать квалификационный экзамен, получив решение квалификационной комиссии о присвоении статуса ЧСПИ, и только после этого сведения о них вносятся в реестр.

Предпочтительным представляется второй вариант, поскольку только при таком подходе можно сформировать профессиональный институт ЧСПИ, способный эффективно решать стоящие перед ним задачи и способствовать тем самым повышению авторитета судебной и исполнительной власти.

В случае принятия закона «Об исполнительной деятельности частных судебных приставов-исполнителей» очень важно привести в соответствие с его требованиями организационно-правовые формы ФССП РФ, образованные до вступления его в силу. Здесь также возможны разные подходы. Согласно первому все службы судебных приставов приводят свою организационно-правовую форму в соответствие с предлагаемым федеральным законом. В случае выбора второго подхода те, кто не желает переходить на новую модель, продолжат осуществлять свою деятельность в прежней организации энно-правовой форме, т. е. в рамках публично-правовой модели.

В итоге -- в случае альтернативы -- выбор формы принудительного исполнения (частной или публичной) останется за взыскателем. При этом конкуренция между традиционными службами судебных приставов и новыми организационно-правовыми образованиями (кабинетами и бюро ЧСПИ) неизбежна, что должно повысить эффективность исполнения юрисдикционных актов в целом. Не исключается установление определенного переходного периода (3--5 лет) для перехода на либеральную (частноправовую) модель исполнения юрисдикционных актов по мере готовности к реформированию служб судебных приставов-исполнителей субъектов Российской Федерации. Очевидно, эти вопросы должны стать предметом серьезных обсуждений, в том числе с участием заинтересованных граждан России как потенциальных взыскателей и должников. Журнал «Законодательство» №12. 2006 г. Г.А. Гаджиев, Г.Д. Улетов астр. 59-65

3. Новая жизнь судебных приставов

С 1 февраля 2008 года вступил в силу новый Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и утратил силу принятый более 10 лет назад федеральный закон от 2 Г июля 1997 года с аналогичным названием и предметом регулирования. Уже первый год работы закона 1997 года показал его несовершенство и оторванность от реалий правоприменительной практики.

Закон содержит ряд серьезных изменений действующего порядка принудительного исполнения судебных и иных актов, которые продиктованы реалиями современной жизни и отвечают нынешней динамике | развития экономических отношений.

Документ направлен на повышение эффективности исполнения актов судов и иных уполномоченных органов при максимальном обеспечении прав и свобод граждан и организаций. Исполнение актов возложено на службу судебных приставов, роль которой в обществе неуклонно возрастает. В законе 1997 года деятельности судебных приставов как инструмента принудительного исполнения судебных и других актов посвящены только две статьи. Этого, конечно, было недостаточно, и практически одновременно был принят отдельный Федеральный закон "О судебных приставах", который неоднократно дополнялся и совершенствовался. Однако деятельность судебных приставов неотделима от исполнительного производства, поэтому в новом Законе "Об исполнительном производстве" полномочиям, правам и обязанностям судебных приставов уделено гораздо больше внимания.

По словам директора Федеральной службы судебных приставов, главного судебного пристава РФ Николая Винниченко, "человек, который хоть раз побеждал в суде, знает, что решение спора в его пользу на бумаге - еще не окончательная победа.

Она станет таковой, когда решение судьи будет реальностью, и, например, истец получит то, что ему присудили. Чаще всего такая победа без пристава-исполнителя невозможна. А главное, чем руководствуется пристав, это Закон "Об исполнительном производстве". Но не секрет, что очень часто выполнить решение суда не может даже и пристав-исполнитель. Поэтому в новом законе расширены полномочия судебного пристава-исполнителя, например, в части доступа к информации, необходимой для своевременного исполнения судебных актов и актов других органов.

На необходимость законодательного закрепления соответствующих полномочий судебного пристава-исполнителя неоднократно обращали внимание эксперты Совета Европы.

Новеллы, предусматривающие полномочия судебного пристава-исполнителя в определенных случаях самостоятельно решать вопросы о приостановлении и прекращении исполнительного производства, позволят более оперативно разрешать возникающие в ходе исполнительного производства вопросы. При этом суды будут освобождены от формального рассмотрения соответствующих заявлений.

Новый закон более детально регламентирует порядок привлечения судебными приставами виновных лиц к административной ответственности (в виде штрафа) за нарушение законодательства об исполнительном производстве.

Этот закон впервые наделяет главного судебного пристава Российской Федерации правом передавать из одного территориального органа ФССП России в другой исполнительное производство. А главных судебных приставов субъектов Федерации он наделяет правом передавать исполнительное производство из одного структурного подразделения в другое (в пределах одного субъекта Федерации). Такое решение может приниматься должностными лицами службы для более полного и правильного осуществления исполнительного производства. Это может быть связано, например, с исполнением документов, представляющих особую экономическую, социальную или общественно-политическую значимость для страны либо для Субъекта Федерации.

Для того чтобы быстрее устранить нарушения законодательства, допущенные судебными приставами-исполнителями, и для усиления контроля I за принимаемыми ими различного рода решениями по исполнительному производству закон предусматривает возможность обжалования постановлений, действий или бездействия судебных приставовисполнителей наряду с судебным |оспариванием, главному судебному приставу России, главному судебному приставу субъекта Федерации и старшему судебному приставу. По прежнему закону такое обжалование возможно было только в судебном порядке".

На взгляд Николая Винниченко, обновленный закон об исполнительном производстве позволит упрочить российскую систему защиты прав и основных свобод человека, общества, государства и приблизить ее к европейским стандартам, существенно повысив эффективность работы ФССП России и авторитет правосудия.

Как правило, закон закрепляет уже сложившуюся практику, а деятельность судебных приставов в последние годы становилась все более эффективной., Судебные приставы доказали свою компетентность в решении запутанных случаев принудительного исполнения судебных актов. Вот несколько примеров.

В общежитии, принадлежащем столичному автокомбинату № 24, уже два года нет ни света, ни тепла. Правительство Москвы приняло решение о ликвидации общежития. Большая часть его жильцов переехала. Жилым остался лишь один этаж, обитателям которого владельцы общежития предложили переехать в комнаты в коммунальных квартирах.

Но неожиданно для властей жильцы от переезда отказались и устроили акцию протеста. Автокомбинат обратился с иском в суд. И Кузьминский суд принял несколько решений о выселении. По словам главы отдела судебных приставов по Юго-Восточному округу столицы Алексея Орлова, жильцов убеждали переехать из общежития, где нет условий для проживания, в теплые изолированные комнаты со всеми удобствами, но они не были оформлены за жильцами документально.

Судебные приставы-исполнители вместе с жителями съездили в новый дом и показали, где им предлагается поселиться. После этого мятежники согласились переехать.

В Кемерово прошли совместные акции судебных приставов и сотрудников ГИБДД по выявлению должников, уклоняющихся от исполнения судебных решений. Теперь такие рейды проводятся не только на постах ДПС, но и на станциях технического осмотра автомобилей, которые обязаны посетить все автовладельцы. Один из приставов вместе с сотрудниками автоинспекции проверяет документы у автомобилистов: по рации передает его данные, а сидящие в служебном автомобиле коллеги проверяют, имеется ли у гражданина какая-либо задолженность. Однажды был взыскан долг по транспортному налогу в размере 3 тысяч рублей. Во время другой акции попался "клиент" с семитысячной задолженностью за коммунальные услуги. По словам сотрудников службы, рейды помогают найти неплательщиков крупных штрафов и алиментов, которые нередко скрываются. Практически все водители, уличенные в небольших неоплаченных долгах (а сейчас во время выездных акций проверяют задолженность за ЖКХ, по налогам, в Пенсионный фонд и другие структуры), предпочитают выплатить их на месте.

Управление Федеральной службы судебных приставов (УФССП) по Ивановской области заявило об успешном опыте применения ограничения права выезда должников за границу. "На 1 октября 2007 года с начала года судебными приставами-исполнителями региона вынесено четыре поручения о временном ограничении права выезда за пределы РФ, -- пояснила пресс-секретарь областного УФССП Татьяна Лепехина. -- Применение этой меры позволило вернуть государству только с одного должника 450 тысяч рублей. Такую сумму недополучил бюджет по причине недостоверных сведений, указанных должником при доставке в Россию крупных грузов из европейских стран.

Проверив имущественное положение должника, судебные приставы Кинешмы установили, что ни счетов, ни имущества, на которое можно наложить арест в счет погашения долга, у него нет. Предприниматель уверял, что взять с него нечего.

Постановление о возбуждении исполнительного производства удалось вручить должнику только через сотрудников милиции. По месту регистрации в Кинешме должник не проживал, а фактический адрес проживания вообще выдумал.

На запрос судебного пристава-исполнителя из ГИБДД пришла информация, что на имя должника зарегистрировано три транспортных средства. Но он утверждал, что давно продал технику. В ходе проверки наличия банковских счетов обнаружен расчетный счет в одном из банков города, на котором находилась сумма 1 рубль 15 копеек. "Это все, что у меня есть", -- уверял должник. Но судебному приставу удалось установить, что в банке "Русский стандарт" должник брал крупный кредит, который был полностью погашен: должник осуществлял денежные операции, позволившие погасить кредит. Запрос, направленный в таможенную службу города Иваново, выявил, что за пять месяцев 2007 года предприниматель десять раз пересекал границу РФ.

Судебный пристав сообщил должнику, что в отношении него будет применено ограничение права выезда за рубеж. Однако тот предупреждениям не внял. Пристав вынес соответствующее постановление и направил его в пограничную службу, после чего запрет на выезд из РФ был поставлен на всех пограничных постах. Только применение этой меры заставило должника сознаться в том, что основным его доходом является перегон автомобилей на заказ.

Тогда он "неожиданно вспомнил", что принадлежащий ему мусоровоз Mercedes работает на уборке МКАД. Должник заявил, что готов представить его к аресту в счет погашения долга, который к тому времени вырос почти до 500 тысяч рублей (за время исполнительного производства поступил штраф таможенной службы в размере 48 тысяч 260 рублей). Независимый оценщик установил стоимость техники в 850 тысяч рублей. По этой цене мусоровоз и был реализован. Из вырученной от продажи суммы был погашен не только долг перед государством, но и взыскан 7-процентный исполнительский сбор, который составил почти 35 тысяч рублей. Судебный пристав-исполнитель Сергей Коновалов вернул государству полмиллиона рублей".

По данным ФССП России, с начала 2007 года судебными приставами-исполнителями территориальных органов вынесены постановления и направлены для исполнения в пограничную службу ФСБ России поручения об ограничении права на выезд 8366 граждан, не исполнивших судебные решения. Общая сумма долгов, подлежащая взысканию с "невыездных" граждан, составила почти 12 млрд рублей. Должники, в отношении которых судебными приставами ранее уже были предприняты все предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве" меры по принудительному исполнению судебного решения, после ограничения в выезде за пределы РФ возвратили взыскателям 1 млрд 426 млн 583 тысячи рублей. Журнал «Социальная защита» №2 . 2008 г. О.Кондратьева . стр. 51-55

Заключение

Низкий уровень исполненных судебных актов и актов иных юрисдикционных органов не только нарушает права граждан и организаций, но и порождает ряд других негативных явлений. Журнал «Законодательство» 2006 г. Судья РФ Г.А. Гаджиев, Г.Д. Улетова стр.59

Работа судебных приставов с каждым поколением становится все более организованной, применяются новые методы работы. Судебный пристав, для меня стал наиболее интересной сферой деятельности государственных органов, зная историю и успехи продвижения, можно смело утверждать, что система периодически совершенствуется. Как для будущего юриста, полученная информация очень важна для меня, хотя другие сферы деятельности государственных органов не менее важны в процессе обучения.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.