p align="left">В условиях рыночной экономики система арбитражных судов играет особую роль, их значимость и ответственность возрастают. Осуществляемое арбитражными судами правосудие позволяет установить жесткую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический произвол чиновников, цивилизованно осуществлять процесс банкротства. Как и суды общей юрисдикции, арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских, административных и иных правоотношений. В АПК РФ такие споры названы экономическими (ст. 1). Их разрешение и рассмотрение иных дел, отнесенных к ведению данных судов АПК РФ и другими федеральными законами, является исключительной компетенцией арбитражного суда. Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам, процедура судебного разбирательства и принятия решений, порядок и основания их обжалования определены АПК РФ. Эти прерогативы разработаны с учетом задач и особенностей функционирования арбитражных судов и не могут использоваться никакими другими органами. Так, не может использоваться арбитражная процессуальная форма в процессе третейского разбирательства экономических споров, отнесенных законом к ведению арбитражных судов. Осуществляемая третейскими судами деятельность по защите прав сторон не является правосудием. Согласно АПК РФ (ст. 27) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, возникающие из экономических отношений, а именно: между юридическими лицами (организациями), гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя; между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами РФ. Кроме того, на арбитражные суды возлагается разбирательство дел о некоторых административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). 2.3 Конституционный Суд Российской Федерации Сущностные отличия Конституционного Суда РФ от других судов обусловлены его главной функцией -- обеспечением конституционного контроля, т. е. проверкой федеральных законов, других актов на предмет их соответствия Конституции РФ. Конституционный Суд РФ как орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия Конституции РФ, при этом он не устанавливает фактические обстоятельства, исследование которых отнесено к компетенции других правоприменительных органов и лежит в основе их правоустанавливающих решений по конкретным делам. Это закреплено в ч. 3 и 4 ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ: «Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права» Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Кон-ституционном суде Российской Федерации».. Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов». Статус Конституционного Суда РФ не предполагает обжалование принимаемых им решений. Иное не соответствовало бы его природе как органа конституционного контроля. В судебной системе РФ нет иного органа конституционного судопроизводства, управомоченного проверять соответствие нормативных правовых актов Конституции РФ и в случае их неконституционности лишать их юридической силы (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ). Конституционный Суд РФ является органом, принимающим окончательное решение по этому вопросу. Конечно, и другие суды применяют Конституцию РФ и истолковывают ее положения, но у каждого свои полномочия. Однако официальное истолкование Конституции и тесно связанное с этим истолкование смысла закона, в том числе с учетом его реализации, -- это исключительная прерогатива Конституционного Суда РФ. Поэтому решения Суда о неконституционности закона предопределяют обязанность пересмотреть соответствующее правоприменительное решение, в том числе и решения других судов, основанное на таком законе. Деятельность Конституционного Суда РФ представляет собой особую процедуру -- конституционное производство, которое не вправе осуществлять другие суды. Председатель Конституционного Суда РФ, в отличие от назначаемых Советом Федерации председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, избирается судьями Конституционного Суда РФ. Имеются и иные отличия. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по отношению друг к другу выступают органами одного уровня, являясь высшими судебными органами по конкретным делам, подсудность которых определена федеральными законами; Конституционный Суд РФ, по мнению ряда авторов, является не только судебным, но и одним из высших конституционных органов, что отличает его от первых двух судов. Конституционный Суд РФ наделен правом прекратить действие правового акта, что делает его своеобразным «негативным законодателем», а учитывая то, что он толкует конституционные нормы, привнося в их содержание новые моменты. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- С. 230. Полномочия Конституционного Суда РФ за время его существования претерпели ряд изменений. Отчасти это связано с более четким разграничением его полномочий, отчасти -- с ограничением правовых возможностей Суда в системе разделения властей. Полномочия Конституционного Суда РФ, закрепленные главным образом в Конституции РФ (ст. 125), с точки зрения существа решаемых дел подразделяются на следующие семь групп. 1. По проверке соответствия Конституции РФ федеральных законов и иных актов: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Под законами и иными нормативными актами субъектов РФ понимаются нормативные акты, принимаемые законодательными (представительными) органами и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ (правительствами, губернаторами, президентами и т. д.). Акты министерств, ведомств в очерченный круг не входят; в) договоров между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный Суд РФ ограничивает круг договоров, конституционность которых проверяет, сводя их только к государственно-правовым договорам. 2. По разрешению споров о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд рассматривает споры о компетенции между государственными органами с точки зрения разделения властей. 3. По толкованию Конституции РФ. Конституционный Суд РФ -- единственный орган, которому при рассмотрении дел в любой из установленных законом процедур принадлежит исключительное право официального, а потому обязательного для всех правоприменителей толкования конституционных норм. Тем самым Суд устраняет неясности в понимании Конституции РФ при ее применении, что может быть одним из достаточно эффективных способов ее приспособления к изменяющимся общественным отношениям при неизменности текста. Конституция РФ содержит исчерпывающий перечень должностных лиц и государственных органов, имеющих право обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции. По своей инициативе толковать Конституцию Суд не вправе. 4. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов (проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле). 5. Связанные с дачей заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Конституционный Суд РФ выступает предпоследней инстанцией в процедуре отрешения Президента от должности. По запросу Совета Федерации Суд обязан дать одно из следующих заключений: или о соблюдении, или несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Второй вариант заключения влечет прекращение процедуры отрешения Президента (ч. 1 ст. 93, ч. 7 ст. 125 Конституции РФ). 6. По реализации права выступления с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Конституционный Суд почти не использует указанное полномочие, что объясняется его статусом. Чаще в его решениях содержатся рекомендации для Федерального Собрания об урегулировании в законах тех или иных вопросов. 7. Другие полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами. Подводя итоги можно сказать, что суды общей юрисдикции входят в единую систему судов страны как организационно обособленные и самостоятельные. Арбитражный суд -- это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции. Конституционный Суд РФ как орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия Конституции РФ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, в заключение можно сделать следующие выводы: 1. Судебная власть -- это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. 2. Признаки судебной власти: судебная власть -- вид государственной власти. Она -- одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти; судебная власть осуществляется только специальными государственными органами -- судами; исключительность судебной власти -- признак, по которому никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия; единство судебной власти; независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти; судебная власть осуществляется путем судопроизводства; процессуальный порядок деятельности; подзаконность судебной власти и др. 3. Судебная власть осуществляетсятолько судом. Суд -- это орган государства, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических споров и некоторых других категорий дел в порядке, установленном процессуальным законом. В соответствии с Конституцией РФ суд -- единственный орган, который вправе осуществлять особую функцию государственной власти -- правосудие. 4. В соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе в настоящее время существует три системы судов: Конституционный Суд РФ, суды общей компетенции (юрисдикции), арбитражные суды. СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. // КонсультантПлюс, 2010. 2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» // КонсультантПлюс, 2010. 3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном суде Российской Федерации». // КонсультантПлюс, 2010. 4. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // КонсультантПлюс, 2010. 5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ(принят ГД ФС РФ 24.05.1996) // КонсультантПлюс, 2010. 6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18. 12. 2001 г. № 174-ФЗ // КонсультантПлюс, 2010. 7. Кодекс РФ об административных правонарушениях" от 30.12.2001 г. 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) // КонсультантПлюс, 2010. 8. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. «О финансировании судов Российской Федерации». // КонсультантПлюс, 2010. 9. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации». // КонсультантПлюс, 2010. 10. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации: (с изменениями и дополнениями) // КонсультантПлюс, 2010. 11. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях судов общей юрисдикции в Российской Федерации» // КонсультантПлюс, 2010. 12. Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» // КонсультантПлюс, 2010. 13. Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы». // КонсультантПлюс, 2010. 14. Батова С.А. и др. Судебная система России. - М: Дело, 2001. 15. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 16. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права: Возникновение и развитие учения о правовом государстве. - М.: НОРМА, 2009. 17. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права: Возникновение и развитие учения о правовом государстве. - М.: НОРМА, 1999. 18. Лазарев В.А. Судебная власть и уголовное судопроизводство // Государство и право. 2007. № 5. С. 23-28. 19. Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб., 2006. 20. Никоров Г.И. Судебная власть в правовом государстве // Государство и право. 2005. № 3. С. 17-29. 21. Общая теория права и государства. Учебник /под ред. В.В. Лазарева. - з-е изд., перераб и доп. - М.: Юрист, 2008. 22. Попова Ю.А. Административное судопроизводство в системе судов общей юрисдикции // Государство и право. 2008. № 3. С. 12-18. 23. Савюк Л.К. Правоохранительные органы: учебник / Л.К. Савюк. - 2-изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. 24. Салищева Н.Г., Абдуллаев Е.В. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. 2004. № 1. С. 7-9.
Страницы: 1, 2, 3
|