p align="left">Субъектом права землепользования выступает каждый колхоз. Его права на землю должны быть оформлены в ус-тановленном законом порядке. В соответствии с земельным законодательством каждому колхозу выдается государст-венный акт на земельный участок, где указываются точные границы закрепленных за хозяйством земель и их размер. Содержание специальной земельной правосубъектности колхоза закрепляется в земельном законодательстве, а так-же уставе колхоза. Устав колхоза как производственного кооператива дол-жен содержать его наименование, место его нахождения, цели деятельности, условия о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и их ответственности за нарушение обязательств по личному трудовому участию; о порядке распределения прибыли и убытков кооператива, о размере и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным боль-шинством голосов (п. 2 ст. 48, ст. 108 ГК Республики Бела-русь). Устав колхоза содержит специальный раздел (поло-жения), касающийся использования земли. Особенностью права землепользования колхоза являет-ся и то, что оно не может быть прекращено ни в целом, ни в какой-либо части без согласия общего собрания членов колхоза (собрание уполномоченных). Все вопросы, связан-ные с использованием земель, в колхозе разрешаются орга-нами управления или же общим собранием (собрание уполномоченных). В колхозе существует коллективный орган управления - правление. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и об-щему собранию членов кооператива. Членами наблюдательного совета и правления коопера-тива, а также председателем кооператива могут быть толь-ко члены кооператива. Член кооператива не может одно-временно быть членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива. Компетенция органов управления кооперативом и по-рядок принятия ими решений определяются законодатель-ством и уставом кооператива. Колхозы создают различные внутрихозяйственные под-разделения, и за ними, по решению общего собрания, за-крепляются сельскохозяйственные угодья, другие средства производства. Они наделяются определенными правами и обязанностями. Колхоз в целом признается субъектом пра-ва землепользования. Любые структурные подразделения -бригады, фермы, отделения внутри колхоза без образова-ния юридического лица не признаются самостоятельными субъектами права землепользования. Объектом права колхозного землепользования является весь земельный массив, закрепленный за ним по государст-венному акту. Колхозы могут арендовать и брать во вре-менное пользование земли других землевладельцев и зем-лепользователей. Колхоз имеет право возводить на закрепленных землях производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения, соблюдая при этом установленные правила строительства. Он имеет право производить посевы сель-скохозяйственных культур, выращивать сады, другие мно-голетние насаждения, развивать растениеводство, животно-водство и другие отрасли, народные промыслы. Колхоз вправе использовать для своих нужд общерас-пространенные полезные ископаемые и торф, пресные под-земные воды, пользоваться поверхностными водными объектами. При этом должны соблюдаться порядок и условия добычи, правила использования недр и водных объектов. К кооперативным сельскохозяйственным предприятиям и организациям традиционно относятся и межхозяйствен-ные сельскохозяйственные предприятия (организации) и их объединения (межколхозные, государственно-колхозные и государственные). Советом Министров БССР 11 июля 1978 г. были утверждены положения о межхозяйственных пред-приятиях (организациях): по производству продукции жи-вотноводства, растениеводства; по обслуживанию сельско-го населения, а также сельскохозяйственного производства. Предоставление этим организациям земельных участков зависело от направления их деятельности. Так, если созда-валось межколхозное предприятие несельскохозяйственно-го направления (по производству строительных материа-лов, межколхозная строительная организация), то предос-тавление им земель из земель колхозов и совхозов осуще-ствлялось по правилам изъятия земель, установленным Зе-мельным кодексом 1970 г. Межколхозные, государственно-колхозные и иные го-сударственно-кооперативные предприятия и организации могли быть созданы на землях государственного запаса, государственного лесного фонда и других землях. Сельскохозяйственные производственные кооперативы могут быть организованы и на основе структурных подраз-делений сельскохозяйственных предприятий. Сельскохозяйственный кооператив может быть органи-зован гражданами, не являющимися членами колхозов, не работающими в совхозах, пожелавшими заниматься сель-скохозяйственным производством в составе такого коопе-ратива. Учреждение кооператива не связано с какими-либо разрешениями государственных или хозяйственных орга-нов и служб. Кооператив считается созданным с момента регистрации его устава в соответствующем территориаль-ном исполнительном и распорядительном органе. Производственный сельскохозяйственный кооператив, как и колхоз, является самостоятельным участником зе-мельных отношений и может выступать в качестве земле-пользователя. Кооператив может быть организован и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, объединяющимися для совме-стной сельскохозяйственной деятельности, для обслужива-ния своих членов в различных областях: снабжении их удобрениями, горюче-смазочными материалами, хозяйст-венным инвентарем и машинами, оказании помощи в пере-работке и сбыте сельскохозяйственной продукции, креди-товании и других. Различают два типа кооперативов: производственные; обслуживающие. Первые объединяют своих членов для совместного ве-дения на земельном массиве сельскохозяйственного произ-водства. Обслуживающие заняты конкретной сферой услуг: сбытом, снабжением, транспортной деятельностью и дру-гими услугами. Действующее земельное законодательство Республики Беларусь пока не регламентирует вопросы организации кооперативов крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. В Кодексе о земле (ст. 100) лишь установлено, что сельско-хозяйственным предприятиям, которые создаются на базе подразделений сельскохозяйственных предприятий (кроме земель сельскохозяйственных предприятий, на которых проводятся долголетние опыты) и выходят из них, по ре-шению районного исполнительного и распорядительного органа предоставляются земельные участки из обрабаты-вавшихся ими ранее земель с учетом необходимости созда-ния равных условий хозяйствования. Эти земельные участ-ки подлежат изъятию из состава земель (указанных) более крупных предприятий. Вместе с тем, кооперативные организации отличаются от других форм предпринимательства тем, что их члены обязаны участвовать в производственной деятельности кооператива. В кооперативах, в том числе и сельскохозяй-ственных, ограничивается привлечение не членов коопера-тива к участию в управлении делами, пользованию имуще-ством кооператива, его хозяйственной деятельности. В со-ответствии со ст. 107 ГК производственным кооперативом (артелью) признается коммерческая организация, участни-ки которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уста-вом, но не меньше величины полученного годового дохода в производственном кооперативе. Для производственных сельскохозяйственных кооперативов обязательно личное трудовое участие членов кооператива в его деятельности. В соответствии со ст. 112 ГК Республики Беларусь про-изводственный кооператив может быть добровольно реор-ганизован или ликвидирован по решению общего собрания его членов. Иные основания и порядок реорганизации и ликвида-ции кооператива определяются законодательством. Производственный кооператив по единогласному ре-шению его членов может быть преобразован в хозяйствен-ное товарищество или в общество, а также в унитарное предприятие в случаях, когда в составе кооператива оста-лось менее трех членов. Так, в силу п. 121 Примерного устава колхоза его реор-ганизация (слияние, присоединение, разделение, выделе-ние, преобразование) осуществляется по решению общего собрания членов колхоза в соответствии с законодательст-вом. В случаях и порядке, установленных законодательст-вом, реорганизация колхоза осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда. Совхозы - это государственные сельскохозяйственные предприятия. Совхозы, наряду с колхозами, являются одной из орга-низационно-правовых форм ведения сельскохозяйственно-го производства в Республике Беларусь. Как правило, их производственно-хозяйственная деятельность строится с учетом специализации (растениеводство, животноводство, смешанные хозяйства). Главная задача совхоза - производство сельскохозяйст-венной продукции, ее переработка, реализация на основе рационального использования земельного фонда. Совхоз получает землю в постоянное пользование. За-конодательство гарантирует устойчивость этого землепользования. Изменение внешних границ совхоза возможно только по согласованию с администрацией совхоза. Совхоз действует на основе полного хозяйственного расчета, несет самостоятельную имущественную ответст-венность, наделен широкими правами. Объектом права землепользования совхозов являются земельные участки, предоставленные им из состава земель сельскохозяйственного назначения, других категорий зе-мель, земель запаса. Выделение земель совхозу в натуре, установление его внешних границ производится в порядке землеустройства. Совхозу выдается государственный акт на земельный участок. Делами совхозов в отличие от колхозов и других кооперативов управляет его администрация. Совхоз как сельскохозяйственное предприятие решает вопросы внутрихозяйственного землеустройства, распреде-ления земель по угодьям в зависимости от природных при-знаков и планов производственно-хозяйственной деятель-ности. Подразделения совхозов (участки, бригады и т.п.) -не субъекты права землепользования. Они отвечают перед совхозом за рациональное использование земли. Как и всем землепользователям, совхозам предоставлен широкий круг прав и обязанностей. Совхозы, как и колхозы, могут создавать разнообразные предприятия, занимающиеся переработкой сельскохозяйст-венной продукции, ее транспортировкой, а также непосред-ственно не связанные с сельскохозяйственным производст-вом (с целью занятия трудоспособного населения), созда-вать с другими совхозами и предприятиями агропромыш-ленные объединения. Кодекс о земле (ст. 96) относит к числу участников зе-мельных отношений по использованию земель сельскохо-зяйственного назначения научно-исследовательские инсти-туты, учебные заведения, несельскохозяйственные пред-приятия и организации, религиозные организации, полу-чающие землю для ведения подсобного сельского хозяйст-ва. Землепользование этих организаций и предприятий яв-ляется строго целевым. Научно-исследовательские, учебные хозяйства, подсоб-ные сельские хозяйства могут иметь статус юридического лица и являются государственными сельскохозяйственны-ми предприятиями. Цели и задачи их организации и дея-тельности связаны с научно-исследовательской работой, опытничеством, практическим применением и распростра-нением достижений науки и техники. Часть из них занята производством и реализацией элитных семян, племенного скота, новых технологий. Многие из научно-иссле-довательских учреждений ведут и производственную дея-тельность. Школы, техникумы, училища, а также сельскохозяйст-венные институты имеют в своем распоряжении опытные и подсобные хозяйства. На землях учхозов проводится учеб-но-практическая работа, ведутся научные исследования. Сельскохозяйственное производство для них не являет-ся основным. Главное в их деятельности - опытничество, подготовка кадров, ведение научной деятельности в сель-ском хозяйстве, пропаганда передового опыта. Несельскохозяйственным предприятиям и организаци-ям земли для организации подсобных хозяйств предостав-ляются в общем порядке. Земли, отводимые для указанных целей, закрепляются за предприятиями и организациями в постоянное пользование. Для целей организации подсоб-ных хозяйств земельные участки предоставляются как из земель сельскохозяйственного назначения, так и из земель других категорий земельного фонда. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г. 2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам / Комментарии В. Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000.-704с. 3. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база «ЮСИАС». 4. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 360с. 5. Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2000. - 480с.
Страницы: 1, 2
|