реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Субъекты инвестиционной деятельности и их правовое положение

реферат
p align="left">Защита прав предпринимателей может осуществляться Международным коммерческим арбитражем (см.Закон РФ от 07.07.93 №5338-1), в который по соглашению сторон могут передаваться споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории РФ, между собой, споры между их участниками, а равно их спора с другими субъектами права РФ.

1.8 Правовые основы валютного регулирования и контроля

Уполномоченные банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка РФ, имеют право на проведение валютных операций.

Расчеты между резидентами осуществляются в валюте РФ без ограничений. Порядок приобретения и использования в валюте РФ валюты РФ нерезидентами устанавливается Центральным банком РФ в соответствии с законом РФ.

Могут осуществляться следующие валютные операции:

· операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

· ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;

· осуществление международных денежных переводов.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

Текущими валютными операциями считаются:

· переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

· получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

· переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

· переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

Валютные операции связанные с движением капитала:

· прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

· портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

· переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

· предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

· предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

· все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Вывоз и пересылка из РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, а также ввоз и пересылка в РФ валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ совместно с Министерством финансов РФ и Государственным таможенным комитетом РФ.

Сделки, заключенные в нарушение положений настоящего Закона, являются недействительными. Лица, совершившие такие сделки, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Глава 2 Субъекты инвестиционной деятельности и их правовое положение

2.1 Инвесторы

Под инвесторами следует понимать субъектов инвестиционного права, осуществляющих вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и их целевое использование.

Инвесторы, вкладывающие собственные средства и присваивающие результаты инвестиционной деятельности, называются индивидуальными инвесторами. Индивидуальные инвесторы, как правило, преследуют собственные цели, но, кроме того, решают задачи социально-экономического характера. Индивидуальными инвесторами могут быть физические или юридические лица, объединения физических или юридических лиц, органы государственного и местного самоуправления Фархутдинов И. З., Трапезников В. А. Инвестиционное право. М., 2005. С. 102..

Инвесторы, осуществляющие свою деятельность за счет средств других физических и юридических лиц в целях владельцев средств и распределяющие результаты инвестирования между собственниками, называются институциональными инвесторами. Институциональный инвестор -- это финансовый посредник, аккумулирующий средства индивидуальных инвесторов и осуществляющий инвестиционную деятельность от своего лица. К ним относятся: банки, инвестиционные компании и фонды, пенсионные фонды, страховые компании Антипова О. К вопросу о понятии термина "инвестиции": семасиологический и экономический аспект // Юридический мир. 2005. №9..

По целям инвестирования принято различать стратегических и портфельных инвесторов.

Инвесторы, осуществляющие прямые инвестиции с целью увеличения капитала и участия в управлении производством, называются стратегическими инвесторами.

Инвесторы, осуществляющие свою деятельность с целью увеличения текущего дохода, -- это портфельные, или спекулятивные, инвесторы.

По российскому законодательству инвестиционная деятельность признана неотъемлемым правом любого инвестора. Все инвесторы обладают равными правами на осуществление своей деятельности.

Инвесторы наделены следующими правами:

· самостоятельно определять объем, направление и требуемую эффективность инвестиций;

· по своему усмотрению на договорной основе привлекать других физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций; владеть, пользоваться и распоряжаться объектами инвестирования;

· передавать права на осуществление инвестиций и их результаты другим физическим и юридическим лицам, а также органам государственной власти и местного самоуправления;

· осуществлять контроль за целевым использованием средств;

· объединять собственные и привлеченные средства со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений;

· осуществлять другие права, предусмотренные договором или государственным контрактом.

Инвестор может выступать в роли заказчика, кредитора, покупателя (строительной продукции, ценных бумаг и других объектов), а также выполнять функции застройщика Воропаев А.В. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России // Право и политика. 2006. № 3..

2.2 Заказчики

В инвестиционном процессе участвуют и заказчики, которыми могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществлять реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного проекта, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.

В случае если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения на период в пределах полномочий, установленных указанным договором, и в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством. Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности Жилинский С.С. Понятие "инвестиции" в современном российском законодательстве // Законодательство. 2005. № 3..

Инвестор, как главная фигура инвестиционного проекта, обладает правом самостоятельно определять объемы, характер и эффективность инвестиций; контролировать их целевое использование; владеть, пользоваться и распоряжаться результатами инвестиций (кроме случаев, оговоренных в законодательстве); передачи части полномочий другим организациям Антипова О. Инвестиции: Правовое содержание понятия // Юридический мир. 2005. № 12..

Объектами инвестиционной деятельности в Российской Федерации являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Особый субъект инвестиционного права - это государство, которое выступает одновременно как инвестор и как инициатор инвестиционной деятельности для удовлетворения интересов общества Фархутдинов И. З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М., 2007. С. 254..

Государственное урегулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие Российской Федерации, обеспечивается государственными органами РФ, субъектов Федерации в пределах их компетенции и осуществляется:

· в соответствии с государственными инвестиционными программами;

· прямым управлением государственными инвестициями;

· введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;

· предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

· проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

· в соответствии с установленными законодательством, действующим на территории Российской Федерации, условиями пользования землей и другими природными ресурсами;

· контролем за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации (в ред. Федерального закона от 19 июня 1995 г. N 89-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов Российской Федерации "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг";

· антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;

· экспертизой инвестиционных проектов.

В соответствии со ст. 12 Закона об инвестиционной деятельности решения по государственным инвестициям принимаются высшим представительным органом на основе прогнозов экономического и социального развития Российской Федерации, схем развития и размещения производственных сил, научно-технических и технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций.

Финансирование осуществляется за счет средств государственного бюджета РФ и внебюджетных источников, т.е. от субъектов, участвующих в реализации этих программ. Источником инвестиций могут быть кредиты банков под государственные гарантии Зубченко Л. А. Иностранные инвестиции. М., 2008. С. 49..

В отношениях, регулируемых нормами инвестиционного права, его участники связаны взаимными правами и обязанностями. Права и обязанности осуществляются в реальных действиях субъектов по использованию прав и выполнению обязанностей. Инвестиционные правоотношения выступают в качестве юридической формы фактического инвестиционного отношения. Инвестиционные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются, их содержание (права и обязанности) реализуется для достижения поставленных целей. Вся эта динамика правовых отношений неразрывно связана с юридическими фактами.

2.3 Подрядчики и пользователи объектов капитальных вложений

Подрядчик -- это физическое или юридическое лицо, выполняющее работы по договору подряда или государственному контракту, которые заключаются с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчик обязан иметь лицензию на осуществление данной деятельности.

Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности. Если пользователь объекта не является инвестором, то взаимоотношения между ними строятся на договорной основе.

Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников Болюх А. Я., Шахов А. О., Силкин В. В. Правовой режим иностранных инвестиций в России. М., 2006. С. 39..

Перечисленные участники инвестиционной деятельности -- инвесторы, заказчики, подрядчики и пользователи объектов капитальных вложений -- являются основными участниками инвестиционного процесса. Кроме них в инвестиционной деятельности принимают участие другие субъекты, которые обслуживают процесс осуществления капитальных вложений. К таким второстепенным организациям относятся коммерческие банки, если они не являются инвесторами и кредиторами, а только осуществляют расчеты по поручению заказчика или инвестора, а также страховые, консалтинговые фирмы, посредники, поставщики и др.

2.4 Совершенствование корпоративного законодательства в Российской Федерации как необходимое условие привлечения инвестиций

В настоящее время в России сложился определенный инвестиционный климат, где инвестиции, в зависимости от того, стремится ли инвестор, приобретающий акции или доли в уставном капитале, установить контроль на портфельные и прямые. Портфельные инвестиции осуществляются в целях получения прибыли, уменьшения рисков путем вложения капитала в ценные бумаги различных эмитентов и не преследуют цели осуществления управленческого контроля в обществе. Сделки же с ценными бумагами, результатом котором является приобретение права контроля над компанией-эмитентом, относятся к прямым инвестициям.

Говоря о корпоративном контроле, в юридической литературе указывается на то, что «это возможность влиять на принятие стратегических управленческих решений, определение и формулирование таких вещей акционером крупным пакетом акций».

Индивидуальные (мелкие) инвесторы, вкладывая в акции свои незначительные сбережения, безусловно, не могут осуществлять контроль в акционерном обществе. Будучи портфельными инвесторами, их (в отличие от прямых инвесторов) в большинстве случаев интересует не только возможность оказывать влияние на принятие тех или иных управленческих решений, сколько доход, получаемый в качестве выплачиваемых дивидендов. Прямые инвесторы вкладывают значительные средства в целях получения контроля над управлением деятельностью акционерного общества, причем чем больший пакет голосующих акций им удается аккумулировать, тем больший контроль они способны осуществлять в обществе.

Концентрация в руках одного инвестора крупного пакета акций приводит к поглощению компании. ГК РФ и федеральные законы не содержат легального определения понятия «поглощение». Например, утратившее силу Положение об акционерных обществах допускало реорганизацию в форме поглощения, под которой подразумевалась покупка 100% акций общества. При этом приобретенное общество могло сохранять права юридического лица, а могло и утрачивать самостоятельность, если его баланс консолидировался с балансом общества-покупателя и изменялась схема управления.

Указ Президента РФ от 16 ноября 1992г. № 1392 «О мерах по реализации государственных предприятий» (в ред. от 28.04.07г.) определяет поглощение как приобретение одним предприятием контрольного пакета акций другого предприятия. Под «контрольным пакетом акций» понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его акционеров и в его органах управления. Поглощающее предприятие признается основной компанией, а поглощаемое - ее дочерним предприятием.

С 1 июля 2006г. вступил в действие новый порядок приобретения крупных пакетов акций, который был установлен Федеральным законом от 5 января 2006г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «об акционерных обществах» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с ним Закон «об акционерных обществах» был дополнен главой XI.1 «приобретение более 30 процентов акций открытого общества.

Ранее порядок «поглощения» акционерных обществ регулировался ст.80 Закона «об акционерных обществах», которая в настоящее время утратила силу. Указанная статья содержала обязанность лица, имеющего намерение самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) приобрести 30% и более размещенных обыкновенных акций общества, направить в общество письменное уведомление о планируемой сделке. Кроме того, после совершения данной сделки приобретатель был обязан предложить другим акционерам продать ему оставшиеся обыкновенные акции общества и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в обыкновенные акции. Однако устав или решение общего собрания акционеров могли предусматривать освобождение от данной обязанности. Принятие подобного решения мотивировалось, например, стремлением привлечь в общество стратегического инвестора, не возлагая на него дополнительное финансовое бремя. Вместе с тем освобождение инвестора от обязанности предложить другим акционерам продать принадлежащие им акции могло существенно нарушать интересы миноритарных акционеров, поэтому согласно кодексу корпоративного поведения в обществе случаев принятия соответствующих решений являлось нежелательным. Требования ст.80 Закона «об акционерных обществах» к порядку приобретения крупных пакетов акций распространялись только на акционерные общества с числом акционеров - владельцев обыкновенных акций более 1000.

Новые правила приобретения более 30% акций распространяются на все открытые акционерные общества независимо от числа акционеров, и закон не предусматривает возможности освобождения уставом или решением общего собрания акционеров приобретателя акций от обязанности соблюдения процедур, предусмотренных главой XI.1 Закона «об акционерных обществах».

До недавнего времени российскому законодательству в определенной степени были известны две процедуры поглощения акционерного общества - добровольное и обязательное предложение о приобретении акций. В настоящее время мы можем говорить еще об одной процедуре - о принудительном выкупе акций одними акционерами у других, что является новеллой. Вместе с тем право миноритарных акционеров требовать от преобладающего акционера выкупа принадлежащих им акций, а также право преобладающего акционера требовать от миноритарных акционеров выкупа оставшихся у них акций, давно предусмотрены зарубежным законодательством, где институт принудительного выкупа акций преобладающим акционерам отвечает как его интересам, так и интересам миноритариев.

Естественно, нельзя забывать о проблеме «вытеснения» миноритарных акционеров, механизм которого определен в ст. 84.8 Закона об акционерных обществах, где лицо, приобретшее более 95% голосующих акций открытого общества, наделено правом требовать выкупа остальных акций и эмиссионных бумаг, конвертируемых в акции, у их владельцев.

Вопрос о законодательном закреплении данного института вызвал наиболее острые дискуссии, поскольку он предусматривает принудительное прекращение прав акционера.

2.5 Ограничение на установление прямого контроля иностранного инвестора над коммерческой организацией с иностранными инвестициями

В этом случае ограничивается возможность иностранного инвестора оказывается решающее влияние на деятельность конкретной коммерческой организации. Если установление квоты призвано не допустить преобладания иностранного капитала в отдельной отрасли экономики, и характеризуется временным периодом действия, то обозначенное ограничение направлено на предотвращение установления прямого контроля иностранным инвестором над такой организацией.

Юридические лица с иностранным участием, так же как и другие российские коммерческие организации, создаются в явочно-нормативном порядке. Отказ в регистрации возможен по общим основаниям, предусмотренным законом порядке. Необоснованный отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

В настоящее время закон о регистрации предусматривает только один дополнительный документ. Который необходимо предоставить в регистрирующий орган юридическому лицу - учредителю - это выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса (п. «г» ст.12 закона о регистрации).

До 2002г. закон об иностранных инвестициях предусматривал ряд дополнительных документов. В государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями могло быть отказано в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Применительно к отдельным сферам хозяйствования законодательство по-прежнему предусматривает необходимость предоставить в регистрирующие органы дополнительные документы к требуемым в общем порядке. Речь прежде всего идет об организациях, создаваемых в разрешительном порядке.

В большинстве иностранных государств также действует нормативно-явочный порядок создания обществ. Что касается размера вклада, то необходимо иметь в виду, что законодательство некоторых стран ограничивает размеры вклада иностранного инвестора в создаваемые фирмы, оставляя контрольный пакет акций (паев) своим национальным фирмам. Например, согласно испанскому законодательству разрешение на иностранное участие в капитале общества в размере. Превышающем 50% уставного капитала, выдается Советом министров страны.

Заключение

Итак, мы дали понятие субъектов инвестиционной деятельности, рассмотрели свойства субъектов инвестиционной деятельности, а также субъекты инвестиционной деятельности и их правовое положение.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Субъект инвестиционного права - лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность и являющееся носителем определенного объема прав и обязанностей, правоспособность и дееспособность которого определяется на основе норм инвестиционного законодательства, которое обладает юридической способностью осуществлять права и исполнять юридические обязанности в определенных сферах инвестирования в объекты, разрешенные действующим законодательством.

Основное свойство субъекта инвестиционного права - юридическая способность к самостоятельным правовым действиям, включая право заключать инвестиционные договоры, нести ответственность за свои поступки. Поскольку физические и юридические лица находятся под властью и юрисдикцией государства, то и их статус определяется органами государства. Однако при этом любой субъект инвестиционного права выступает как носитель установленных нормами инвестиционного права прав и обязанностей, следовательно, с понятием субъекта права связана характеристика его правосубъектности.

Инвестиционная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта. Количественная мера - это совокупность прав и обязанностей. Иначе говоря, правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей. Права и обязанности субъектов инвестиционного права неоднородны.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты:

1. Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.

2. Федеральный закон от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (ред. от 06.12.2007) // СЗ РФ, 08.03.1999, № 10, ст. 1163.

3. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 29.04.2008) // СЗ РФ, 12.07.1999, № 28, ст. 3493.

Литература:

1. Антипова О.К вопросу о понятии термина "инвестиции": семасиологический и экономический аспект // Юридический мир. 2005. №9.

2. Антипова О. Инвестиции: Правовое содержание понятия // Юридический мир. 2005. № 12.

3. Болюх А.Я., Шахов А.О., Силкин В.В. Правовой режим иностранных инвестиций в России. М., 2006. С. 264.

4. Воропаев А.В. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России // Право и политика. 2006. № 3.

5. Гущин В.В., Овчинников А. А. Инвестиционное право. М., 2009. С. 624.

6. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства // Журнал российского права. 2005. № 9.

7. Жилинский С.С. Понятие "инвестиции" в современном российском законодательстве // Законодательство. 2005. № 3.

8. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции. М., 2008. С. 160.

9. Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М., 2007. С. 432.

10. Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право. М., 2005. С. 418.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.