реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Современный государственный строй Японии

реферат
b>2.5 Процесс принятия решений. Консультативные советы. Специальные юридические лица

Как следует из вышесказанного, проявляется линия: начальник секции - начальник отдела - начальник управления - начальник департамента - замминистра - министр. В одном министерстве существуют несколько линий, складывающихся, в целом, в огромную пирамидальную форму. Обычно принятие решений того или иного министерства и управления производится по этой линии. То есть, под руководством начальника отдела, разработка проектов, связанных с политическими курсами, проводится главным образом заместителем начальника отдела в сотрудничестве с начальниками секций и сотрудниками отдела. Разработанные законопроекты, с одобрения начальника отдела, будут представлены на рассмотрение заинтересованных департаментов и управлений данного министерства. После этого, этот проект обсуждается на внутриминистерском собрании и принимается как проект политического курса, разработанный на уровне министерства. Далее, проект, по общему соглашению заинтересованных министерств и ведомств, представляется на рассмотрение кабинета министров. Такой метод называется системой решения путем опроса. Система решения путем опроса имеет свои плюсы и минусы. Достоинством здесь является то, что при этой системе, в процессе определения политического курса, могут участвовать все заинтересованные лица. С другой стороны, недостатками являются: снижение эффективности и трудность в определении ответственности. Однако, если принятие решений будет осуществляться только по этим линиям, то может возникнуть такая ситуация, в которой данная система не сможет приспособиться к изменяющимся условиям общества. По этой причине, с целью мобильного и гибкого подхода к составлению проектов, учреждаются специальные должности, занятые проведением изучений. Ими могут быть должностные лица на уровне канцелярии, министерств и управлений - т. е. лица, ответственные за общую координацию в секретариате, департаментах и управлениях, или на уровне отделов и секций, специалисты по общей координации. Кроме того, важными органами являются консультативные советы. Консультативные советы создаются на конечной стадии определения политического курса министерства, с целью принятия во внимание мнения широких слоев населения. Общее количество их достигает 217. Членами советов обычно избираются научные сотрудники и известные специалисты, и бывает случаи, когда какое-либо лицо является членом нескольких советов. Помимо консультативных советов, при министерствах и управлениях могут также создаваться такие учреждения, как совещания, экзаменационные помещения, НИИ, учебные и тренировочные заведения, медицинские учреждения и др. специальные учреждения. Для ведения делопроизводства таких учреждений могут создаваться региональные отделения. Для вышеуказанных органов определяется установленное число штатных сотрудников.

Кроме вышеупомянутых органов исполнительной власти, одной из разновидностей являются специальные юридические лица, которые являются аналогичными органам исполнительной власти. Специальные юридические лица создаются законом в том случае, когда деятельность центрального правительства имеет характер предпринимательства, и предполагается, что ведение ими этой деятельности будет проведено более эффективно, чем органами исполнительной власти. Их число достигло 88. В их числе: общественные корпорации, агентства, кредитно-финансовые корпорации и специальные банки. В настоящее время продвигаются реформы специальных юридических лиц путем их слияния и ликвидации, обеспечения прозрачности управления их деятельностью, уточнения критериев для их учреждения.

ГЛАВА 3. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

3.1 Структура судебной власти

Правовая система Японии построена на основе модели нормативно-судебной, англосаксонской правовой системы (доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент). Однако отдельные элементы функционирования данной системы не совпадают с основными принципами построения вышеуказанной модели. Не так активно, например, как это происходит в США в рамках прецедентного права, ведется законотворческий процесс, проверка конституционности законов и законопроектов, суды очень осторожно подходят к возбуждению дел, в которых участвуют административные органы. Судебная система Японии включает: Верховный суд (1), Высшие суды (8), Суды по семейным делам (50), Местные суды (50), Суммарные суды (суды упрощенного производства) (438). Суммарные суды в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела с суммой иска не превышающей 900 тыс. иен и уголовные дела, предусматривающее наказание в качестве незначительного штрафа. Рассмотрение дел ведется единолично судьей.

Суды по семейным делам. Таких судов на территории Японии действует 50. Кроме основных судов, на территориях районных судов федерального значения действуют Отделения семейных судов. Всего таких судов и их отделений 77. Семейные суды были созданы в 1949 г. как специализированные суды по разрешению семейных споров и рассмотрению дел по преступлениям несовершеннолетних в возрасте до 20 лет. Кроме того, эти суды осуществляют судебный надзор за лицами, склонными к нарушению уголовного законодательства (имеются в виду приговоренные к условной мере наказания).

Местные суды. Разграничение компетенции между судами этого звена ведется на основе территориальной подсудности. Территории совпадают с префектурами (за исключением Хоккайдо, который поделен на 4 судебные территории). Кроме основных судов действуют их филиалы в 203 населенных пунктах Японии. Местные суды рассматривают все дела в первой инстанции за исключением дел, отнесенных к компетенции суммарных судов. В апелляционной инстанции местные суды рассматривают жалобы на решения суммарных судов по гражданским делам, а также жалобы на решения и приказы суммарных судов. Дела рассматриваются единолично либо коллегиально в составе 3-х судей. На практике большинство дел рассматриваются единолично судьей.

Высшие суды. Всего в Японии восемь Высших судов. Расположены в крупнейших городах Японии: Токио, Осаке, Нагои, Хиросиме, Фукуоке, Сендае, Саппоро и Такаматсу. Внутри судов этого звена компетенция разграничивается на основе территориальной подсудности, т. е. кроме префектур территория Японии поделена на 8 частей, каждая из которых находится под юрисдикцией отдельного Высшего суда. Некоторые из Высших судов учреждают свои филиалы. Таких филиалов в Японии 6. Состав суда образуют Президент суда и судьи. Президенты назначаются Кабинетом министров и утверждаются Императором. В основном Высшие суды рассматривают дела в апелляционной инстанции по жалобам на решения местных судов, семейных судов, а также апелляции kokoku, за исключением апелляций kokoku, отнесенных к компетенции Верховного суда. Высшие суды также рассматривают апелляции на приговоры по уголовным делам, первоначально рассмотренным в суммарных судах. Апелляционные жалобы на решения суммарных судов по гражданским делам рассматриваются местными судами, а затем передаются в Верховный суд в порядке апелляции jokoku. В первой инстанции Высшие суды рассматривают административные дела (выборы, общественные беспорядки и т. п.). В порядке исключительной компетенции Токийский Высший суд может пересматривать решения Комиссии по соблюдению справедливости в торговле и Патентного бюро.

Как правило, все дела в Высших судах рассматриваются коллегиально из трех судей. Коллегиями из пяти судей рассматриваются административные дела и дела, связанные с пересмотром решений Комиссии по соблюдению справедливости в торговле и Патентного бюро.

3.2 Верховный суд. Особенности судопроизводства

Верховный суд находится в Токио. К ведению Верховного суда отнесено рассмотрение апелляционных жалоб jokoku и kokoku в порядке, установленном гражданским процессуальным кодексом. Основания для подачи таких жалоб. По гражданским и административным делам наличие признаков нарушения Конституции. Безусловным основанием для подачи считается серьезное нарушение процедуры судопроизводства в судах низших инстанций. Кроме того, Верховный суд может принять к рассмотрению дело в порядке jokoku, если установит важность данного дела для судебной практики или, что принятые по делу судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении судами норм права. По уголовным делам основанием для подачи жалобы jokoku является нарушение Конституции, а также несоответствие принятых по делу судебных актов прецедентным решениям Верховного суда.

Процедура рассмотрения дел в Верховном суде. Слушание дела и вынесение решений производится либо коллегией из 15 судей Верхней палаты, либо коллегией из 5 судей одной из Нижних палат. Девять судей Верхней палаты или трое судей в каждой из Нижних палат составляют кворум, необходимый для слушания дела и вынесения решения. Апелляционное производство в Верховном суде начинается с подачи уведомления об апелляции стороной, несогласной с решением судов низшей инстанции, обычно Высших судов. Решение Верховным судом принимается после изучения документов (материалов дела). Если апелляция признана необоснованной, суд может отклонить ее, не проводя дальнейшего слушания. Если же суд сочтет, что жалоба обоснована, решение по делу выносится после проведения устных слушаний (стороны не вызываются). Основное предназначение апелляционной инстанции Японии состоит в устранении ошибок и недостатков путем проверки обоснованности и законности его решений.

Компетенция общих судов Японии широка: они рассматривают гражданские, уголовные, административные, налоговые дела, дела о банкротстве и т.п. Процедура рассмотрения дел, как и в Российских судах, дифференцирована с учетом различий в характере. В большинстве судов дела рассматриваются на основе принципа территориальной подсудности. Большинство дел в судах первой инстанции рассматриваются единолично. При этом проверка в вышестоящих судебных инстанциях осуществляется только коллегиальным составом из 3 или 5 судей. Хотелось бы отметить некоторые достижения Японской судебной реформы, касающиеся гражданского судопроизводства. Поскольку в Японии (как и в России) наиболее длительно рассматриваются дела, по которым требуется раскрытие большого числа необходимых доказательств, то для ускорения судебного процесса японские реформаторы предусмотрели следующие новации. В систему судопроизводства по гражданским искам вводится так называемое проектное планирование. Судья совместно со сторонами, составляет план проведения разбирательств по делу. Определяет время необходимое для выяснения позиций сторон, время для раскрытия доказательств, для вынесения решения. Кроме того, судья устанавливает график предоставления сторонами необходимых доказательств. Данный документ не является процессуальным документом, но на практике сложилось так, что он имеет обязательную для сторон силу. В случае невыполнение стороной установленного графика суд, выяснив и оценив причины такого невыполнения, может вынести решение по имеющимся документам. Такое решение не может быть отменено в вышестоящей инстанции по причине его принятия по неполно исследованным доказательствам. В Японии широко используется привлечение граждан к участию в судебном процессе. Лица, не имеющие юридического образования, но обладающие широким знаниями, большим опытом работы и авторитетом могут быть членами комитетов по примирению, членами судебных комитетов (в судах по рассмотрению дел в порядке упрощенного производства), представителями в семейных судах, членами экспертных комитетов, а также членами комитетов прокурорского надзора (подобно суду присяжных). Кроме того, японская реформа в области совершенствования гражданского правосудия предполагает создание в судах комиссий специалистов, задача которых помочь судье разобраться в особенностях той или иной проблемной области. Институты посредничества и арбитража в Японии имеют давнюю историю, являются привычными и потому достаточно прочно закрепившимися в деловом обороте. Негосударственные институты разрешения конфликтов предусмотрены и для споров, вытекающих из административных правоотношений: Организация по урегулированию конфликтных ситуаций, связанных с промышленным разрушением окружающей среды; Комитет по рассмотрению конфликтов, связанных со строительством; Центры быта и жизни граждан. Для урегулирования частных споров существуют следующие институты: Центр урегулирования конфликтных ситуаций, связанных с дорожно-транспортными происшествиями; Арбитражный совет по вопросам международной торговли.

Совершенствование японского законодательства позволило внедрить новые методы защиты гражданских прав. Это система, в которой адвокаты в качестве членов судебной коллегии (адвокат и два не профессиональных юриста) принимают участие в проведении посреднической процедуры по гражданским или семейным делам. Основной обязанностью адвокатов в данном случае является ведение примиренческой процедуры в суде, содействие выработке приемлемого решения конфликта путем предложения своего варианта или формулирования такого решения. Такое решение не является судебным актом. Адвокаты-судьи, наравне со штатными судьями, имеют право на независимое осуществление своих обязанностей. Государственная пошлина по рассмотрению дела коллегией с внештатным судьей составляет половину пошлины, взимаемой в случае подачи такого иска в суд. Однако, если стороны не пришли к компромиссному решению, примирение не состоялось, то обращаясь в суд за принудительным разрешением конфликта истец оплачивает лишь недостающую часть пошлины.

3.3 Внештатные судьи. Примирительные процедуры

Внештатные судьи, занимающиеся гражданскими делами, работают в суммарных и местных судах, занимающиеся семейными - в семейных судах раз в неделю и в течение всего рабочего дня. Остальные дни они работают в качестве адвокатов в своем бюро. На должность внештатного судьи Верховный суд назначает адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее 5 лет. Срок назначения - два года, с правом переназначения через 2 года. В настоящее время назначено всего 30 внештатных судьей, в том числе 22 из них занимаются посредничеством в гражданских делах в семи городах, а 8 посредничеством в семейных делах в двух городах. В ближайшие несколько лет планируется увеличить число таких судей до ста. По мере принятия системы обществом будет возрастать и число городов их деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.