p align="left">Так, в течение многих лет советские дипломаты на основе официальных заявлений правительства неоднократно повторяли, что СССР не обладает химическим оружием. Наш представитель на переговорах о запрещении химического оружия сам пытался добиться от руководителей министерства обороны, каково на самом деле положение с этим видом оружия и что можно отвечать, если, грубо говоря, нас прижмут к стенке, предъявив соответствующие документы, и ему отвечали: "Не признаем, у нас нет химического оружия". И это говорили те, кто знал, какими огромными запасами этого вида оружия мы располагаем. Впоследствии тем, кто раньше отрицал его наличие у нас, самим пришлось называть конкретные цифры наших запасов и их местонахождение. Другим классическим примером вынужденной дезинформации, которую сообщали советские дипломаты, были их уверения во время Карибского кризиса 1962 г. И министр иностранных дел СССР, и посол в США, и представитель в ООН заявляли, что на Кубу завозилось только "оборонительное оружие", следовательно, неядерные ракеты. В результате, когда раскрылось обратное, американцы, а потом и иностранные дипломаты были возмущены заявлениями и уверениями и министра, и А.Ф. Добрынина. Последний записал в своих мемуарах, что наше посольство было в неведении насчет намерений правительства. До конца кризиса посольство так и не было уведомлено о наличии на Кубе советских ядерных ракет. Брат президента - Р. Кеннеди говорил советскому послу: "Президент чувствует себя обманутым". Вопреки всему тому, что говорилось советскими представителями, включая последние заверения о мире, на Кубе появились советские ракеты, которые могли бы поразить почти всю территорию США. "Разве это оружие для оборонительных целей, о которых говорили Вы, Громыко, советское правительство и Хрущев?", - спросил Р. Кеннеди нашего посла. Подводя итоги этим событиям, А.Ф. Добрынин справедливо сделал такой вывод: "Дипломатическая игра, конечно, всегда присутствует, но намеренная дезинформация недопустима, ибо рано или поздно она обнаружится и канал связи потеряет всякую ценность... Кубинский кризис, - продолжал он, - имел серьезные негативные последствия долгосрочного плана". То же можно сказать и об информации, которую получают нынешние дипломаты. Она не должна добываться подпольно, как это часто делалось раньше, в особенности в Средние века, она должна основываться на доверии. "Коварство является доказательством незначительности ума, - писал Г. Никольсон, - и показывает, что дипломат не может добиться успеха честными и разумными методами". Таким образом, еще при "старой дипломатии" принцип честности находил все большее число поклонников, а, характеризуя "новую дипломатию", Г. Никольсон и Ж. Камбон ставили на первое место в дипломатическом искусстве "ум, гибкость, доверие". Они сравнивали дипломатию с бизнесом, который основывается на честности. "Хороший дипломат должен обладать проницательностью, которая поможет ему разгадывать мысли собеседника", - писал Ф. Кальер. Наконец, главным в дипломатии Ф. Кальер считал переговоры. В своем труде "Основы ведения переговоров" он высказывал мнение, что вместо коварства и хитрости, обмана и лжи основным методом дипломатии должен стать диалог умных, проницательных дипломатов, переговоры, основанные на доверии, а не на обмане. Это стало основой "новой дипломатии". Чтобы лучше понять термин "новая дипломатия", необходимо вернуться к тому, чем была "старая дипломатия". Ее называют иногда еще "французской дипломатией", так как именно Франция и французский язык определили дипломатию XVII - первой половины XIX в. Прежде всего это была европейская дипломатия, все основные международные события происходили в Европе, спорные вопросы других континентов также в значительной степени решались в Европе. На Европейском континенте находились "великие нации". Считалось, что роль малых наций в значительной степени определялась их местом в союзе с великими державами. Такой принцип сохранился до середины XX в. и господствовал в дипломатических дискуссиях и на дипломатических конференциях. В "старой дипломатии" одной из основных доктрин был принцип "равновесия сил", заключавшийся в том, что в Европе одна держава не должна превосходить по силе другую, отсюда стремление к созданию союзов с целью уравновесить вырвавшуюся вперед европейскую державу. Этот принцип был главным и во внешней политике Англии. Он существовал и до Второй мировой войны, и после нее, когда было создано НАТО. При "новой дипломатии" в последнее десятилетие этот принцип перестал действовать, и Англия официально от него отказалась. Уже после Первой мировой войны и активного вхождения в международные отношения "старая дипломатия" начала утрачивать свой преимущественно европейский характер и стала приобретать характер мировой. Раньше, при "старой дипломатии", на передачу информации уходили недели, а иногда и месяцы. С появлением телеграфа, телефона, факса, телевидения и других средств ускорилась связь между посольствами и столицами. "Новую дипломатию" отличает оперативность, от посольств стали требовать немедленной информации, скорейшего анализа и предложений о том, как действовать. В последнее десятилетие возникли даже такие новые термины, как "цивилизация нескафе", или "дипломатия нескафе"; на все события следует реагировать "быстро, быстро" (на приготовление нормального кофе уходит слишком много времени, легче бросить ложку нескафе в чашку кипятка), а применительно к документам возникло выражение "говорить лозунгами". "Новая дипломатия" с самого своего зарождения становилась дипломатией, сочетающей науку и искусство. Иногда утверждают, что первоначальный научный анализ политики дается именно в посольствах. Другие считают, что научный характер дипломатия принимает прежде всего в министерствах иностранных дел, мозговых центрах дипломатии, где имеется больше возможностей дать научный анализ и где источники значительно разнообразнее, чем в какой-либо одной (зарубежной) стране. Появление профессиональных кадров дипломатов относится к XV-- XVI векам. Постепенно стали назначаться постоянные представители государств, выезжавшие за границу на постоянную работу, стали учреждаться посольства или миссии для постоянной деятельности в других странах. В этом смысле известное значение имеет трактат 1520 года между Англией и Священной Римской империей, в котором впервые было зафиксировано назначение постоянных посольств; а затем Вестфальский мирный договор 1648 года, заключенный по окончании Тридцатилетней войны, который оформил посольства и установил некоторые принципы постоянных сношений между государствами: в договоре впервые были сформированы положения о постоянной дипломатической службе. Деятельность дипломатической службы, функции и права дипломатических представителей определяет регламент, принятый на Венском конгрессе в 1815 году, впервые точно и ясно определил старшинство дипломатических представителей и порядок их работы, а последовавший за ним в 1818 году Аахенский международный протокол уточнил права и функции дипломатических представителей. Эти два документа, по существу, остаются и по настоящее время основой для установления единых рангов дипломатических представителей, которые существуют во всех странах мира. Этими документами впервые было установлено, что старшинство послов определяется временем их аккредитования, временем их пребывания в том или другом государстве. До этого по вопросу о старшинстве между послами происходили частые споры, доходившие временами до драки. Одни в качестве довода выдвигали свое происхождение, другие -- свой опыт, третьи -- величину и значение своего государства. Венский регламент установил, что старшинство посла определяется временем его пребывания в том или другом государстве, что и положило конец спорам. С тех пор стало правилом положение о том, что если данный посол вручил свои верительные грамоты позднее другого посла, то и место его на обедах, приемах и прочие привилегии будут соответствовать положению этого посла, независимо от величины и значения его страны. Хотя постоянные дипломатические представители иностранных государств стали появляться в XVI веке, однако, по существу, только в XVIII--XIX веках начал складываться постоянный квалифицированный дипломатический аппарат. До этого были обычно статс-секретари по внешним делам при главе государства, ведавшие внешними делами, но не имевшие постоянного аппарата. В XIX веке такой постоянный аппарат был создан во всех государствах, а в XX веке этот аппарат стал довольно мощным, квалифицированным и представляющим важную часть всей системы государственного управления. 18 апреля 1961 года в Вене на Конференции ООН по дипломатическим сношениям и иммунитетам была принята Венская конвенция о дипломатических сношениях. Она вступила в силу 24 апреля 1964 года. Венская конвенция определяет порядок установления дипломатических отношений, аккредитования главы дипломатического представительства и прекращения его функций, уведомление МИД государства пребывания о назначении, прибытии и убытии сотрудников представительства и членов их семей, устанавливает классы глав представительств, определяет дипломатические привилегии и иммунитеты и т.д. Китай присоединился к Венской конвенции 25 ноября 1975 года с оговоркой по статьям 14 и 16 относительно вопроса о дипломатическом представительстве Ватикана. Положение о посольстве Российской Федерации было утверждено президентом 28 октября 1996 г. Данное положение предусматривает, что одной из основных задач и функций представительства является "поддержание контактов с органами государственной власти государства пребывания, внешнеполитическими и другими ведомствами, общественными объединениями, деловыми, научными и культурными кругами, средствами массовой информации, представителями дипломатического корпуса государства пребывания". Венская конвенция считает невозможным выполнение одной из основных функций посольства - "представительства аккредитующего государства в государстве пребывания" - без самых широких встреч на всех уровнях с гражданами страны. Само название посольств - "представительство" - показывает, насколько важна эта функция. Она была закреплена еще в статье 2 Венского регламента 1815 г., в которой подчеркивалось, что послы, легаты и нунции имеют представительный характер. Э. Сатоу в своем "Руководстве по дипломатической практике" трактует термин "представительство" даже более широко: как "право страны представлять свои интересы в других государствах", как "защиту интересов своих соотечественников". Наиболее существенными связями посольства, которым, конечно, отдается предпочтение, являются контакты с высшими официальными кругами страны - монархами, президентами, премьер-министрами, министрами иностранных дел и другими членами кабинета, высшими представителями законодательной и исполнительной власти, то есть прежде всего с теми, кто обладает реальной властью в государстве и от кого зависит решение вопросов о сотрудничестве с вашей страной. Наиболее важный вид контактов - встречи в министерстве иностранных дел (МИД). В них участвует значительная часть дипломатов посольства, в том числе иногда и младшие дипломаты, которые обычно сопровождают своих старших коллег, записывают встречу и затем подготавливают запись беседы. В некоторых странах существует практика, когда дипломатам рекомендуют все встречи с сотрудниками МИД проводить в сопровождении своих дипломатов. Министерства различных стран значительно различаются по структуре, поэтому дипломатам следует хорошо знать особенности, структуру министерства, личный состав департаментов и даже точное название должности министра: в США это госсекретарь по иностранным делам, в Британии - министр иностранных дел и по делам Содружества, во Франции - министр иностранных дел и т.д. Некоторые страны Западной Европы имеют такие тесные отношения друг с другом и между ними возникает такое количество соглашений, что большинство контактов идет через другие министерства, а за МИД остается роль координатора и контролера. Тогда и контакты дипломатических представителей расширяются, и в них вовлекаются сотрудники других министерств, прежде всего имеющие дело с бизнесом, финансами, промышленностью и т.п. Поэтому следует устанавливать контакты со всеми нужными министерствами, конечно, если страна пребывания против этого не возражает. К их числу в первую очередь относятся министерства экономики, финансов, внешней торговли, культуры, образования. Полезными являются контакты с министерством обороны (если и с ним имеются общие вопросы, связанные, например, с соглашениями о разоружении, запрещением определенных видов оружия), конечно, в тесном контакте с военным атташатом. Для этого используются посещение военных институтов и колледжей (для чтения лекций), встречи и беседы военных делегаций страны. Один из наиболее острых вопросов современной дипломатии - роль в ней экономических проблем, бизнеса, торговли, финансов и информации о новых технологиях. При зарождении дипломатии торговля в ней играла первостепенную роль, сама дипломатия выросла из торговли. Сношение племен, сплотившихся государственных образований начиналось с обмена товарами. В древнегреческой мифологии Гермес (что означает коварный), Бог торговли и прибыли, был покровителем послов, хранителем посольств. Именно Гермес даровал посланцам неприкосновенность, то есть дипломатический иммунитет, подтвержденный самим Богом богов Зевсом. Тогда дипломатию понимали очень своеобразно, включая в ее приемы и обман. Гермес был также Богом изворотливости, ловкости и хитрости. Таким образом, торговля и дипломатия были тесно связаны друг с другом и находились под покровительством одного Бога. Английская дипломатия, как считают британцы, началась с консульской службы, а ее основы были заложены в купеческой хартии 1303 г. Дипломатические отношения между Англией и Россией (1554 г.) завязались после установления торговых отношений между двумя странами. У. Питт, видный государственный деятель Англии (1708-1778), хотя объявил себя сторонником британских торговцев (в том числе и с Россией), но так увлекся войной с Францией за французские колонии в Америке, за Канаду, что торговля с Россией оказалась на втором плане.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|