реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Современное социальное управление - состояние, тенденции изменения

реферат
каждой из этих составляющих протекают процессы развития, осуществляемые под воздействием определенных факторов и усло-вий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управ-ление в неживой природе, или технических системах, управление в живой природе, или биологических системах, управление в челове-ческом обществе, или социальных системах.

Управление техническими системами изучается в основном техническими науками.

Управление в живой природе, то есть управление биологически-ми системами, является объектом изучения естественных наук.

Управление как воздействие на социальные процессы, коллек-тивы, классы относят к социальному управлению. Эта область изуча-ется общественными науками.

Наиболее общие законы и принципы управления рассматривает наука кибернетика. В соответствии с делением окружающего нас мира на неживую природу, живую природу и человеческое общество ки-бернетика разделяется на техническую, биологическую и социальную.

Понятие «социальное управление» рассматривается в узком и широком значении слова.

В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.

Анализируя в «Капитале» различные формы общественного труда, К. Маркс пришел к очень важному для понимания генезиса и сущности управления выводу: «Всякий непосредственно обще-ственный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, - писал он, - нуждается в большей или мень-шей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения его самостоятельных органов. Отдель-ный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере». Кузнецов О.Л., Ванюшин В.А. Россия и мировое сообщество в поисках идеала общественного устройства. М., 1999. С. 254

В широком смысле слова социальное управление рассматрива-ется как сфера деятельности людей. Маркс обратил внимание на выделение социального управления в определенный вид человече-ской деятельности: «Труд по надзору и управлению... непосредст-венно и неразрывно связан с производительными функциями, Которые налагаются всяким комбинированным трудом на отдель-ных индивидуумов в качестве особого труда», возникающего «всю-ду, где непосредственный процесс производства имеет вид общественно-комбинированного процесса, а не является разъеди-ненным трудом самостоятельных производителей». Кузнецов О.Л., Ванюшин В.А. Россия и мировое сообщество в поисках идеала общественного устройства. М., 1999. С. 260

Объективная необходимость управленческого труда порождает особую группу работников - управляющих.

В сферу деятельности людей по социальному управлению по-мимо управленческих работников входят научные работники, зани-мающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кад-ров.

§1.3. Социальное управление - главное средство воздействия

Необходимость социального управления обусловлена, прежде всего, фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.

Ключевое понятие управления - воздействие. Оно осуществля-ется в технических и биологических системах. Сразу скажем, что нас интересует такое воздействие, которое осуществляется в соци-альных системах и может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние.

Однако воздействие в социальных системах может быть разным по объему, содержанию, направленности, силе власти. В зависимо-сти от этого меняется содержание самого понятия управления.

Цель управления - желаемое, возможное и необходимое состо-яние системы, которое должно быть достигнуто. Определение целей управления - главный и начальный этап управления. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1999. С. 209

Целеполагание - процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции, услугах, качестве социальных связей, исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетво-рения.

Итак, уже само целеполагание - есть одно из могучих средств, которое оказывает воздействие на людей, их поведение и жизнеде-ятельность и тем больше, чем в большей мере поставленные цели затрагивают интересы личности, каждого человека, его ценности, убеждения, мировоззрение, коренные жизненные интересы.

Именно поэтому многие ученые, изучающие управление, счи-тают сегодня главным средством воздействия одного человека на другого, возбуждения его активности систему стимулирования к деятельности.

Источником активности, как известно, являются стимулы. Они есть движущая сила и причина активности. Они могут быть внеш-ними и внутренними, позитивными и негативными, объективными и субъективными, материальными и духовными, осознанными и неосознанными. Но в любом случае стимул - источник пробужде-ния человеческой энергии. Поэтому, создавая ту или иную систему стимулирования, то есть представления каких-либо жизненных га-рантий по результатам активных действий в соответствии с постав-ленной целью, можно эффективно управлять социальными процессами, социальным поведением.

Поэтому управление - это особый вид профессиональной деятельности, который не только сводится к достижению целей систе-мы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития.

Во многом управленческая деятельность является информационной, потому что связана с получением, осмыслением, система-тизацией, хранением, выдачей социальной и, прежде всего, управленческой информации. Существуют большие трудности в получении того, что олицетворяет собой информацию, пригодную для управления. Хаос фактов, событий, данных при их субъективном истолковании, не является информацией. Информацией может быть только то, что характеризует тот или иной общественный процесс в целом, с выявлением причин и движущих сил, определя-ющих его состояние и динамику. Поэтому управленческая деятель-ность в основе своей и посвящена поиску, отбору, переработке и анализу социальной информации, которая и лежит в основе целе-сообразной управленческой деятельности.

Система управления подразделяется на две основные подсисте-мы: управляющую и управляемую, каждая из которых может рас-сматриваться как относительно самостоятельная с присущими ей особенностями. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М., 2001С. 145

Они имеют многоуровневую иерархическую струк-туру, в каждом звене имеются свои направления прямых и обратных связей, образующих внутренние источники саморегуляции.

Анализируя дальше систему управления, необходимо выделить следующие ее компоненты. Помимо объекта и субъекта управления, организационных и управленческих отношений и соответствующих видов деятельности, в нее входят функции управления, под кото-рыми понимают конкретные направления деятельности. Функции управления можно классифицировать по их общим значениям, разделяя их на функции целевые и организационные. Назначение целевых функций состоит в направленности к определенной цели системы, которая может охватывать разные уровни социальной организации. Поскольку суть управления состоит в достижении цели, целевые функции являются не только необходимым, но и определяющим элементом, как управленческой деятельности, так и всей системы управления, ее становления и развития.

Процесс целеполагания является определяющим условием эффективности всей системы управления. Содержание существующей системы управления функционально организуется именно для достижения определенных целей. Целеполагание всегда выполняет элемент прогнозирования - предвидения состо-яний, изменений, которые ожидаются в результате развития данной социальной системы.

Итак, основные задачи управления и его составной части - организации - решает система управления. Конечным результатом ее функционирования являются принятие и реализация грамотного управленческого решения, которое всегда представляется интеллектуальным и психологическим актом выбора одной или нескольких альтернатив из множества возможных вариантов.

Глава 2. Государство - главный субъект социального управления

По вопросу о сущности государства до сих пор идут споры, не утихают дискуссии, но ясно одно, что, во-первых, государство - многомерное образование, во-вторых, оно выступает как форма общества, которому делегировано главное право - правораспоряжения общественными делами. Следовательно, главное отношение, которое сегодня должно быть исследовано, - это отношение между обществом и властью, потому что само государство, как справедливо считает проф. Г.В. Атаманчук, есть «публичная и легитимная властная сила общества». Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1999. С. 240

§2.1. Государственное управление как отрасль социального управления

Государственное управление среди всех видов управления зани-мает особое место, что объясняется некоторыми, только ему прису-щими свойствами.

Определяющее влияние на характер целенаправленных, органи-зующих и регулирующих воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект государство. При всех различиях в трактовке государства и многообразии его проявлений почти все выделяют заложенную в нем мощную властную силу. М. Вебер писал: «Государство... есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство». Государство структура, способная властно определять линию поведения людей и добиваться ее с помощью принуждения. В «Краткой философской энциклопедии» государство понимается как «структура господства, которая постоянно возобновляется в резуль-тате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая упорядочивает общественные действия в той или иной области». Кузнецов О.Л., Ванюшин В.А. Россия и мировое сообщество в поисках идеала общественного устройства. М., 1999. С. 303

Государство потому и является государством, тем самым, отли-чаясь от общественных структур, что в нем сосредоточена и им реализуется в обществе государственная власть. Власть представляет собой взаимосвязь, в процессе которой люди в силу разных причин добровольно или по при-нуждению признают верховенство воли других, а также целевых, нормативных установлений и в соответствии с их требованиями совершают поступки и действия, строят свою жизнь.

В этой связи и само государственное управление общественны-ми делами отличается присущими только ему свойствами. Государ-ственное воздействие, регулирование - это, прежде всего, воздействие властное, политическое, которое имеет в основе право-вую обусловленность, а в реализации - силу госу-дарственного аппарата, обладающего средствами принуждения.

Государство, будучи сложным и многогранным общественным явлением и выступая в качестве субъекта управления, придает управлению общественными делами свойство системности, которое приобрело принципиальное значение. Только при наличии государ-ства в обществе возможно достижение необходимой согласованно-сти, координации, субординации, целеустремленности, следова-тельно, рациональности и эффективности в управлении.

Государство реализует свое политическое воздействие, посред-ством законодательства, устанавливая общие, типовые правила поведения всех людей во всех сферах общественной жизни и обеспечивает их соблюдение не только силой власти, но и другими механизмами регулирования, постоянно расширяя сферу их применения.

Эффективность государственного управления зависит от многих факторов, но определяющим из них, на наш взгляд, является качество социальной связи общества и государства.

Нет необходимости доказывать, что обществу необходимо сильное государство, ибо национальная и личная безопасность граждан может быть обеспечена только сильным и умным, правовым демократическим государством. Поэтому укрепление государственности - это постоянная забота граждан. Но укрепление возможно только на основе его совершенствования, демократизации, расши-рения связей с гражданским обществом, построения правовых основ. Если этого не происходит, то государство отрывается от общества, перестает защищать его интересы и тогда бессмысленно говорить об его усилении, поскольку оно преследует интересы коррумпированной верхушки, у которой собственные интересы нередко противоположны коренным интересам граждан. О проти-воречиях между обществом и государством написано много, но до сих пор остается неясным вопрос о том, как сделать государство подлинным центром управления общественными делами, генера-тором общественных идей и ценностей. Совершенно очевидно, что в соответствии с требованиями времени должна меняться сама сущность и теория государственного управления.

Сегодня, чтобы выполнить свой долг перед обществом - обес-печить национальную и личную безопасность своих граждан, ис-пользовать свои властные полномочия в интересах общества, упорядочить распорядительно-организационные, регулятивные, нормотворческие и силовые функции, государство обязано ответить на те вызовы времени, которые порождены тремя революциями: научно-технической, информационной, управленческой. Это зада-ча каждого субъекта управления, но, прежде всего государства как главного субъекта управления. А суть этих требований такова: сегодня нельзя упорядочить распорядительно-организационные, нормотворческие и силовые функции без коренного качественного изменения своих усилий в области информационно-аналитической концептуальной деятельности. Без этого, как показывают исследо-вания многих ученых, государство не может разработать и принять выверенную стратегию развития общества на основе перспективной общественной доктрины, разработать и скоординировать разные политики, предложить обществу понятный и приемлемый для него курс. Как показывает мировой опыт, в деятельности цивилизован-ных государств происходит существенная перегруппировка функ-ций, выдвижение новых приоритетов в государственной работе.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.