p align="left">Вместе с тем, как показывает анализ состояния здоровья женщин и детей и тенденций основных демографических показателей, принимаемые меры не принесли ожидаемого эффекта. Многие государственные решения в области детства приняли декларативный характер в силу неотработанного механизма их реализации. Существенным фактором ухудшения состояния здоровья женщин и детей является отсутствие экономических и правовых механизмов, стимулирующих у населения интерес к сохранению здоровья, здоровому образу жизни. Принятые меры по охране здоровья матерей и детей пока не привели к ожидаемым результатам. На практике нередко не выполняется и существующее законодательство по недопущению женского труда во вредных для здоровья производствах. Цели, задачи и меры Основными целями и задачами в области обеспечения безопасного материнства и охраны здоровья детей являются: 1) снижение младенческой смертности к 2010 году с 18,6 на 1000 живорожденных детей до 15 за счет снижения уровня неонатальной смертности, постнеонатальной смертности, младенческой смертности от травм, отравлений, несчастных случаев; 2) снижение смертности детей от 0 до 4 лет включительно до 25 на 10000 детей соответствующего возраста за счет снижения уровня смертности от травм, несчастных случаев и отравлений, болезней органов дыхания и инфекций; 3) снижение смертности детей от 0 до 14 лет до 100 на 100000 детей соответствующего возраста за счет снижения смертности от инфекционных заболеваний, травм, несчастных случаев и отравлений, болезней нервной системы, болезней органов дыхания, врожденных аномалий развития; 4) снижение материнской смертности до 25 - 27 на 100000 живорожденных детей за счет уменьшения частоты осложнений при родах и во время беременности, снижения смертности от акушерских кровотечений, сепсиса, абортов; 5) снижение числа абортов до 50 на 1000 женщин фертильного возраста путем реализации государственной программы "Планирование семьи", в частности за счет обеспечения 40 - 45 процентов женщин фертильного возраста современными видами контрацепции, разработки и внедрения образовательных и информационных программ для детей, подростков, семей, медицинских работников, педагогов, воспитателей; 6) снижение инфекционной заболеваемости детей, предупреждаемой с помощью вакцин (дифтерия, корь, коклюш, туберкулез, полиомиелит, паротит), на основе государственной программы "Вакцинопрофилактика"; 7) снижение заболеваемости детей болезнями органов дыхания, в частности острыми респираторными заболеваниями и другими инфекционными заболеваниями путем повышения санитарной грамотности населения, обеспечения доступа к чистой воде и доброкачественным продуктам питания, улучшения санитарно-гигиенических условий пребывания детей в детских коллективах, внедрения программы иммунопрофилактики детского населения против гриппа, совершенствования медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях (дошкольных учреждениях, школах); 8) снижение детской инвалидности на основе государственной программы "Дети - инвалиды", имея в виду реализацию основных медико-технологических задач. Выполнение указанных задач должно осуществляться на основе стратегических направлений развития службы охраны материнства и детства, которые базируются на принципе единства здоровья детей и обеспечения репродуктивных потребностей женщин и предусматривают реализацию следующих мер: 1) обеспечение приоритетного и опережающего развития службы охраны материнства и детства, в том числе на основе федеральных целевых программ; 2) обеспечение государственной гарантии бесплатной, оптимальной по объему и качеству, дифференцированной в зависимости от возраста и состояния здоровья медицинской помощи детям и женщинам; 3) развитие отечественной медицинской промышленности на основе программ конверсии, создания совместных предприятий, реализации программы создания медицинской техники, изделий медицинского назначения для службы охраны материнства и детства; 4) обеспечение государственной поддержки научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке и внедрению в практику отечественных лекарственных форм, иммунобиологических препаратов, диагностических систем для использования в акушерско-гинекологической и педиатрической практике; 5) первоочередное вложение на основе федеральных целевых программ средств федерального бюджета, прежде всего в те медицинские технологии, которые обеспечивают рождение здоровых детей; 6) предоставление дорогостоящих специализированных видов медицинской помощи женщинам и детям на основе создания во всех территориях гарантированных базовых медицинских услуг; 7) отказ от жесткой регламентации структуры и сети амбулаторно-поликлинических учреждений для женщин и детей; 8) сосредоточение научно-исследовательских работ на основных направлениях, решающих главные задачи по обеспечению защиты, выживания и развития детей: мониторинг состояния плода и разработка методов коррекции выявленных нарушений; диагностика и лечение внутриутробных инфекций, перинатальная диагностика врожденной и наследственной патологии, фармакология перинатального периода; разработка критериев качества и эффективности медицинской помощи детям; оценка актуальности и экономической целесообразности предлагаемых медико-организационных технологий и программ; исследование проблем влияния на здоровье детей неблагоприятных факторов окружающей среды; разработка детских лекарственных форм и препаратов, иммунопрепаратов, вакцин, сывороток. Улучшение питания детей Обобщенная оценка состояния проблемы Общее состояние питания в Российской Федерации характеризуется ухудшением его структуры. Отмечается снижение потребления продуктов животного происхождения (мясо, молоко, рыба), овощей и особенно фруктов при одновременном увеличении потребления хлеба, крупы и макаронных изделий. Особенно актуальна эта проблема для детей, беременных и кормящих женщин. В их рационе опасно снижен уровень потребления полноценных белков, растительных жиров, витаминов и минеральных веществ на фоне избыточного потребления углеводов. В стране слабо развита индустрия детского питания, основной задачей которой является производство сухих, жидких и пастообразных молочных продуктов, плодоовощных, мясных и рыбных консервов для детей в возрасте до трех лет из экологически чистого сырья. Потребность в таких продуктах за счет собственного производства удовлетворяется в среднем на 10 - 30 процентов. Не соответствуют потребности качество и ассортимент выпускаемой продукции. Меры по профилактической витаминизации обеспечиваются производством отечественных витаминных препаратов на 30 процентов. Значительно ухудшилось положение с обеспечением питания детей в дошкольных, интернатных учреждениях и общеобразовательных школах. Резко сократилось число учащихся, имеющих возможность пользоваться услугами столовых в течение учебного дня. В ходе приватизации общественного питания 70 процентов базовых школьных столовых и столовых - заготовочных переданы в частную и коллективную собственность и прекратили снабжение школьных столовых, которые в этих условиях стали работать по полному технологическому циклу с первичной обработкой всех видов сырья, грубо нарушая санитарные нормы и правила. Не обеспечивается безопасность продуктов питания для детей из-за отсутствия экологически чистого сырья, несовершенных условий доставки и реализации готовой продукции, появления в сфере производства и реализации предприятий негосударственных форм собственности и не соответствующей этим изменениям системы надзора за качеством и безопасностью продуктов питания для детей. Существенным недостатком является отсутствие законодательной базы, регулирующей взаимоотношения продавцов, производителей и потребителей детского питания. Одной из причин отклонений от принципов и норм рационального питания российских детей является низкий уровень общей санитарной культуры населения, распространенность ошибочных представлений о принципах питания детей и подростков. Качество питания непосредственно отражается на здоровье детей, беременных и кормящих матерей. Увеличивается число беременных женщин, страдающих анемией, в искусственном вскармливании нуждается более 60 процентов детей первого года жизни, растет число алиментарно-зависимых состояний у детей (рахит, паратрофии, аллергодерматозы, анемия). Среди детей школьного возраста отмечается рост заболеваний органов пищеварения, таких как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, желчнокаменная болезнь и других. Обобщенная оценка государственных мер с точки зрения их достаточности Проблема обеспечения детей полноценным питанием признана приоритетной на государственном уровне. Еще в 1992 году был введен бесплатный отпуск специальных молочных продуктов всем детям первого - второго годов жизни. Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан определены гарантии государства по обеспечению полноценным питанием беременных, кормящих женщин, детей в возрасте до 3 лет. Вместе с тем реальное положение с обеспечением данной группы населения продуктами питания свидетельствует о том, что гарантии государства по полноценному питанию указанного контингента в полной мере не обеспечиваются, не предусмотрены источники финансирования многих мероприятий. Поддержка питания беременных женщин и кормящих матерей осуществлялась прикреплением к продовольственным магазинам по месту жительства для льготного приобретения продуктов питания (женщинам с 20 недель беременности и кормящим матерям). Однако в связи с введением свободных цен на продукты питания и при отсутствии мер, стимулирующих деятельность торгующих этими продуктами предприятий и учреждений, их приобретение через магазины в настоящее время прекратилось. Таким образом, решение проблемы детского питания на уровне федеральных органов государственной власти носит противоречивый характер. Имеется серьезный разрыв между декларируемыми мерами и неудовлетворительным уровнем их реализации. Цели, задачи и меры Целью государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации в области улучшения питания является обеспечение полноценным питанием детей, беременных женщин и кормящих матерей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) развить сферу производства и реализации детских продуктов питания; 2) обеспечить качество и безопасность детских продуктов питания; 3) проводить профилактическую витаминизацию детского населения, беременных и кормящих женщин; 4) провести гигиеническое воспитание и обучение населения рациональным принципам питания беременных, кормящих женщин и детей; 5) поддержать грудное вскармливание младенцев; 6) обеспечить сбалансированное питание детей в организованных коллективах; 7) реализовать социальные гарантии в области обеспечения рациональным питанием детского населения, поддержки питания беременных и кормящих женщин. Для выполнения поставленных задач на федеральном уровне потребуется реализация следующих мер: 1) создание экономических условий, стимулирующих работу имеющихся предприятий и цехов, специализирующихся на выпуске детского питания; реализация федеральной целевой программы "Развитие индустрии детского питания" с ориентацией ее на обеспечение ввода в действие предприятий с высокой строительной готовностью, разработка и изготовление отечественного технологического оборудования; совершенствование рецептур и технологии изготовления продуктов детского питания; использование сети молочных кухонь для организации на них промышленного производства жидких и пастообразных молочных продуктов для здоровых и больных детей раннего возраста; 2) развитие нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы производства, закупки и реализации продуктов детского питания, защиты качества и безопасности продуктов детского питания; 3) осуществление поэтапного перехода к регулярной профилактической витаминизации детского населения, беременных и кормящих женщин, в том числе на первом этапе (1995 - 1996 годы) только детей дошкольного и раннего школьного возраста, а также беременных и кормящих женщин в экологически наиболее неблагоприятных регионах; проведение витаминизации за счет витаминов отечественного производства и посредством закупок недостающего объема и ассортимента их по импорту; 4) обучение населения основам рационального питания детей различных возрастов; 5) широкое информирование населения о важности оказания женщинам поддержки во время грудного вскармливания на протяжении первых четырех - шести месяцев жизни ребенка. Достижение охвата грудным вскармливанием 80 процентов детей в возрасте до трех месяцев и 60 процентов - в возрасте до шести месяцев; 6) повышение сбалансированности питания несовершеннолетних в организованных коллективах, в том числе за счет обеспечения дошкольных, интернатных учреждений и общеобразовательных школ наборами продуктов в соответствии с возрастом и состоянием здоровья детей, а также пересмотра системы выделения средств на питание в этих учреждениях; 7) реализация гарантий государства в отношении обеспечения полноценным питанием детей, в том числе за счет обеспечения детей, беременных и кормящих женщин наборами продуктов и витаминов в обязательном ассортиментном минимуме. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция РФ 2. Распоряжение Президента Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 629-рп «О межведомственных рабочих группах при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов» 3. Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2005 г. № 1226 "О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике": 4. В. К. Юрьев, Г.И. Куценко «Общественное здоровье и здравоохранение» Издательство «Петрополис» Санкт- Петербург» 2000 г. 5. Журнал «Социс» № 12 2005г.
Страницы: 1, 2
|